Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь




Вразныхстранах и в разные периоды истории соотношение между частной и общественной собственностью различно и может меняться. В поисках эффективности или в каких-то целях государства проводят то национализацию, то приватизацию собственности.

Национализация (от лат. natioплемя, народ)это обобществление собственности, передача её из частных рук в государственные. Она может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) или безвозмездной (без компенсации, т.е. насильно).

Первостепенная задача переходной экономики заключается в создании необходимых предпосылок для перехода к рыночной экономике, для ускоренного разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Реформирование госсобственности, как и проведение экономических реформ в Республике Беларусь, обусловлено необходимостью повышения эффективности работы отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.

В качестве главных задач реформирования государственной собственности в республике были выдвинуты следующие направления:

· повышение эффективности производства и структурная перестройка;

· развитие предпринимательства и инициативы на разных уровнях и в различных формах хозяйствования;

· рациональное использование производственного потенциала и обеспечение расширенного воспроизводства;

· повышение эффективности белорусской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

· привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития предприятий;

· содействие в развитии социальной защиты населения.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования хозяйства в условиях рыночных отношений является разгосударствление экономики.

Понятия разгосударствления и приватизации даны в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хозяйственными объектами.

Цели разгосударствления:

· обеспечение необходимого уровня независимости и экономической ответственности производителей;

· создание конкурентной среды для эффективного функционирования рыночной экономики.

Разгосударствление собственности в двух направлениях:

· путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

· путем разгосударствления собственности, т.е. создания новых частных, коллективных предприятий и приватизации действующих.

Однако за государством сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права на государственные объекты.

В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управлять ими.

Основные задачи, решаемые в процессе приватизации:

· обеспечение экономической свободы граждан;

· разрушение монополии государства в производственно-комерческой деятельности и создание конкурентной среды для эффективного функционирования экономики;

· передача функций непосредственного руководства деятельностью предприятия производителям продукции (услуг);

· повышение экономической ответственности товаропроизводителей за результаты своей деятельности;

· сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

Принципы приватизации:

· сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации;

· право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности;

· предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· контроль за проведением приватизации со стороны государства;

· обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

· постепенность, поэтапность, соблюдение законности;

· дифференциация методов, форм и процедур приватизации.

Какие объекты государственной собственности подлежат приватизации? Это, прежде всего, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, предприятия автотранспорта, деревообрабатывающих и строительных материалов, законсервированные объекты, жильё и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» не приватизируются объекты здравоохранения, образования, военной обороны, производство ликероводочных изделий, табачных изделий, выпуск ценных бумаг, телевидение, радио, типографии, институты Академии наук Республики Беларусь, театры, музеи и т.д.

Субъекты приватизацииэто граждане Республики Беларусь, юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы и лица без гражданства.

В мировой практике существуют различные способы приватизации:

· реституция (возврат собственности бывшим владельцам);

· продажа собственности сторонним лицам;

· продажа собственности работникам предприятия;

· ваучеризация (распределение госсобственности среди держателей ваучеров);

В настоящее время в Республике Беларусь действуют два метода приватизации:

· безвозмездная передача объектов гражданам;

· возмездная (денежная) приватизация.

Приватизация посредством купли-продажи государственной собственности обеспечивает реальную смену собственника и свидетельствует о заинтересованности покупателя в приватизации, но в условиях ограниченности наличных денежных средств у населения и у предприятий, может затянуться на долгие годы.

При безвозмездной передаче государственного имущества обеспечивается социальная справедливость. Быстро создается круг потенциальных собственников их числа не только производственной, но и социальной среды. Однако нет уверенности, что они действительно станут собственниками; а если станут, то будут хорошими руководителями.

Различны и способы приватизации:

· превращение государственного предприятия в акционерное общество;

· выкуп собственности арендным предприятием;

· продажа объектов государственной и муниципальной собственности на аукционах, по конкурсам;

· выдача каждому гражданину республики именных приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество».

Источником финансирования приватизации могут служить:

· средства предприятия (часть чистой прибыли, часть фондов экономического стимулирования и др.);

· средства граждан (личные средства, именные приватизационные чеки граждан Республики Беларусь);

· банковские кредиты, денежные средства страховых компаний;

· средства иностранных инвесторов;

· средства от выпуска ценных бумаг;

Средства от приватизации республиканской собственности зачисляется в доход республиканского бюджета, коммунальной собственности – в доход соответствующих административно-территориальных подразделений.

В процессе приватизации могут принимать участие и иностранные инвесторы.

Процесс приватизации должен пройти в два этапа: первый этап – так называемая «малаяприватизация», объектами которой выступают предприятия коммунальной собственности (магазины, парикмахерские, кафе и т.д.);

второй этап – приватизация средних и крупных объектов с привлечением иностранных инвесторов.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель.

Но в статье 13 Конституции Республики Беларусь записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: