Вразныхстранах и в разные периоды истории соотношение между частной и общественной собственностью различно и может меняться. В поисках эффективности или в каких-то целях государства проводят то национализацию, то приватизацию собственности.
Национализация (от лат. natio – племя, народ) – это обобществление собственности, передача её из частных рук в государственные. Она может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) или безвозмездной (без компенсации, т.е. насильно).
Первостепенная задача переходной экономики заключается в создании необходимых предпосылок для перехода к рыночной экономике, для ускоренного разгосударствления и приватизации государственной собственности.
Реформирование госсобственности, как и проведение экономических реформ в Республике Беларусь, обусловлено необходимостью повышения эффективности работы отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.
В качестве главных задач реформирования государственной собственности в республике были выдвинуты следующие направления:
· повышение эффективности производства и структурная перестройка;
· развитие предпринимательства и инициативы на разных уровнях и в различных формах хозяйствования;
· рациональное использование производственного потенциала и обеспечение расширенного воспроизводства;
· повышение эффективности белорусской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;
· привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития предприятий;
· содействие в развитии социальной защиты населения.
Одним из важнейших условий эффективного функционирования хозяйства в условиях рыночных отношений является разгосударствление экономики.
|
Понятия разгосударствления и приватизации даны в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».
Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хозяйственными объектами.
Цели разгосударствления:
· обеспечение необходимого уровня независимости и экономической ответственности производителей;
· создание конкурентной среды для эффективного функционирования рыночной экономики.
Разгосударствление собственности в двух направлениях:
· путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность;
· путем разгосударствления собственности, т.е. создания новых частных, коллективных предприятий и приватизации действующих.
Однако за государством сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.
Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация.
Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права на государственные объекты.
В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управлять ими.
Основные задачи, решаемые в процессе приватизации:
· обеспечение экономической свободы граждан;
· разрушение монополии государства в производственно-комерческой деятельности и создание конкурентной среды для эффективного функционирования экономики;
|
· передача функций непосредственного руководства деятельностью предприятия производителям продукции (услуг);
· повышение экономической ответственности товаропроизводителей за результаты своей деятельности;
· сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.
Принципы приватизации:
· сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации;
· право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности;
· предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
· контроль за проведением приватизации со стороны государства;
· обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
· постепенность, поэтапность, соблюдение законности;
· дифференциация методов, форм и процедур приватизации.
Какие объекты государственной собственности подлежат приватизации? Это, прежде всего, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, предприятия автотранспорта, деревообрабатывающих и строительных материалов, законсервированные объекты, жильё и т.д.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» не приватизируются объекты здравоохранения, образования, военной обороны, производство ликероводочных изделий, табачных изделий, выпуск ценных бумаг, телевидение, радио, типографии, институты Академии наук Республики Беларусь, театры, музеи и т.д.
|
Субъекты приватизации – это граждане Республики Беларусь, юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы и лица без гражданства.
В мировой практике существуют различные способы приватизации:
· реституция (возврат собственности бывшим владельцам);
· продажа собственности сторонним лицам;
· продажа собственности работникам предприятия;
· ваучеризация (распределение госсобственности среди держателей ваучеров);
В настоящее время в Республике Беларусь действуют два метода приватизации:
· безвозмездная передача объектов гражданам;
· возмездная (денежная) приватизация.
Приватизация посредством купли-продажи государственной собственности обеспечивает реальную смену собственника и свидетельствует о заинтересованности покупателя в приватизации, но в условиях ограниченности наличных денежных средств у населения и у предприятий, может затянуться на долгие годы.
При безвозмездной передаче государственного имущества обеспечивается социальная справедливость. Быстро создается круг потенциальных собственников их числа не только производственной, но и социальной среды. Однако нет уверенности, что они действительно станут собственниками; а если станут, то будут хорошими руководителями.
Различны и способы приватизации:
· превращение государственного предприятия в акционерное общество;
· выкуп собственности арендным предприятием;
· продажа объектов государственной и муниципальной собственности на аукционах, по конкурсам;
· выдача каждому гражданину республики именных приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество».
Источником финансирования приватизации могут служить:
· средства предприятия (часть чистой прибыли, часть фондов экономического стимулирования и др.);
· средства граждан (личные средства, именные приватизационные чеки граждан Республики Беларусь);
· банковские кредиты, денежные средства страховых компаний;
· средства иностранных инвесторов;
· средства от выпуска ценных бумаг;
Средства от приватизации республиканской собственности зачисляется в доход республиканского бюджета, коммунальной собственности – в доход соответствующих административно-территориальных подразделений.
В процессе приватизации могут принимать участие и иностранные инвесторы.
Процесс приватизации должен пройти в два этапа: первый этап – так называемая «малаяприватизация», объектами которой выступают предприятия коммунальной собственности (магазины, парикмахерские, кафе и т.д.);
второй этап – приватизация средних и крупных объектов с привлечением иностранных инвесторов.
Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель.
Но в статье 13 Конституции Республики Беларусь записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства».