Тема: Развитие у детей представлений и практических ориентировок в пространстве
План
1. Понятие о пространстве и пространственной ориентировке
2. Значение формирования пространственных представлений у дошкольников
3. Генезис пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
1. Содержание п онятия о пространстве и пространственной ориентировке
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета.
Пространство — это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность.
Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.
В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы:
- кинестетический (двигательный),
- осязательный,
- зрительный,
- слуховой,
- обонятельный.
При восприятии пространства главными являются зрительные и двигательные (кинестетические) анализаторы, а дополнительными — осязательные, слуховые и обонятельные анализаторы.
Выражение «пространственная ориентация» - это ориентировка на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве подразумевается:
А) определение «точки стояния», т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам. Например, «Я нахожусь справа от дома» и т.п.
Б) определение места нахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве. Например, «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня».
В) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».
Проблему восприятия пространства детьми раннего и дошкольного возраста исследовали П. Ф. Лесгафт, М. Ю. Кистяковская, Б. Г. Ананьев, Т. А. Мусейибова, Э. Я. Степаненкова и др. В частности:
Ø - П. Ф. Лесгафт и М. Ю. Кистяковская изучали особенности зрительной ориентировки в пространстве на основе двигательных ощущений.
Ø - Б. Г. Ананьевым сделан психологический анализ поэтапного развития пространственных ориентировок у детей разного возраста. Им обосновано, что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу. В школьном возрасте учащиеся ориентируются в пространстве по основным сторонам горизонта.
Ø - В исследовании Т. А. Мусейибовой разработана методика обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от себя, от любого предмета, на основе словесных указаний.
Ø - Э. Я. Степаненкова исследовала развитие пространственных ориентировок в связи с организацией занятий по физической культуре и пешеходных прогулок.
Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве.
Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве — это:
- ориентировка на собственном теле (знание частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела, обозначение расположения частей своего тела соответствующими пространственными терминами, сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале);
- на плоскости стола (располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названных направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов);
- на листе бумаги (правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина).
Начальная ориентировка в большом пространстве — это:
- знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка в помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении, на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т.д.).
Особенности восприятия пространства дошкольниками
- В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.
- В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево.
- В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей.
Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно:
- вначале он следит за горизонтально движущимся предметом (вперед – назад, налево – направо)
- затем вертикально (вверх – вниз).
- и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости.
- Затем начинает осваивать глубину пространства.
Основными принципами формирования представлений и понятий о пространстве являются:
v постепенность,
v последовательность,
v использование в обучении наглядности в сочетании чувственного и логического,
v учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Главными дидактическими средствами формирования ориентировки в пространстве следует считать:
§ собственную двигательную активность ребенка,
§ использование художественных картин, иллюстраций, фотографий,
§ сочетание наглядности, образа со словом в виде схем, таблиц, моделей и др.
Основными методами и приёмами являются:
· организация активной деятельности ребенка;
· наблюдение, рассматривание картин, таблиц;
· объяснения, указания;
· дидактические игры и упражнения.