Местное самоуправление в Республике Башкортостан




 

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Этот уровень власти, формируемый населением, наделен правом решать вопросы жизнедеятельности населения исходя из его интересов, исторических и иных традиций. Эффективная система взаимодействия населения и власти обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, улучшение условий жизни населения.

Во исполнение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях совершенствования местного самоуправления Указом Президента Республики Башкортостан от 26 июля 2004 года N УП-412 "Об утверждении перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004-2007 годы" утвержден перечень мероприятий, направленных на совершенствование местного самоуправления в Республике Башкортостан.

Созданы организационно-правовые и финансово-экономические предпосылки для становления муниципальных образований. Проведена необходимая законодательная работа: принято более 40 нормативно-правовых актов, на муниципальном уровне утверждено свыше 5600 документов.

Совершенствуется законодательство о муниципальной службе. Внесены коррективы в нормативные акты об оплате труда в органах местного самоуправления, порядке исчисления стажа и пенсионном обеспечении муниципальных служащих.

Проводится кадровая политика. В 2007 году 867 муниципальных служащих прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку на базе Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. Организуются семинары с главами поселений и специалистами администраций муниципальных образований.

До начала реализации вышеуказанного Федерального закона в Республике Башкортостан насчитывалось 1094 муниципальных образования, в том числе городов - 20, районов - 42, поселков городского типа - 39, сельских администраций - 993.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан" в республике насчитывается 1019 муниципальных образований, в том числе муниципальных районов - 54, городских округов - 9, городских поселений - 14, сельских поселений - 942.

Реформа местного самоуправления принципиально изменила систему финансирования местного самоуправления. Каждый уровень бюджетов наделен собственными, законодательно закрепленными доходными и расходными полномочиями. Расходные обязательства бюджетов формируются в соответствии с определенными законом полномочиями. Четко распределены вопросы, которые закрепляются за городским округом, муниципальным районом, поселением.

В соответствии с изменениями, внесенными в вышеназванный федеральный закон, перечень полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, увеличился почти вдвое.

Важным направлением муниципальной реформы является обеспечение самодостаточности территорий. Доходы местных бюджетов в 2007 году превысили уровень предыдущего года на 27%. Доходы бюджетов городских округов увеличились на 38% и составили 18 млрд. рублей, муниципальных районов - на 18% и составили 20,3 млрд. рублей.

Обеспеченность расходов местных бюджетов собственными налоговыми и неналоговыми доходами (доля собственных доходов в общих расходах местных бюджетов) в 2007 году сложилась на уровне 49,1%, превысив уровень 2006 года на 4,3 процентных пункта. Увеличение данного показателя отмечено в 4 городских округах и 53 муниципальных районах республики.

Сложившийся дисбаланс бюджетов органов местного самоуправления выравнивается путем предоставления дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

В 2007 году для исполнения собственных полномочий местных бюджетов из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан было направлено 4 млрд. 500 млн. рублей дотаций. При этом 583 из 1019 муниципальных образований получают межбюджетные трансферты в размере от 50 до 90% и более их собственных доходов. По итогам года самодостаточны только 34 из 956 бюджетов поселений. В 2008 году планируется направить на эти цели 6 млрд. 200 млн. рублей.

В то же время в соответствии с проектом среднесрочного финансового плана Республики Башкортостан до 2010 года в последующие годы объем финансовой помощи будет уменьшаться: в 2009 году - до 4,2 млрд. рублей, в 2010 - до 3,8 млрд. рублей.

Нестабильность доходных источников местных бюджетов, вызванная изменениями федерального законодательства и сокращением собственной доходной базы муниципальных образований, привела к потере органами местного самоуправления мотивации к среднесрочному и долгосрочному планированию социально-экономического развития муниципальных образований. В большинстве программ социально-экономического развития территорий отсутствует концепция развития, предусматривающая четкую формулировку стратегических задач муниципального образования, не заложен баланс доходов и расходов местного бюджета в разрезе решаемых вопросов местного значения, не отражены мероприятия по укреплению собственной доходной базы. Кроме того, несогласованность интересов населения, бизнеса и органов местного самоуправления в отношении основных стратегических целей и приоритетов муниципального района, городского округа отрицательно сказывается на эффективности программ.

Реформа местного самоуправления обострила проблему формирования доходной базы бюджетов сельских поселений. Во многих муниципальных районах существует проблема дифференциации уровня социально-экономического развития поселений.

Низкая доходная база сельских поселений не позволяет полноценно решать отдельные вопросы местного значения, такие, как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения; обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В процессе формирования поселенческого уровня местного самоуправления ставятся следующие задачи, решение которых содействует эффективному развитию основ местного самоуправления:

принятие муниципальных правовых актов. Во многих муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях, уровень подготовки муниципальных служащих, в том числе правовой, недостаточен для качественной проработки рассматриваемых проблем. Необходимо создать систему содействия органам местного самоуправления муниципальных образований в совершенствовании нормативной правовой базы;

повышение уровня подготовки кадрового состава органов местного самоуправления, достигаемое дальнейшим развитием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;

обеспечение широкого доступа к актуальной информации по вопросам местного самоуправления и повышение уровня информированности граждан.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

5. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

6. Закон Республики Башкортостан от 21 июня 2005 г. N 190-з "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"

7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 июля 2008 г. N 253 "О Программе государственной поддержки и развития местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2008-2010 годы"

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

9. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С.И. Сай, С.А. Боголюбова). - "Питер", 2008 г.

10. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина). - "Юрайт-Издат", 2006 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: