Становление мирового рынка




Мировой рынок

Торговля распространилась всюду и продолжает распространяться, разнося по всем углам мира плоды цивилизации.

Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Это и зафиксировал в своих путевых заметках в последней четверти прошлого века замечательный русский писатель.

Становление мирового рынка

Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история, практиковался уже в Помпеях, в Остии или Тимгаде Римском (Северная Африка). Свои рынки имели Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины (V в. до н.э.), остров Делос (I—III вв. до н.э.), в средние века — Рим, Лион, Венеция, в XVII-XVIII веках — Восточная Гвинея, Ливерпуль, Нант, другие западноевропейские города.

С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний рынок — национальный рынок — международный рынок — мировой рынок»

Мировой рынок (world market) — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией теории международной экономики.

Внутренний рынок — форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны.

Международный рынок — часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

Национальный рынок — внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.

 

Международная торговля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: