СВОДКА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,




поступивших по результатам публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия

В ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1318, в период с 24 июля по 31 июля 2019 года проведены дополнительные публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества, по результатам которых в отношении проекта акта получены замечания и предложения Cоюза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири», ПАО «Татнефть», АО «Восточный порт», ООО «Приморский торговый порт», ООО «Балтийская стивидорная компания», ООО «Стивидорная компания «Малый порт», АО «АК «Железные дороги Якутии», Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства, ООО «Центр коммунального сервиса», не содержащие замечаний по проекту акта. Замечания и предложения ОАО «РЖД», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НОВАТЭК», АО «Сибирская угольная энергетическая компания», Ассоциации «Совет производителей энергии», Ассоциации морских торговых портов, АО «Мурманский морской торговый порт», Национальной Мясной Ассоциации, Национального Союза свиноводов, Российского птицеводческого союза, НО «Союзроссахар», НП СРО «Национальный союз мясопереработчиков», Национального союза производителей молока, Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД», АО «Ростерминалуголь», юриста, экоаудитора Б.А. Фоменко были учтены при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия.

 

№ п/п Содержание замечания/предложения по проекту/отчету
1. В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029, деятельность по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа, отнесена к I категории. Вместе с тем Критерии не учитывают объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, степень их токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства, классы опасности отходов, которые должны учитываться при отнесении объектов к той или иной категории в соответствии с частью 2 статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). Деятельность по добыче сырой нефти и природного газа осуществляется на объектах обустройства месторождений нефти и газа, в составе которых имеются как площадные объекты (площадки скважин, ДНС, КНС ЦКПН, ЦПС, ЦППН и т.п), так и коридоры коммуникаций к ним, площадки скважин и внутрипромысловые трубопроводы различного назначения составляют подавляющее большинство. Проведенный анализ наличия веществ I и II классов опасности в составе выбросов от объектов нефтедобычи Общества, отнесенных Критериями к I категории, показал их отсутствие на объектах нефтедобычи, которые представляют собой герметичные системы сбора и транспорта газоводонефтяной эмульсии (кусты скважин, трубопроводы и РВС), кроме объектов подготовки нефти (ЦКПН, ЦПС, ЦППН и т.п.). Например, валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от скважин и оборудования, расположенных на одной кустовой площадке Общества, не превышает 0,004 т/год. На объектах добычи и транспорта сырой нефти и попутного нефтяного газа отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. В шламовых амбарах, расположенных на некоторых кустовых площадках Общества, размещаются отходы бурения не выше IV и V классов опасности. Кроме того, для обезвреживания отходов III-IV классов опасности предприятиями нефтедобычи применяются мобильные мусоросжигательные установки небольшой производительности (до 180 кг/час), также отнесенные Критериями к объектам I категории. Эти установки, на которых фактически обезвреживается незначительное количество отходов III класса опасности, оказывают незначительное воздействие на атмосферный воздух ввиду их периодической работы на удаленных от населенных пунктов производственных площадках, отсутствия в выбросах загрязняющих веществ, обладающие высокой степенью токсичности, канцерогенности и мутагенности, отсутствия сбросов загрязняющих веществ. Таким образом, отнесение к I категории деятельности по добыче сырой нефти и природного газа на объектах добычи и транспорта сырой нефти и попутного нефтяного газа, а также установок термического обезвреживания отходов, без учета количества обезвреживаемых на них отходов III класса опасности, противоречит статье 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которой к объектам I категории должны относиться объекты, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду и относящиеся к области применения наилучших доступных технологий. Кроме того, отнесение всех объектов нефтедобычи без учета количественных показателей их негативного воздействия на окружающую к I категории с 1 января 2019 г. привело к необходимости проведения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) проектной документации. В результате чего, стандартный срок в 95 дней, необходимый для прохождения государственной экспертизы, получения разрешения на строительство объектов нефтедобычи и уведомление органа строительного надзора (Ростехнадзора), после которого можно начинать строительные работы, увеличился более чем в 3 раза – до 290 дней. Троекратное увеличение срока на получение со стороны государства всех необходимых разрешений для начала строительства объектов нефтедобычи является административным барьером и создает неблагоприятные условия для инвестиций в нефтяную промышленность (увеличение почти на 200 дней срока проведения всех государственных экспертиз приведет к переносу сроков реализации инвестиционных проектов в нефтедобыче). Помимо вышеизложенного отнесение всех объектов нефтегазодобычи (без оценки их воздействия на окружающую среду) к I категории влечет за собой необходимость оформления комплексных экологических разрешений (далее – КЭР), механизм получения которых до настоящего времени не урегулирован законодательством. Объекты I категории, кроме обязательного государственного строительного надзора, подлежат также государственному экологическому надзору федерального уровня, что является дополнительным административным барьером и нагрузкой на недропользователей. В проекте акта предусматривается введение количественных критериев для смежных отраслей с нефтедобычей, что позволит оптимизировать их работу по отнесению объектов к НВОС и получению разрешительных документов, при этом по объектам нефтедобычи никаких дифференцированных количественных показателей не вводится, и вся отрасль вся остается в первой категории, что вызывает глубокое непонимание, поскольку в соответствии с Критериями ко II категории (менее опасной) отнесены объекты, связанные с использованием ядерных установок, радиационных источников, хранением радиоактивных отходов. Учитывая изложенное, предлагается дополнить проект акта и установить количественные критерии отнесения объектов к объектам I категории. Дополнить проекта акта пунктами следующего содержания: «п.1 б) объекты подготовки нефти, в том числе сырой, и природного газа, на которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ I и II классов опасности»; «пункт 1 н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок: По обезвреживанию отходов производства и потребления I-III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению, с проектной мощностью 3 тонны/час и более»; Дополнить пункт 3 проекта акта пунктом «д» следующего содержания «Объекты добычи и транспорта сырой нефти, попутного нефтяного и природного газа».
2. Для достижения целей предлагаемого регулирования, обозначенных в сводном отчете, полагаем целесообразным скорректировать подпункт «б» пункта 1 Критериев. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» с 1 января 2019 г. обязательно проведение ГЭЭ проектной документации при строительстве, реконструкции объектов I категории (объекты по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа). Таким образом, с 1 января 2019 г. проектная документация на строительство, реконструкцию всех объектов нефтегазодобычи будет подлежать ГЭЭ, т.е. к объектам I категории будут относиться все объекты, на которых выполняются работы по добыче нефти и природного газа, например: скважины, кустовые площадки, внутрипромысловые нефтесборники, газопроводы, водоводы высокого давления, компрессорные станции, дожимные насосные станции, также линии электропередач, подъездные автомобильные дороги, установки предварительного сброса воды и др. Ежегодно на месторождениях Группы Компаний «Роснефть» строится порядка 3500 нефтяных и газовых скважин и 8000 объектов обустройства. Стоимость проведения одной указанной экспертизы составляет в среднем 500 тысяч рублей. Срок проведения указанной экспертизы с учетом публичных обсуждений – 6-8 месяцев. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: - уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); - уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления. В то же время в действующих Критериях категорийность объектов определена в целом по нефтегазовой отрасли, без учета фактически оказываемого уровня воздействия на окружающую среду конкретных производств (объектов), выраженного в количественных единицах (объемов выбросов, сбросов токсичных загрязняющих веществ) и/или производительной мощности объекта. Такой подход представляется необоснованным и необъективным, так как однотипные производства с одинаковой мощностью (например, объекты, на которых осуществляется переработка газа проектной производительностью 500 млн. тонн в год и более или объекты, на которых производятся нефтепродукты с проектной производительностью 1 млн. тонн в год и более) могут оказывать совершенно разной степени негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от качества исходного перерабатываемого сырья и уровня оснащенности производства очистными сооружениями. При этом необходимо отметить, что объекты добычи и газа в силу специфики данного технологического процесса не оказывают значительного воздействия на окружающую среду: 1) в процессе добычи нефти и газа отходы 1, 2 классов опасности (чрезвычайно опасные, высокоопасные отходы) не образуются, вклад в общее количество образующихся отходов по России объектов добычи нефти и газа менее 0,002 %, из них 3 класс опасности – менее 10 %. Основную долю отходов составляют отходы бурения (4-5 класс опасности), образующиеся в ходе строительства скважин, а не в технологическом процессе добычи нефти и газа, который отнесен к областям применения НДТ; 2) суммарно вклад всех объектов ТЭК в сбросы сточных вод в водные объекты менее 3 % от всех сбросов по России, вещества 1-2 класса опасности в составе сбросов отсутствуют; 3) выбросы загрязняющих веществ 1-2 класса опасности на объектах добычи нефти и газа составляют менее 0,01 % от валовых выбросов и источниками таких выбросов являются сварочные работы, работа дизельных электростанций и иных вспомогательных процессов. Основная масса выбросов при процессах добычи нефти связана со сжиганием попутного нефтяного газа, механизмы сокращения которого уже реализуются за счет увеличения процента полезного использования попутного нефтяного газа и создания соответствующей инфраструктуры. При этом валовые выбросы от источников выбросов на месторождениях находятся в пределах допустимых выбросов и создаваемые ими приземные концентрации, в том числе от сжигания попутного нефтяного газа, не превышают санитарно-гигиенических нормативов; 4) согласно санитарной классификации предприятий объекты добычи нефти относятся к III классу опасности, за исключением объектов по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов. Таким образом, необоснованное отнесение всех объектов добычи нефти и газа к I категории приведет к: дополнительным временным и финансовым затратам нефтегазодобывающих компаний на разработку новой природоохранной документации и прохождение ГЭЭ всех объектов капитального строительства, в том числе объектов обустройства месторождений; кратному увеличению нагрузки федеральных органов исполнительной власти на организацию и проведение государственной экологической экспертизы и выдачу комплексных разрешений; отсрочке от 6 мес. и более строительства и ввода в эксплуатацию всех новых месторождений и соответствующим экономическим потерям. Кроме того, отмечаем, что согласно предлагаемым изменениям постановления (новая редакция пункта 5 постановления), остальные объекты при осуществлении хозяйственной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (участки недр предоставляются в пользование, в том числе и для добычи УВС) будут относиться к III категории. С учетом изложенного необходимо уточнить (конкретизировать) критерии отнесения к объектам I категории, а именно отнести к объектам I категории объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов (в соответствии с разделом 7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относятся к объектам первого класса опасности). С учетом изложенного предлагаем дополнить п. 1 Проекта подпунктом следующего содержания: «подпункт «б» изложить в следующей редакции: «б) по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа, а именно объекты по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов;».
3. Дополнить пункт 1 проект акта подпунктами следующего содержания: «в подпункте «ч» после слов «по выращиванию и разведению свиней» изложить текст в редакции «, имеющих массу тела более 30 кг (с проектной мощностью 42 000 мест и более);»; «в подпункте «ц» после слов «по разведению сельскохозяйственной птицы» изложить текст в редакции «мясного направления (с проектной мощностью 4,1 млн. птицемест и более), сельскохозяйственной птицы яичного направления (с проектной мощностью 2 млн. птицемест и более);».
4. Дополнить пункт 2 проекта акта подпунктами следующего содержания: «в подпункте «м» после слов «по выращиванию и разведению свиней» изложить текст в редакции «, имеющих массу тела более 30 кг (с проектной мощностью менее 42 000 мест);»; «в подпункте «л» после слов «по разведению сельскохозяйственной птицы» изложить текст в редакции «мясного направления (с проектной мощностью менее 4,1 млн. птицемест), сельскохозяйственной птицы яичного направления (с проектной мощностью менее 2 млн. птицемест);».
5. В соответствии с пояснительной запиской проект акта разработан на основе данных, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предложений Росприроднадзора, основанных на итогах практики постановки объектов на государственный учет, а также обращений граждан, юридических лиц и субъектов Российской Федерации. Проектом акта вносятся изменения в Критерии в части отнесения к объектам соответствующих категорий хозяйствующих субъектов электроэнергетики. Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 проекта акта критерием отнесения объекта к объектам I категории, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, устанавливается, в том числе, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по производству электрической энергии, пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием установок по сжиганию с суммарной установленной генерирующей мощностью 250 МВт и более, работающих на твердом и жидком топливе в качестве основного, или с суммарной установленной генерирующей мощностью 500 МВт и более, работающих на газообразном топливе в качестве основного. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств. В то же время масса загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1 тонны условного топлива газа составляет около 6 кг, а при сжигании 1 т у.т. жидких топлив и угля – в 60 раз больше, около 360 кг. Таким образом, газовая генерирующая установка (котел) в 60 раз более экологична, чем угольная (или мазутная) генерирующая установка. При этом валовые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от газовых тепловых электростанций (далее – ТЭС) составляют порядка 15% всех суммарных выбросов тепловой электроэнергетики Российской Федерации. Исходя из существенно различных экологических характеристик твердых и жидких видов топлива по сравнению с газом, а также ввиду отсутствия при сжигании газа в выбросах загрязняющих веществ I и II класса опасности, считаем необходимым исключить из объектов I категории тепловые электростанции (далее – ТЭС), использующие газ в качестве основного топлива. Вместе с тем в проекте постановления неочевидными являются граничные условия для критерия отнесения электрогенерирующих установок и теплогенерирующих установок к объектам II и IV категории. В предыдущей редакции проекта постановления граничные условия для критерия отнесения электрогенерирующих установок и теплогенерирующих установок к объектам IV категории были установлены на уровне менее 3,5 МВт и менее 3 Гкал/ч, соответственно), очевидно, что исходя из равенства 1 МВт = 0,86 Гкал/ч. В представленной редакции проекта постановления критерии отнесения электрогенерирующих установок и теплогенерирующих установок к объектам IV категории установлены на уровне менее 1 МВт и менее 3 Гкал/ч (без учета вида основного топлива). В то же время механизм установления граничных условий критериев отнесения объектов ко II категории (для электрогенерирующих установок с проектной мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт, работающих на твердом и жидком топливе в качестве основного, и менее 500 МВт и более 7МВт, работающих на газообразном топливе в качестве основного, и для теплогенерирующих установок с проектной мощностью 20 Гкал/ч и более) непонятен. Вместе с тем при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и, соответственно, присвоении категории объектов электроэнергетики учитывается мощность резервного оборудования, предназначенного для работы в аварийных режимах. В том числе, это распространяется на объекты с энергопринимающими устройствами первой категории надежности, для которых должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861. Учитывая, что время работы резервных источников питания незначительно, данное оборудование не должно учитываться при категорировании объектов. С учетом изложенного считаем необходимым изложить в следующей редакции: 1) подпункт «в» пункта 1 проекта постановления: «е) по производству электрической энергии тепловыми электростанциями с использованием в составе электростанций генерирующего оборудования с установленной генерирующей (электрической) мощностью 250 МВт и более (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на твердом или жидком топливе в качестве основного;». 2) подпункт «а» пункта 2 проекта постановления: «а) по производству: электрической энергии тепловыми электростанциями с использованием в составе электростанций генерирующего оборудования с установленной генерирующей (электрической) мощностью менее 250 и более 125 МВт (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с установленной генерирующей (электрической) мощностью 500 МВт и более (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на газообразном топливе в качестве основного; пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными с использованием в составе котельных генерирующего оборудования с тепловой мощностью 215 Гкал/час и более (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с тепловой мощностью 430 Гкал/час и более (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на газообразном топливе в качестве основного;». 3) Подпункт «б» пункта 5 проекта постановления: «7. Осуществление на объекте деятельности по производству электрической энергии тепловыми электростанциями с использованием в составе электростанций генерирующего оборудования с установленной генерирующей (электрической) мощностью менее 3,5 МВт (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с установленной генерирующей (электрической) мощностью менее 7 МВт (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на газообразном топливе в качестве основного; по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными с использованием в составе котельных генерирующего оборудования с тепловой мощностью менее 3 Гкал/час (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с тепловой мощностью менее 6 Гкал/час (без учета автономных аварийных и резервных источников), работающего на газообразном топливе в качестве основного.».
6. Подпунктом «щ» пункта 1 проекта акта использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств также предлагается отнести к объектам I категории. В редакции законопроекта: «п) подпункт «щ» изложить в следующей редакции: щ) по добыче, в том числе использованию отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств: угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);...» и далее по тексту. Предлагаемая редакция полностью противоречит логике категорирования. Предлагаем сохранить действующую редакцию Критериев.
7. Целью проекта акта является оптимизация распределения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по категориям, в связи с чем проектом постановления предусмотрены изменения установленных критериями ограничений по производственным мощностям, а также детализация видов деятельности и учет видов деятельности, не упомянутых в критериях. С учетом того, что объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в пункт 6 Критериев (пункт 3 письма Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354). Между тем, в соответствии с действующими Критериями (пункты 5 и 6), не достаточно четко разграничены по уровням воздействия объекты III категории объектов от объектов IV категории. На сегодняшний день объект может быть отнесен к IV категории при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности. При этом не установлено, в соответствии с каким документом хозяйствующий субъект подтверждает отсутствие в составе выбросов указанных веществ. В целях конкретизации предлагается в подпункте «а» пункта 6 Критериев после слов «I и II классов опасности, радиоактивных веществ» дополнить словами «либо концентрация которых ничтожна мала». Кроме того, в виду внесения дополнительного критерия по отнесению объектов капитального строительства к объектам III категории необходимо внести дополнительные корректировки в пункт 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» в части определения срока постановки на государственный учет строящихся объектов.
8. Доработанный разработчиком проект акта не снимает проблемы необоснованного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории, от платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов, не относящихся к ТКО. Для решения данной проблемы предлагаем изложить пункт 5 проекта акта в следующей редакции «В пункте 6: а) в подпункте «а»: перед словом «наличие» дополнить словами «отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или», дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа»; б) дополнить подпунктом «в»: «в) направленные на размещение отходы, образовавшиеся в результате деятельности на объекте, являются исключительно твердыми коммунальными отходами» в) пункт 7 изложить в следующей редакции: «7. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 3 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренными подпунктами «б» и «в» пункта 6 настоящего документа.».
9. Согласно подпункту «з» пункта 2 проекта акта к объектам II категории будут отнесены объекты, осуществляющие деятельность по сливу (наливу) нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде. При этом в действующей редакции Критериев такой критерий отсутствует. Вместе с тем, по информации участников публичных консультаций, при осуществлении деятельности по сливу (наливу) нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде единственный вид негативного воздействия на окружающую среду – выбросы в атмосферные воздух являются временным явлением и осуществляются непродолжительное время при операциях по сливу/наливу нефтепродуктов, не имеют систематического воздействия на окружающую среду и должны купироваться с целью минимизации воздействия, в том числе на человека и антропогенную среду. Аргументы разработчика проекта акта о том, что деятельность по сливу (наливу) нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде и эксплуатации нефтебаз по хранению нефти сопровождается разливами нефтепродуктов, при которых наносится существенный вред окружающей среде, не могут служить обоснованием для повышения категории объекта НВОС. Разливы нефтепродуктов при указанных видах деятельности являются вероятностными аварийными ситуациями, не должны допускаться при эксплуатации объектов и не носят постоянный характер воздействия на окружающую среду. Также в соответствии с подпунктом «з» пункта 2 проекта акта критерием отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием межпромысловых трубопроводов. По мнению участников публичных консультаций, присвоение II категории газовым трубопроводам, включая газовые распределительные сети, является необоснованным. Так, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870, понятие «сеть газораспределения» включает в себя практически все газопроводы за пределами территории потребителей газа. При эксплуатации данных объектов, учитывая технологическую специфику газо- и нефтетранспортного оборудования и линейных сооружений, отсутствуют выбросы опасных загрязняющих веществ в атмосферу, не образуются сточные воды и отходы производства и потребления. Кроме того, обособление осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде в качестве отдельного критерия отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду к объектам II категории, также является нецелесообразным, поскольку на каждом предприятии, которое производит или использует в своей деятельности нефтепродукты, осуществляется налив и слив нефти и нефтепродуктов, то есть это не самостоятельный вид хозяйственной деятельности. Таким образом, считаем необходимым исключить из подпункта «з» пункта 2 проекта акта слова «по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде».
10. Согласно данным Росприроднадзора в структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по видам экономической деятельности на предприятия, занимающиеся производством продуктов питания, приходится всего 143,7 тыс. тонн или 0,8% выбросов загрязняющих веществ. По данным Росстата, на 1 января 2017 года в Российской Федерации действовало 51 986 крупных и средних промышленных предприятий, из них 16 686 (32,1%) составляли предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, на долю которых приходится всего 0,8% всех выбросов загрязняющих веществ в стране. Таким образом, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности не могут быть отнесены к объектам I категории с учетом незначительного уровня негативного воздействия хозяйствующих субъектов данной отрасли экономики. Так, в настоящее время из 74 действующих сахарных заводов 8 отнесены к объектам I категории. В случае принятия проект акта и изменения Критериев все сахарные заводы будут отнесены к объектам I категории, что повлечет существенные единовременные расходы хозяйствующих субъектов на исполнение всех требований природоохранного законодательства, предъявляемых к объектам I категории. Сахарным заводам, отнесенным к I категории, потребуется с 1 января 2019 г. оснастить предприятия автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ. Срок создания системы контроля (включает системы учета выбросов) не может превышать 4-х лет с момента получение КЭР. Объекты I категории НВОС, из перечня 300 должны получить КЭР до 31 декабря 2022 года, остальные – до 1 января 2025 года. Внедрение автоматических систем контроля и учета выбросов и сбросов маркерных загрязняющих веществ – 7 источников на один завод. По предварительной оценке поставщиков, стоимость системы для сахарной отрасли составит от 12,0 млн. рублей до 15 млн. рублей – от 6,3 до 7,8 млрд рублей для 74 сахарных заводов. При недостижении нормативов сбросов и выбросов сахарные заводы I категории обязаны разработать программу повышения экологической эффективности и реализовать ее в течении 7 лет. На реализацию программы повышения экологической эффективности, в случае присвоения сахарным заводам I-й категории, потребуются значительные финансовые средства. Для сахарной отрасли (74 сахарных завода), по экспертной оценке, потребуется на: - автоматизацию насосных станций – 50-60 млн. рублей на 1 завод, всего 3700 – 4440 млн. рублей; - приобретение и установку технологического оборудования – 140-200 млн. рублей на 1 завод, всего 10360 – 14800 млн. рублей; - автоматизацию котлоагрегатов в ТЭЦ – 60-70 млн. рублей на 1 завод, всего 4440 – 5180 млн. рублей; - внедрение автоматизированной системы контроля – всего 6,3-7,8 млрд. рублей. Таким образом, расходы по отрасли могут возрасти от 24,8 до 32,2 млрд. рублей.
11. Проектом акта предлагаются новые формулировки подпункта «х» пункта 1 и подпункта «к» пункта 2, в том числе с применением законодательно неопределенных терминов «растительное сырье» и «животное сырье». В частности, в разных нормативных правовых актах под растительным сырьем могут пониматься и зерновые культуры, и ягоды, корни, плоды, листки различных деревьев и кустарников. К животному сырью могут быть отнесены не только мясо животных, но и шкуры, пух, перья, кожевенное сырье и кости. Таким образом, проект акта предлагает распространить действующее регулирование на неограниченное количество видов продукции, что не может быть признано уточнением положений действующих Критериев.
12. Согласно абзацу второму подпункта «в» пункта 3 проекта акта к объектам II категории предлагается отнести объекты, эксплуатирующие железнодорожные пути необщего пользования, не соответствующие критериям, установленным в разделе IV Критериев (в настоящее время к объектам II категории относятся только «объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта»). Вместе с тем железнодорожные пути необщего пользования не могут относиться к объектам НВОС, так как они не оказывают предусмотренные законодательством виды негативного воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов). Таким образом, относить указанные объекты к объектам III категории нецелесообразно, в том числе с учетом предлагаемой проектом акта оговорки. В связи с чем указанный критерий отнесения объектов НВОС ко II категории из абзаца второго подпункта «в» пункта 3 проекта акта считаем необходимым исключить.
13. Согласно подпункту «к» пункта 2 проекта акта к объектам II категории предлагается отнести хозяйственную деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки с проектной вместимостью 100 тыс. тонн и более (согласно действующей редакции к объектам II категории относятся объекты складирования и хранения нефти и продуктов ее переработки с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более). Предлагаемое проектом акта снижение критерия до 100 тыс. тонн представляется необоснованным, так как деятельность по хранению нефти и нефтепродуктов с проектной вместимостью 100 тыс. тонн оказывает незначительное воздействия на окружающую среду (только периодические незначительные выбросы в атмосферный воздух при осуществлении операций по заполнению/опорожнению резервуаров). В связи с чем подпункт «к» пункта 2 проекта акта считаем необходимым исключить.
14. К объектам I категории в подпункте «и» пункта 1 проекта акта предлагается отнести «захоронение отходов III – V классов опа<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: