Направление подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника
Профиль Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем
Курс _ 2-3 _
Форма обучения _ очная _
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: _ 144 _ часа
_ 4 _ зачетных единицы
1. Программа производственной практики составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС СПО) по направлению подготовки 230100.62 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного 09.11.2009 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №553.
2. Разработчик (и) программы производственной практики
доцент кафедры ИТиС ____________________ Энгель Е.А.
(подпись)
доцент кафедры ПОВТиАС ____________________ Горбачева Э.Г.
(подпись)
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры ПОВТиАС __________________________________________
_________________ протокол № ___________
(дата)
Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ Швец С.В.
(подпись)
4. Программа производственной практики СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами (ПЦК); СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК) ______________ _____________________
(подпись) (ФИО)
______________________________
(дата)
5. В программу производственной практики внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (ПЦК) ______________________________ протокол № ____ дата _____________________
Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ ________________________ (подпись) (ФИО)
Производственная практика по направлению подготовки проводится в соответствии с действующим Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника, государственными требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки, перечнем компетенций, определенных ГОС для формирования в процессе учебной и производственной практики, и перечня практических умений и навыков, определенных ООП вуза с учетом видов профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки.
Практика позволяет в полной мере овладеть специальной подготовкой в предметной области и в области информационных технологий для анализа, проектирования и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем. Благодаря практике на предприятии студент учится профессионально прогнозировать, моделировать и обеспечивать информационные процессы в конкретной предметной области, а также выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла.
Студент на практике получает навыки и умения ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать возникающие проблемы, разрабатывать и осуществлять план действий, вести документацию, профессионально использовать компьютерную технику и средства связи, творчески решать профессиональные задачи, управлять взаимосвязанными информационными потоками в предметной области.
Работа на предприятии в качестве практиканта должна способствовать повышению квалификации информатика и стремлению к непрерывному личностному росту.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
1. ЦЕЛИ ПРАКТИКИ.
Целями практики являются:
· закрепление и углубление знаний по базовым дисциплинам по направлению и профилю профессиональной подготовки;
· формирование профессиональных умений, навыков и компетенций в процессе практического применения программных продуктов и способов обработки информации для конкретной организационной структуры, в процессе практического решения реально возникающих профессиональных ситуаций и задач на базе практики;
· освоение приемов, методов и способов исследования, обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;
· формирование и развитие профессионально- важных качеств.
2. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Производственная практика – важнейшая часть учебного процесса. Именно производственная практика является важнейшим условием обеспечения целостности и неразрывности теоретического обучения и практической профессиональной подготовки будущих специалистов, формирование профессиональных компетенций в реальных производственных условиях.
Основными задачами производственной практики являются:
· закрепление, углубление и накопление специальных знаний и формирования навыков в процессе изучения и участия в организации и обеспечении производственного процесса, функциональных и информационных связей на базе практики;
· изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления, функциональных и информационных связей;
· ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии;
· освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов, в соответствии с профилем подготовки;
· принятие участия в конкретном производственном процессе или исследованиях;
· приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее направлениях;
· сбор, анализ и обобщение материалов по теме курсовых и дипломной работы, апробация результатов;
· содействие формированию общего представления о будущей профессиональной производственной деятельности;
· содействие развитию интереса студентов к выбранной специальности, направлению подготовки;
· сопоставление студентами своих ожиданий и реалий будущей профессиональной деятельности.
3. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Производственная практика студентов университета является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования, важнейшей частью учебного процесса.
Вид практики | Количество недель | Курс/семестр (кол-во недель) | |||
I/2 | II/4 | III/6 | IV/8 | ||
Учебная | |||||
Производственная | |||||
Всего: | |||||
Требования ГОС ВПО | не менее 4 |
На II курсе до и во время прохождения производственной практики студенты изучают дисциплины, знания по которым в процессе практики должны быть закреплены, должны формироваться соответствующие умения и навыки это дисциплины: программирование на языке высокого уровня, ЭВМ и периферийные устройства, информатика, компьютерная графика, компьютерное моделирование, операционные системы, сети ЭВМ и телекоммуникации, объектно-ориентированное программирование.
На III курсе до и во время прохождения производственной практики студенты изучают дисциплины, знания по которым должны быть закреплены в процессе практики, должны формироваться соответствующие умения и навыки на производственной практике: Paskal для математических вычислений и математические пакеты Mathematika, математические пакеты Mathcad и Matlab, базы данных, методы и средства защиты компьютерной информации, человеко-машинное взаимодействие, создание RAD-приложений, кроме того, продолжается закрепление знаний и формирование умений и навыков по дисциплинам, изученным на 1-2 курсе: программирование в среде VPF, теория вычислительных процессов, теория систем и системный анализ, программирование на языке высокого уровня, ЭВМ и периферийные устройства, информатика, компьютерная графика, компьютерное моделирование, операционные системы, сети ЭВМ и телекоммуникации, объектно-ориентированное программирование,
Во время производственной практики студент должен изучить:
- организацию и управление деятельностью подразделения;
- вопросы производимой, разрабатываемой или используемой техники, формы и методы сбыта продукции или предоставления услуг;
- действующие стандарты, технические условия, должностные обязанности, положения и инструкции по эксплуатации средств ВТ, периферийного и связного оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;
- правила эксплуатации средств ВТ, исследовательских установок, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющихся в подразделении, а также их обслуживание;
- вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.
Во время производственной практики студент должен освоить:
- методы анализа технического уровня изучаемого аппаратного и программного обеспечения средств ВТ для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;
- методики применения измерительной техники для контроля и изучения отдельных характеристик используемых средств ВТ;
- отдельные пакеты программ компьютерного моделирования и проектирования объектов профессиональной деятельности;
- порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю направления подготовки.
Студенту необходимо выбрать тему своей учебно-научной деятельности, изучить и описать ее теоретические основы (2-3 курс). Создать логическую, инфологическую модели предметной области (3 курс). Создать ПП, сопроводительную документацию к нему (3 курс).
4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Выполнение программы практики в реальных производственных условиях предприятий, фирм. Анализ системы информационного обеспечения работы предприятия – базы практики, на основе анализа внесение предложений по совершенствованию системы информационной поддержки, выполнение практических заданий по участию студента – практиканта в практическом разрешении реально возникающих производственных ситуаций и задач.
5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Производственная практика проводится в 4 и 6 семестре на различных предприятиях любой формы собственности, имеющих рабочие места, соответствующие направлению профессиональной подготовки студентов, согласно заключенного договора, в структурных подразделениях института, университета, в которых программа практики может быть выполнена в полном объеме или по месту работы студента под руководством квалифицированных специалистов предприятия – базы практики.
6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В результате освоения программы практики у студента должны быть сформированы следующие компетенции:
- должен быть готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- должен уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- должен стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- должен быть способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- должен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества;
- должен владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);
Для квалифицированного выполнения видов профессиональных видов деятельностибакалавр по НАПРАВЛЕНИЮ 230100 должен уметь применять:
- методы и способы разработки требований и спецификаций объектов профессиональной деятельности;
- методы и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;
- методы и средства разработки математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения ВС и автоматизированных систем;
- методы и средства тестирования и испытаний объектов профессиональной деятельности;
- методы и средства анализа и моделирования объектов профессиональной деятельности и их компонентов;
- современные информационные технологии и инструментальные средства для решения различных задач в своей профессиональной деятельности;
- методы организации процесса разработки объектов профессиональной деятельности.
Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавр должен быть:
- готов участвовать во всех фазах проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;
- готов участвовать в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;
- способен использовать современные методы, средства и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;
- готов участвовать в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;
- способен изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности;
- должен взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе при разработке объектов профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
- должен уметь на научной основе организовать свой труд, владеть современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В процессе производственной практики должен готовиться к удовлетворению квалификационным требованиям к информатику на уровне: «должен уметь», «должен владеть», «должен иметь опыт».
Информатик (с квалификацией в области) должен уметь:
- формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем с использованием различных методов и решений;
-ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем;
-ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой;
-проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных информационных систем;
-формулировать основные технико-экономические требования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам;
-создавать и внедрять профессионально-ориентированные информационные системы в предметной области;
-разрабатывать ценовую политику применения информационных систем в предметной области;
Информатик (с квалификацией в области) должен владеть:
-методиками анализа предметной области и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем;
-методами системного анализа в предметной области.
Информатик (с квалификацией в области) должен иметь опыт:
- работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами, и использования методов их научного исследования;
-разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде;
- выбора методов и средств реализации протоколов в сетях интегрального обслуживания пользователей информационных систем;
-опыт работы с программно-техническими средствами диалога человека с профессионально-ориентированными информационными системами;
-компоновки информационных систем на базе стандартных интерфейсов.
2 курс
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Формы текущего контроля |
1. | Инструктаж по технике безопасности | Собеседование, наблюдение |
2. | Знакомство с предприятием (фирмой), целями и видами ее деятельности, организационной структурой | Оформление отчета, собеседование |
3. | Знакомство с организацией информационной поддержки деятельности предприятия (фирмы), изучение обязанностей лиц, обеспечивающих решения проблем использования информации 4. Формирование общего представления об информационной среде предприятия, методах и средствах ее создания, информационной безопасности. 5..Выполнение части обязанностей лиц, обеспечивающих решения проблем использования информации по заданию руководителя практики от предприятия. | Оформление отчета, собеседование Наблюдение, оценка выполнения обязанностей руководителем практики от предприятия. Проверка журнала и отчета по практике. |
6. | Подготовка и оформление отчета по практике | Проверка отчета и защита результатов практики. Диф. зачет. |
3 курс
Целью практики является:
· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин общего цикла и специальных дисциплин;
· знакомство с организацией информационной поддержки деятельности предприятия (организации);
· изучение обязанностей должностных лиц предприятия, обеспечивающих решение проблем использования информации;
· формирование общего представления об информационной среде предприятия, методах и средствах ее создания.
В отчете по результатам прохождения производственной практики должно быть отражено:
· описание отрасли (перспектива, конкуренция, доходность и т. д.);
· форма собственности, организационно-правовая форма (причины выбора данной формы предпринимательства) предприятия;
· основные виды деятельности организации;
· характеристики информационной среды предприятия или отдела (назначение, документация, функциональная архитектура);
· безопасность жизнедеятельности на предприятии;
· охрана труда на предприятии, техника безопасности выполнения работ.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Формы текущего контроля |
1. | Инструктаж по технике безопасности | Собеседование, наблюдение |
2. | Анализ достаточности и эффективности использования средств вычислительной техники и программного обеспечения на предприятии | Оформление отчета, собеседование |
3. | Анализ структуры и деятельности конкретного отдела, функций конкретного специалиста и объема его деятельности | Оформление отчета, собеседование |
4. | Изучение комплексного применения методов и средств обеспечения информационной безопасности | Оформление отчета, собеседование |
5. | Предложения по совершенствованию системы информационной поддержки, как в плане обновления вычислительной техники, так и в части программного обеспечения и алгоритмов обработки информации | Оформление отчета, собеседование |
6. | Уточнение темы выпускной квалификационной работы | Собеседование с руководителем практики от предприятия |
7. | Подготовка и оформление отчета по практике | Проверка отчета и защита результатов практики. Диф. зачет. |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа практики, методические рекомендации по организации выполнения программы студентом.
Журнал производственной практики студента, структура отчёта по практике и требования к освоению программы практики.
Разделы отчета по производственной практике за 2 курс
1. Характеристика предприятия:
1.1. Наименование предприятия, фирмы, отдела.
1.2. Территориальное расположение.
1.3. Основные виды деятельности.
1.4. Взаимосвязь с внешней средой.
2. Структура и задачи предприятия:
2.1. Структурная организация (функциональные и информационные связи).
2.2. Задачи функционирования.
2.3. Технические средства обработки информации.
3. Информационные технологии и системы:
3.1. Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятии.
3.2. Применение ИТиС в обеспечении работы предприятия.
3.3. Информационная безопасность предприятия.
3.4. Подходы к работе с информационными системами.
3.5. Техническое обеспечение ИТиС.
3.6. Предложения по улучшению информационного обеспечения работы предприятия.
4. Работа на предприятии:
4.1. Цель работы на предприятии.
4.2. Описание архитектуры программы (комплекса программ) со всеми необходимыми схемами.
4.3. План и схема развертывания программы (комплекса программ).
4.4. Вывод о результатах работы.
Разделы отчета по производственной практике за 3 курс
1. Характеристика предприятия:
1.1. Наименование предприятия, фирмы отдела, численность, сферы деятельности, его подчиненность.
1.2. Описание и функции конкретного отдела.
1.3. Основные виды деятельности.
1.4. Функции конкретного специалиста, объем его деятельности, входные/выходные потоки информации конкретно для данного отдела и для данного специалиста, занимаемой должности, из взаимосвязь (для наглядности дать схемы).
2. Структура и задачи отдела:
2.1. Структурная организация (функциональные и информационные связи).
2.2. Задачи функционирования.
2.3. Технические средства обработки информации.
3. Информационные технологии и системы:
3.1. Автоматизированные информационные системы и технологии в отделе.
3.2. Применение ИТиС в обеспечении работы отдела.
3.3. Информационная безопасность отдела.
3.4. Подходы к работе с информационными системами.
3.5. Техническое обеспечение ИТиС.
4. Работа в отделе:
4.1. Цель работы в отделе.
4.2. Описание архитектуры программы (комплекса программ) со всеми необходимыми схемами.
4.3. План и схема развертывания программы (комплекса программ).
4.4. Вывод о результатах работы.
4.5. Оценка работы.
4.6. Предложения (план) по дальнейшей работе в данном направлении.
5. Приложения к отчету:
5.1. Копия утвержденного технического задания.
5.2. Инструкция пользования программным продуктом (если работа представляла собой написание программы).
5.3. Инструкция по администрированию и настройке программного продукта (если работа представляла собой написание программы).
Краткое содержание отчета:
· общая характеристика предприятия / организации (полное наименование, его подчиненность, сфера деятельности, номенклатура выпускаемой продукции (чем занимается), персонал, в том числе общая численность);
· описание и функции конкретного отдела;
· функции конкретного специалиста и объем его деятельности, описание экономической задачи конкретного специалиста (по занимаемой должности);
· потоки информации вход / выход конкретно для данного отдела и для занимаемой должности, их взаимосвязь (для наглядности дать схему);
· технология ввода, обработки, хранения, передачи и выхода информации (документопотоки);
· трудоемкость обработки информации;
· используемая техника и программное обеспечение, безопасность жизнедеятельности на предприятии;
· охрана труда на предприятии;
· техника безопасности выполнения работ.
Права и обязанности студентов-практикантов
1. Студенты имеют право:
- по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики от предприятия и групповому руководителю направления подготовки;
- пользоваться библиотекой, технической, статистической и другой документацией, не составляющей коммерческой тайны предприятия, для выполнения отчета по практике и сбора данных для курсового и дипломного проектирования;
- вносить предложения по организации и совершенствованию практик.
2. Студенты обязаны:
- соблюдать внутренний распорядок работы предприятия;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- выполнять порученную работу в объемах, не мешающих выполнению программы практики;
- выполнять программу практики в установленные сроки;
- своевременно фиксировать всю выполняемую в процессе практики работу в журнале практики.
9. ФОРМЫПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия, защиты результатов практики. По итогам аттестации выставляется дифференцированный зачет - оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Студент предъявляет руководителю практики от кафедры для проверки и последующей защиты результатов практики, согласно утвержденному графику отчет по практике с подписью руководителя практики от предприятия (организации) - базы практики, заполненный журнал по практике с оценкой и подписью руководителя практики от предприятия (организации).
Дифференцированный зачет, оценка выставляется с учетом оценки практики руководителем от базы практики, отчета и защиты результатов практики с учетом критериев, изложенных ниже.
Критерии оценки уровня практической подготовки студентов:
- уровень теоретической подготовленности студента к прохождению практики;
- умение собирать и обрабатывать информацию по теме;
- способность проанализировать и систематизировать собранную информацию;
- умение самостоятельно и коллективно решать профессиональные типовые задачи;
- умение работать в коллективе;
- проявленный профессионализм при выполнении индивидуального задания;
- наличие методов научного исследования и умение их использовать;
- умение правильно делать выводы;
- соответствие оформления отчета по практике установленным правилам;
- умение аргументировано ответить на вопросы во время защиты практики;
- отношение студента к практике в целом и индивидуальному заданию в частности.
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Берк К. Анализ данных с помощью MS Excel [Текст] / К. Берк, П. Кэйри. -М.: Вильямс, 2005. – 560 с.
2. Вадзинский, Р. Статистические вычисления в среде Excel [Текст] / Р. Вадзинский. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с.
3. Гельман, В.Я, Решение математических задач средствами Excel [Текст] / В.Я. Гельман. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.
4. Гукин, Ден. Вся мощь MS Excel и MS Word. [Текст] / Ден Гукин. – М.: НТ Пресс, 2006. – 432 с.
5. Липаев, В.В. Надежность программных средств [Текст] / В.В. Липаев. - М: Синтег, 1998. - 232 с.
6. Майерс, Г. Надежность программного обеспечения [Текст] / Г. Майерс. - М: Мир, 1980. - 360 с.
7. Уэйн, Л. В. Microsoft Excel. Анализ данных и построение бизнес-моделей [Текст] / Л.В. Уэйн. – М.: Русская редакция, 2005. – 576 с.
8. Шкарина, Л.Н. Методические рекомендации по выполнению научно-исследовательских работ для студентов информационных специальностей [Текст] / Л.Н. Шкарина. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 56 с.
Приложение 2