Рабочая программа производственной практики




 

Направление подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника

 

Профиль Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем

 

 

Курс _ 2-3 _

Форма обучения _ очная _

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: _ 144 _ часа

_ 4 _ зачетных единицы


1. Программа производственной практики составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС СПО) по направлению подготовки 230100.62 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного 09.11.2009 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №553.

 

2. Разработчик (и) программы производственной практики

доцент кафедры ИТиС ____________________ Энгель Е.А.

(подпись)

 

доцент кафедры ПОВТиАС ____________________ Горбачева Э.Г.

(подпись)

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры ПОВТиАС __________________________________________

 

_________________ протокол № ___________

(дата)

 

Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ Швец С.В.

(подпись)

 

4. Программа производственной практики СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами (ПЦК); СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК) ______________ _____________________

(подпись) (ФИО)

______________________________

(дата)

 

5. В программу производственной практики внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (ПЦК) ______________________________ протокол № ____ дата _____________________

 

Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ ________________________ (подпись) (ФИО)

 


Производственная практика по направлению подготовки проводится в соответствии с действующим Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника, государственными требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки, перечнем компетенций, определенных ГОС для формирования в процессе учебной и производственной практики, и перечня практических умений и навыков, определенных ООП вуза с учетом видов профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки.

Практика позволяет в полной мере овладеть специальной подготовкой в предметной области и в области информационных технологий для анализа, проектирования и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем. Благодаря практике на предприятии студент учится профессионально прогнозировать, моделировать и обеспечивать информационные процессы в конкретной предметной области, а также выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла.

Студент на практике получает навыки и умения ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать возникающие проблемы, разрабатывать и осуществлять план действий, вести документацию, профессионально использовать компьютерную технику и средства связи, творчески решать профессиональные задачи, управлять взаимосвязанными информационными потоками в предметной области.

Работа на предприятии в качестве практиканта должна способствовать повышению квалификации информатика и стремлению к непрерывному личностному росту.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

 

1. ЦЕЛИ ПРАКТИКИ.

Целями практики являются:

· закрепление и углубление знаний по базовым дисциплинам по направлению и профилю профессиональной подготовки;

· формирование профессиональных умений, навыков и компетенций в процессе практического применения программных продуктов и способов обработки информации для конкретной организационной структуры, в процессе практического решения реально возникающих профессиональных ситуаций и задач на базе практики;

· освоение приемов, методов и способов исследования, обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;

· формирование и развитие профессионально- важных качеств.

 

2. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

Производственная практика – важнейшая часть учебного процесса. Именно производственная практика является важнейшим условием обеспечения целостности и неразрывности теоретического обучения и практической профессиональной подготовки будущих специалистов, формирование профессиональных компетенций в реальных производственных условиях.

Основными задачами производственной практики являются:

· закрепление, углубление и накопление специальных знаний и формирования навыков в процессе изучения и участия в организации и обеспечении производственного процесса, функциональных и информационных связей на базе практики;

· изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления, функциональных и информационных связей;

· ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии;

· освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов, в соответствии с профилем подготовки;

· принятие участия в конкретном производственном процессе или исследованиях;

· приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее направлениях;

· сбор, анализ и обобщение материалов по теме курсовых и дипломной работы, апробация результатов;

· содействие формированию общего представления о будущей профессиональной производственной деятельности;

· содействие развитию интереса студентов к выбранной специальности, направлению подготовки;

· сопоставление студентами своих ожиданий и реалий будущей профессиональной деятельности.

 

3. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП

Производственная практика студентов университета является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования, важнейшей частью учебного процесса.

 

Вид практики Количество недель Курс/семестр (кол-во недель)
I/2 II/4 III/6 IV/8
Учебная          
Производственная          
Всего:          
Требования ГОС ВПО не менее 4        

На II курсе до и во время прохождения производственной практики студенты изучают дисциплины, знания по которым в процессе практики должны быть закреплены, должны формироваться соответствующие умения и навыки это дисциплины: программирование на языке высокого уровня, ЭВМ и периферийные устройства, информатика, компьютерная графика, компьютерное моделирование, операционные системы, сети ЭВМ и телекоммуникации, объектно-ориентированное программирование.

На III курсе до и во время прохождения производственной практики студенты изучают дисциплины, знания по которым должны быть закреплены в процессе практики, должны формироваться соответствующие умения и навыки на производственной практике: Paskal для математических вычислений и математические пакеты Mathematika, математические пакеты Mathcad и Matlab, базы данных, методы и средства защиты компьютерной информации, человеко-машинное взаимодействие, создание RAD-приложений, кроме того, продолжается закрепление знаний и формирование умений и навыков по дисциплинам, изученным на 1-2 курсе: программирование в среде VPF, теория вычислительных процессов, теория систем и системный анализ, программирование на языке высокого уровня, ЭВМ и периферийные устройства, информатика, компьютерная графика, компьютерное моделирование, операционные системы, сети ЭВМ и телекоммуникации, объектно-ориентированное программирование,

Во время производственной практики студент должен изучить:

- организацию и управление деятельностью подразделения;

- вопросы производимой, разрабатываемой или используемой техники, формы и методы сбыта продукции или предоставления услуг;

- действующие стандарты, технические условия, должностные обязанности, положения и инструкции по эксплуатации средств ВТ, периферийного и связного оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;

- правила эксплуатации средств ВТ, исследовательских установок, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющихся в подразделении, а также их обслуживание;

- вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.

Во время производственной практики студент должен освоить:

- методы анализа технического уровня изучаемого аппаратного и программного обеспечения средств ВТ для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;

- методики применения измерительной техники для контроля и изучения отдельных характеристик используемых средств ВТ;

- отдельные пакеты программ компьютерного моделирования и проектирования объектов профессиональной деятельности;

- порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю направления подготовки.

Студенту необходимо выбрать тему своей учебно-научной деятельности, изучить и описать ее теоретические основы (2-3 курс). Создать логическую, инфологическую модели предметной области (3 курс). Создать ПП, сопроводительную документацию к нему (3 курс).

 

4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Выполнение программы практики в реальных производственных условиях предприятий, фирм. Анализ системы информационного обеспечения работы предприятия – базы практики, на основе анализа внесение предложений по совершенствованию системы информационной поддержки, выполнение практических заданий по участию студента – практиканта в практическом разрешении реально возникающих производственных ситуаций и задач.

 

5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Производственная практика проводится в 4 и 6 семестре на различных предприятиях любой формы собственности, имеющих рабочие места, соответствующие направлению профессиональной подготовки студентов, согласно заключенного договора, в структурных подразделениях института, университета, в которых программа практики может быть выполнена в полном объеме или по месту работы студента под руководством квалифицированных специалистов предприятия – базы практики.

 

6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

В результате освоения программы практики у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

- должен быть готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- должен уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- должен стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- должен быть способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- должен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества;

- должен владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);

Для квалифицированного выполнения видов профессиональных видов деятельностибакалавр по НАПРАВЛЕНИЮ 230100 должен уметь применять:

- методы и способы разработки требований и спецификаций объектов профессиональной деятельности;

- методы и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

- методы и средства разработки математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения ВС и автоматизированных систем;

- методы и средства тестирования и испытаний объектов профессиональной деятельности;

- методы и средства анализа и моделирования объектов профессиональной деятельности и их компонентов;

- современные информационные технологии и инструментальные средства для решения различных задач в своей профессиональной деятельности;

- методы организации процесса разработки объектов профессиональной деятельности.

Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавр должен быть:

- готов участвовать во всех фазах проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- готов участвовать в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

- способен использовать современные методы, средства и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

- готов участвовать в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

- способен изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности;

- должен взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе при разработке объектов профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

- должен уметь на научной основе организовать свой труд, владеть современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

В процессе производственной практики должен готовиться к удовлетворению квалификационным требованиям к информатику на уровне: «должен уметь», «должен владеть», «должен иметь опыт».

Информатик (с квалификацией в области) должен уметь:

- формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем с использованием различных методов и решений;

-ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем;

-ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой;

-проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных информационных систем;

-формулировать основные технико-экономические требования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам;

-создавать и внедрять профессионально-ориентированные информационные системы в предметной области;

-разрабатывать ценовую политику применения информационных систем в предметной области;

Информатик (с квалификацией в области) должен владеть:

-методиками анализа предметной области и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем;

-методами системного анализа в предметной области.

Информатик (с квалификацией в области) должен иметь опыт:

- работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами, и использования методов их научного исследования;

-разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде;

- выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интегрального обслуживания пользователей информационных систем;

-опыт работы с программно-техническими средствами диалога человека с профессионально-ориентированными информационными системами;

-компоновки информационных систем на базе стандартных интерфейсов.

