Анализ произведения «История одного города»




ПЛАН

Урока теоретического обучения №42

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата: 12.11.2021

Группа:8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

Тема: Романы: "История одного города", "Господа Головлевы". Своеобразие художественной формы, особенности их фантастики и психологизма.

Цели: дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику;

Ход урока

Организационный момент

История создания романа

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»

Первоначально Салтыков-Щедрин хотел написать несколько рассказов из «жизни дворянского гнезда» и включить их в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». («Благонамеренные» – благонадежные; существенный признак благонамеренности – ненависть к людям независимого образа мыслей, «нигилистам».)

Поощренный хорошими отзывами Некрасова о главе «Семейный суд», писатель-сатирик продолжил написание головлевской хроники. Роман «Господа Головлевы» (1880 г.), по мнению критиков, – одно из самых мрачных произведений Салтыкова-Щедрина.

Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях дореформенной и пореформенной России. Тема распада «дворянского гнезда», ее физического и морального разложения определила сюжет и композицию произведения. Один за другим уходят из жизни помещики Головлевы... В их судьбе раскрывается главная мысль романа. В чем причина вымирания Головлевых? Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, запой, хищничество, пустословие. В такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность. С господами народ произведет суровый и справедливый «расчет

Писатель на примере вырождения семьи Головлевых показывает закономерности гибели эксплуататорского класса. Раскрытию идейного содержания помогает композиция романа. («Семейный суд» – умирает Степан, «По-родственному» – умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» – самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» – умирают Арина Петровна и Петр, «Расчет» – умирает Иудушка Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька.)

Суров и мрачен щедринский пейзаж. Общий характер пейзажа запечатлен в словах: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении». Автор наводит читателя на мысль о страшной несправедливости, царящей в жизни. За картинами унылой природы угадывается образ обездоленной русской деревни, где «все говорит об угнетении», о тяжелом положении народа… Салтыков-Щедрин хотел сказать «о необратимых последствиях, к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны».

Ответ на вопрос: Формирование характера Иудушки. Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлева? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?

Анализ произведения «История одного города»

«История одного города» - в сущности, сатирическая история русского общества. И.С.Тургенев

«Необходимо знать историю города Глупова, - это наша русская история». Максим Горький

Оставив службу в 1868 году, Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения.

Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках 60-х годов.

Накопленные за годы службы впечатления нашли отражение в этом произведении.

Работа над произведением закончена автором в 1870 году.

Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. Повесть состоит из следующих частей:

· От издателя. Обращение к читателю. О корени происхождения глуповцев. Опись градоначальникам. Органчик. Сказание о шести градоначальницах. Известие о Двоекурове. Голодный город. Соломенный город. Фантастический путешественник. Войны за просвещение.Эпоха увольнения от войн. Поклонение мамоне и покаяние. Подтверждение покаяния. Заключение. Оправдательные документы.

Начинается повесть со слов автора. В главе «От издателя» он представляется издателем, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове.

После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «корни происхождения глуповцев», в котором автор даёт первые зарисовки сатиры на исторические факты.

Сначала приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Князь править ими согласился. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.

Князь прибыл собственною персоною в Глупов и закричал: „Запорю!“. С этими словами начались исторические времена».

Далее следует собственно основная часть «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников».

Наиболее ярким образам посвящены целые главы:

1. Дементий Варламович Брудастый (глава «Органчик»).

2. Петр Петрович Фердыщенко (главы «Голодный город», «Соломенный город», «Фантастический путешественник»).

3. Василиск Семенович Бородавкин (главы «Войны за просвещение»)

4. Подполковник Прыщ («Эпоха увольнения от войн»).

5. Последний глуповский градоначальник — Угрюм-Бурчеев («Подтверждение покаяния. Заключение»).

Повесть замыкают «оправдательные документы», то есть сочинения различных градоначальников, как-то: Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, писанные в назидание прочим градоначальникам.

Образы градоначальников

В последнем градоначальнике, Угрюм-Бурчееве, не осталось ничего человеческого, у него отсутствуют чувства и эмоции, автор сравнивает его с механизмом. Бесчувственность Угрюм-Бурчеева наводит ужас на посетителей. «Он не топал ногами, не жестикулировал, не повышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не заливался начальственно-язвительным смехом… Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования». Затем он устремлял пристальный, мертвенный взгляд на посетителя. Этого застывшего взгляда вынести никто не мог. Взгляд его был «светлый, как сталь» и «совершенно свободный от мысли». Писатель замечает: «Разума он не признавал вовсе и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений». Угрюм-Бурчеев был лишен даже чувства гнева, раздражения, ненависти, что делало общение с ним еще страшнее. Автор прямо говорит, что перед нами – идиот. Далее в тексте он не раз называет так градоначальника. Приняв какое-то безумное решение, Угрюм-Бурчеев шел напролом, считая себя правым во всем. Он решил регламентировать всю жизнь глуповцев, более того, подчинить себе весь мир, «и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни назад, ни вперед, ни направо, ни налево». Так в произведении возникает образ пустыни, в которую превращают все вокруг себя тупые, ограниченные начальники. Символически выглядит портрет Угрюм-Бурчеева. На картине он одет в военного покроя сюртук, в руке «Устав», кругом пейзаж пустыни, в середине которой стоит тюрьма, а вместо неба надо всем нависла серая солдатская шинель. Пустыня символизирует рай – в ней нет никого, никто не беспокоит.

Салтыков-Щедрин создал монументальный образ, сочетающий в себе самые отвратительные, враждебные человеку качества. Градоначальник победил в себе «всякое естество», у него «деревянное лицо», окаменевшая фигура. Он «со всех сторон наглухо закупоренное существо», действует, как бездушный механизм: ни жалости, ни сочувствия, ни понимания. Писатель-сатирик добился необычайного эффекта обобщения, показав в образе «всевластного идиота» самую суть тирании.

Петр Петрович Фердыщенко является градоначальником города Глупов с 1772 г. по 1779 г. Градоначальник Фердыщенко - это пожилой человек, старик: "...мирное управление престарелого бригадира..." "...сердце привередливого старца." "...засыпающие чувства старика..." Фердыщенко носит звание бригадира. "Петр Петрович Фердыщенко, бригадир..." По происхождению Фердыщенко - простой крестьянин, бывший солдат. Когда-то он служил денщиком у князя Потемкина: "Бывший денщик князя Потемкина." Фердыщенко обладает небольшим умом, но при этом косноязычен (то есть имеет дефект речи): "При не весьма обширном уме был косноязычен." В начале своего правления Фердыщенко проявляет себя как добродушный и ленивый градоначальник: "Этот добродушный и несколько ленивый правитель..." "Как и все добрые начальники, бригадир..." Фердыщенко - очень простой человек: "...простоте своего начальника, бригадира Петра Петровича Фердыщенка. И действительно, Фердыщенко был до того прост, что летописец считает нужным неоднократно и с особенною настойчивостью остановиться на этом качестве..." "Прост он был, – поясняет летописец, – так прост, что даже после стольких бедствий простоты своей не оставил". Петр Петрович Фердыщенко - неискусный, бестолковый градоначальник: "Начальство же кругом себя видим неискусное, ко взысканию податей строгое, к подаянию же помощи мало поспешное." "...бригадир своим административным неискусством сам не взволновал общественного мнения." Фердыщенко - лукавый человек: "Но лукавый бригадир только вертел хвостом..." "...на лице его показывалась какая‑то сомнительная улыбка, которая не предвещала ничего доброго…" По мнению глуповцев, Фердыщенко - глупый, дурной старик: "...от твоей глупости..." "Одумайся, старче! Оставь свою дурость!" Фердышенко - легкомысленный человек: "...бригадирово легкомыслие чуть‑чуть не навлекло на них новой беды." Петр Петрович Фердыщенко - распущенный, рыхлый начальник: "...был распущен и рыхл..." Фердыщенко - гунявый старик (слово "гунявый" может означать гнусавый, плешивый или неуклюжий): "А на что мне тебя… гунявого?" "...куда тебе, гунявому, на́ бога лезти!" При Фердышенко город Глупов несколько лет живет вполне счастливо: "1776‑й год наступил для Глупова при самых счастливых предзнаменованиях. Целых шесть лет сряду город не горел, не голодал, не испытывал ни повальных болезней, ни скотских падежей..." В начале своего правления Фердыщенко ни во что не вмешивается и ведет себя дружелюбно: "Он ни во что не вмешивался, довольствовался умеренными данями, охотно захаживал в кабаки покалякать с целовальниками, по вечерам выходил в замасленном халате на крыльцо градоначальнического дома и играл с подчиненными в носки, ел жирную пищу, пил квас и любил уснащать свою речь ласкательным словом «братик‑сударик»." Фердыщенко не собирает недоимки с граждан: "Недоимки запустил..." При Фердышенко глуповцы впервые обретают свободу и живут без притеснений: "...мирное управление престарелого бригадира должно было показаться и «благоденственным» и «удивления достойным». В первый раз свободно вздохнули глуповцы и поняли, что жить «без утеснения» не в пример лучше, чем жить «с утеснением»." "...мы при нем, батюшке, свет у́зрили! Теперича, вышел ты за ворота: хошь – на месте сиди; хошь – куда хошь иди! А прежде сколько одних порядков было – и не приведи бог!" На 7-ом году правления Фердыщенко как будто сходит с ума. Он становится деятельным и настойчивым начальником. Причиной этой перемены становится его любовь к замужней женщине Аленке, а затем - к девушке Домашке: "Но на седьмом году правления Фердыщенку смутил бес. Этот добродушный и несколько ленивый правитель вдруг сделался деятелен и настойчив до крайности: скинул замасленный халат и стал ходить по городу в вицмундире. Начал требовать, чтоб обыватели по сторонам не зевали, а смотрели в оба..." "Взбесившийся" Фердыщенко воюет с глуповцами и истязает их. Некоторые жители погибают из-за его глупостей: "Мало ты нас в прошлом году истязал? Мало нас от твоей глупости да от твоих шелепов смерть приняло?" "С помощью двух инвалидов бригадир перепутал и перетаскал на съезжую* почти весь город..." (*съезжая - помещение для арестованных) Фердыщенко - сластолюбивый старик. Сперва он силой поселяет у себя замужнюю женщину Аленку. Когда та погибает, он силой поселяет у себя крестьянку Домашку: "...с новой жертвой своего сластолюбия…" "Таким образом, пожирая Домашку глазами, он просидел до вечера..." Из-за любовных приключений Фердыщенко город Глупов страдает от беспорядков, голода и пожара: "Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару." Незадолго до смерти Фердыщенко отправляется в нелепое, странное путешествие по окрестностям Глупова: "Фердыщенко вздумал путешествовать. Это намерение было очень странное, ибо в заведовании Фердыщенка находился только городской выгон, который не заключал в себе никаких сокровищ..." В ходе этого глупого путешествия Фердыщенко умирает от объедания: "Умер в 1779 году от объедения."

5.Домашнее задание: написать конспект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: