УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ
"ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ"
КЛАСС
Цель урока: повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме: «Металлы»; раскрыть влияния тяжелых металлов на организм человека; сформировать представление об основных источниках загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.
Девиз урока
Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы.
М. В. Ломоносов
Вступительное слово учителя.
В бронзе трав притих свинцовый ветер,
Гордо магний берегов хранит река.
В олове озёр, на всей планете,
Отразились, цвета стали, облака.
Золотом пока горят рассветы,
И слетает листьев, потускневших, медь,
Дождь серебряный опять уносит лето -
Мельхиоровую осень чтоб воспеть!
Вновь томпак багровым цветом кинет
Ягод спелых, в кочки ржавые, болот,
Цинковый туман над речкой стынет,
В платиновых росах свет живёт!
Учитель: Ребята, какие мысли или воспоминания навеяло вам это стихотворение? И как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке химии?
Задание № 1 В рабочей карте, которая перед вами, предлагаю вам выполнить задание №1.. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов
Металлы | Сплавы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
Учитель: Какой металл, на ваш взгляд, в данном перечне лишний? Почему?
Предлагаю вам обратиться к подсказке, которую я вам приготовила. (Справочные таблицы с плотностью металлов).
Учитель: Итак, ребята, как можно озаглавить наш список (левую колонку, за исключением магния)?
Тема урока: «Тяжелые металлы в окружающей среде».(записываем в тетради)
|
Изучение нового материала.
Давайте разберемся, какие металлы относят к тяжелым?
Тяжелые металлы – группа химических элементов, имеющих плотность более 5 г/см3. Тяжелые металлы (ТМ) включают в себя более 40 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Надо сказать, что термин тяжелые металлы рассматривается не только с химической, а еще с медицинской и природоохранной точек зрения и, таким образом, при включении в эту категорию учитываются не только химические и физические свойства металла, но и его биологическая активность и токсичность, а также объём использования в хозяйственной деятельности.
Ребята, а в каком виде тяжелые металлы встречаются в природе ?(рассмотрим таблицу)
Название руды | Состав (формула) | Металл, который получают |
Галенит | PbS | Свинец |
Магнетит | … | Железо |
Цинковая обманка | … | Цинк |
Халькозин (или халькопирит) | Cu2S(или CuFeS2) | Медь (железо) |
Ребята, а как тяжелые металлы попадают в окружающую среду?
Назовите источники загрязнения у нас на ДОНБАССЕ? (ответ письменный)
Какие металлы вызывают эти загрязнения?
Как вы думаете, с чем это связано?
Тяжелые металлы неблагоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, понижают иммунный статус человека, вызывают различные заболевания.
Чтобы понять опасность этих веществ, посмотрим видео:. Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки».
Посмотрев эксперимент, результаты запишите в рабочие тетради и сделайте вывод дел (действие ионов ТМ вызывает денатурацию белка. Живое погибает. Белок разрушается, а, значит, не может выполнять свою биологическую функцию).
|
Химические методы анализа позволяют определить наличие ионов тяжелых металлов в атмосфере, в образцах почв или природных вод. Это позволяет службам экологического контроля своевременно принять меры для защиты населения.
.
Решение задач с экологическим содержанием.(письменные ответы)
1. В качестве противоядия, при попадании ионов Нg2+ в организм, используют сульфид натрия. Ответьте на вопросы:
- Какую формулу имеет сульфид натрия?
- Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .
- С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+?
Решение:
- Na2S
- Na2S+ Hg(NO3)2 = HgS+2NaNO3
2Na++S2-+Hg2++2NO3-=HgS+2Na++2NO3-
Hg2++S2-=HgS
- Сульфид ртути является нерастворимым соединением, впоследствии связанная (депонированная) ртуть предотвращает отравление, и выводится из организма, причем освобождение организма от депонированной ртути сопровождается нормализацией нарушенных окислительно-восстановительных процессов.
2. Вы – заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем без кадмия, которая есть на фабрике. В результате её использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий?
- Согласитесь с директором на покупку новой краски;
- будете против этого решения;
-пойдете на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% - старой.
|
3. В комнате был случайно разбит медицинский термометр.
- Предложите возможные способы удаления разлившейся ртути.
- Как зависит токсичность ртути от её химического состояния?
4.В молочной продукции известной компании, выпускающей детское питание, были обнаружены ионы свинца. Каким образом они могли попасть и как решить эту проблему?
Ребята оценивают себя (за каждое правильное задание по 1 баллу (мах-3 балла))
Учитель: Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока, которую мы ставили перед собой.
- Как вы считаете, мы достигли ее или нет?
- Каким образом ТМ попадают в организм?
- Чем так опасны тяжелые металлы?
Домашнее задание.
Подготовить презентацию на тему: «Тяжелые металлы и их влияние на организм»