2 курс

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Формы текущего контроля
1. Инструктаж по технике безопасности Собеседование, наблюдение
2. Знакомство с предприятием (фирмой), целями и видами ее деятельности, организационной структурой Оформление отчета, собеседование
3. Знакомство с организацией информационной поддержки деятельности предприятия (фирмы), изучение обязанностей лиц, обеспечивающих решения проблем использования информации 4. Формирование общего представления об информационной среде предприятия, методах и средствах ее создания, информационной безопасности. 5..Выполнение части обязанностей лиц, обеспечивающих решения проблем использования информации по заданию руководителя практики от предприятия. Оформление отчета, собеседование     Наблюдение, оценка выполнения обязанностей руководителем практики от предприятия. Проверка журнала и отчета по практике.
6. Подготовка и оформление отчета по практике Проверка отчета и защита результатов практики. Диф. зачет.

 

3 курс

 

Целью практики является:

· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин общего цикла и специальных дисциплин;

· знакомство с организацией информационной поддержки деятельности предприятия (организации);

· изучение обязанностей должностных лиц предприятия, обеспечивающих решение проблем использования информации;

· формирование общего представления об информационной среде предприятия, методах и средствах ее создания.

В отчете по результатам прохождения производственной практики должно быть отражено:

· описание отрасли (перспектива, конкуренция, доходность и т. д.);

· форма собственности, организационно-правовая форма (причины выбора данной формы предпринимательства) предприятия;

· основные виды деятельности организации;

· характеристики информационной среды предприятия или отдела (назначение, документация, функциональная архитектура);

· безопасность жизнедеятельности на предприятии;

· охрана труда на предприятии, техника безопасности выполнения работ.

№ п/п Разделы (этапы) практики Формы текущего контроля
1. Инструктаж по технике безопасности Собеседование, наблюдение
2. Анализ достаточности и эффективности использования средств вычислительной техники и программного обеспечения на предприятии Оформление отчета, собеседование
3. Анализ структуры и деятельности конкретного отдела, функций конкретного специалиста и объема его деятельности Оформление отчета, собеседование
4. Изучение комплексного применения методов и средств обеспечения информационной безопасности Оформление отчета, собеседование
5. Предложения по совершенствованию системы информационной поддержки, как в плане обновления вычислительной техники, так и в части программного обеспечения и алгоритмов обработки информации Оформление отчета, собеседование
6. Уточнение темы выпускной квалификационной работы Собеседование с руководителем практики от предприятия
7. Подготовка и оформление отчета по практике Проверка отчета и защита результатов практики. Диф. зачет.

 

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Рабочая программа практики, методические рекомендации по организации выполнения программы студентом.

Журнал производственной практики студента, структура отчёта по практике и требования к освоению программы практики.

 

Разделы отчета по производственной практике за 2 курс

 

1. Характеристика предприятия:

1.1. Наименование предприятия, фирмы, отдела.

1.2. Территориальное расположение.

1.3. Основные виды деятельности.

1.4. Взаимосвязь с внешней средой.

2. Структура и задачи предприятия:

2.1. Структурная организация (функциональные и информационные связи).

2.2. Задачи функционирования.

2.3. Технические средства обработки информации.

3. Информационные технологии и системы:

3.1. Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятии.

3.2. Применение ИТиС в обеспечении работы предприятия.

3.3. Информационная безопасность предприятия.

3.4. Подходы к работе с информационными системами.

3.5. Техническое обеспечение ИТиС.

3.6. Предложения по улучшению информационного обеспечения работы предприятия.

4. Работа на предприятии:

4.1. Цель работы на предприятии.

4.2. Описание архитектуры программы (комплекса программ) со всеми необходимыми схемами.

4.3. План и схема развертывания программы (комплекса программ).

4.4. Вывод о результатах работы.

 

Разделы отчета по производственной практике за 3 курс

 

1. Характеристика предприятия:

1.1. Наименование предприятия, фирмы отдела, численность, сферы деятельности, его подчиненность.

1.2. Описание и функции конкретного отдела.

1.3. Основные виды деятельности.

1.4. Функции конкретного специалиста, объем его деятельности, входные/выходные потоки информации конкретно для данного отдела и для данного специалиста, занимаемой должности, из взаимосвязь (для наглядности дать схемы).

2. Структура и задачи отдела:

2.1. Структурная организация (функциональные и информационные связи).

2.2. Задачи функционирования.

2.3. Технические средства обработки информации.

3. Информационные технологии и системы:

3.1. Автоматизированные информационные системы и технологии в отделе.

3.2. Применение ИТиС в обеспечении работы отдела.

3.3. Информационная безопасность отдела.

3.4. Подходы к работе с информационными системами.

3.5. Техническое обеспечение ИТиС.

4. Работа в отделе:

4.1. Цель работы в отделе.

4.2. Описание архитектуры программы (комплекса программ) со всеми необходимыми схемами.

4.3. План и схема развертывания программы (комплекса программ).

4.4. Вывод о результатах работы.

4.5. Оценка работы.

4.6. Предложения (план) по дальнейшей работе в данном направлении.

5. Приложения к отчету:

5.1. Копия утвержденного технического задания.

5.2. Инструкция пользования программным продуктом (если работа представляла собой написание программы).

5.3. Инструкция по администрированию и настройке программного продукта (если работа представляла собой написание программы).

Краткое содержание отчета:

· общая характеристика предприятия / организации (полное наименование, его подчиненность, сфера деятельности, номенклатура выпускаемой продукции (чем занимается), персонал, в том числе общая численность);

· описание и функции конкретного отдела;

· функции конкретного специалиста и объем его деятельности, описание экономической задачи конкретного специалиста (по занимаемой должности);

· потоки информации вход / выход конкретно для данного отдела и для занимаемой должности, их взаимосвязь (для наглядности дать схему);

· технология ввода, обработки, хранения, передачи и выхода информации (документопотоки);

· трудоемкость обработки информации;

· используемая техника и программное обеспечение, безопасность жизнедеятельности на предприятии;

· охрана труда на предприятии;

· техника безопасности выполнения работ.

 

Права и обязанности студентов-практикантов

 

1. Студенты имеют право:

- по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики от предприятия и групповому руководителю направления подготовки;

- пользоваться библиотекой, технической, статистической и другой документацией, не составляющей коммерческой тайны предприятия, для выполнения отчета по практике и сбора данных для курсового и дипломного проектирования;

- вносить предложения по организации и совершенствованию практик.

2. Студенты обязаны:

- соблюдать внутренний распорядок работы предприятия;

- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;

- выполнять порученную работу в объемах, не мешающих выполнению программы практики;

- выполнять программу практики в установленные сроки;

- своевременно фиксировать всю выполняемую в процессе практики работу в журнале практики.

 

9. ФОРМЫПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

 

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия, защиты результатов практики. По итогам аттестации выставляется дифференцированный зачет - оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Студент предъявляет руководителю практики от кафедры для проверки и последующей защиты результатов практики, согласно утвержденному графику отчет по практике с подписью руководителя практики от предприятия (организации) - базы практики, заполненный журнал по практике с оценкой и подписью руководителя практики от предприятия (организации).

Дифференцированный зачет, оценка выставляется с учетом оценки практики руководителем от базы практики, отчета и защиты результатов практики с учетом критериев, изложенных ниже.

Критерии оценки уровня практической подготовки студентов:

- уровень теоретической подготовленности студента к прохождению практики;

- умение собирать и обрабатывать информацию по теме;

- способность проанализировать и систематизировать собранную информацию;

- умение самостоятельно и коллективно решать профессиональные типовые задачи;

- умение работать в коллективе;

- проявленный профессионализм при выполнении индивидуального задания;

- наличие методов научного исследования и умение их использовать;

- умение правильно делать выводы;

- соответствие оформления отчета по практике установленным правилам;

- умение аргументировано ответить на вопросы во время защиты практики;

- отношение студента к практике в целом и индивидуальному заданию в частности.

 

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Берк К. Анализ данных с помощью MS Excel [Текст] / К. Берк, П. Кэйри. -М.: Вильямс, 2005. – 560 с.

2. Вадзинский, Р. Статистические вычисления в среде Excel [Текст] / Р. Вадзинский. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с.

3. Гельман, В.Я, Решение математических задач средствами Excel [Текст] / В.Я. Гельман. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.

4. Гукин, Ден. Вся мощь MS Excel и MS Word. [Текст] / Ден Гукин. – М.: НТ Пресс, 2006. – 432 с.

5. Липаев, В.В. Надежность программных средств [Текст] / В.В. Липаев. - М: Синтег, 1998. - 232 с.

6. Майерс, Г. Надежность программного обеспечения [Текст] / Г. Майерс. - М: Мир, 1980. - 360 с.

7. Уэйн, Л. В. Microsoft Excel. Анализ данных и построение бизнес-моделей [Текст] / Л.В. Уэйн. – М.: Русская редакция, 2005. – 576 с.

8. Шкарина, Л.Н. Методические рекомендации по выполнению научно-исследовательских работ для студентов информационных специальностей [Текст] / Л.Н. Шкарина. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 56 с.


Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: