ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Автореферат - см. авторский реферат.




Часть I Основы аналитико-синтетической переработки информации

 

Автореферат - см. авторский реферат.

Авторский реферат один из видов рефератов, выделяемых по исполнителю. Он составляется самим автором источника..

Аналитико-синтетическая переработка документов (АСПД) - это процессы преобразования содержания документов с целью их анализа, извлечения необходимых сведений, а также их оценки, сопоставления и обобщения. Основными видами АСПД являются аннотирование, реферирование и составление обзоров, т.е. подготовка вторичных документов, «свернутых» по содержанию.

Аналитическая рекомендательная аннотация - один из видов рекомендательных аннотаций. Она характеризует условия эффективного использования определенной (новой, ценной и полезной для конкретного потребителя) информации, содержащейся в источнике.

Аннотация (от латинского слова annotatio - "замечание") - результат процесса аннотирования. В теории информации аннотация определяется как краткая характеристика источника с точки зрения его назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации - ответ на вопрос, о чем говорится в источнике.

Аннотирование - один из видов аналитико-синтетической переработки документов. С точки зрения теории информации, аннотирование - это процесс, цель которого дать краткую характеристику источника с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. В результате процесса аннотирования составляется аннотация.

Библиографическое описание источника включает указание на автора, название, выходные данные, количество страниц, другие сведения (факультативно).

Виды аналитико-синтетической переработки документов (АСПД) - аннотирование, реферирование и составление обзоров, т.е. подготовка вторичных документов, «свернутых» по содержанию.

Иллюстративный реферат - один из видов рефератов, выделяемых по форме изложения. Это реферат, составленный в виде иллюстраций.

Индикативный реферат - один из видов рефератов, выделяемых по цели реферирования. Он содержит не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого источника. Все второстепенное для данной темы опускается. Поэтому его называют также указательным или рефератом-резюме.

Информативный реферат - один из видов рефератов, выделяемых по цели реферирования. Он содержит в обобщенном виде все основные положения источника, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, результатах и сфере применения. Поэтому его называют также расширенным, фактографическим или рефератом-конспектом.

Машинный реферат - один из видов рефератов, составляемых по исполнителю. Он составляется автоматически с помощью специальных компьютерных программ.

Монографический реферат - один из видов рефератов, выделяемых по количеству реферируемых источников. Это реферат, составленный по одному источнику.

Обзорный реферат - см. реферативный обзор.

Описательная рекомендательная аннотация - один из видов рекомендательных аннотация. Она характеризует условия эффективного использования всей информации, содержащейся в источнике.

Параллельное изложение основного содержания источников (в реферативном обзоре) - такой способ изложения, когда содержание источников излагается в соответствии с кругом проблем, затронутых в них. В большей степени соответствует цели реферативного обзора, чем последовательное изложение.

Последовательное изложение основного содержания источников (в реферативном обзоре) - такой способ изложения, когда источники рассматриваются один за другим. Является более примитивным способом по сравнению с параллельным изложением.

Расширенный реферат - см. информативный реферат.

Рекомендательная аннотация - один из видов аннотаций, выделяемых по методам анализа первичного текста. Она характеризует текст с точки зрения рационального использования имеющейся в нем информации из определенной сферы общественной деятельности. Предназначается для конкретной категории потребителей (специалистов в данной области) и обычно составляются специалистами в данной области. Цель рекомендательной аннотации -дать обобщенное представление о новизне и ценности аннотируемого источника.

Реферат (от латинского слова refere - "докладывать, сообщать'"; referat - "пусть он доложит") - результат процесса реферирования. В теории информации реферат определяется как краткое изложение содержания источника, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ним и определения целесообразности обращения к нему. Цель реферата - ответ на вопрос о том, что именно говорится в источнике нового, существенного.

Реферативный обзор - один из видов рефератов, выделяемых по числу реферируемых источников. Это реферат, составленный по нескольким источникам на одну тему. Цель реферативного обзора - систематизация и обобщение сведений, содержащихся в нескольких источниках по заданной теме.

Реферат-конспект - см. информативный реферат.

Реферат-обзор - см. реферативный обзор.

Реферат-резюме - см. индикативный реферат.

Референтский реферат один из видов рефератов, выделяемых по исполнителю. Он составляется профессиональным референтом, эрудированным в широкой области.

Реферирование - один из видов профессиональной деятельности референта. По своей сути процесс реферирования представляет собой сложную интеллектуальную деятельность, которая складывается из трех основных этапов: рецептивного (прием информации), аналитического (анализ, систематизация и обобщение), продуктивного (составление вторичного текста). В теории информации реферирование рассматривается как один из видов аналитико-синтетической переработки документов. С точки зрения теории информации, реферирование - это процесс подготовки сокращенного изложения содержания источника, включающее основные фактические сведения и выводы. В результате реферирования составляется реферат.

Сводная рекомендательная аннотация - один из видов рекомендательных аннотаций. Это аннотация, составленная по нескольким источникам (не менее двух). Она может быть как описательной, так и аналитической.

Сводный реферат - один из видов рефератов, выделяемых по количеству реферируемых источников. Он представляет собой комбинацию монографического и обзорного рефератов.

Составление обзоров - один из видов аналитико-синтетической переработки документов. С точки зрения теории информации, составление обзоров - это процесс обобщения и систематизации основного содержания нескольких источников, посвященных одной теме. Результатом является реферативный обзор, который рассматривается как один из видов рефератов.

Справочная аннотация - один из видов аннотаций, выделяемых по методам анализа первичного текста. Это краткая, дополняющая заглавие характеристика текста, т.е. уточнение заглавия. Цель справочной аннотации -точнее идентифицировать источник.

Структура монографического реферата (текстового) - это схема, по которой обычно составляется реферат. Она включает: библиографическое описание, формулировку темы, композицию, краткое изложение основного содержания источника, характеристику иллюстративных материалов, указание на адресат.

Структура реферативного обзора - это композиция текста реферативного обзора, которая включает следующие части: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Структура справочной аннотации - схема, по которой обычно составляется аннотация. Она включает: библиографическое описание, формулировку темы, перечисление проблематики источника, указание на адресат.

Табличный реферат - один из видов рефератов, выделяемых по форме изложения. Это реферат, составленный в виде таблицы.

Текстовый реферат - один из видов рефератов, выделяемых по форме изложения. Это реферат, составленный в виде текста, т.е. в словесной форме.

Указательный реферат - см. индикативный реферат.

Фактографический реферат - см. информативный реферат.

 

Часть II Реферирование устной речи

 

Аналитическая узость восприятия - недостаток восприятия, который заключается в неумении критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Бездумное восприятие - такой недостаток восприятия, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности.

Концентрация - одно из умений, повышающих эффективность слушания. Это активный творческий процесс, который основывается на следующих принципах: 1) объективная и кооперативная позиция по отношению к говорящему; 2) интерес; 3) отсутствие эмоций; 4) привлечение собственных знаний о предмете речи; 5) предугадывание способа развития темы.

Недостатки традиционного слушания - это традиционно усваиваемые человеком навыки слухового восприятия. К числу таких недостатков относятся: 1) бездумное восприятие; 2) обрывочное восприятие; 3) аналитическая узость восприятия.

Обрывочное восприятие - такой недостаток восприятия, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи.

Принципы сокращения слов - те принципы, которыми следует руководствоваться при сокращении слов в процессе конспектирования. Основной принцип заключается в том, что после сокращения слово должно иметь «запас прочности», позволяющий восстановить его в данном контексте.

Слушание (аудирование) - это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов: 1) слуховой анализ звукового сигнала и его первичная, «механическая» обработка; 2) смысловая интерпретация воспринятой информации. Слушание трактуется как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию.

Способность к вероятностному (смысловому) прогнозировали ю означает умение предугадывать содержание речевого сообщения или его отдельные элементы. Степень развития этой способности во многом зависит от уровня развития интеллекта.

Способы сокращения слов - основные способы, используемые для

Ускорения процесса записи, к которым относятся: 1) сокращение по одной первой букве; 2) сокращение по нескольким первым буквам; 3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис. Дополнительными приемами, используемыми для сокращения слов при конспектировании, являются: использование аббревиатур и математических символов.

Стенография - это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно записать живую речь.

 

Часть III Приемы развития навыков слухового восприятия

 

Вкусовая память - вид образной памяти, характеризующийся хорошим запоминанием вкусовых ощущений.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать: на уровне узнавания, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти; на уровне воспроизведения в узком смысле слова, когда нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека; на уровне припоминания, когда воспроизведение требует усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал.

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Эта память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Готовность к воспроизведению выражается в том, насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

Двигательная память (моторная) - вид памяти, выделяемой по характеру психической активности; это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Например, человек признает, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму.

Долговременная память - вид памяти, выделяемый по продолжительности сохранения информации; это память, которая способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следу в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

Емкость памяти - один из параметров памяти; это ее потенциальная возможность вмещать информацию. По оценкам ученых, общая информационная емкость мозга составляет 2,8 '10 в 20 степени бит информации.

Забывание - процесс потери информации, хранящейся в памяти. На забывание влияют следующие факторы: возраст; характер информации и степень ее использования; интерференция, т.е. наложение нового материала на запоминаемый старый (что ухудшает сохранение запоминаемого материала); подавление, т.е. торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Процесс забывания необходим для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от множества конкретных деталей, что облегчает возможность обобщения.

Закон интереса - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

Закон контекста - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

Закон края - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации и хуже запоминается середина ряда.

Закон объема знаний - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

Закон осмысления - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что чем глубже осмысление запоминаемого, ем лучше оно сохраняется в памяти.

Закон повторения - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что повторение способствует лучшему запоминанию.

Закон торможения - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон усиления первоначального впечатления - один из общих законов памяти, который заключается в положении о том, что чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Различают два вида усиления: рациональное и эмоциональное. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией.

Закон установки - один из общих законов памяти, который может быть представлен в двух аспектах: 1) установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить надолго; 2) установка на восприятие материала по содержанию, которая заключается в том, что в тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это активный, созидательный процесс, во время которого путем сравнения нового и старого создается «прибавление знание», которые укладываются в памяти. Запоминание является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет особо важное значение, что вызывает интерес и эмоции.

Зрительная память - вид образной памяти, характеризующийся хорошим запоминанием зрительных образов.

Импринтинг - мгновенное запечатление, которое иногда происходит в процессе запоминания. Состояние импринтинга возникает в момент высокого эмоционального напряжения.

Интеллектуальное внимание - вид внимания, выделяемый по направленности на объект; характеризуется направленностью на мышление, работу памяти.

Качество памяти определяется следующими характеристиками: 1) скорость запоминания, которая определяется количеством повторений, необходимых для удержания материала в памяти; 2) скорость забывания, которая определяется временем, в течение которого запомнившееся хранится в памяти. Оба параметра изменяются по шкале «быстро - медленно» и дают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения:

Комбинированный способ запоминания - один из способов запоминания большого по объему материала. Заключается в том, что материал запоминается весь и по частям.

Концентрация внимания - см. сосредоточенность внимания.

Кратковременная память - вид памяти, выделяемый по продолжительности сохранения информации; это память, в которой информация хранится около 20 сек. Кратковременная память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Логическое запоминание - см. осмысленное запоминание.

Метод ассоциаций - один из приемов мнемотехники, который основывается на том принципе, что объединение единиц информации способствует запоминанию. Этот метод чаще всего используется для запоминания списка несвязанных между собой предметов.

Метод образного группирования - одни из приемов мнемотехники, который основан на выделении в тексте единиц информации, числом не более 7 (средний объем оперативной памяти). Используется для запоминания содержания связных текстов.

Механическое запоминание - процесс, который происходит без осознания связи между его элементами, например путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.

Мнемотехника - это совокупность формальных приемов, обеспечивающих искусственное закрепление материала в памяти.

Мнимая рассеянность связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях и низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства. Мнимую рассеянность иногда называют «профессорской». Внешне она может быть похожа на подлинную рассеянность: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, пропускает го «мимо ушей», не обращает внимания на людей, на то, что происходит округ. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае.

Моторная память - см. двигательная память.

Моторное внимание - вид внимания, выделяемый по направленности на объект; характеризуется направленностью на движение.

Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой канал восприятия является ведущим при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще всего встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный. Соответствующими особенностями своей памяти человек пользуется как приемом повышения ее продуктивности.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Вид внимания, выделяемый по механизму регуляции.

Непроизвольная память - вид памяти, выделяемый по цели деятельности; это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Другими словами, у человека отсутствует цель что-то запомнить.

Непроизвольное внимание - сосредоточение сознания, которое возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями. Вид внимания, выделяемый в зависимости от активности личности.

Непроизвольное запоминание - вид деятельности, при котором запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: «Запомнилось само собой». Непроизвольное запоминание имеет две разновидности: (1) запоминается непроизвольно то-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания; (2) когда намерения запомнить нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый творческий характер. Например, если специалист увлечен изучением важной научной проблемы и читает литературу, посвященную ей. При этом ему не нужны усилия, чтобы запомнить материал, нужное запоминается само собой. Вторая разновидность непроизвольного запоминания является более продуктивной, чем произвольное запоминание.

Обонятельная память - вид образной памяти, характеризующийся хорошим запоминанием обонятельных ощущений.

Образная память - вид памяти, выделяемой по характеру психической активности; это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Общие законы памяти - законы, которым подчиняется работа памяти. К их числу относятся: закон осмысления; закон интереса; закон установки; закон усиления первоначального впечатления; закон контекста; закон объема знаний; закон оптимальной длины запоминаемого ряда; закон торможения; закон края; закон повторения.

Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Установлено, что численная характеристика среднего объема внимания -5-7 единиц информации. Таким образом, объем внимания - это широта той области, на которую оно может быть распространено.

Объем памяти - один из параметров памяти; это количество информации, фиксируемой в системе памяти человека при одномоментном ее предъявлении. Эксперименты психологов (Дж.Миллер) показали, что при восприятии имеет значение именно общее число элементарных блоков информации, а не их содержание. Иначе говоря, объем оперативного восприятия зависит не от количества суммарной информации, а от числа группировок блоков символов, или «кусков» информации. Это число постоянно и равно 7 ± 2.

Оперативная память - вид памяти, выделяемый по продолжительности сохранения информации; это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти по длительности хранений информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов. Вид внимания, выделяемый по механизму регуляции.

Осмысленное (логическое) запоминание - процесс, который всовывается на сокращении количества информации в результате ее фильтрации. Механизм осмысленного запоминания основывается на оптимальном перекодировании воспринимаемой информации. Например, при пересказе прочитанного текста сложные грамматические конструкции заменяются более легкими и привычными, но смысл сохраняется. При восприятии речи запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми ни обозначаются.

Осязательная память - вид образной памяти, характеризующийся хорошим запоминанием осязательных ощущений.

Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается за счет повышения устойчивости и сосредоточенности. Переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различна. Некоторые легко переходят от одной деятельности к другой, а некоторым необходимо время и затрата определенных усилий. К числу условий, определяющих переключаемость, относится также и соотношение между содержанием предшествующей деятельности, а также отношение к ней: чем более значима предыдущая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее переключиться, и наоборот.

Подлинная рассеянность характеризуется большой переключаемостью и низкой устойчивостью внимания.

Показатели внимания - критерии, по которым выделяются виды внимания. К числу таких показателей относятся: 1) активность личности; 2) характер направленности; 3) происхождение; 4) механизм регуляции; 5) направленность на объект.

Постпроизвольное внимание наступает после произвольного, но не требует специальных волевых усилий. Например, когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и тру довой деятельности. Вид внимания, выделяемый в зависимости от активности личности.

Приемы логического запоминания - способы, которые используются в процессе осмысленного запоминания. К их числу относятся: составление плана заучиваемого материала, сравнение, классификация и систематизация материала. Для повышения осмысленности и прочности запоминания рекомендуется также устанавливать образные связи, т.е. вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который подлежит запоминанию. Одно из важнейших средств запоминания - воспроизведение, т.е. пересказывание самому себе запоминаемого содержания.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют по трем основным критериям: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности; 2) по цели деятельности; 3) по продолжительности закрепления и сохранения информации.

Природное внимание - врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Вид внимания, выделяемый по происхождению.

Произвольная память - вид памяти, выделяемый по цели деятельности; это запоминание со специальной установкой запомнить, которое требует определенных волевых усилий. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Произвольное внимание - активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, про- износимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отноше- нием к объекту познания и установкой (т.е. неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом). Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность. Вид внимания, выделяемый в зависимости от активности личности.

Произвольное запоминание - особый вид психической деятельности, цель которой заключается в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установки на запоминание, повторения прочитанного, составления плана, генерации зрительного образа и т.п. Продуктивность произвольного запоминания связана с целями, мотивами и способами осуществления. Одно из основных условий произвольного запоминания - четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов и на его результат. В зависимости от приемов, используемых при запоминании, произвольное запоминание подразделяется на две разновидности: механическое запоминание и осмысленное (логическое) запоминание.

Прочность запоминания выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.

Распределение внимания - возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности. Это не означает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении (в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания) область его распределения значительно сужается, т.е. человек уже не справляется с несколькими видами деятельности.

Сенсорное внимание - вид внимания, выделяемый по направленности на объект; характеризуется направленностью на восприятие.

Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала.

Словесно-логическая память - вид памяти, выделяемой по характеру психической активности; это память на мысли. Словесно-логическая память - специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний.

Слуховая память - вид образной памяти, характеризующийся хорошим запоминанием слуховых образов.

Сосредоточенность (концентрация) внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряженности несколько повышается, а при высокой - понижается). Экспериментально установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек, максимум - 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу можно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физически.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. Выявлена зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (т.е. прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения. Вид внимания, выделяемый по происхождению.

Способы запоминания большого по объему материала (текста): 1) частичный способ, когда материал запоминается по частям; 2) целостный способ, когда материал запоминается весь сразу; 3) комбинированный способ, когда материал запоминается весь и по частям.

Типы памяти характеризуют индивидуальные особенности памяти и подразделяются на наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный. Эти типы зависят в определенной мере от доминантности левого или правого полушарий головного мозга. Так, наглядно-образный тип памяти характерен для людей, у которых преобладающим является правое полушарие (как правило, людей творческих профессий - художников, музыкантов и т.д.), а словесно-абстрактный тип - у людей с преобладающим левым полушарием (ученых, математиков, людей, чьи профессии связаны с логическими действиями и т.д.).

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения на объекте или явлении. Устойчивость внимания определяется следующими причинами: а) индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойствами нервной системы и общим состоянием организма в данный момент времени); б) психическим состоянием (возбужденностью, заторможенностью и т.д.); в) мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности); г) внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности. Общая устойчивость внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов.

Целостный способ запоминания - один из способов запоминания большого по объему материала. Заключается в том, что материал запоминается сразу весь.

Частичный способ запоминания - один из способов запом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: