Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов.
Социометрические методы используются для исследования структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем опроса каждого члена группы по определенным критериям о других членах группы.
В результате исследования могут быть оценены степень сплоченности (разобщенности) группы, относительный авторитет членов группы, т.е., выявлены лидеры и «отверженные», а также обнаружены сплоченные внутригрупповые образования (подсистемы) и их возможные неформальные лидеры. В социометрическом опросе участвуют от 5 до 25 чел, оптимально 10-15, имеющие достаточно длительный опыт совместной групповой жизни (от полугода)
Социометрические методы были предложены в 30-х годах 20в. Дж. Морено. С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпатии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах, которые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графов.
В то же время необходимо ясно осознавать и ограничение области использования социометрических методов: исследование социальных объектов (малая группа, предприятие) отнюдь не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. Невозможно получить более или менее полное представление о социальной системе (малой группе), исследуя лишь структуру межличностных отношений. Необходимо также исследование групповых норм и ценностей, социально-демографических и других характеристик, связей между различными классами характеристик и т.д.
Реализация социометрических методов в виде социометрической процедуры предусматривает проведение следующих этапов.
|
1. Формулирование социометрического критерия.
2. Проведение социометрического опроса.
3. Математическая обработка результатов опроса и расчет значений социометрических индексов.
4. Интерпретация полученных значений социометрических индексов.
Шкалирование в исследования социальных явлений и процессов.
Шкала – правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучающему объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический конструкт. Каждый конструкт – результат измерения объекта, его шкальное значение. Т.е. шкала – совокупность шкальных значений объектов.
Типы шкал:
1. Hоминальная шкала (неупоpядоченная шкала, шкала наименований) - это шкала, состоящая из пеpечня хаpактеpистик объекта или явления. Типичным пpимеpом номинальной шкалыможет послужить pазбиение игpоков споpтивной команды по номеpам.
2. Поpядковая шкала (оpдинаpная, pанговая), по сути дела, является упоpядоченной номинальной шкалой, устанавливающей pавенство между объектами по выбpанным пpизнакам и отношения поpядка. Пример такой шкалы: место (1, 2, 3-е), которое команда получила на соревнованиях.
3. Интеpвальная шкала обpазуется на основе pанговой путем пpисвоения баллов ее делениям. Каждой позиции pанговой шкалы пpиписывают числа. Hапpимеp, пятибальной шкале чаще всего пpиписывают баллы от 1 до 5 (1, 2, 3, 4, 5) или от -1 до 1.
В отличии от пpедыдущей шкалы интеpвальная шкала позволяет не только упоpядочить пpоявление изучаемого социального свойства или объекта, но и pассчитать pазность (интеpвал) между этими пpоявлениями. Пример такой шкалы: температура воды в море утром - 19 градусов, вечером - 24, т.е. вечерняя на 5 градусов выше, но нельзя сказать, что она в 1,26 раз выше.
|
4. Относительная шкала (ratio scale) - шкала, в которой есть определенная точка отсчета и возможны отношения между значениями шкалы.
Пример такой шкалы: вес новорожденного ребенка (4 кг и 3 кг). Первый в 1,33 раза тяжелее.
5. Дихотомическая шкала (dichotomous scale) - шкала, содержащая только две категории.
Пример такой шкалы: пол (мужской и женский).
Авторские шкалы:
1. Шкала Гутмана. Согласованные между собой шкала вопросов и шкала респондентов (предложены Л. Гутманом). Данные шкалограммного анализа, полученные на основе ответов респондентов (по принципу "да" - "нет"), сопоставляются с данными анкеты или теста.
2. Шкала Луи Терстоуна, основанная на предварительном измерении шкальных значений набора суждений, отражающих различную степень выраженности измеряемых соц.-психол. характеристик респондентов (равнокажущихся интервалов).
3. Шкала Богардуса. Метод (предложен Э. Богардусом) измерения установки одной соц. группы относительно установок других соц. групп. Респондентам предлагается выразить свое согласие или несогласие с семью монотонными (кумулятивными) суждениями, относящимися к определенной соц. группе, суждениями, к-рые выражают его соц. дистанции к типичным членам изучаемой группы. Групповая установка измеряется как сумма оценок членов групп или как среднее по группе.
4. Шкала Лайкерта. Метод (предложен Р. Лайкертом) шкалирования соц.-психол., характеристик индивидов, представляющий собой адаптацию теста к измерению установки. Респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым из предложенного набора суждений по пяти - или семибальной шкале.
5. Шкала Осгуда. процедура и результат численной оценки уровня выраженности того или иного аттитюда
6. Ценностная шкала Рокича
7. Ценностная шкала Шварца