Учимся решать комбинаторные задачи
Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Комбинаторная задача - это задача, в которой требуется либо перебрать все возможные варианты для той или иной операции, либо определить число таких вариантов, либо сделать и то и другое.
Например, для задачи: «Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2 и 3?» перебор вариантов возможен при помощи:
|
| |||||
|
|
|
Ответ: 9 чисел. (Каждое ориентированное ребро графа обозначает число. Всего 9 ребер, значит и чисел 9.)
Граф – это фигура, состоящая из точек и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек. Точки называются вершинами графа, а отрезки – ребрами графа.
Ребро графа называют ориентированным, если одну вершину считают началом ребра, а другую концом. На рисунке ориентированное ребро изображают стрелкой.
Комбинаторные задачи также можно решать с помощью дерева возможных вариантов и с помощью правила умножения.
Рассмотрим вариант решения с помощью построения специальной схемы – так называемого дерева возможных вариантов. Это название принято потому, что такая схема действительно напоминает дерево, правда, расположенное «вверх ногами» и без ствола. Корень дерева изображают знаком ∗.
Задача 1. «Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 3, 4 и 5 при условии, что цифры в записи числа не повторяются?» дерево возможных вариантов будет таким:
|
∗ | |||||||||||
Сотни | · | · | · | ||||||||
Десятки | · 4 | · | · | · | · | · | |||||
Единицы | · | · | · | · | · | · | |||||
Числа |
Ответ: из цифр 3, 4 и 5 при условии, что цифры в записи числа не повторяются можно составить 6 трехзначных чисел.
В чем заключается правило умножения?
Если первый элемент в комбинации можно выбрать а способами, после чего второй элемент b способами, а третий элемент с способами, то общее число комбинаций из трёх элементов будет a×b×c.
Для вышерассмотренной задачи первой цифрой числа (сотни) может быть любая из трёх данных цифр (3, 4, 5), второй (десятки) – любая из двух других. А третьей (единицы) – оставшаяся. Всего из данных цифр можно составить 3 × 2 × 1 = 6 трехзначных чисел.
Материал для 5-6 классов.
Уникурсальные фигуры
Уникурсальная фигура – это фигура, которую можно начертить одним росчерком, то есть, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды.
Существует правило, позволяющее определить, можно ли начертить фигуру одним росчерком. Оно основывается на понятиях четной и нечетной вершины графа: вершину графа называют четной, если из нее исходит четное число ребер, и нечетной, если из нее исходит нечетное число ребер. Граф – это фигура, состоящая из конечного множества точек плоскости и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек. Точки называются вершинами графа, а отрезки – ребрами графа.
|
Правило:
фигуру можно начертить одним росчерком, если:
1) все ее вершины четные, при этом движение можно начинать с любой вершины и закончить в той же вершине;
2) у нее только две нечетные вершины, при этом движение нужно начать с одной из этих нечетных вершин и закончить другой.
Вот пример задачи, где используется уникурсальная фигура.
|
Вершина - является четной, т.к. она имеет четное число рёбер (четыре).
Вершины 2, 3, 4, 6, 7 – также четные.
Вершина 5 и вершина под названием «почта» – нечетные, т.к. они имеют нечетное количество рёбер (по три каждая).
Согласно пункту 2 вышеизложенного правила, мы имеет возможность весь путь «начертить одним росчерком», т.к. в нашей задаче только две нечетные вершины. При этом движение мы должны начать с одной из этих нечетных вершин и закончить другой.
|
Попробуем начать с вершины «почта» и закончить вершиной 5.
Ответ: п-1-3-п-7-1-2-3-4-5-6-7-5. Дядя Фёдор живет в домике №5.
Вывод: Математически доказано, что у почтальона Печкина в данной задаче есть возможность разнести всю почту по адресам, при этом проходить по каждой тропинке он будет только один раз.
При решении задач, по условию которых необходимо проложить маршрут, рекомендуется:
- построить граф;
- проверить его на правило для уникурсальных фигур;
- сделать вывод о наличии или отсутствии решения;
- если решение имеется, искать маршрут.