Основы прочности обучения и учения




Содержание

 

 

1. Глоссарий … 2

2. Цели и задачи занятия … 3

3. История школы и педагогики за рубежом: … 4

 

· воспитание в первобытном обществе … 4

· зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе … 5

· педагогическая мысль в феодальном обществе … 7

· эпоха Возрождения как переломный момент в истории образования.. 9

 

4. Педагогическое образование в России … 9

5. Образование в современном мире … 10

6. Проблемы современного образования в России … 11

7. Заключение … 12

8. Приложение … 13

9. Литература … 15

 

 

Глоссарий

 

Абак (греч.) – счётная доска, получившая широкое распространение в Афинах для овладения вычислительными навыками;

 

Агелы (греч.) – специальные воспитательные отряды, создаваемые спартанцами для мальчиков, достигших семилетнего возраста, с целью формирования мужества и стойкости;

 

Инициация –обряд, испытание в первобытном обществе на готовность молодёжи к жизни, труду и выполнению социальных функций;

 

Коменский Ян Амос (1592-1670) – чешский педагог, разработал систему принципов обучения, основоположник поурочно-классной системы, автор труда «Великая дидактика»;

 

Криптии (греч.) – тайные войны, объявляющиеся спартанцами против илотов как метод воспитания подрастающего поколения;

 

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – выдающийся русский учёный, внёс вклад в развитие отечественной науки и образования;

 

Стиль (греч.) – палочка, приспособление для письма на табличках с восковым покрытием;

 

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) – основоположник отечественной теории начального обучения, автор учебников «Родное слово», «Детский мир»;

 

Цицерон Марк Тулий (106-43 г.г.до н.э.) – римский оратор, философ, основоположник «искусства красноречия»;

 

Школа (греч. досуг, отдых от труда) – первоначально школами называли беседы наиболее опытных, знающих людей с детьми и подростками;

 

 

Тема занятия:

 

 

Цели и задачи:

 

· образовательные – изучить происхождение воспитания; узнать содержание воспитания в первобытном обществе; изучить типы школ в рабовладельческом обществе Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; познакомиться с системой начального и повышенного образования в церковных школах Западной Европы; расширить представления о педагогическом образовании в России; изучить влияние НТР на развитие образования в развитых странах мира;

 

 

· развивающие – развитие умения выделять сущность психологической и биологической концепции воспитания; развивать умения ориентироваться в типах школ рабовладельческих государств; развивать умение ориентироваться в принципах организации классно-урочной системы Я.А.Коменского; умение ориентироваться в основных направлениях современного образовательного процесса;

 

· воспитательные – воспитание уважительного отношения к профессии учителя, воспитание личности студента; воспитания бережного отношения к педагогическому наследию наших предков и к современным педагогическим течениям.

 

Оборудование: учебное пособие «Букварь совместного обучения письму и счёту», творческие работы студентов по теме «Основные аспекты образования», сочинения «Школа моей мечты», результаты социологического исследования, видеозапись, приложения.

 

 

Ход занятия.

 

 

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

«Какой большой и лучший дар мы можем предложить государству,

Как не тот, чтобы обучать и образовывать юношество,

Особенно при настоящих нравах и в наше время,

Когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать

и сдерживать общими силами…»

Марк Тулий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.)

Введение

1-й ведущий. «В современном обществе, где социальная структура характеризуется сближением классов, групп, слоёв, всё более возрастает роль и значение народной интеллигенции. Особое место среди работников умственного труда занимает учительство. Оно является одной из самых многочисленных социально-профессиональных групп мировой интеллигенции. Учитель всегда был, есть и будет центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Народное образование в любой стране мира всегда страдало не столько от недостатка школьных знаний, оборудования и прочих средств обучения, сколько от нехватки хорошо подготовленного учителя».

 

2-й ведущий. «Школа – самое важное общественное учреждение, которое вмещает всю жизнь человека: его детство, отрочество, потом в зрелом возрасте возвращается к нему учёбой детей и внуков. Именно в школе маленький гражданин приобретает первый опыт жизни вне семьи, разделяя с другими права и обязанности, встречает отпор своему деспотизму, получает эмоциональную зарядку и проникается духом солидарности. Это среда, где ребёнок, а позднее подросток, учится подчиняться определённым правилам, учится честно оценивать свои поступки, соблюдать собственное достоинство и не унижаться до того, чтобы лгать в своё оправдание».

 

1-й ведущий. «Школу критикуют, о ней спорят, пишут в газетах. Существует похвальное, но весьма абстрактное суждение о том, какой она должна быть. Многие выявляют недостатки обучения, предлагают реформы и нововведения. И тем не менее отношение к школе – яркий пример небезразличия и живого интереса общества».

 

2-й ведущий. «Особое почётное место в педагогике занимает её история. История педагогического образования неразрывно связана с историей человечества, и её изучение имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебного процесса».

2.1 Воспитание в первобытном обществе.

 

Древнейшие люди жили не в одиночку, а группами, которые учёные называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика занимались собирательством, целыми днями искали съедобные коренья, дикорастущие плоды, ягоды и яйца птиц.

 

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг, и возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии, а более полумиллиона лет назад появились на юге нынешней России. Люди уже умели пользоваться огнём, изобрели новые орудия труда, одежду и жилища. Одежду шили из звериных шкур. Жилищем становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. На стоянках людей запылали костры. Мясо, испечённое на угольях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

 

Основным элементом воспитания первобытных людей было взаимодействие трёх возрастных групп:

· детей;

· работоспособных взрослых;

· стариков.

 

Переход из первой группы во вторую сопровождался инициациями (испытаниями) на готовность молодёжи к жизни, труду и выполнению социальных функций. Первые воспитательные учреждения назывались домами молодёжи. Они организовывались отдельно для мальчиков и девочек. Основным содержанием воспитательного процесса было вооружение детей трудовыми навыками, ознакомление с правилами религиозного культа, обучение письму. Культурное наследие первобытного человека включало устное народное творчество, игры, танцы, музыку, пение, военную подготовку. Возрастные группы постепенно приобретали системный характер и образование стало выделяться в особый вид деятельности.

 

В период разложения первобытного общества воспитательные функции перешли к семье – основной ячейке общества. Умственный труд постепенно отделялся от физического, который стал уделом простого народа.

 

1-й ведущий. «Так жили наши предки. Им предстоял ещё долгий путь развития. Приблизительно 40 тысяч лет назад древнейший человек стал таким, как современные люди».

 

2.2 Зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе.

 

2-й ведущий. «Содержание обучения в эпоху рабовладельческого строя претерпело большие изменения по сравнению с первобытно - общинной формацией. Воспитание стало носить классовый характер ».

 

Система воспитания в рабовладельческом обществе обслуживала интересы правящих классов, игнорируя потребности простого угнетённого народа. В Древности функции управления осуществляли служащие, подготовленные в специальных школах. Слово школ а в переводе с греческого буквально означает «досуг»,«отдых от труда». В Древней Греции школами называли беседы наиболее опытных, знающих людей с детьми и подростками. В дальнейшем термин «школа » стал использоваться для обозначения специальных учебно-воспитательных учреждений и в таком значении сохранился до настоящего времени.

 

Накопление человечеством знаний требовало новых форм их передачи. Так, например, в Афинах ученики учились писать буквы с помощью специальной палочки – стиля и навощенной таблички. Для овладения навыками счёта использовались разноцветные камешки и счётная доска – абак, был распространён счёт на пальцах. Обучение грамоте велось буквослагательным способом. В Афинах культура, торговля и ремесло достигли самого высокого уровня развития. Педагогические идеи Древней Греции являются золотым фондом педагогики, поскольку образование зародилось в недрах философии.

 

Большое место в школах рабовладельческого общества уделялось идейнонравственному воспитанию подрастающего поколения, формированию таких качеств, как стойкость, мужество, преданность Родине и непримиримость к её врагам.

Спарта (Лакония) – одно из самых известных и могучих государств Древней Греции, славящееся своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Спарта была идеальным полисом, не знавшим смут и гражданских распрей. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда у всех должна быть одинаковой. Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим личным временем. Вся их жизнь, от рождения до смерти, проходила под неусыпным контролем государства.

 

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в специальных отрядах – агелах. Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить кратко и лаконично. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

 

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Юношей жестоко бичевали, они же при этом должны были молчать. Многие не выдерживали испытания и умирали. Ещё одним испытанием для юношей были криптии – тайные войны против илотов, которые время от времени объявляли спартанцы. Днём молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых крепких мужчин, что позволяло держать илотов в постоянном страхе.

 

Воля законодателя и постоянная угроза со стороны внешних границ создали сплочённую гражданскую общину, не знавшую смут на протяжении нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что могла создать Спарта, - это сильная армия.

 

2.3 Педагогическая мысль в феодальном обществе.

 

1-й ведущий. «Историки обычно изучают историю взрослых. Точнее, историю мужчин. История женщин и детей остаётся мало известной. Господство отца, мужа, хозяина в семье и обществе приводило к тому, что историки и писатели в Средние века уделяли основное внимание мужчинам, их делам и занятиям. Женщин и детей упоминают лишь от случая к случаю. Они не вызывали особого интереса. В результате большая часть рода человеческого оставалась вне истории. Средневековый мир был «миром взрослых», поэтому никто в ту эпоху не задумывался над особенностями ребёнка».

 

В глазах взрослых детство было коротким. В брак вступали в 12-14 лет. Именно в этом возрасте ребёнок считался ответственным за свои поступки: его могли судить и приговорить к тяжкому наказанию, вплоть до смертной казни. Сплошь и рядом ребёнка в очень раннем возрасте отрывали от семьи. Сына городского ремесленника отдавали в ученики к другому мастеру; в его семье он жил не столько в качестве ученика, перенимавшего ремесленное уменье, сколько в роли слуги, мальчика на побегушках. В чужом хозяйстве всякий мог его обидеть, а заступиться за него было некому.

 

Но и сын рыцаря тоже зачастую оказывался вдали от родительского дома: его отдавали на воспитание в семью другого рыцаря, с которым отец ребёнка хотел поддерживать дружбу. Он проводил время в общении со взрослыми – людьми, по большей части грубыми и необразованными, - ведь в среде рыцарей уважали силу, а не образованность. У сыновей рыцарей вырабатывались военные навыки, крепостническая мораль и умение вести себя в высшем обществе. В содержание образования входили семь добродетелей:

 

  • езда верхом;
  • плавание;
  • владение копьём, мечом, щитом;
  • фехтование;
  • охота;
  • игра в шахматы;
  • умение слагать и петь стихи.

 

Умение читать и писать было необязательно.

 

Младших детей рыцарей, у которых не было надежды на получение отцовского наследства, нередко отдавали монахам. В монастыре они могли получить образование, а со временем стать монахами и даже возвыситься в церкви. Дочери знатных людей, если у них не было приданого, необходимого для замужества, тоже делались монахинями, - это был один из способов устроить их жизнь. При этом их не спрашивали, расположены ли они всю свою жизнь провести за монастырскими стенами, подчиняясь строгим правилам монашеской жизни.

 

Таким образом, и ребёнок простолюдина, и рыцарские сын или дочь с малых лет нередко оказывались оторванными от родителей, жили отдельно от них. Из сочинений духовных лиц, в которых они рассказывают о своей жизни, видно, что, войдя в монастырь, юноша или девушка теряли связь с семьёй, и даже не могли узнать, были ли у них братья и сёстры.

 

Что касается сельских жителей, то крестьянскому хозяйству нужны были рабочие руки, и ребёнок начинал трудиться с раннего детства. Детство в Средние века не было беззаботным и радостным. Очень многие дети умирали в младенческом возрасте. И недостаточное питание, и болезни, и невнимание к ребёнку выработало определённый взгляд на детей: «Бог дал, Бог и взял». В условиях, когда «лишние» детские рты не могли прокормить, бедные родители отводили детей в лес и оставляли там умирать. Такие истории нередко описывались в народных сказках того времени /напр. хорошо известная всем сказка «Мальчик с пальчик»/. Особенно часто так поступали с девочками, полагая, что от них меньше помощи в хозяйстве, чем от мальчиков. У детей, которые выжили, тоже было немного надежды дожить до зрелого возраста – болезнь и смерть были частыми гостями в семье. Существовало мнение, что смерть постоянно где-то рядом с человеком и подстерегает его на каждом шагу.

 

Большинство детей не получало никакого образования. Одних не учили вследствие бедности и отсутствия школ, другие, как дети рыцарей, предпочитали учению воинские забавы и охоту. Большинство людей не умело писать и читать. Изображение священных сцен в соборе и церкви было «Библией для неграмотных». Тем не менее в Средние века уже существовали школы. Они создавались при монастырях и в них обучались дети, которые в дальнейшем должны были стать монахами. Известны также городские школы, учреждённые при главном /кафедральном / соборе. Там занимались дети горожан, и эти школы, в отличие от монастырских, были платными. Владельцы замков приглашали для своих детей учителей, и зачастую учителем был священник из ближайшего прихода. Детей, посещавших школу, заставляли преимущественно заучивать заданное наизусть. Толковать и объяснять текст мог только учитель – духовное лицо. Нерадивых и ленивых секли розгами, наказывая нещадно, как считалось, «из любви».

 

Чему же учили в средневековой школе?

 

  • в приходских школах обучали религии, чтению, письму, церковному пению и счёту;
  • в монастырских школах изучались те же предметы, но более обстоятельно. В учебный план их были включены риторика, грамматика, диалектика, геометрия и музыка;
  • в соборных школах преподавался полный курс средневековых наук, но главным являлось богословие.

 

2-й ведущий. «По мере развития общества накапливался определённый житейский опыт, который служил прочным фундаментом для существования однородной социальной группы. Основным элементом ненаучных житейских знаний являлась народная мудрость. Наблюдения законов организации общества легли в основу пословиц, притч, поговорок, басен и сказок».

 

1-й ведущий. «Приведите примеры народной мудрости, где отражаются житейские знания, основанные на многовековом человеческом опыте».

 

  • куй железо, пока горячо – не только техническое правило кузнечного дела, но и принцип любой практики;
  • где тонко, там и рвётся – общий закон для всех сфер жизни;

 

2.4 Эпоха Возрождения как переломный момент в истории образования.

2-й ведущий. «Эпоха Возрождения стала переломным моментом в истории мрачного Средневековья. Произошли изменения во многих сферах жизни, изменилось отношение и к образованию».

 

Сын века, глубоко религиозный человек, великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) выразил новые идеи эпохи Возрождения. Его взгляд противостоял схоластическим догматам средневековья. На основе опыта работы школ того времени Я.А.Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика» (1658). Термин «дидактика» происходит от греческого «didaktikos», что в переводе означает «обучающий». Мысли об обучении ещё издавна высказывались философами прошлого Сократом, Демокритом, Платоном и Аристотелем. По мнению чешского педагога, необходимо учить всех, без исключения, детей. Он требовал, чтобы население относилось с уважением к учителю, а учитель должен сам понять, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он призван внушать ученикам, быть человеком образованным, трудолюбивым и безгранично любить своё дело.

 

1-й ведущий. «Вот несколько основных принципов обучения, разработанные Я. А. Коменским. Скажите, являются ли они актуальными в условиях современности?» (см. приложение 1 «Основы прочности обучения и учения»).

 

В эпоху Возрождения стала развиваться система повышенного и среднего образования. Стали популярными латинские школы, коллегиумы и гимназии, стали открываться университеты. Но дети простого народа воспитывались, как и прежде, путём непосредственного участия в физическом труде наравне со взрослыми.

 

3. Педагогическое образование в России.

2-й ведущий. «А теперь мы поговорим об истории отечественного образования».

 

 

До начала 18 века в России не было организованной подготовки учителей. В ряде мест на средства крестьянских общин создавались временные училища. Крестьяне сами подыскивали себе «мастера грамоты» и сообща оплачивали его труд. Нередко учитель, подобно деревенскому пастуху, жил и кормился в крестьянских семьях. Часто обязанности учителей выполняли служители церкви. Однако среди самих церковников было много неграмотных и полуграмотных. Высшее духовенство относилось отрицательно к образованию народа и подготовке учителей, считая знания «огнём в руках дитяти» (см. Букварь совместного обучения письму и счёту).

 

Только с началом петровских реформ, когда возникла необходимость в развитии школьного дела, были предприняты первые шаги в организации систематической подготовки учительства. Однако специальные педагогические учебные заведения появились значительно позже – во второй половине 18 века. На первом месте в учебном курсе того времени стояли предметы, необходимые для развития военного и морского дела, строительства, промышленности и техники. Но реформы Петра 1, как и все преобразования, были направлены на утверждение и возвышение класса дворян. Они проводились за счёт усиления крепостного гнёта, введения тяжёлых повинностей для крестьян. Все высшие и средние школы, открываемые государством, предназначались для детей дворян, которые должны были занять командные должности. Крестьянские дети в государственные школы не принимались.

 

В 1786 году в Петербурге открылась первая учительская гимназия. Это было закрытое учебное заведение, в котором допускались строгие наказания вплоть до содержания на хлебе и воде на срок до месяца. Основное направление семинарии – религиозно-нравственное воспитание.

 

Важную роль в распространении просвещения в России и подготовке квалифицированных педагогических кадров в 18 веке сыграл Михаил ВасильевичЛомоносов (1711-1765). Он прошёл нелёгкий путь от простолюдина до учёного мирового значения и выступал за фундаментальную подготовку русских педагогических кадров, которые должны были полностью заменить иностранных педагогов. М.В.Ломоносов добился принятия в гимназии и университеты детей простых людей, в том числе детей отпущенных на волю крепостных крестьян. Учёный считал, что школьный материал должен соизмеряться с возможностями учащихся, высоко ценил слово учителя на уроке.

 

Говоря об образовании 18-19 века, следует отметить, что условия жизни и труда учителя народных училищ были крайне тяжёлыми. Грошовое жалованье не давало учителю возможности свести концы с концами, а местные власти постоянно притесняли педагогов. Учителя, получавшие образование за казённый счёт, лишались права перехода на другую службу. В стране вёлся сыск «беглых учителей ».

 

Основоположником отечественной теории начального обучения считается Константин Дмитриевич Ушинский. По его учебным книгам «Родное слово », «Детский мир » училось несколько поколений. Прекрасным педагогом, понимающим психологию детей, был Лев Николаевич Толстой. В педагогических сочинениях и учебных книгах он отразил опыт работы в Яснополянской начальной школе. Л.Н.Толстой высоко ценил проявление творчества у школьников. Его «Азбука » и четыре «Русскиекниги для чтения » наряду с учебными книгами К.Д.Ушинского были самыми распространёнными в начальных школах России.

 

4. Образование в современном мире.

1-й ведущий. «Понимание важнейшей роли образования привело к тому, что за годы, прошедшие после второй мировой войны, в мире было принято больше законов об образовании, чем за всю предшествующую историю. А в последние 15-20 лет многие страны мира приступили к осуществлению реформ своих образовательных систем».

 

Возрастают масштабы образования в мире, однако мир полон неграмотных и полуграмотных людей. В 30 развивающихся странах вообще отсутствует требование обязательного образования, в 48 странах уровень обязательного образования составляет пять-шесть лет. Но и в развитых странах мира функционально неграмотные люди составляют 15-20 %. Основное требование научно-технического прогресса – доступное и качественное образование. По оценкам специалистов, для преодоления разрыва в экономике между развитыми и развивающимися странами потребуется несколько столетий. Такая перспектива не устраивает народы развивающихся стран, поэтому они ищут пути ускорения экономического развития в образовании.

 

В современных странах Западной Европы чётко прослеживается иерархический характер обучения - после окончания элементарного цикла обучения дети в возрасте 11-12 лет распределяются между тремя различными типами учебных заведений, отгороженных друг от друга труднопреодолимыми барьерами:

 

· Полная средняя школа, самый престижный тип (грамматические школы в Англии, лицеи во Франции и Италии, гимназии в Германии) – наиболее высокий уровень образования, подготовка к учению в высшей школе;

· «Второсортная» средняя школа (современные школы в Англии, общеобразовательные колледжи во Франции, реальные школы в Германии) – теоретический уровень образования ниже, акцент делается на прикладные знания;

эта школа готовит будущих работников «среднего звена»;

  • «Практическое образование» - открывает для своих питомцев путь только на производство или в систему профессионального ученичества.

 

 

В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки проживает большинство населения земного шара. Именно здесь сосредоточена значительная часть природных ресурсов Земли. На протяжении нескольких столетий шла жестокая эксплуатация народов этой зоны мира– от работорговли до экономического грабежа. Процветание и обогащение Северной Америки и Европы основано на крови и поте латиноамериканского народа. Поэтому задачей государственной важности стала ликвидация массовой неграмотности в этих странах, подъём образовательного и культурного уровня населения. Во многих развивающихся государствах мира сегодня происходит культурная революция, которая включает в себя кампанию по удалению неграмотности и проведение реформ образования.

 

5. Проблемы современного образования в России.

 

2-й ведущий. «Конечно, можно долго говорить о достоинствах и недостатках образования, и вся его история займёт не один учебник. Теперь вы имеете представление об основных этапах зарождения педагогической мысли. А сейчас мы поговорим о проблемах, стоящих перед современным учительством».

 

1-й ведущий. «Мы провели небольшой социологический опрос среди преподавателей и студентов нашего техникума.

 

Ознакомление с результатами социологического исследования, просмотр видеозаписи.

 

2-й ведущий. «В заключение нашего классного часа мы предлагаем вам выполнить небольшое практическое задание:

 

Житейские наблюдения легли в основу современной психологии. Считается, что с возрастом человек должен накопить определённый запас мудрости, в основе которой лежит наблюдательность. Решение небольших педагогических задач поможет узнать преподавателям, насколько хорошо они владеют элементами психологии (см. приложение 2 «Педагогический задачник»)

 

6. Заключение.

1-й ведущий. «Сегодня мы с вами отметили достоинства и положительные функции школы. Учитель – честный труженик, разумеется, не лишённый своих недостатков и слабостей. Он может быть самоуверен или неприветлив, но всё равно он трудящийся и, как и все, нуждается в нашей поддержке и солидарности. Он привязан к детям, хочет помочь им, желает им блага независимо от того, ставит ли хорошие или плохие оценки, искренне стремиться воспитать их честными людьми».

 

2-й ведущий. «Повышение авторитета учителя, школы – мощное оружие для успешного преподавания. Какую пользу извлекут подростки из периода жизни, проведённого в постоянном недовольстве и бесплодном критиканстве, граничащим со злословием? Скуку и ряд оценок в аттестате, больше ничего. Задача современного учителя – сделать годы жизни, проведённые за школьной партой яркими, насыщенными и запоминающимися на всю жизнь».

 

Стихотворение «Не смейте забывать учителей».

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает

этих встреч нечастых.

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:

Под Новый год не шлём им

поздравлений,

И в суете иль попросту из лени

не пишем,

Не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами.

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где-то выдержал экзамен

На мужество, на честность, на успех

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий,

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!

Приложение 1.

Основы прочности обучения и учения

(по Я.А.Коменскому)

 

Основоположение 1.

 

  • Не следует браться ни за что ненужное – природа никогда не делает ничего бесполезного;
  • Нужно изучать только ценное – кому нужны пустяки? Какой смысл изучать то, знание чего не принесёт пользы, а незнание не принесёт вреда и от чего в дальнейшем возрасте придётся отучиваться и что придётся среди занятий забывать.

 

Основоположение 2.

 

  • Всё из собственных корней – природа всё производит от корня и более ниоткуда. От корня у дерева является всё, и нет необходимости прививать ему листья и чуждые ему ветки.

 

Основоположение 3.

 

  • Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям.

 

Приложение 2.

 

Педагогический задачник

(вопросник)

Психологи утверждают, что собаки умнее и проницательнее людей. Действительно, она иногда очень точно чувствует скрытый подтекст слов, угадывает, добрый или злой перед ней человек. Как это можно объяснить?

 

(Дело в том, что собака не понимает смысла слов, которые мы произносим, и это ей помогает быть проницательнее людей. Ведь чаще всего важны не слова, а интонация, которую собака улавливает очень чутко. Этот принцип применим и относительно человека).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: