Классификация политических процессов.




По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

Подробнее следует остановиться на таких политических процессах, как реформа и революция. В политике реформа (от лат. reforme - преобразовываю) означает частичное изменение социальной жизни, не затрагивающее основ существующего общественно-политического строя. Реформы, по сути, - это уступки, которые делаются правящей группой, дабы ослабить социальную напряженность в стране и сохранить власть. Реформы обычно вызывают недовольство крайних политических сил - консерваторов и революционеров и требуют порой немалого мужества. Запоздалые, несвоевременные, плохо продуманные политические реформы могут окончиться неудачей (пример: "перестройка" в СССР). Примеры успешных реформ: "новый курс" Ф.Рузвельта, китайская "перестройка".

Часто элиты недовольны вынужденными уступками. Часто реформы не смягчают, а обостряют кризисную ситуацию в обществе. Тогда могут начаться контрреформы - частичный или полный отказ от ранее сделанных в обществе нововведений. Пример: политика Александра III.

Социальная революция (от лат. revolutio - переворот) - это резкий, скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой. Причем процесс этот осуществляется в ходе открытого столкновения противостоящих социально-политических сил, выходящего за рамки существующего институционального механизма передачи высшей власти. В результате победы революции появляется новая правящая группа, которая начинает управлять обществом на основе других социальных ценностей и посредством другой системы политических институтов.

Революции не происходят случайно, их не может "сделать" кучка заговорщиков. Хотя в случае всех революций можно найти политическую группу (или группы), целеустремленно готовящих захват власти революционным путем, но все же произойти революция может лишь при особом стечении исторических обстоятельств в развитии той или иной страны.

Современной политической наукой перечисляется ряд причин, порождающих революции. Однако главной или, во всяком случае, наиболее важной является стремление людей к равенству. Многие исследователи подчеркивают несовместимость значительного неравенства в распределении благ со стабильным политическим процессом.

В своем зарождении и развитии революции проходят через ряд этапов:

1) вызревание революции, складывание революционной ситуации;

2) революционный взрыв;

3) победа и консолидация революционных сил;

4) институционализация новой системы власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: