Изучение нового материала. Девиз урока




УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ

"ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ"

КЛАСС

Цель урока: повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме: «Металлы»; раскрыть влияния тяжелых металлов на организм человека; сформировать представление об основных источниках загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.

Девиз урока

Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы.

М. В. Ломоносов

Вступительное слово учителя.

 

В бронзе трав притих свинцовый ветер,
Гордо магний берегов хранит река.
В олове озёр, на всей планете,
Отразились, цвета стали, облака.
Золотом пока горят рассветы,
И слетает листьев, потускневших, медь,
Дождь серебряный опять уносит лето -
Мельхиоровую осень чтоб воспеть!
Вновь томпак багровым цветом кинет
Ягод спелых, в кочки ржавые, болот,
Цинковый туман над речкой стынет,
В платиновых росах свет живёт!

Учитель: Ребята, какие мысли или воспоминания навеяло вам это стихотворение? И как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке химии?

 

Задание № 1 В рабочей карте, которая перед вами, предлагаю вам выполнить задание №1.. Из предложенного стихотворения выпишите в два столбика названия металлов и сплавов

Металлы Сплавы
   
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.

Учитель: Какой металл, на ваш взгляд, в данном перечне лишний? Почему?

Предлагаю вам обратиться к подсказке, которую я вам приготовила. (Справочные таблицы с плотностью металлов).

Учитель: Итак, ребята, как можно озаглавить наш список (левую колонку, за исключением магния)?

Тема урока: «Тяжелые металлы в окружающей среде».(записываем в тетради)

 

Изучение нового материала.

Давайте разберемся, какие металлы относят к тяжелым?

Тяжелые металлы – группа химических элементов, имеющих плотность более 5 г/см3. Тяжелые металлы (ТМ) включают в себя более 40 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Надо сказать, что термин тяжелые металлы рассматривается не только с химической, а еще с медицинской и природоохранной точек зрения и, таким образом, при включении в эту категорию учитываются не только химические и физические свойства металла, но и его биологическая активность и токсичность, а также объём использования в хозяйственной деятельности.

Ребята, а в каком виде тяжелые металлы встречаются в природе ?(рассмотрим таблицу)

Название руды Состав (формула) Металл, который получают
Галенит PbS Свинец
Магнетит Железо
Цинковая обманка Цинк
Халькозин (или халькопирит) Cu2S(или CuFeS2) Медь (железо)

 

Ребята, а как тяжелые металлы попадают в окружающую среду?

Назовите источники загрязнения у нас на ДОНБАССЕ? (ответ письменный)

Какие металлы вызывают эти загрязнения?

Как вы думаете, с чем это связано?

 

Тяжелые металлы неблагоприятно воздействуют на сердечно­-сосудистую систему, понижают иммунный статус человека, вызы­вают различные заболева­ния.

Чтобы понять опасность этих веществ, посмотрим видео:. Лабораторный опыт №1: «Действие солей тяжелых металлов на белки».

Посмотрев эксперимент, результаты запишите в рабочие тетради и сделайте вывод дел (действие ионов ТМ вызывает денатурацию белка. Живое погибает. Белок разрушается, а, значит, не может выполнять свою биологическую функцию).

 

Химические методы анализа позволяют определить наличие ионов тяжелых металлов в атмосфере, в образцах почв или природных вод. Это позволяет службам экологического контроля своевременно принять меры для защиты населения.

.

Решение задач с экологическим содержанием.(письменные ответы)

1. В качестве противоядия, при попадании ионов Нg2+ в организм, используют сульфид натрия. Ответьте на вопросы:

- Какую формулу имеет сульфид натрия?

- Составьте в молекулярном и ионном виде уравнение химической реакции, понижающей концентрацию токсичного катиона Нg2+ .

- С чем связано понижение концентрации токсичного катиона Нg2+?

Решение:

  • Na2S
  • Na2S+ Hg(NO3)2 = HgS+2NaNO3

2Na++S2-+Hg2++2NO3-=HgS+2Na++2NO3-

Hg2++S2-=HgS

  • Сульфид ртути является нерастворимым соединением, впоследствии связанная (депонированная) ртуть предотвращает отравление, и выводится из организма, причем освобождение организма от депонированной ртути сопровождается нормализацией нарушенных окислительно-восстановительных процессов.

 

2. Вы – заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем без кадмия, которая есть на фабрике. В результате её использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий?

- Согласитесь с директором на покупку новой краски;

- будете против этого решения;

-пойдете на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% - старой.

 

3. В комнате был случайно разбит медицинский термометр.

- Предложите возможные способы удаления разлившейся ртути.

- Как зависит токсичность ртути от её химического состояния?

 

4.В молочной продукции известной компании, выпускающей детское питание, были обнаружены ионы свинца. Каким образом они могли попасть и как решить эту проблему?

 

Ребята оценивают себя (за каждое правильное задание по 1 баллу (мах-3 балла))

 

Учитель: Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока, которую мы ставили перед собой.

- Как вы считаете, мы достигли ее или нет?

- Каким образом ТМ попадают в организм?

- Чем так опасны тяжелые металлы?

 

Домашнее задание.

Подготовить презентацию на тему: «Тяжелые металлы и их влияние на организм»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: