Особенность (принцип) | Пояснение |
Основание для введения курса | ГОС ВПО №521100-doc 84 гум / бак от 10.03.2000 г. по направлению 040100 (521100) -«социальная работа» Концептуальная записка к общеобразовательной программе специальности «Социальная работа» (утв?) |
Адресат курса | Студенты 3 курса очной формы обучения направления 040100 (521100) – «социальная работа» |
Главная цель курса | Изучение основных концепций и ведущих теорий девиации, различных видов и форм девиантного поведения, а также методов и форм и современного опыта социальной работы с носителями девиантного и делинквентного поведения. |
Ядро курса | Раздел 1. Основные понятия и теоретические подходы в изучении нормы и девиации:Введение в курс. Проблема девиантного поведения в современной науке, основные понятия и подходы. Проблемы диагностики и измерения девиантного поведения. Эволюция представлений о социальных нормах и отклонениях. Научные традиции изучения девиантного поведения. Современные теоретические подходы к изучению девиантного поведения. Генезис, факторы и модели девиантного поведения. Проблема классификации и типологии девиантного поведения. Раздел 2. Характеристика наиболее распространенных видов и форм девиации:Аддиктивное поведение как форма девиации. Проблемы преступности и криминального поведения в современном обществе. Суицидальное поведение как тип девиации. Проблемы сексуальных отклонений. Проблемы преступности и криминального поведения в современном обществе. Преступная и тюремная субкультура: понятие сущность, структура. Виктимология – учение о жертвах. Раздел 3. Социальная работа и проблемы девиантного поведения:Теоретико-методологические основы социального регулирования девиантного поведения. Основные тенденции социального контроля в современном мире и России. Пенитенциарные системы: история и современность. Пенитенциарные системы в современном обществе. Профилактика девиантного и делинквентного поведения. Раздел 4. Социальная работа с делинквентными группами населения:Социальная работа в системе исполнения наказаний. Генезис социальной работы в пенитенциарной системе. Нормативно-правовое обеспечение деятельности социального работника в системе исполнения наказаний. Преступная личность, личность осужденного и пенитенциарный стресс. Социальная работа с осужденными, не приговоренными к лишению свободы. Социальная работа с осужденными в пенитенциарных учреждениях. Социальная работа на постпенитенциарном этапе. Особенности социальной работы с различными категориями осужденных и бывших осужденных. |
Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения курса | Для успешного усвоения курса, студентам необходимо знать: основы теории и технологии социальной работы, основы психологии, социологии и правоведения. Иметь представление о нормативно-правовом обеспечении социальной работы |
Уровень требований по сравнению со Стандартом | Дисциплина «Опыт социальной работы с различными группами населения», выступает в качестве специальной дисциплины направления 040100 (521100)-«Социальная работа» и соответствует обеспечению (в соответствии с Концептуальной запиской кафедры социальной работы в НГТУ к общеобразовательной программе специальности «Социальная работа»), подготовки бакалавров социальной работы в НГТУ. |
Объем курса в часах | Всего – 55,5 ч., Лекции – 17 ч., Практические (семинарские) – 17ч., Самостоятельная работа – 18,5 ч. |
Основные понятия курса | Норма, социальная норма, статистическая норма, отклонение, девиация, делинквентность, акцентуация, социальная патология, этические нормы, моральные нормы, формальные нормы, неформальные нормы, нормативные системы, аномия, стигматизация, криминология, первичная девиация, вторичная девиация, «девиантная карьера», модели девиантного поведения, аддикция, патохарактерологическое поведение, гиперспособности, суицид, преступность, «беловоротничковая преступность», организованная преступность, терроризм, алкоголизм, наркомания, созависимость, гэмблинг, превенция, интервенция, социальный контроль, профилактика, Санкции, девиантное поведение, делинквентное поведение, правонарушение, преступление, преступление, правонарушение, пенитенциарный, пенитенциарная система, пенитенциарная модель, попечение тюрем, наказание, преступник, осужденный, заключенный, личность осужденного, личность преступника, пенитенциарный стресс, несовершеннолетний правонарушитель, преступная субкультура, криминальная субкультура, тюремная субкультура, уголовно-исполнительная система, ювенальная юстиция, пробация, исправительное учреждение, социальная реадаптация, исправление осужденных, классификация осужденных, социальная работа в пенитенциарной системе, социальная работа с осужденными. |
Cвязи с другими дисциплинами основной образовательной программы | |
Предшествующие по учебному плану дисциплины | Курсу «Опыт социальной работы с различными группами населения» предшествует курс «Теория социальной работы» в результате изучения, которого, студенты должны будут иметь представление о: - объекте, предмете и категориях теории социальной работы; - теоретических парадигмах социальной работы. Знать: - объекты и субъекты социальной работы. - направления, уровни, формы и методы социальной работы. В результате изучения курса «Технология социальной работы », студенты должны будут иметь представление о: - сущности, принципах технологии социальной работы. Знать: - основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей. - особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации. Уметь: - анализировать опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом. В результате изучения курса «Правовое обеспечение социальной работы », студенты должны будут иметь представление о: - системе социальных гарантий. Знать: - Основы уголовного права. Основы трудового законодательства. Основы исправительного права. Основы семейного законодательства и ювенального права. В результате изучения курса «Правоведение », студенты должны будут иметь представление о: -государстве и праве и их роли в жизни общества; - о нормативно-правовых актах; - системе российского права, отраслях права. - основных правовых системах современности. Знать: - источники российского права; - понятие правонарушения и юридической ответственности; - значение законности и правопорядка в современном обществе; - понятие преступления, понятие уголовной ответственности за совершение преступлений. В результате изучения курса «Психология », студенты должны будут иметь представление о: - понятия: индивид, личность, субъект, индивидуальность; - развитии психики в процессе онтогенеза и филогенеза; - структуре психики. Соотношении сознания и бессознательного. Знать: - основные психические процессы; - основы психологии личности; - особенности межличностных отношений; - основы психологии малых групп; - особенности межгрупповых отношений и взаимодействий; - психологические основы социальной работы. В результате изучения курса «Педагогика », студенты должны будут иметь представление о: - основных категориях педагогики; - педагогическом процессе; - воспитании в педагогическом процессе. Знать: - педагогические основы социальной работы. В результате изучения курса «Социология », студенты должны будут иметь представление о: - обществе и социальные институты; - социальных группах и общностях; - социальном контроле и девиациях. Знать: - понятие социального статуса; - методы социологического исследования; - социологические проблемы социальной работы. |
Обеспечение последующих дисциплин образовательной программы | Содержание курса «Опыт работы с различными группами населения» направлено на то, чтобы полученные знания и умения могли быть успешно интегрированы при прохождении студентами практики. Освоение данного курса может служить базой для выполнения анализа выбранной для изучения проблемы и в последующем выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с тематикой курса. |
Практическая часть курса | Курс предусматривает следующие виды организации учебной деятельности студентов: - Участие в практических (семинарских) занятия, где студенты обсуждают материал лекций, самостоятельно прочитанный материал и материал представленный докладчиками. - Представление докладов по избранным из предложенного списка темам. - Написание индивидуальных эссе по предложенным темам. - Выполнение самостоятельных письменных работ в форме ответов на вопросы по разделу. - Выполнение письменной расчетно-графической работы. Освоение курса предполагает выполнение как индивидуальных заданий по одной из выбранных тем и представление результатов в виде доклада на семинаре, так и выполнение работы в группах. Изучение курса в 6 семестре завершается экзаменом. |
Учет индивидуальных особенностей обучающихся, реализация права выбора способа учения | Обязательным условием допуска студента к экзамену, является выполнение самостоятельной письменной контрольной работы. Если студент в течение семестра не посещал и не работал на семинарских занятиях, он должен добрать недостающее количество баллов посещая индивидуальные консультации ведущего преподавателя. |
Направленность курса на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных, умений, обладающих свойством переноса, направленность на саморазвитие | Обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия, прогнозирование. |
Особая технология организации учебного процесса по курсу | Дискуссия, рейтинг, доклад, написание эссе, графическая организация материала, работа в малых группах. |
Области применения полученных знаний и умений | Полученные знания могут быть применены в области организации и координации социальной работы; при проведении исследовательско-аналитической деятельности по проблемам социальной работы, с целью разработки проектов и программ социальной работы; участии в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; содействии интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению. Также, полученные знания и умения, могут быть применены в административно-управленческой; исследовательской; проектно-аналитической; экспертно-консультационной и социально-организационной деятельности специалиста по социальной работе. |
Описание основных «точек» контроля | Контроль остаточных знаний предполагает выполнение студентами в начале курса задания по собственной оценке полученных ранее знаний в области социальной работы. Промежуточный контроль предполагает выполнение письменных домашних заданий, написание эссе, и самостоятельных работ по каждому из разделов курса. Итоговый контроль предполагает выполнение индивидуальной письменной контрольной работы по курсу, экзаменационное тестирование а также устное собеседование по контрольным вопросам курса. |
Цели учебной дисциплины
После изучения дисциплины студент будет:
Иметь представление: | |
1. | о роли и месте исследований девиантности в системе научного знания; |
2. | о генезисе представлений о социальных нормах и отклонениях; |
3. | о содержании, основных формах и механизмах девиантного поведения; |
4. | о формах и методах профилактики и коррекции девиантного поведения; |
5. | о сущности, функциях и типологии социальных норм; |
6. | об основах диагностики и измерения девиантного поведения и специфике исследований проявлений девиантности; |
7. | об основных тенденциях социального контроля в современном обществе. |
8. | об особенностях исторического развития и современных моделях систем исполнения наказаний; |
9. | о содержании и основных принципах лежащих в основе социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; |
10. | о специфике социальных проблем осужденных и бывших осужденных; |
11. | об особенностях преступной личности и личности осужденного; |
12. | о тенденциях и перспективах развития системы социальной работы с осужденными и бывшими осужденными в России и за рубежом. |
Знать: | |
13. | основные отечественные и зарубежные теоретические подходы к феномену девиантности; |
14. | классификацию и типологию видов отклоняющегося поведения; |
15. | факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения; |
16. | основные модели девиантного поведения; |
17. | сущность и основные особенности наиболее распространенных видов и форм девиации; |
18. | теоретико-методологические основы социального регулирования девиантного поведения; |
19. | основные подходы к профилактике девиантного поведения и технологии социальной работы с девиантными и делинквентными группами населения. |
20. | специфику социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; |
21. | основные субъекты социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; |
22. | нормативно-правовое обеспечение деятельности социального работника в пенитенциарной и постпенитенциарной сфере; |
23. | особенности социальной работы с различными категориями делинквентов (несовершеннолетние, женщины, пенсионеры и инвалиды). |
Уметь: | |
24. | выбирать методы исследования отдельных проявлений девиантности; |
25. | выбирать эффективные технологии социальной работы с девиантными группами населения; |
26. | анализировать опыт социальной работы с носителями различных проявлений девиантного поведения в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения. |
27. | выбирать наиболее эффективные формы и методы социальной работы с осужденными и бывшими осужденными; |
28. | анализировать опыт осуществления практической работы с осужденными и бывшими осужденными. |
Иметь опыт: | |
29. | получения и обработки информации по проблемам изучения различных проявлений девиантного поведения. |
30. | получения и обработки информации о системе социальной работы с осужденными и бывшими осужденными. |
4. Структура и содержание учебной дисциплины:
4.1. Структура курса:
4.2. Описание лекционных занятий:
Блок, модуль, раздел, тема | Ча сы | Ссылки на цели |
Раздел 1. Основные понятия и теоретические подходы в изучении нормы и девиации. | 4ч. | |
1. Введение в курс:Исследования девиаций в системе социальных наук. Основные категории: Социальные нормы: природа, функции, типология. Понятие нормативных систем и их функции в обществе.Социальная норма и социальная патология, отклоняющееся поведение, девиантное поведение)Эволюция представлений о социальных нормах и отклонениях. Методы изучения девиаций (специфика, статистический метод, психологический метод, социологический метод, качественные исследования). | 1,5,8,19 | |
2. Научные традиции изучения девиантного поведения:Антропобиологические и психологические теории девиации (Ломброзо, Ферри, психоанализ, теория социального научения). Социологичечкие теории девиации, (Марксистская концепция девиантного поведения, Теории профессионального преступного типа Г.Тарда, Теория аномии Дюркгейма, Концепция аномии Р.Мертона, теории стигматизации.Современные теоретические подходы к изучению девиантного поведения.(Западные теории девиантного поведения: Объективный подход к изучению девиации. Ведущие западные теории в рамках объективного подхода. Макрообъективистские теории. Микрообъективистские теории. Субъективистские теории: Макросубъективистские, Микросубъективные. Отечественные психологические теории девиантного поведения: Типы девиантной личности и девиантных групп по А.В. Лазурскому, Типы девиаций по А.Е. Личко). | 2,5,19 | |
3. Проблема классификации и типологии девиантного поведения:Типология девиантного поведения по степени направленности отклонения. Классификация видов отклоняющегося поведения (психологическая, медицинская). Типология девиантного поведения в зависимости от типа взаимодействия индивида с реальностью: Делинквентное; Аддиктивное; Патохарактерологическое; Психопатологическое; на базе гиперспособностей. Клинические формы девиантного поведения (агрессия, аутоагрессия, пищевая девиация, сексуальные девиации, коммуникативные девиации, этнокультурные варианты девиантного поведения, возрастные девиации, профессиональные девиации). | 2,3,9,17,19 | |
Раздел 2. Характеристика наиболее распространенных видов и форм девиации | 4ч. | |
4. Аддиктивное поведение как форма девиации:Современные научные представления об аддикции и аддиктивном поведении. Виды аддикции, их краткая характеристика. Механизм развития аддиктивного поведения. Гендерные особенности алкогольной и наркотической зависимости. Проблемы игровой аддикции. Проблемы пищевой аддикции. Феномен созависимости. | 10,16,19 | |
5. Проблемы преступности и криминального поведения в современном обществе:Понятие "криминального", преступного поведения. Причины и факторы преступного поведения. «Беловоротничковая» преступность. Организованная преступность. Гендерные аспекты преступного поведения. Преступность несовершеннолетних. Терроризм как «глобальная» девиация. | 4, 15,17,18,19 | |
Раздел 3. Социальная работа и проблемы девиантного поведения. | 4ч. | |
6. Теоретико-методологические основы социального регулирования девиантного поведения:Разработка проблем регулирования и преодоления девиантного поведения в отечественной и зарубежной науке и практике. Сущность и структура социального регулирования. Генезис санкций и наказаний в обществе. Специфика современного этапа развития социального регулирования девиантного поведения).Современные теории и концепции социального контроля. Формы и методы социального контроля. Основные тенденции социального контроля в современном мире, в современной России. Пенитенциарные системы: история и современность.Сущность понятия «пенитенциарный». История пенитенциарных систем: пенитенциарная политика и пенитенциарные модели. Пенитенциарная система России: история и современность: общая характеристика, типы и виды исправительных учреждений, численность контингента осужденных. | ||
7. Профилактика девиантного поведения:Основные подходы к профилактике девиантного поведения. Превенция как форма профилактики девиантного поведения. Интервенция как форма профилактики девиантного поведения. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. Социально-психологическая коррекция отклоняющегося поведения: цели и принципы. Методы коррекции эмоционального состояния. Методы саморегуляции. Когнитивное переструктурированиие. Методы «угашения» нежелательного поведения. Методы формирования положительного поведения. Реабилитационные социально-педагогические технологии работы с девиантными группами населения. | 4, 15,17,18,19 |
4.3. Описание практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы:
Блок, модуль, раздел, тема | Учебная деятельность | Часы ауд./сам. работа | Ссылки на цели | ||
6 Семестр | |||||
Раздел 1. Основные понятия, исторические и теоретические подходы в изучении нормы и девиации: | 4/3ч. | ||||
1. Проблема девиантного поведения в современной науке, основные понятия и подходы. (Современное представление о социальной патологии. Характеристика первичной и вторичной девиации. Проблемы изучения девиаций с позиций социальной работы. Функции девиантного поведения). | - формулируют понятие отклоняющегося поведения; - дают характеристику первичной и вторичной девиации; - определяют роль и место изучения проблем девиантного поведения в социальной работе; - определяют функции девиантного поведения; - участвуют в дискуссии о возможности и необходимости устранения проявлений девиантного поведения в современном обществе | 2/1ч. | 1,3,8,19 | ||
2. Проблемы диагностики и измерения девиантного поведения.(Статистика девиаций: проблемы и перспективы. Социологические исследования отдельных проявлений девиантного поведения: специфика методов исследования. Психологические методики измерения девиантности: границы применения) | - изучают виды статистики девиаций и определяют проблемы и перспективы использования данных статистики в исследовании девиантного поведения; - анализируют динамику проявлений девиации, по данным статистики; -анализируют статьи из периодических источников посвященные проблемам девиантного поведения и определяют динамику и особенности изучения различных проявлений девиантного поведения социологическими методами; - подбирают, проводят и анализируют различные психологические методики диагностики девиантного поведения; - выделяют преимущества и недостатки различных методов диагностики и измерения девиантного поведения. | 2/2ч. | 6,16,19 | ||
Раздел 2. Характеристика наиболее распространенных видов и форм девиации: | 6/2ч. | ||||
3. Проблемы сексуальных отклонений. (Проблема определения сексуальной нормы. Классификации сексуальных отклонений. Природа гомосексуальных отношений. Современное положение «сексуальных меньшинств» в России. Проституция как социальная патология. Типы проституции. Проблема детской проституции: причины, факторы, последствия). | -раскрывают границы сексуальной нормы; - изучают основные типы и виды сексуальных отклонений; - анализируют теории гомосексуальности; - дают характеристику современному положению «сексуальных меньшинств» в современном Российском обществе; - участвуют в дискуссии по проблеме легализации проституции; - анализируют специфические проблемы детской проституции; -предлагают пути преодоления негативных последствий проституции. | 2/1ч. | 3,10,13, 17,19 | ||
4. Проблемы преступности и криминального поведения в современном обществе. (Общая характеристика криминогенной обстановки в России. Причины и факторы преступного поведения. «Беловоротничковая» преступность. Организованная преступность. Гендерные аспекты преступного поведения. Преступность несовершеннолетних. Виктимология – учение о жертвах: (Типы жертв, виды виктимности, основные теории и модели формирования виктимности, особенности криминальной виктимологии). Терроризм как «глобальная» девиация).Преступная и тюремная субкультура: понятие сущность, структура. | -дают определение криминального и преступного поведения; - дают характеристику криминогенной обстановки в России; - определяют и формулируют причины и факторы преступного поведения; - выделяют специфику «беловоротничковой» и организованной преступности; - выделяют гендерные аспекты преступного поведения; - дают характеристику преступности несовершеннолетних -рассматривают особенности терроризма как «глобальной» девиации в современном мире. - изучают сущность понятий «преступная» и «тюремная субкультура»; - определяют структуру тюремной и преступной субкультур; - выделяют особенности деятельности социального работника в условиях распространенности тюремной субкультуры | 2/1ч. | 3,10,13, 17,19 | ||
Раздел 3. Социальная работа и проблемы девиантного поведения. | 4/2ч. | ||||
5. Основные тенденции социального контроля в современном мире и России: Проблемы разрешения и запрещения смертной казни. Цели и задачи наказания в виде лишения свободы. Сокращение наказаний, связанных с лишением свободы. Разработка альтернативных лишению свободы мер наказания. Развитие ювенальной юстиции.Пенитенциарные системы в современном обществе: Характеристика пенитенциарных моделей. Пенитенциарная система России: история и современность: общая характеристика, типы и виды исправительных учреждений, численность контингента осужденных. | - определяют и дают характеристику основным тенденциям социального контроля в России и мире, результаты оформляют в таблицу; - участвуют в дискуссии по проблемам разрешения или запрета смертной казни; - определяют основные цели и задачи наказания в виде лишения свободы. - дают характеристику системе ювенальной юстиции; - составляют сравнительную таблицу современных пенитенциарных систем разных стран; - дают характеристику пенитенциарной системы России; | 2/1ч. | |||
6. Профилактика девиантного поведения. (Особенности зарубежных профилактических технологий социальной работы с девиантами. Специфика отечественных форм и методов профилактической работы с носителями девиантного поведения. Характеристика государственных и негосударственных субъектов социальной работы по профилактике и регулированию проявлений девиантного поведения). | - сравнивают и выделяют черты сходства и отличия зарубежных и отечественных форм и методов социальной работы с носителями девиантного поведения; - дают характеристику государственных и негосударственных субъектов социальной работы по профилактике и регулированию проявлений девиантного поведения; - сравнивают и выделяют черты сходства и отличия государственной и негосударственной социальной работы с носителями девиантного поведения; | 2/1ч. | 4,7,14,15, 17,18,19 | ||
Учебная деятельность
В течение семестра студенты выполняют ряд как письменных, так и устных работ, как в рамках практических аудиторных семинарских занятий, так и в часы, отведенные для самостоятельной работы. Предполагаются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Работа в группах предполагает совместное решение поставленных проблем в микрогруппах на основании самостоятельной подготовки.
В рамках часов отведенных для самостоятельной работы студенты выполняют следующие задания:
1. Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям по предложенным темам (Распределение часов отражено в Таблице 4.3. «Описание практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы») - всего 12 часов;
2. Подготовка и выполнение в письменном виде Таблицы: «Проблемы диагностики и измерения девиантного и делинквентного поведения» - всего 3 часа;
3. Подготовка и выполнение в письменном виде Таблицы: «Основные тенденции социального контроля в современном мире и России» - всего 3 часа;
4. Подготовка и выполнение в письменном виде сравнительной таблицы «Современные пенитенциарные системы различных стран» - всего 3 часа;
5. Подготовка и выполнение в письменном виде Схемы «Субъекты профилактики и регулирования проявлений девиантного поведения» - всего 3 часа;
6. Подготовка и выполнение расчетно-графической работы: «Постановка, описание и решение проблемных ситуаций» - всего10 часов;
На каждом семинарском занятии с целью закрепления пройденного материала студенты отвечают на контрольные вопросы к каждой теме семинарского занятия. Ответы на вопросы могут быть получены как в форме докладов, выполняемых индивидуально, на основе самостоятельной подготовки, так и в форме групповой дискуссии или иной групповой работы.
Программа курса предусматривает выполнение расчетно-графической работы в течение семестра.
Расчетно-графическая работа оформляется в печатном виде в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам. Работа может считаться зачтенной после её проверки преподавателем и совместного обсуждения результатов работы студентом, выполнившим её и преподавателем. Выполнение контрольной работы осуществляется в два этапа. На первом этапе, каждый студент индивидуально описывает (разрабатывает) 3 проблемные ситуации, связанные с проявлениями девиантного поведения. Ситуации могут быть взяты из собственного опыта или придуманы. Ситуации должны выглядеть примерно так:
«В районный отдел социальной защиты поступил звонок из районного отдела милиции. Участковый сообщил, что к ним в течение 3х последних месяцев поступило 17 вызовов от гражданки Ивановой К.А. 79 лет. При прибытии на место наряда милиции Иванова заявляла, что её 26 летний внук, нигде не работающий и проживающий совместно с ней избивает её. Но на предложения участкового подать в милицию заявление на внука женщина неоднократно отказывалась. Участковый указал, что следы насилия на теле Ивановой очевидно присутствуют (синяки, ссадины), кроме того опрос соседей женщины показал, что она фактически не выходит из дома и часто болеет. Участковый просит разобраться с проблемами семьи».
Ситуации должны быть сданы до 10 недели (включительно). При этом, не допускается наличие среди работ студентов одинаковых, идентичных ситуаций.
На втором этапе (с 12 недели), каждому студенту выдаются 3 проблемные ситуации, которые он должен решить исходя из следующих параметров:
1. Выделить проблемы клиента
2. Выделить возможных субъектов решения проблем (Кто должен и может решить проблемы) здесь должно быть название конкретных организаций и подразделений, а не просто формулировка «социальные службы».
3. Какие формы помощи можно предложить? На каком основании?
4. Какие методы работы в данном случае можно рекомендовать и почему?
5. Какими нормативно-правовыми актами нужно руководствоваться при решении данной проблемной ситуации.
6. Что Вы знаете об организации помощи таким людям из зарубежного и отечественного опыта?
7. Разработайте поэтапный план работы и алгоритм работы с клиентом. Оформите план в виде схемы.
Кроме этого, в течение семестра студенты выполняют ряд письменных работ:
1. К семинарскому занятию «Проблемы диагностики и измерения девиантного поведения»:
Студенты, объединившись в группы по 2-4 человека, выбирают для подготовки один из вариантов подготовки:
1. Анализ статей посвященных проблемам девиантного поведения в журнале «Социс» за три (любых) года. Какие проявления девиантного поведения исследуются чаще? Какие реже? Какие методы исследования используются чаще всего (Качественные, количественные? и.т.п.)? С чем это связано по Вашему мнению?
2. Сравнительный анализ статистических данных по проблемам девиантного поведения (по данным официальной статистки). Анализ должен быть проведен за последние 10 лет, по следующим параметрам: какие проявления девиантности фиксируются в официальной статистике, какие показатели при изучении девиантного поведения и используются, какова динамика отдельных проявлений девиантности.
При этом подготовленные студентами работы в одной группе не должны совпадать по темам. Этого можно добиться, анализируя данные различных годов и по различным проявлениям девиаций.
Результаты данной работы, должны быть представлены в форме презентаций и быть обсуждены на семинарском занятии, после чего сданы на проверку.
2. К семинарскому занятию Основные тенденции социального контроля в современном мире и России. Студенты, индивидуально определяют и дают характеристику основным тенденциям социального контроля в России и мире, результаты оформляют в таблицу. В таблице должно быть отражено следующее:
Тенденции социального контроля | Страна (группа стран) | Последствия указанных тенденций | Собственная оценка тенденций |
………. | ……….. | ……. | …….. |
3. К семинарскому занятию: «Пенитенциарные системы в современном обществе », студенты, объединившись в группы по 2-4 человека, должны составить сравнительную таблицу современных пенитенциарных систем разных стран. Работа выполняется письменно и сдается на проверку после обсуждения на семинарском занятии. В таблице должно быть отражено следующее:
Страна | Тип пенитенциарной системы | Специфика пенитенциарной системы | Роль и место социальной работы |
США | |||
Великобритания (Германия, Франция) | |||
Финляндия (Швеция, Норвегия) | |||
Китай (Турция, Египет и т.д.) | |||
Япония | |||
Россия |
После таблицы должны быть приведены выводы, в которых должен быть ответ на вопросы «Пенитенциарная система, какой из стран в наибольшей степени похожа на Российскую пенитенциарную систему? Почему? Возможно ли применение западного опыта построения пенитенциарных систем в России? Почему? Ответы должны быть аргументированы.
4. К семинарскому занятии: «Профилактика девиантного поведения», студенты дают характеристику государственных и негосударственных субъектов социальной работы по профилактике и регулированию проявлений девиантного поведения, оформляя результаты в виде схемы. Работа выполняется в группах по 2-4 человека и после презентации на семинарском занятии сдается на проверку в письменном виде.