Примерный перечень первоисточников для самостоятельного изучения




Цель и задачи освоения дисциплины

Цель: ознакомление студентов с закономерностями психического развития и формирования личности в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

1. Знакомство с системой понятий и концепций, составляющих основу тезауруса возрастной и педагогической психологии.

2. Формирование представлений о возрастных особенностях и психологических условиях обучения и воспитания обучающихся.

3. Формирование способности к целостному видению ребенка, навыков аналитического подхода к концепциям обучения и развития личности.

3. Место дисциплины в структуре программы бакалавриата: дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогический», является базовой дисциплиной модуля и изучается в 4 семестре.

 

4. Объем дисциплины по видам учебной работы [1]

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Контактная работа (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
В том числе в интерактивной форме          
Самостоятельная работа (СР)          
Всего:          
Часы          
Зачетные единицы          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего/в интерактивной форме
  Теоретико-методологические основы возрастной и педагогической психологии            
  Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза            
  Психолого-педагогическое сопровождение развития личности и социализации в образовательном процессе            

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Теоретико-методологические основы возрастной и педагогической психологии Предпосылки выделения возрастной (детской) психологии как самостоятельной науки.Предмет, задачи и основные разделы возрастной и педагогической психологии. Связи возрастной и педагогической психологии с другими отраслями психологической науки, со смежными научными дисциплинами и частными методиками. Методологические основы психологического исследования и их реализация в возрастной и педагогической психологии. Методы возрастной и педагогической психологии. Методы организации психологического исследования, методы и методики сбора фактического материала (по Б.Г.Ананьеву). Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Понятие о врожденных особенностях психики. Социальные факторы как условие и источник психического развития. Биогенетические и социогенетические теории психического развития. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна (1874-1938). Движущие силы психического развития. Собственная активность ребенка как детерминанта развития. Внешняя и внутренняя деятельность. Понятие ведущей деятельности и ее значение для становления психики ребенка. Проблема соотношения обучения и развития в основных психологических школах. Уровни развития (по Л.С.Выготскому) и «зона ближайшего развития». Роль общения в процессе формирования психики. Основные концепции психического развития. Подход к психическому развитию как к научению в школе бихевиоризма (Э.Торндайк (1874-1949); Дж.Уотсон (1878-1958); Б.Скиннер (1904-1990). Психоаналитическая конценция детского развития (З.Фрейд (1856-1939); А.Адлер (1870-1937); К.Хорни (1885-1952); А.Фрейд (1895-1982); Э.Эриксон (1902-1994). Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии (М.Вертгеймер (1880-1943); В.Келер (1887-1967); К.Коффка (1886-1941). Исследования познавательного развития в генетической психологии (Ж.Пиаже (1896-1980); А.Валлон (1879-1962)). Подход к психическому развитию в гуманистической психологии (К. Роджерс (1902-1987)). Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, ее значение для возрастной психологии. Общественно-исторический характер длительности детства. Понятие возраста в психологии. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Периодизации развития личности и интеллектуальной сферы в раннем онтогенезе (психоанализ, генетическая психология). Критические и стабильные периоды психического развития ребенка. Современные периодизации.
  Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза Периодизация психического развития в дошкольном периоде: новорожденность, младенчество, раннее детство, собственно дошкольный возраст. Общая характеристика периода новорожденности. Изменение образа жизни при переходе к постнатальному детству. Беспомощность ребенка и ее значение для психического развития. Отличия развития человеческого младенца в первые недели жизни от развития детенышей животного. Особенности психического развития младенца. «Комплекс оживления», его значение. Ведущая роль общения со взрослыми. Значение эмоционально-экспрессивной функции общения для развития младенца. Чувство базового доверия к людям. Предпосылки развития мышления и речи. Развитие пассивной речи. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. Познание. Восприятие как ведущая функция. Кризис первого года жизни. Психическое развитие в раннем детстве. Предпосылки перехода к раннему детству. Основные достижения раннего возраста. Этапы развития предметной деятельности и ее значение для психического развития. Предпосылки появления сюжетно-ролевой игры. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Продуктивные виды деятельности. Формирование активной речи и ее значение для развития ребенка. Восприятие. Память, ее развитие и функции в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Возникновение стремления к самостоятельности. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Возникновение элементов самосознания (отношение к своему имени, идентификация с телом, формирование образа тела). Сущность и симптоматика «кризиса трех лет». Изменение характера деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. Ролевая игра как ведущая деятельность, ее психологическая сущность. Роль игры в формировании мотивов, произвольного поведения, развитии символического мышления, преодолении «эгоцентризма». Другие виды деятельности (продуктивные), их роль в развитии. Общая характеристика познавательных процессов. Развитие личности дошкольника. Возникновение элементарных форм общественных мотивов и иерархизация мотивационной сферы. Формирование произвольных форм поведения. Развитие нравственных чувств и эмоциональной сферы. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Формирование самосознания детей (В.С.Мухина). Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте. Кризис 7 лет, его особенности. Детско-родительские отношения и их влияние на развитие психики ребенка. Кризис семи лет. Поступление в школу как новый этап жизни. Предпосылки перехода в период младшего школьного возраста. Проблема готовности к школьному обучению. Основные компоненты готовности ребенка к школе. Психологическая характеристика готовности к школе, ее диагностика. Социально-психологическая сущность адаптации ребенка к школе. Факторы, обуславливающие успешную адаптацию к школе. Позиция школьника как определяющая систему отношений и место ребенка в обществе. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника. Ее структура, состав и возможности формирования. Психологическая сущность учебной мотивации. Виды учебных мотивов. Изменение мотивации в ходе возрастного и индивидуального развития, в ходе формирования учебной деятельности. Проблема оценки и отметки в учебной деятельности. Опыт безотметочного обучения. Учебная деятельность и развитие личности в младшем школьном возрасте. Значение других видов деятельности (игры, спорта, эстетической деятельности, общественно-полезной деятельности) в развитии личности. Развитие младших школьников в процессе трудового обучения. Речевая деятельность младшего школьника. Развитие психических процессов младшего школьника. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте. Особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения младшего школьника. Развитие эмоциональной сферы младших школьников. Социальная жизнь младших школьников. Школьник и коллектив сверстников. Факторы, обуславливающие статусное место младшего школьника в классе. Возникновение внутренней жизни, направленности на самого себя, возникновение самооценки и рефлексии как основных новообразований. Развитие самосознания. Роль учебной деятельности в становлении самооценки и притязаний младшего школьника. Особенности взаимоотношений младшего школьника с родителями и учителем. Психофизиологические и психологические предпосылки перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Возникновение «чувства взрослости» и тенденции к перестройке отношений со взрослыми. Система отношений взрослых к подросткам – условие возникновения трудностей в переходный период. Формы проявления «чувства взрослости». Возникновение нового типа общения в подростковом периоде. Роль общения для личностного развития подростка. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте. Осознание своего места в обществе и своих возможностей как основное новообразование. Потребность в самоутверждении. Особенности учебной деятельности подростка. Изменение познавательных интересов, первые проявления профессиональной направленности. Переход к элементам самообразования. Развитие познавательных процессов: понятийные формы мышления, внутреннее опосредование процессов памяти и др. Основные периоды юности. Ранняя юность. Зрелость физическая и социальная. Новая социальная позиция. Превращение учебной деятельности в учебно-профессиональную. Профессиональное самоопределение. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Устремленность в будущее, проблемы смысла жизни, формирование мировоззрения и морально-этических установок. Самосознание, самооценка, самоанализ, самовоспитание. Самоуважение. Психологические функции общения со сверстниками. Юношеская субкультура. Психосексуальное развитие. Юношеская дружба и любовь. Периодизация взрослости. Развитие в период взрослости. Критические периоды. Когнитивные возможности. Межличностное общение. Профессиональная деятельность и место человека в системе общественных отношений. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Когнитивные изменения. Личностные изменения. Подведение итогов жизни.
  Психолого-педагогическое сопровождение развития личности и социализации в образовательном процессе Основные подходы к проблеме соотношения обучения и развития. Сущность и теории обучения. Программированное обучение. Проблемное обучение. Теория «поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина. Понятие о развивающем обучении. Уровни развития и «зона ближайшего развития» ребенка. Обучение и сензитивные периоды развития психики. Роль обучения в формировании психических функций. Современные концепции развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Соотношение понятий «учение», «обучение», «научение», «развитие», «воспитание» в современной педагогической психологии. Обучение и его значение для умственного развития. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Значение развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Мотивы учения. Школьная отметка и оценка. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов. Психологические условия организации учебной деятельности школьников. Психологическое обоснование конспекта урока. Психолого-педагогические требования к качеству знаний школьников. Психологический анализ урока. Ученик как субъект учебной деятельности. Методы изучения личности учащегося. Наблюдение как способ изучения и формирования личности. Психологические механизмы усвоения знаний и умений. Формирование системы научных понятий – основа усвоения знаний. Понятие как логическая категория. Виды понятий. Операции с понятиями. Пути усвоения научных понятий. Проблема формирования приемов познавательной деятельности. Психологические механизмы формирования навыков. Психологические основы педагогического общения, его основные функции. Стиль общения педагога и его влияние на успешность учебной деятельности и формирование личностных качеств обучающихся. Педагогические установки педагога и их влияние на развитие личности обучающихся. Психологические особенности педагогической оценки обучающихся.

6. Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины:

а) основная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2012. – 811 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография / Центр развития научного сотрудничества, [авт. кол. Л.В. Андреевой]. – Новосибирск: ЦРНС, 2013. – 163 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).

3. Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Е.И. Исаев. – М.: Издательство Юрайт, 2015 – 347с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2016 – 460с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

5. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.А. Гуружапова. – М.: Издательство Юрайт, 2016 – 493с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

6. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Савенков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016 – 503с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

7. Хрестоматия по возрастной психологии. – М: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

8. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка /Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: МПСИ, 2005. – 656 с.

б) дополнительная литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 297 с.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранныетруды по психологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007 – 635 с.

3. Бодалев А. А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. — 1986. № 1. — С. 19-17.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: уч. пособ. для студентов пед. вузов. /Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.‑ М.: «Академия» 1999.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Академия, 2004. – 282 с.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000

8. Краснова О.В. Социальная психология старости [Текст]: Учеб. пособие для вузов / О.В. Краснова А.Г. Лидерс. – М.:Академия, 2002. -288 с.

9. Леонтьев А.А. Педагогическоеобщение. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. — 93 с.

10. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. [Текст]/ М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с. – (Справочник практического психолога).

11. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 243 с.

12. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия [Текст] /Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, М.; АСТ, 2001. – 560 с. – (Библиотека практического психолога).

13. Психология среднего возраста, старения, смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с. – (Мэтры психологии).

14. Психология старости и старения: Хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003.– 736 с.

15. Психология зрелости: Хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для вузов /Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2003. – 768 с. – (Психология семейных отношений).

16. Психология старости: Хрестоматия [Текст] / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2004. – 736 с. – (Психология семейных отношений).

17. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: Пер. с англ.. - 3-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.

18. Формированиеучебнойдеятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. Ломпшер и др.; Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1982. — 216 с.

19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для студентов вузов / Науч. ред. пер. на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. — 2. изд. — М.: Питер: Смысл, 2003. — 859 с.

20. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. – М.: Столетие, 1995. – 189 с.

21. Шадриков В. Д. Познавательныепроцессы и способности в обучении — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.

22. Шихи Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста [Текст] / Г.Шихи. – СПб.: Каскад, 2005. – 436 с. – (Мастерская психологии).

 

 

Примерный перечень первоисточников для самостоятельного изучения

(для любознательных)

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М: Прогресс., 1989.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986

3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983 (с. 55-84, 98-260)

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.-Воронеж, 1995

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001.

7. Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. – М., 1991

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М. Педагогика, 1982-84

9. Выготский Л.С. Проблема возраста /Собрание сочинений: В 6-ти т., Т.4. – М.: Педагогика, 1984

10. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч.: В 6 т., - М., 1983, - Т. 2

11. Давыдов В.В. Теория учебной деятельности // Теория развивающего обучения. – М., 1996

12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996

13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1986

14. Кэмпбэлл Р. Как на самом деле любить детей. – М., Знание, 1992

15. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.-Воронеж., 1998

16. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.-Воронеж, 1998

17. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990

18. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 1983

19. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972

20. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М.: Владос, 1998

21. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М, 1998

22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001

23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994

24. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977

25. Славина Л.С. Трудные дети (Психологи Отечества). – М.-Воронеж, 1998

26. Теории учения: Хрестоматия/Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской. – М.,1998

27. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1990

28. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.-Воронеж, 1998

29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989

30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978

31. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: