Производственная программа — основной раздел перспективного и текущего плана организации, который формируется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной ниши, занимаемой организацией. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка, конкурентных позиций организации по ассортименту производимой и реализуемой продукции, а также оценки рыночных перспектив образцов продукции на новых и освоенных рынках в соответствии со сформированной ассортиментной политикой.
Производственная программа планируется на 3—5 лет, а также на каждый год с разбивкой по кварталам и месяцам. Она рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях. Состав производственной программы представлен готовой продукцией, поставками по кооперации, работами и услугами.
Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции в физических единицах, соответствующих их потребительским свойствам (меры веса, длины, объема).
Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно- натуральный измеритель.
Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, в сочетании с натуральными показателями используется для расчета численности работников, норм выработки, величины оплаты труда, используемый для целей планирования производственной программы цехам и подразделениям организации.
Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью можно определить общий объем производства продукции организации. В стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы, как объем валовой, товарной и реализованной продукции и др.
|
Товарная продукция — продукция, произведенная в организации и предназначенная для реализации, является основным показателем плана производства и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции.
Стоимостью товарной продукции является стоимость той части производимой организацией продукции, которая предназначается для реализации. В состав товарной продукции включается стоимость:
· — готовых изделий;
· — переработки материала заказчика;
· — полуфабрикатов, отпускаемых на сторону и для собственного капитального строительства и непромышленных хозяйств;
· — работ и услуг производственного характера по заказам со стороны и для собственных непромышленных хозяйств (включая капитальный ремонт оборудования и транспортных средств силами организации);
· — продукции вспомогательных цехов, отпускаемой на сторону и для собственного капитального строительства и непромышленных хозяйств;
· — нестандартного оборудования (приспособлений) собственного изготовления, реализуемого на сторону или зачисляемого в основные средства организации.
В товарную продукцию не включается стоимость сырья, материалов, оплаченных заказчиком. Однако если из этого сырья для заказчика изготовлена продукция, то в товарную продукцию включается стоимость переработки сырья. Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т.е. в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных организацией для собственных нужд.
|
Товарная продукция по готовым изделиям планируется в действующих ценах организации. По отчету она рассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также в отчете товарная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определенную дату) ценах организации. В платежных документах на продукцию (товары и услуги), кроме цен изготовителя, выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы и другие платежи, имеющие характер косвенных налогов.
Цеховые программы основных цехов организации рассчитываются в порядке, обратном ходу технологического процесса, т.е. от выпускающих к обрабатывающим и далее к заготовительным цехам. Такой порядок позволяет взаимно согласовывать сроки выпуска продукции цеха со сроками выпуска готовых изделий, установленными в производственной программе организации.
Валовая продукция — это стоимость общего результата производственной деятельности организации за определенный период времени. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Изменение остатков незавершенного производства учитывается только в организациях с длительным (не менее двух месяцев) производственным циклом и в организациях, где незавершенное производство велико по объему и может резко изменяться во времени. В машиностроении учитывается также изменение остатков инструментов и приспособлений.
|
Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции ТП и разности остатков незавершенного производства (инструментов, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:
где Нн и Нк — стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец данного периода.
Незавершенное производство — незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая отделом технического контроля и не сданная на склад готовых изделий.
Ожидаемые остатки незавершенного производства на начало планового года в цехах определяют по отчетным данным на основе инвентаризации. На конец планового года норматив остатков незавершенного производства (Нк) рассчитывается по формуле
где Ncyi — суточный выпуск продукции в натуральном выражении; С — себестоимость продукции, руб.; Тц — длительность производственного цикла, дней; Кг — коэффициент готовности незавершенного производства.
Коэффициент готовности незавершенного производства определяется по трудоемкости или по стоимости.
Валовая продукция рассчитывается в действующих сопоставимых ценах, т.е. неизменных на определенную дату ценах в организации. С помощью этого показателя определяют динамику общего объема производства, фондоотдачи и других показателей эффективности производства.
Реализованная продукция — продукция организации, поступившая в данном периоде на рынок и подлежащая оплате потребителями. Стоимость реализованной продукции (выручка от реализации продукции) определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства и работ промышленного характера, предназначенных к реализации на сторону (включая капитальный ремонт оборудования и транспортных средств в организации, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также стоимость реализации продукции и выполнения работ для собственного капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе в организации. Денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки от реализации продукции, а рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении общей (балансовой) прибыли.
Объем реализованной продукции рассчитывается исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции — без экспортных тарифов). Реализованная продукция по работам и услугам промышленного характера, полуфабрикатам собственного производства определяется на основе заводских договорных цен и тарифов. Объем реализованной продукции РП по плану определяется по формуле
где ТП — объем товарной продукции по плану; Ои и Ок — остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят:
· — готовая продукция на складе (в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк);
· — отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил;
· — отгруженные товары, не оплаченные в срок покупателем;
· — товары на ответственном хранении у покупателя.
На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и отгруженным товарам, срок оплаты которых не наступил.