Подсчёт количества предметов




Вопрос № 1

Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему?

В начальной школе задачи, связанные с пропорциональными величинами, считаются одним из сложных видов текстовых задач. Они подразделяются на:

· задачи на нахождение четвертого пропорционального;

· на пропорциональное деление;

· на нахождение неизвестных по двум разностям.

Кроме того, специально рассматриваются задачи, связанные с движением.

Решение такого типа задач основывается на знании соответствующих связей между величинами. Это и вызывает трудности у младших школьников при решении. Дети часто не понимают сути процесса, который рассматривается в задаче, не знают характеризующих его величин и отношений между ними. Отсутствие правильных представлений об этих процессах приводит к тому, что школьники не могут самостоятельно разобраться в задаче, путаются в её условии, не вычленяют важные отношения между величинами, не могут спланировать последовательность своих действий при решении.

Решению задач данного вида предшествует хорошо продуманная подготовительная работа, в процессе которой идёт ознакомление с пропорциональными величинами и отношениями между ними. Довожу до сознания детей, что три величины, среди которых одна – постоянная - могут быть связаны прямой или обратной зависимостью. Первое знакомство с этими сложными понятиями начинаю с игры в магазин, где дети узнают о цене, количестве, стоимости и прямой зависимости между этими величинами: чем выше цена покупаемого предмета, тем больше стоимость покупки. Но, прежде, школьники должны разобраться в сути величин: число, обозначающее, сколько стоит один предмет, выражается словом «цена», а «стоимость» обозначается числом, показывающим, сколько стоят несколько одинаковых предметов. Обратную зависимость между пропорциональными величинами можно проследить, например, в задаче о расходовании материала: чем меньше расход материала, тем больше одинаковых изделий можно изготовить. Составляем тройки взаимообратных задач и учимся их записывать кратко в таблицу.

Краткую запись задач с пропорциональными величинами удобнее вести таблицей. Привожу примеры задач с разными величинами, связанными пропорционально:

Равномерное движение

Скорость Время Расстояние

 

Купля - продажа

Цена Количество Стоимость

 

Измерение массы

Масса 1 предмета Количество предметов Общая масса

 

Измерение длины

Длина 1 предмета Количество предметов Длина всех предметов

 

Работа

Производительность труда Время работы Объём работы

 

Расходование материалов

Норма расхода материала на 1 изделие Количество изделий Общий расход

 

Сбор урожая

Урожайность Площадь посева Весь урожай

 

Заполнение ёмкости

Скорость заполнения Время заполнения Объём ёмкости

 

Подсчёт количества предметов

Количество предметов в 1 наборе Количество наборов Общее количество предметов

 

В практике используют разные способы работы с таблицей, направленные на формирование умения вести поиск решения задачи.

Некоторые способы работы с таблицей:

1. Составление задачи по выражению и частично заполненной таблице

2. Соотнесение частично заполненной таблицы с задачами на различные процессы

3. Исправление ошибок в заполненной таблице

4. Сравнение таблиц, составленных к взаимо – обратным задачам;

5. Составление задачи по данному решению и запись её условия в таблице;

6. Подбор чисел к данному условию задачи и её решение

 

И другие способы работы с таблицей развивают когнитивное мышление, учат младших школьников осознанно осуществлять поиск решения, решать задачу разными способами и обоснованно выбирать наиболее рациональные из них.

На подготовительном этапе учащиеся должны научиться решать простые задачи с тройками величии разного рода.

Позднее из этих простых задач составляют составные нетиповые задачи в два действия. Например: Мама купила 3 пакета муки по 2 килограмма в каждом и 1 кг яблок. Какова масса всей покупки?

Эту задачу можно разделить на 2 простых.

1 задача – на нахождение общей массы муки с тройкой величин.

2 задача – на нахождение суммы двух величин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: