Исцеление бесноватого лунатика




Приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой

Г. Санкт-Петербург

Беседы на воскресные евангельские чтения: неделя 4-я Великого поста

Исцеление бесноватого лунатика

(Мк.9:14-29; Мф.17:14-22; Лк.9:37-43)

 

Это событие описывается у трёх евангелистов – Матфея, Марка и Луки, и все трое взаимодополняют друг друга. Произошло оно в Галилее после преображения Христа на горе Фавор. Ко Христу подошел человек, встал на колени и обратился к нему со словами:«Господи! Помилуй сына моего (у Луки говорится, что сын у него один); он в новолуние беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него в тот час ». (Мф.17:15-18).

Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание восклицание Христа «О, род неверный и развращенный! » Очевидно, что эти Его слова исполнены боли и негодования. Кому же они адресованы? Отцу бесноватого сына, или самому этому сыну? Или ученикам Христа? Или вообще всем тем, кто присутствовал при этой сцене – книжникам, фарисеям, и просто обычным людям, которые согласны словам евангелистов Луки и Марка присутствовали там?

Надо сказать, что среди отцов Церкви мнения несколько расходятся.

Начнём с отца. Древние отцы Церкви (Иоанн Златоуст)больше делают акцент именно на нём - что именно из-за его неверия так обратился к нему Христос. Подходя к Иисусу, он как бы обвиняет, укоряет его учеников, что они не смогли исцелить его сына, как бы делая их виновными в его болезни, нисколько не обращая внимания на самого себя, не ищет причин постигшего его несчастья в себе.

Но может быть сам сын виноват в постигшей его болезни? Согласно словам евангелиста Марка, сын был одержим этим с детства. Лука говорит, что он был ещё только отроком. Иисус, таким образом, своим вопросом к отцу «Как давно это сделалось с ним? » (Мк.9:21), подчёркивает, что в основе этого несчастья лежит не грех сына, а личный грех его отца! В то же время - сын не несёт личную ответственность за грех отца перед Богом, согласно словам пророка Иезекииля: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына » (Иез.18:20), но, согласно другим строкам из ветхозаветных писаний - «беззаконие отцов наказывается в детях до третьего и четвёртого рода » (Исх.34:7; Чис.14:18; Втор.5:9), то есть дети не виноваты в грехах отцов перед Богом, но несут на себе следы невоздержанной и развращенный их жизни! Очевидно, что ребёнок родившийся в, так называемой, неблагополучной семье, семье алкоголиков или наркоманов, и т.п., будет иметь слабое здоровье и склонность к таким же грехам, как у родителей. Не только физическое здоровье, но сама среда воспитания в таких семьях, её духовный аспект, накладывает печать на будущее ребёнка.

Этот отец – иудей, не мог не знать этих слов священного писания, так как каждый еврей воспитывался в вере и, в той или иной степени, в знании закона. Но и для нас, современных людей, это представляется не менее, а даже более очевидным.

Также, из аргументов в пользу неверия отца, согласно словам преподобного Ефрема Сирина, можно также отнести то, что он мог обратиться к ученикам прежде всего как к обычным искусным врачам, целителям, и поняв, что те всего лишь ученики, и ещё не овладели в высшей степени искусством врачевания своего учителя, решил обратиться к самому учителю. То есть можно сказать здесь, что он не искал здесь прежде всего Бога, хотя очевидно что обычные врачи бесов не изгоняют, а это подвластно только самому Богу.

В то же время и совсем не имеющим веры этого отца никак нельзя назвать.

Во-первых: он подошел ко Христу, пал перед ним на колени и сказал: «Господи! Помилуй сына моего!», - то есть обратился к нему именно как Богу, и как к тому, в чьей власти наказывать и миловать;

Во вторых: Иисус сказал ему, согласно словам евангелиста Луки: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тот час отец отрока воскликнул со слезами: верую Господи! Помоги моему неверию » (Лк.9:23-24).

То есть здесь мы видим, как при встрече с Богом, путь от неверия, или маловерия, к искренней вере, можно проделать за одно мгновение, что здесь и делает отец, как и помещик Мантуров, обретший веру в за считанные мгновения, и исцелившийся по молитве преподобного Серафима Саровского также в один миг.

Таким образом видно, что слова Христа о неверном и развращенном роде – относились к отцу.

Но только ли к нему? Другая часть святых отцов делает акцент на учениках Христа.

Во-первых: поскольку они не смогли исцелить беснующегося отрока, хотя до этого исцеляли других людей именем Христа, по его собственному поручению;

Во-вторых: ученики, подобрав момент наедине со Христом спросили его: «Почему мы не могли изгнать его(беса)? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас » (Мф.17:20).

 

Здесь Иисус подчёркивает факт неверия своих учеников. Хотя казалось бы – это сами апостолы, самые близкие к Нему люди, те кто видели столько чудес, обильно совершающихся на их глазах, и в том числе при их непосредственном участии, каждый день. Здесь следует отметить правдивый характер повествования Священного Писания. Оно не говорит о том, что избранные Христом ученики, сразу же исполнились святости и твёрдо непоколебимой веры. Напротив – они спорили сомневались, потом снова обретали веру, потом опять сомневались, после ареста Христа, разбежались кто куда. Пётр отрекался от Христа, потом каялся. Их путь обретения твёрдости в вере был долгий и трудный, и сменялся неверием, точно так же, как и у нас – современных людей. Поэтому вопрос веры, её крепости был очень актуальным для древнего человека, несмотря на то, что это было общество верующих людей. Сейчас же, на сегодняшний день, этот вопрос актуален как никогда, поскольку наше общество по сути своей – общество маловерных или неверующих людей, а мир охвачен паникой, связанной с распространением «Короновируса», изменившего его облик за считанные недели.

Иисус обращаясь со словами «О, род неверный и развращенный » – обращается, таким образом, не только к народу древнего Израиля, но и ко всем нам, поскольку как древним евреям, так и нам дано Божественное откровение - слова Священного писания, пророки - святые отцы, чудеса как исцелений, так и защиты от болезней, когда тысячи людей, с разными проблемами и болезнями разной степени тяжести ежедневно на литургии причащаются из одной евхаристической чаши, и никто не заболевает, - то, чего охваченное паникой неверующее общество пытается нас сейчас лишить. И эти приведённые примеры показывают нам, что даже малая, но искренняя вера, делает для человека возможным все, как у этого отца, который обрел её, как говорил Христос - «всего лишь с горчичное зерно », и сын его исцелился.

Критериями веры, или средствами утверждения ее и возрастания в ней, Христос называет молитву и пост, делая их неотъемлемой частью веры, при этом предшествующих ей, и являющимися оружием против бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом » (Мф.17:21, Мк.9:29). Пост – это не просто воздержание от еды, но всякая воздержание – от греха, от зла, от дурных поступков, лукавства, лжи, от излишеств телесных и духовных, от развращения, роскоши, и т.п., почти до бесконечности, то есть всего того в чем нет реальной нужды. То есть,таким образом, это концентрация своих мыслей не на земном, материальном, а на духовном, небесном, то есть на Боге. Молитва – суть очищенное от всего этого богообщение.

Там где нет молитвы и поста – всегда рядом бесы, которые не обнаруживает себя но прячутся, и наталкивают человеческие мысли всегда на зло, но так, чтобы человек всегда их принимал за благо для себя, за свои собственные и вполне себе разумные мысли.

Как же понять их истинную природу? Все очень просто – соотнести их с божественной истиной – словами Священного Писания, и тогда их природа станет очевидной.

 

О необходимости и силе молитвы и поста так говорит святитель Иоанн Златоуст: «Тот кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, то становится лёгким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивлияет Бога и смиряет надменный свой дух.... Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше Земли; потому таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как НЕТ СИЛЬНЕЕ ЧЕЛОВЕКА, ИСКРЕННЕ МОЛЯЩЕГОСЯ! »

Константин Семененков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: