ДОВЕРЕННЕЙШЕЕ ЛИЦО ИМПЕРАТРИЦЫ




 

Вступление Вяземского в должность генерал-прокурора совпало со многими важными реформами, проводимыми Екатериной II, Они коснулись как высших государствен­ных органов, так и местных. В своей преобразовательской деятельности императрица рассчитывала опираться на свое­го генерал-прокурора. Она понимала, что не все, даже са­мые приближенные к трону сановники полностью одобряют ее политику и стоят за проведение реформ. Поэтому не случайно она писала Вяземскому в "секретнейшем наставле­нии", что генерал-прокурор должен пользоваться ее "совер­шенной доверенностью". С его помощью она хотела действо­вать против "наисильнейших" людей в государстве и Сена­те, если бы им вздумалось выйти из дозволенных границ.

В царствование Екатерины II происходит резкое возвы­шение генерал-прокурора над другими должностными ли­цами и учреждениями. Он становится гораздо ближе к им­ператрице, чем его предшественники, пускает все более глу­бокие корни практически во всех сферах деятельности.

Генерал-прокурор получает возможность существенно влиять на законодательную практику и весь ход управле­ния. Екатерина II фактически сделала генерал-прокуратуру самостоятельным органом, действующим не только вместе с Сенатом, как это было ранее, но и помимо Сената.

Разделение Сената на департаменты в 1763 году еще бо­лее усилило власть генерал-прокурора. Теперь он стал руко­водителем целой коллегии обер-прокуроров, находившихся по одному при каждом департаменте (кроме Первого).

Как писал исследователь истории российской прокурату­ры А. Градовский, "генерал-прокуратура явилась удачным дополнением личного начала к учреждениям коллегиаль­ным ".

Н.Д. Чечулин также отмечал, что "возможная основатель­ность, разносторонность и беспристрастие решений обеспе­чивались коллегиальностью обсуждения дел; необходимая быстрота и энергия в исполнении значительно выигрывали от того, что исполнителем являлось одно лицо".

В первые годы после разделения Сената на департаменты генерал-прокурор, кроме общего руководства органами про­куратуры, оставался при Первом департаменте, в котором были сосредоточены все важнейшие дела государственного управления.

Первому департаменту были подведомственны, в частно­сти, дела "государственные и политические", а именно: "ве­домости о числе народа", дела по ревизиям душ мужского пола, дела финансовые, в том числе сюда поступали все све­дения о доходах и расходах, дела по герольдии, по Синоду, а также по важнейшим коллегиям: камер-, ревизион-, берг-, мануфактур-, коммерц-коллегии, штатс-конторе, по кол­легии иностранных дел (с пограничными комиссиями и канцелярией опекунства иностранцев), дела по соляной и банковской конторам, по Тайной экспедиции, по монетному департаменту, по канцелярии конфискации, по магистра­там и управлениям разными заводами.

Следовательно, на все решаемые в Сенате дела по этим ведомствам генерал-прокурор мог оказывать прямое влия­ние.

Генерал-прокурор был основным докладчиком от Сената перед императрицей. Он объявил в Общем собрании Сената все Высочайшие повеления для немедленного их исполне­ния и каждую неделю представлял Екатерине II копии с этих повелений с отметкой об исполнении.

Сами сенаторы относились к этой обязанности генерал-прокурора очень придирчиво. Сенатор И.В. Лопухин вспоминал такой случай. Из губернского магистрата в Московскую уголовную палату было внесено дело о поддельных векселях. Подозрение пало на двух знатных и богатых купцов, которых суд решил взять под стражу. Однако они скрылись от следствия и приехали в Петербург искать защиты у императрицы. Она приказала взять из Московской уголовной палаты дело для предварительного его рассмотрения. Именной указ об этом объявил в Сенате не Вяземский, а обер-прокурор Гагарин. Сенатор Лопухин категорически возражал против передачи дела, ссылаясь на то, что указ Государыни объявил не сам генерал-прокурор, а его помощник. Но большинство сенаторов все же не решились конфликтовать с прокурорской властью и приняли решение выслать дело в Петербург.

Вяземский, как и все его предшественники, оставался начальником Сенатской канцелярии. Канцелярии же департаментов находились в ведении обер-секретарей, работавших под непосредственным контролем и надзором обер-прокурора.

В канцеляриях, по обыкновению, всегда было много случайных людей, которые с прохладцей относились к службе, привыкли к праздности и безделью. Екатерина II предложила Вяземскому "переменить всех сумнительных и подо зрительных без пощады", что он и сделал. По вопросам более четкой работы канцелярии Вяземский издал свыше 25 приказов, в частности: о хранении служебной тайны, в ко­тором грозил "жесточайшим наказанием" за неисполнение этого требования; о запрещении, под любым предлогом, брать из канцелярии дела на дом (чиновники частенько но­сили с собой различные дела); о том, чтобы все протоколы и другие документы, подготовленные для сенаторов, предва­рительно представлялись ему на просмотр (он всегда лично смотрел все эти бумаги). Вяземский вменил в обязанность всем служащим, чтобы они, отлучаясь из своих квартир, говорили домашним, куда идут, "дабы их можно было бы сво­евременно разыскать".

Помимо решения сложных государственных вопросов, генерал-прокурор был обременен большой текущей канце­лярской работой: просмотром бумаг и писем, составлением различных предложений и "ордеров" обер-прокурорам и т.п. Когда вал канцелярщины захлестывал его, он обращал­ся к Екатерине II, и она специальным указом освобождала его от этой работы и разрешала поручить кому-либо из обер-прокуроров ту часть канцелярских дел, которую он найдет возможным передать. Так, когда Вяземский был занят це­лыми днями в Комиссии по составлению проекта нового Уложения, Екатерина II издала указ, в котором отметила: "дозволить те дела, кои он не столь важными найдет, по рассмотрению своему, препоручить обер-прокурорам Сената, кому он рассудит, а они имеют по тем делам смотрение иметь и исполнение чинить на основании должности своей, его же, генерал-прокурора, о происшествии оных уведом­лять".

Указом от 19 сентября 1774 года Екатерина II учредила должность обер-прокурора и при Первом департаменте Се­ната. С этого времени генерал-прокурор освобождался от те­кущей канцелярской работы по департаменту. На него было возложено "главное смотрение" в департаментах Сената за делами государственными и "интересными", то есть наибо­лее важными, а также ведение дел секретных и всех дел по Общему собранию Сената.

Тем не менее влияние генерал-прокурора на дела, рас­сматриваемые в департаментах, не ослабло. На любой де­партамент распространялась его власть, которая "в инст­рукции его предписана". Он имел возможность, "когда за­благорассудит, для дел важных и его объяснений требую­щих, приезжать в департаменты и в оных присутствовать".

Указ подтверждал сложившуюся практику, по которой все дела от Сената направлялись императрице исключитель­но через генерал-прокурора. "Поелику генерал-прокурор есть директор сенатской канцелярии, — говорилось в указе, — то все доклады, рапорты и мемории и словом все, что только Нашему, поднесению или докладу из Сената следует, имеет быть к Нам препровождено чрез генерал-прокурора на преж­нем основании".

Вяземский мог опротестовать любое решение сенаторов и "остановить" его, передав все дело с сенатским мнением и своим рассуждением на усмотрение императрицы. Однако ему предлагалось в своих донесениях "поступать осторожно и рассмотрительно, дабы кому бесчестия не учинить". В случае неясного или сомнительного дела он обязан был до­носить, только посоветовавшись "с кем заблагорассудится". При этом указывалось, чтобы "более недели в том не меш­кать". Если же дело было ясное, то генерал-прокурор дол­жен был немедленно доносить.

Широкие полномочия предоставлялись и помощникам генерал-прокурора. Обер-прокуроры вправе были, если на­ходили нужным, даже единогласно принятое департамен­том Сената решение "остановить" и перенести рассмотрение этого вопроса в Общее собрание. Здесь уже все зависело от генерал-прокурора, который мог поддержать своего помощ­ника, если считал его действия обоснованными и правиль­ными, либо отклонить его протест.

Вяземский занимался не только делами, относящимися к его должности генерал-прокурора. Постепенно, начиная с середины 60-х годов XVIII века, Екатерина II поручает ему ведение самых разнообразных дел. В 1765 году он был на­значен начальником Межевой экспедиции; в 1767 году ра­ботает в Комиссии по составлению проекта нового Уложе­ния; с 1769 года, на время войны с Турцией, при Высочай­шем дворе стал действовать особый Совет, и Вяземский стал его членом. Начиная с 1771 года в руках Вяземского сосре­доточилась вся финансовая отчетность по Синоду и губерн­скому управлению. До 1781 года он исполнял обязанности Государственного казначея и был директором ассигнацион­ного банка со всеми его конторами. По финансовым вопро­сам к нему шло очень много поручений императрицы. В сентябре 1764 года она писала Вяземскому: "Князь Алек­сандр Алексеевич. Прикажите в конную гвардию обменять пять тысяч рублей медных денег на серебреные, понеже к ним вексель пришол на такую сумму от офицера, который послан для покупки лошадей; а на медные оны много поте­ряют, и то не мешкав, понеже вексель".

С 1780 года Вяземский стал заведовать всеми денежны­ми делами за границей.

Екатерина II поручала ему работы по осушению болот под Петербургом, строительство Фонтанки, Екатерининско­го канала, городового вала и театра, а также "водяные рабо­ты" в Риге, почтовое дело. С 1789 года он управлял экспе­дицией о государственных доходах.

И это только перечень основных обязанностей, легших на плечи генерал-прокурора Вяземского.

Таким образом, Вяземский в царствование Екатерины П руководил финансами, государственным хозяйством и всем внутренним управлением, сохраняя при этом свою роль главного блюстителя законов.

Н.В. Муравьев в книге "Прокурорский надзор в его уст­ройстве и деятельности" писал об этом периоде генерал-про­куратуры: "Значение генерал-прокурора постоянно возра­стало, сфера деятельности его расширялась включением в нее все новых и новых обязанностей и дел, так что к концу царствования Екатерины генерал-прокурор уже стал во гла­ве всей внутренней администрации и управлял разнообраз­нейшими ее отраслями, получая на свое имя большую часть высочайших указов и повелений, которые лишь для соблю­дения формы объявлялись через Сенат".

Другой исследователь истории прокуратуры Н.Д. Чечу­лин писал, что генерал-прокурор "оказался во главе целого ряда отдельных отраслей управления, благодаря чему к не­му должны были все чаще и чаще обращаться президенты коллегий, генерал-губернаторы, губернаторы и другие пред­ставители власти".

Об этом же писал и М.В. Клочков в "Журнале Министер­ства юстиции" № 4 за 1912 год: "Таким образом, круг дея­тельности генерал-прокурора, совпадавший раньше с кру­гом деятельности Сената, получил свой особый радиус и вы­ходил из той плоскости, которая предназначена была для Сената. Генерал-прокурор отделился от Сената, встал ближе к Государыне, его власть принимала министерский харак­тер. Время Екатерины II заложило прочный фундамент для должности генерал-прокурора, который возвысился среди других, сановников, освободился от прямого воздействия на него Сената, забрал нити управления в свои руки и, будучи постоянным докладчиком по делам перед Государыней, час­тыми беседами с нею укреплял свое влияние на дела. Толь­ко фавориты затмевали генерал-прокурора".

Все прокуроры работали под контролем и наблюдением генерал-прокурора Вяземского. Это относилось в равной ме­ре как к обер-прокурорам Сената, так и к прокурорам кол­легий, контор, губерний.

Хотя обер-прокуроры были вполне самостоятельны в ре­шении дел, относящихся к их департаментам, генерал-про­курор Вяземский решительно пресекал любые попытки выйти за дозволенные им полномочия.

В этом отношении характерен такой случай. Екатерина II в декабре 1763 года установила штат в шестом департа­менте Сената в количестве 53 человек, в том числе: один обер-секретарь, три секретаря, восемь канцеляристов и т.п. Однако в марте 1764 года обер-прокурор департамента Камынин обратился с рапортом к Вяземскому, в котором пи­сал, что "по множеству в том департаменте нерешенных и впредь вступаемых дел оным штатным числом исправиться невозможно". Он просил ввести дополнительно в штат кан­целярии департамента 29 человек, в том числе еще одного обер-секретаря и трех секретарей. В ответ Вяземский напи­сал, что и из других департаментов были такие же предло­жения, но разрешения Екатерины II на увеличение штатов "не последовало". Он предложил "исправляться прежним" числом чиновников.

После этого генерал-прокурор получил от Камынина ра­порт о том, что "неотступная к нему от челобитчиков по имеющимся делам просьба" понудила его в департаменте "употребить в должности второго обер-секретаря и секрета­рей разных членов к тому способных ".

Такое своеволие не осталось без последствий. Вяземский тут же написал рапорт Екатерине II, которая распорядилась о том, чтобы "держаться Нами конфирмованного штата, а впредь господину Камынину мимо команды подобных пред­ложений не делать".

Все перемещения обер-прокуроров департамента дела­лись Вяземским только с согласия императрицы. 27 августа 1764 года она писала генерал-прокурору: "Отпустите к Мос­кве Соймонова, а покамест означю в третьем департаменте обер-прокурора, то велите оную должность править графу Федору Орлову".

Наиболее важные доклады императрице, например о подборе прокуроров в коллегии и губернии, генерал-проку­рор Вяземский подписывал вместе со своими помощниками, обер-прокурорами.

Сложными были отношения Вяземского с обер-прокуро­ром Святейшего Синода. В свое время генерал-прокурор Трубецкой почти полностью подчинил себе синодского про­курора. Однако в дальнейшем положение несколько изме­нилось.

Политика Екатерины II была направлена на то, чтобы Синод не вышел из сферы ее влияния, особенно четко это проявилось в вопросе о монастырских вотчинах. Смелый го­лос ростовского митрополита Арсения Мациевича, реши­тельно восставшего против политики Екатерины и ее попы­ток лишить церковь громадных материальных средств, ис­пугал императрицу. Арсений Мациевич оказался в Тайной экспедиции. Сама же она открыто заговорила о своем беспо­воротном решении передать все монастырские вотчины в го­сударственное имущество и создала для этих целей специальную комиссию. Членов Синода она называла не иначе, как "государственным и особами".

Для того, чтобы проводить свою политику в Синоде, она назначала нужных ей обер-прокуроров Синода. В июне 1763 года этот пост занял Иван Иванович Мелиссино.

Спустя два месяца она издала указ о назначении за обер-прокурорский стол (то есть помощником Мелиссино) одного из своих любимцев, восходящего фаворита камер-юнкера Григория Потемкина, дав ему подробную инструкцию. Однако он фактически к своим обязанностям не при­ступил.

С одной стороны, императрица подтвердила право обер-прокурора Синода непосредственно сноситься с верховной властью по делам церковного управления. С другой стороны, полной самостоятельности не предоставляла. Так, в 1763 году она издала указ, в котором писала: " Указы наши словесные принимать повелеваем от членов Святейшего Синода, от генерал-прокурора и обер-прокурора синодского, от дежурных генерал-адъютантов и от правящего Нашим кабинетом".

Кроме того, обер-прокурор Синода не вправе был смотреть за решениями Синода по финансовым вопросам. Эти обязанности лежали на генерал-прокуроре.

В 1768 году Екатерина II вместо Мелиссино назначила обер-прокурором Синода бригадира Петра Петровича Чебышева. Это назначение — лишнее подтверждение того, что императрица стремилась полностью подчинить себе орган духовного управления.

Чебышев принадлежал к тем свободомыслящим людям, которые вполне усвоили философские взгляды на религию, не только не имевшие ничего общего с воззрениями самих членов Синода, но и прямо противоположные им. Тот факт, что обер-прокурор Синода был человек, открыто заявлявший о своих атеистических взглядах, говорит о том, в какое положение поставила императрица высшее церковное учреждение, которое должно было мириться с этим. К тому же он, по отзывам современников, был груб и невоздержан.

Спустя несколько лет Екатерина II заменила его Акчуриным, который уже не принадлежал к когорте религиозных вольнодумцев. С его назначением Екатерина сочла возможным возвратить обер-прокурору Синода право следить за финансовой деятельностью синодальных членов. 28 мая 1781 года она пишет по этому поводу Вяземскому: "Мы на­ходим пристойным, чтоб все при Синоде Нашем денежные расходы ведены были под наблюдением синодального обер-прокурора, а в конторе синодской под смотрением тамошнего прокурора".

Однако и при этом обер-прокурор Синода и прокурор синодской конторы должны были все ведомости представлять генерал-прокурору и получать его "резолюцию", поступая в переписке с ним так же, как и сенатский обер-прокурор.

Отношения Вяземского с обер-прокурорами Синода И.Н. Аполлосом и А.И. Мусиным-Пушкиным, занимавшим этот пост после увольнения Акчурина, строились на той же ос­нове.

Генерал-прокурор Вяземский, будучи достаточно дально­видным политиком, старался окружить себя талантливыми и инициативными чиновниками, способными самостоятель­но принимать решения, умевшими грамотно и быстро со­ставить нужные бумаги, подготовить доклады и т.п. Неко­торые из них достигли высоких государственных постов. При его канцелярии, в частности, служил Г.Р. Державин, впоследствии ставший сенатором и генерал-прокурором. Первое время молодой поэт пользовался большим доверием Вяземского, часто бывал у него дома, читал ему свои стихи, играл с ним в карты. Охлаждение Вяземского к Державину наступило после того, когда поэт написал оду "Фелица". Ге­нерал-прокурор усмотрел в ней сатиру на себя и обиделся. Со своей стороны и Державин весьма нелицеприятно отзы­вался о Вяземском.

Под началом Вяземского служили также А.И. Васильев, ставший первым русским министром финансов, А.В. Храповицкий, занявший пост статс-секретаря Екатерины II, ав­тор интересных "Записок" и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: