Лекция 8. Русская философия XIX-XX века.




 

План:

 

1. Характерные особенности русского философствования XIX-XX в.

2. Западники

3. Славянофилы

4. Философия всеединства

5. Философия «Серебряного века»

6. Русский марксизм

 

1. Большинство исследователей отмечают, что самостоятельное творчество в области философии обнаруживается в России лишь во второй половине XVIII века, а в XIX веке начинается эпоха интенсивного, философского движения. Было бы однако ошибкой полагать, что до второй половины XVIII в. философские запросы были чужды русскому уму — они проявлялись, но чаще всего находили свое разрешение в религиозном миросозерцании.

 

2. Первая же половина 19 века - это период, связанный с формированием самосознания русской нации и, как следствие этого, оформлением первых оригинальных философских течений России: западников и славянофилов. Непосредственным поводом к оформлению направлений стала полемика, вызванная «Философическими письмами» (1829—1831) Пётра Яковлевича Чаадаева (1794—1856), в которых мыслитель показал, чем же отличается, на его взгляд, развитие России от развития Запада, и выдвинул идею о том, что русские могут строить свое будущее, используя исторический опыт народов Европы, и могут избежать их ошибок, повинуясь голосу просвещенного разума.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813-1885), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Константин Дмитриевич Кавелин (1818 -1885), Василий Петрович Боткин (1811 -1869) - мыслители западники - выступали за преодоление отсталости России, выражавшейся в реликтах патриархального общественно-экономического и нравственного уклада. Политическая программа западников: отмена крепостного права, установление конституционной монархии. В области социальной политики главными требованиями были разрушение общины и ликвидация правового неравенства сословий. Экономическая программа содержала замену крепостного труда наемным, индустриализацию страны и развитие транспорта, а также снятие ограничений для частного предпринимательства и свободной торговли. Нравственный кодекс западников предполагал воспитание в людях таких качеств, как чувство собственного достоинства и личной суверенности.

 

3. Славянофилы - А.С.Хомяков (1804- 1860), Ю. Ф.Самарин (1819 1876, А. И. Кошелев (1806-1883), И.В. Киреевский (1806—1856), П.В. Киреевский (1808—1856) указывали на самобытный характер развития российского общества и его культуры. Основой самобытности России и русской культуры славянофилы считали православие, которое, будучи прямым продолжателем традиций византийской патристики, в гораздо большей степени, чем западные католицизм и протестантизм, сохранило чистоту христианской веры. Славянофилы были противниками и критиками крепостного права, высказывались за свободу слова и гласный суд, за освобождение крестьян «сверху» (с выкупом и небольшим наделом земли). Но при этом они считали самодержавие исконной формой правления в России и наиболее подходящей для нее, рассматривали общину как самобытную общественную организацию крестьянства, В воззрениях славянофилов важное место занимает понятие соборности, введенное в философский дискурс Хомяковым. Соборность - это свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Преобладание в общине общественных интересов над частными имеет важное значение для предотвращения обнищания народа, и ограждает страну от социальных конфликтов.

 

4. В идейном противостоянии славянофилов и западников получила оформление «русская идея», которую изложил Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900): Россия как крупнейшее государство должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран.

«Русская идея» мыслится В. Соловьевым в контексте его учения о всеединстве. О творчестве Владимира Сергеевича Соловьева нужно сказать отдельно и особо, так как именно этот мыслитель впервые в русской философской традиции создал самостоятельную систему. Он был очень интересной личностью, аскет, мистик, бессребреник, не имел семьи, имел измождённый вид, носил длинные волосы до плеч, будучи талантливым лектором, добровольно отказался от профессорского звания и кафедры, чтобы иметь возможность всецело посвятить себя философии. Всю жизнь его посещали вещие сны, предчувствия и даже видения.

Фундаментальная интуиция, из которой исходит при создании своей системы Соловьёв, есть интуиция Всеединства. С точки зрения Соловьёва, мир рожден из Бога, и подобен ему. Бог есть Абсолют, и мир есть Абсолют. Но, Бог - Абсолют вечный, а мир - Абсолют становящийся. Творение превратно использовала свободу, полученную от Бога, произошло отпадение, и в мире начинает господствовать разделение и противостояние друг другу, Но, в мире есть то, что связывает его с Богом, и обеспечивает Всеединство мира, – эта Душа мира, София, Душа - начало двойственное. С одной стороны, всем, что у неё есть, она обязана Богу. Поэтому вся красота нашего мира, его разнообразие, богатство его содержания объясняются Божественной любовью. С другой стороны, Душа мира претендует на самовластие. Красота мира, которую она творит, очаровывает её и увлекает. Это приводит к тому, что красота нашего мира становится тленной, несовершенной, относительной.

Мир, отпавший от Бога, мечтает вернуться к Нему. Но сам по себе мир вернуться к Богу не может и Бог посылает в мир Спасителя, Своего Сына - Христа, дабы Тот, приняв на Себя все грехи мира, Своими страстями, смертью и Воскресением искупил мир от зла и небытия. Спасение реально лишь для того, кто стремится к нему.

Бог приходил в мир, однако люди не знают об этом, а иногда, даже зная, – не соглашаются с этим. И потому, человек, познавая мир, осуществляет познание в каких-то отдельных отношениях, отсюда противостояния эмпирического и рационального методов. Указанные виды познания должны быть дополнены внутренним познанием, мистическим. И истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи.

Важной чертой гносеологии Соловьёва является её имперсонализм. Исходя из утверждения, что никакое отдельное не может быть вполне целостным, подлинным субъектом познания является человечество, взятое как целостная совокупность людей. Познание происходит посредством отдельных людей, но познаёт, в собственном смысле, не отдельный человек, а человечество в целом. Этот момент подводит нас к антропологии Соловьёва. Принимая естественнонаучную теорию эволюции, Соловьев дополняет ее. Теория эволюции так, как она присутствует в естественных науках, замыкается состоянии мира, в каком он находится после грехопадения. Но поскольку Бог любит мир и человека, Он ведёт его к совершенству, И два статуса человека, «венца творения» и «вершины эволюции», нисколько не противоречат друг другу. Человек есть результат развития природы, но и венец творения, и стремится воссоединиться с Богом. Произойти это может только посредством любви. Любовь, которая в нас есть, омрачена грехом, себялюбием, эгоизмом, а поэтому нашей задачей является преображение любви, чтобы она стала подобной любви Божией. Подлинной целью брака является духовное преображение, в котором противоречия между мужской и женской природой преодолеваются, что достигается путём самоотречения. В самоотречении человеческая индивидуальность не исчезает, а обретает подлинный смысл, своё настоящее место в Божественном Всеединстве. Из семьи преображённая любовь распространяется на общество и критерием этого распространения является преодоление эксплуатации: люди более не используют друг друга, а помогают, сотрудничают друг с другом. Так появляется Богочеловечество - подлинный субъект истории. Преображённые отношения между людьми распространяются на весь мир. И завершением мировой истории может быть только построение Царства Божьего. Никакой иной целью человек, как венец творения, удовлетвориться не может. В этом процессе каждая нация, объединенная в соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Миссия, нации в составе мирового целого есть ее национальная идея. Это определенное задание, данное Богом. «Русская идея» - это миссия России в составе мирового сообщества. В судьбе русского народа, - главное, что он христианский народ, и поэтому он должен «вступить в совместную жизнь христианского мира» и в согласии с другими народами реализовать совершенное и универсальное единство.

Учение Соловьева о всеединстве было поддержано Львом Платоновичем Карсавиным (1882—1952), Семёном Людвиговичем Франком (1877 —1950), Павлом Александровичем Флоренским (1882 —1937) и Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871—1944).

Концепция всеединства, завладев мыслью Льва Платоновича Карсавина (1882—1952), ведет его неуклонно к тем же построениям, как вела она и Соловьева. Семен Людвигович Франк (1877 - 1950) развивал концепцию всеединства в синтезе с интуитивизмом. У Павла Александровича Флоренского (1882 —1937) развивается мысль о том, что всеединство – основной принцип бытия, которому в его нынешнем падшем состоянии присуща антиномичность, преодолевается она подвигом веры и любви, живым церковным опытом человека.

Основной пафос религиозно-философских исканий Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) в рамках философии всеединства был подчинен оправданию мира, включающего материальный космос и здешнее бытие с его хозяйственной деятельностью и исторической реальностью, далекой от совершенства. Человечество погружено в мир, и вынуждено вести постоянную и упорную борьбу за свою божественную сущность. В рамках истории эта борьба не имеет конца, она катастрофически оборвется. Однако конец имманентной истории не означает трансцендентного конца творения, а лишь переход его в новый век.

С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. В середине ХІХ века зародилась эта традиция, а в ХХ веке широко развернулось. Отцом русского космизма чаще всего называют Николай Фёдорович Фёдоров (1829 —1903) имя которого было предано забвению в советской России, но его идеи оказали серьезное влияние на творчество Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935), Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945 гг.) и Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964). Невиданные ранее достижения техники позволили Н. Ф. Федорову, рассчитывать, что наука в ближайшем будущем сможет помочь человечеству в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижения бессмертия.

 

5. Начало «серебряного века» в философии можно связать со временем между двумя русскими революциями. К философам серебряного века традиционно относят Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна, П.Б.Струве, В.Н.Ильина, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, Льва Шестова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета и др.

К началу «Серебряного века» в России была обстановка достаточно широкого философского плюрализма. Поэтому сложно говорить о некой единой проблематике в философии этого периода. Но можно указать такую особенность как характерный для многих мыслителей этого периода стиль органического сочетания философской проблематики и литературной публицистики. Этот стиль был с самого начала задан в 1906 созданием в Москве Религиозно-философского общества имени Вл.Соловьева (в него входили Н. Бердяев, А.Белый, Вяч. Иванов, Е.Н.Трубецкой, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.)

Основной трибуной философов «серебряного века» становится участие в литературно-философских журналах («Логос», «Новые идеи в философии», и сборниках, самый знаменитый - «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», вышедшего в 1909 годы, в котором осмыслить опыт революции 1905 - 1907 применительно к судьбам российской интеллигенции и культуры стремились мыслители.

Одним из авторов сборника Вехи был Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Остановимся немного на этом ярком и многогранном явлении в русской религиозной философии. В размышлениях Николая Александровича Бердяева проблемы личности, свободы и творчества, смысла жизни и смерти всегда были в центре. Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия – космос, общество и самого человека.

Свобода первична, беспредпосылочна. По Бердяеву, человек как носитель первоначальной свободы есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра или зла. Свобода человека заключена именно в творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе между ними.

После Октября 1917 г., произошло трагическое «раздвоение» русской философии, ее разделение на два различных, почти не соприкасавшихся между собой потока мысли – религиозную философию, в основном зарубежную, которая развивалась русскими философами, высланными в 1922 году советской властью за пределы страны, а также философию, развивавшуюся в СССР на основе марксизма.

 

6. Начало русского марксизма, как общественно-политического и философского течения, относится к 90-м годам XIX в., когда в эмиграции бывшими народниками была создана организация «Освобождение труда» (1883), превратившаяся затем в социал-демократическую партию. Основателем и первым лидером новой организации был Георгий Валентинович Плеханов (1856 -1918). Плеханов занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.

Идеями марксизма увлекаются Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк Однако уже опыт первой русской революции, братоубийственный, кровопролитный сподвигнул «легальных марксистов» (к которым относились А.Н. Бердяев, П. Б. Струве, С.Л. Франк и др.) отказаться от марксистского материализма и атеизма.

С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 – 1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции.

Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Некоторые философымарксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями (например «эмпириомонизм» А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского).

В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». В «Философских тетрадях» (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской философии.

В 1933 году выходит официальный учебник «Диалектический и исторический материализм» под редакцией Марка Борисовича Митина (1901 - 1987). Начинается этап догматизации философской мысли в советской России. Осуждение в 1956 г. культа личности Сталина способствовало ослаблению жесткого идеологического контроля над общественными науками и открыло более благоприятные возможности для развития философской мысли в стране. В это время в истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи: Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988), Валентин Фердинандович Асмус (1894 – 1975), Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979), и др.

В 70-80-е годы критическое отношение к официальному марксизму-ленинизму принимает по существу необратимый характер. Он все более и более сдает свои позиции под напором пробуждающегося национального самосознания. С конца 80-х годов начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии ХХ века, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры.

Появились предпосылки для дальнейшего развития философии, которая есть творческий поиск свободной личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: