Психическая жизнь младенца




Поворотный пункте психическом развитии младен­ца приходится на середину между вторым и третьим ме­сяцами. Следует отметить, что развитие ребенка идет столь

Выготский Л. С. Ук. соч.


           
 
   
 
     
 

 

94 Аверин В. А. Психология детей и подростков_________

быстрыми темпами, что внутри первого года принято вы­делять несколько микропериодов, качественно отличаю­щихся друг от друга. Первый из них был только что опи­сан - это период новорожденное™. Следующий за ним длится начиная с первого месяца до 3-х месяцев.

Ведущим симптомом начала этого микропериода по мнению И.Л.Фигурина и М.П.Денисовой1 является появ­ление улыбки в ответ на человеческий голос, т.е. впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка. Другие авторы также отличают этот период появлением первых социальных реакций ребенка, что свидетельствует об общем изменении характера его психической жизни. Что же для него характерно?

Заканчивается формирование слухового и зритель­ного анализаторов. Вполне готовы зрительное и слухо­вое сосредоточение. Вырабатываются условные рефлек­сы на:шукопыс и зрительные стимулы, исчезает ригид­ность мышц.

Наряду с этим появляется принципиально новая пси­хическая способность младенца, так называемыйк<шяле/<г оживления. Он рассматривается в качестве основного пси­хологического новообразования периода новорожденно-сти и его появление знаменует окончание этого периода и начало младенчества. Поэтому он представляет со­бой психологический критерий окончания новорожден­ное™. Физиологическим критерием окончания новорож­денное™ считается появление зрительного и слухового сосредоточения, а медицинским - приобретение ребен­ком первоначального веса, с которым он родился. Био­логический смысл комплекса оживления состоит в том, что он включает все те элементы, из которых в дальней-

1 Фигурна Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения ре­бенка от рождения до 1-го года./Вопросы генетической реф­лексологии и педологии младенчества//Под ред. Н.М.Щело-ванова, М.-Л. 1929.-С. 19-80.


Глава 2. Психическое развитие младенца

шем будут формироваться дифференциальные двигатель­ные механизмы - хватание, другие движения, наконец, речь. Но все это будет уже в следующих микропериодах. Поскольку комплекс оживления считается централь­ным приобретением психической жизни младенца в этот микропериод, остановимся более подробно на его харак­теристике Психологический смысл комплекса состоит в том, что это не просто совокупность реакций ребенка, а попытка воздействия на взрослого. Как уже отмечалось, начинается он с появления улыбки при виде говорящего взрослого. Социальная улыбка ~ главный признак начала второго микропериода в жизни младенца. Как правило, она появляется па черной неделе второго месяца. Иногда это происходит на 3-4 неделе, еще реже это бывает на 6-7 неделе. (Более подробно о генезисе улыбки будет сказано ниже). Отметим, что в первые два месяца жизни дети, вы­деляя взрослых, не могут при этом дифференцировать их между собой. Эта способность появляется только на 3-м месяце. В комплекс оживления входит и смех ребенка, появляющийся между 8-12 неделями (в виде периодичес­ких взвизгиваний). Вместе со смехом можно наблюдать оживленную мимику, глубокие вздохи, гуление (в конце 2-го месяца), что имеет исключительное значение для ста­новления речи, вскидывание рук, перебираиие ногами. Все это - выражение положительных эмоциональных реакций. Таким образом, мы видим, что комплекс оживле­ния - это действительно качественно иное психическое образование данного периода. Его своевременное появ­ление и хорошая выраженность - свидетельство нормаль­ного психического развития младенца. Отсутствие комп­лекса оживления, или его парадоксальность, например, появление страха, крика и других отрицательных эмо­ций, равно как и недоразвитие его отдельных компонен­тов - все это может свидетельствовать об отклонениях в психическом развитии младенца в этом периоде.


I


96 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________

Следующий микропериод в жизни младенца, выяв­ляемый Н.Л.Фигуриным и М.П.Денисовой, приходится на возраст от 3 мес. до 6 мес. '

Дифференцирующим симптомом этого микропери­ода они считают появление у младенца реакции ощупыва­ния своих рук, реакции постоянной и очень четкой (10-14 недель). Новым при этом является удерживание ребенком отдельных мышечных групп в известной степени сокра­щения. Поэтому становится возможным хватание, отве­дение плеч, делание моста, поднимание головы лежа на спине, поворачивание на бок, ощупывание груди матери во время сосания, произнесение слогов.

Короче говоря, появляются дифференцированные ре­акции, а следовательно, устанавливаются более точные и совершенные отношения с окружающей средой. С психо­логической точки зрения наиболее важным моментом яв­ляется появление и развитие акта хватания, - главного приобретения этого микропериода. Это важно потому, что хватание - предтеча предметно-манипулятивной деятель­ности ребенка. Коль скоро значение этой реакции так ве­лико в последующем психическом развитии ребенка, по­кажем динамику ее формирования:

— 10 — 14 неделя -ощупывание своих рук;

— 13— 16 неделя-ощупывание других предметов;

— 11 — 17 неделя -реакция рассматривания своих рук;

— 15— 18 неделя-реакция удержания схваченного

предмета;

1720 неделя - собственно хватание;

— 17 — 23 неделя -хватание ног;

— 18 — 21 неделя -хватание предметов при их прибли-

жении;

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Ук. соч.


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца

пропуск этапов

— 20 — 24 неделя -размахивание погремушкой из сто­роны в сторону (см. Приложение 1).

Из других моторных реакций отметим, что в этот пе­риод появляются реакции, подготавливающие сидение ребен­ка (на 22-30 неделе ребенок сидит без поддержки) и стояния (на 19-25 неделе ребенок стоит, держась за руки взрослого).

Примерно в три месяца ребенок может различать цве­та, а в 6 месяцев - узнавать отдельные свойства предметов. Например, если ребенок наблюдает за движущейся фигу­рой зайца, то после того как она скрывается за ширмой и появляется уже в виде уменьшенной модели того же самого зайца, это вызывает у младенца реакцию удивления.

Вследствие развитой тонкой дифференцировки так­тильного анализатора на 18-23 неделе ребенок отказыва­ется от чужой груди, а на 16-20 неделе- от рожка.

Эмоциональные реакции младенца

На 12-17 неделе появляется крик младенца при ухо­де взрослого. При этом изменяется характер самого крика (появляется хныканье), что происходит, как правило, пе­ред сном или кормлением. В связи с тем, что первое выде­ление «Я» младенца по мнению З.Фрейда происходит при­мерно в шесть месяцев это несколько изменяет его жиз­ненную ситуацию. До этого времени эмоциональные реакции младенца в основном выполняли побудительные функции, с помощью которых ребенок взывал к помощи взрослых. Поэтому невозможно избаловать ребенка до этого возраста, оперативно реагируя па его зов. Со вто­рой половины года, в связи с выделением «Я» младен­ца, взрослым нужно дифференцированно реагировать на плач ребенка, поскольку здесь мы можем сталкиваться с попытками манипулирования со стороны младенца.


4 Зак. 195


               
 
 
   
 
   
     
 


 

Аверин В. А. Психология детей и подростков

Социальные реакции

К концу этого микропериода ребенок начинает уз­навать мать, что свидетельствует о хорошем психическом развитии. Правда эта реакция очень непостоянна и поэто­му ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностичес­кого значения. Для оценки развития можно использовать реакции ребенка на игрушку. По данным Е.М.Мастюко-вой в этом возрасте он начинает активно манипулировать с нею: подолгу фиксирует ее взглядом, следит за ее пере­мещением, протягивает к ней руки, схватывает и тянет ее в рот. Все это сопровождается выразительными эмоцио­нальными реакциями'.

Младенца удается научить ходить на горшок, как правило, не ранее чем в 5 месяцев, хотя есть данные что иногда удастся ниучить и в 4 месяца. Начинать эту работу нужно с 3-х месяцев. На 16-25 педеле младенец начинает узнавать мать (см. Приложение 4).

Четвертый микропериод — 6 мес. - 12 мес.

Отличительным признаком этого периода является похлопывание ручкой по предмету. Для этого периода ха­рактерны три вида принципиально новых реакций ребен­ка - повторные, цепные реакции и реакция подражания.

Повторные реакции - это похлопывание рукой, пред­метом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов (см. Приложение 1).

Цепные реакции - это ползание, сажание, вставание, ходьба.

Подражание - это движение рук ребенка, как под­ражание действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели на головушку»), движения головы (покачи­вание), движения ног (топанье), речь и модуляция голоса

1 Цит. по Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дош­кольников. М.: Медицина, 1996.


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца

(см. Приложение 4). Напомним психологический смысл реакции подражания. Речь идет о ее значении при опреде­лении зоны ближайшего развития, т. с. о способности ре­бенка подражать деятельности взрослого, а, следователь­но, о его способности к обучению.

Если повторные и цепные реакции появляются од­новременно, то реакция подражания несколько позже. Новым в этих реакциях является то, что одно дифферен­цированное движение следует за другим в известном по­рядке. Одно движение связывается с другим. Все это со­ставляет основу для развитии более сложных движений -ползания, сидения и, главное, для развития предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 6-9 месяцев при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, нередко переходящая в познавательный интерес. Особенностями психического развития в этом возрасте являются готовность ребенка к совместному со взрослым манипулированию игрушкой, а также появление началь­ных элементов общения со взрослым с помощью жестов.

Важное диагностическое значение имеет оценка ре­чевого развития младенца, в частности понимание ребен­ком речи взрослого. Начиная с 9-ти месяцев дети адек­ватно реагирует на обращенную к ним речь взрослого, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действия­ми на некоторые словосочетания: «открой рот», «дай руч­ку» и т.п. Характерный для этого периода лепет ребенка состоит из 5-6 слогов. При этом дети хорошо копируют интонацию, с удовольствием произносят различные зву­косочетания с губными звуками, восклицания и междоме­тия. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звуко­сочетаний. При отставании психического развития ребе­нок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам.


                 
   
 
   
 
   
 
 
   
 


 

А верны В. А. Психология детей и подростков

2.4. Начало развития языка и речи

Хотя в младенческом возрасте дети не владеют речью, именно в этот период закладываются се основы. Трудно переоценить значение речевого развития ребенка. Язык -это важнейшее средство связи между ребенком и окружа­ющими его людьми. Язык - это ведущий фактор умствен­ного развития ребенка. Язык - это эффективный инстру­мент социализации ребенка, становления личности, выра­жения его индивидуальности. Вопрос о становлении языка и речи ребенка один из интереснейших вопросов его пси­хического развития.

Становление речи ребенка обусловлено действием врожденных биологических детерминант \\ сложным влияни­ем r/w)w, причем на ранних этапах онтогенеза ведущая роль принадлежит нрожденным детерминантам. В свою очередь влияния среды обусловлены наличием у ребенка потребно­сти в общении и активной деятельностью взрослого.

О наличии врожденных механизмов говорят факты сходства физических характеристик акустических сигна­лов новорожденных разных национальностей, а также наличие общей для разных языков закономерности сме­ны стадий в развитии вокализаций. Обнаружено и раннее специфическое влияние языковой среды еще на доречевой стадии развития.

Доречевой или «безъязычный» по Л.С.Выготскому этап развития приходится на первый год жизни ребенка и характеризуется взаимодействием образного и эмоцио­нального компонентов, обусловленные действием право-полушарных и подкорковых механизмов головного моз­га'. Это - период восприятия ребенком голосовых и эмо­ционально-чувственных реакций окружающих, этап

Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольни­ков. М.: Медицина, 1996.


 

Глава 2. Психическое развитие младенца

дифференцированного восприятия разговорной речи взрослых, пассивного «понимания» ребенком речи взрос­лых. В этой связи необходимо остановится на «нейроана-томиии речи ребенка».

Хорошо известны факты функциональной асиммет­рии мозга. Концепция доминантности полушарий впервые была сформулирована англичанином Х.Джексоном в 1861 году на основании клинических наблюдений о том, что поражение левого полушария принодит к нарушениям речи, а нарушение правого полушария не имеет аналогич­ных последствий. Долгое время правое полушарие счита­лось «немым» пока, начиная с 50-х годов нынешнего сто­летия, не стали накапливаться факты о его специфическом вкладе в осуществление некоторых высших психических функций. Именно с этого момента и возникло понятие -«функциональная асимметрия мозга». Интересны и фак­ты морфологической, сосудистой и биоэлектрической асимметрии полушарий головного мозга. Однако не они станут предметом последующего изложения, поскольку не имеют прямого отношения к обсуждаемой проблеме ста­новления речи в младенческом возрасте.

В результате многочисленных нейроанатомических, нейрофизиологических и нейропсихологических исследо­ваний было установлено, что в левом полушарии в боль­шей степени представлены, сенсорные и моторные облас­ти, а в правом - ассоциативные, внутри левого полушария преобладают интрарегиональные связи, а правого - ин­террегиональные. Поэтому правое полушарие обладает большими возможностями для обработки сложной инфор­мации. Эта особенность правого полушария ярко прояв­ляется при повреждении левого полушария в раннем он­тогенезе, в результате чего не возникает расстройства речи и она развивается благодаря сохранности правого полуша­рия. При поражении правого полушария нарушаются не­вербальные формы поведения, которые не восполняются


J


102 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________

за счет активности левого. Резюмируя эти и подобные фак­ты Э.Гольдберг и Л.Д.Коста заключают, что правое полу­шарие обладает большей способностью к активизации всей коры в целом, чем левое: правое полушарие выполняет функцию «глобального возбуждения», а левое - обеспечи­вает «локальные» процессы обработки стимула и двига­тельной реакции1. Все эти выводы имеют самое непосред­ственное отношение к механизму речевого развития в ран­нем онтогенезе, еще и потому, что правое полушарие считается филогенетически более старым в сравнении с левым, и, следовательно, его роль в первые годы жизни ребенка более существенна в сравнении с левым полуша­рием. Конечно, сказанное не означает, что стрелка маят­ника качнулась в противоположную сторону - в сторону преувеличения роли правого полушария. Очевидно, что все психические процессы протекают при участии обоих полушарий, каждое из которых обеспечивает различные стороны единого психического процесса. В этой связи ре­зюмируем результаты многочисленных исследований о роли полушарий головного мозга в реализации различных психических явлений2.

1. Познавательная деятельность.

А) Стратегии переработки информации Левое полушарие преимущественно обеспечивает сознательный, последовательный анализ вербально-логи-ческой и абстрактно-схематической информации.

Правое полушарие обеспечивает преимущественно синтез одновременно воспринимаемой наглядно-образной,

1 Голддберг Э., Коста Л.Д. Нейроанатомическая асимметрия
полушарий мозга и способы переработки информации/Ней­
ропсихология сегодня//Под ред. Е.Д.Хомской. М.: МГУ, 1995.

2 Xомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В.
Нейропсихология индивидуальных различий:Учебное посо­
бие. М. 1997.


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца

конкретной, непосредственной информации в основном на бессознательном уровне.

Б) Стратегии регуляции психических процессов и спо­собы решения задач

Левому полушарию в основном принадлежит функ­ция вербальной и произвольной регуляции поведения и познавательной деятельности, а правому полушарию -невербальной и непроизвольной.

Левое полушарие отвечает за решение задач с помо­щью уже известных способов, хранящихся в памяти, а пра­вое обеспечивает комбинаторную деятельность, когда для решения задач не подходит ни один из известных способов.

2. Эмоциональные процессы и состояния.

Левое полушарие преимущественно связано с поло­жительными эмоциями, с оценкой приятного и смешного, определяет прием и переработку положительной эмоцио­нальной информации.

Правое полушарие преимущественно связано с от­рицательными эмоциями, с оценкой неприятного и ужас­ного и определяет прием и переработку отрицательной эмоциональной информации.

Установлено, что правое полушарие доминирует по основным зрительно-перцептивным процессам: восприя­тие ориентации линий, глубины и пространственной ло­кализации стимулов. В этой связи становится понятным врожденный характер многих перцептивных способностей младенца.

Наконец, важное для обсуждаемой темы обстоятель­ство, касается роли левого и правого полушария в станов­лении речи в раннем онтогенезе. Показано, что в раннем детском возрасте левое полушарие не играет ведущую роль в становлении и развитии речи, как это имеет место у взрос­лых и что нарушения речи в детском возрасте чаще возника­ют при поражении не левого, а правого полушария мозга. С


104 Аверин В. А. Психология детей и подростков________

учетом вышесказанного можно заключить, что в раннем онтогенезе именно правое полушарие обеспечивает становле­ние доречевого этапа в речевой деятельности ребенка, прежде всего ее просодических характеристики (интонация, теми ритм), а также образных (невербальных) и эмоциональных компонентов связанных с развитием вокализации. Что каса­ется левого полушария, то его роль в речевом развитии рез­ко возрастает между 2 и 3-я годами в период становления символической, активной речи ребенка, что соответствует процессу формирования левосторонней полушарной лате-рализации и мануального правостороннего доминирова­ния1. А теперь обратимся к этапам речевого развития в рам­ках становления так называемой безъязычной речи.

Первыми проявлениями доречевой стадии развития ребенка (0 1 год) являются пчач. гуление (поркоптне),лепет и понимание ребенком речи взрослых (см. I (рмложение 3).

Плач новорожденного это пока единственный дос­тупный ему инструмент общения с миром. Примерно в месяц и более ребенок плачет с определенной целью: что­бы сообщить о голоде, о неприятных ощущениях, о боли, с целью привлечения к себе внимания. Порою бывает весь­ма трудно понять значение плача, но заботливые матери быстро научаются определять его функции.

Уже плач новорожденного - это проявление им ран­них вокализаций, обусловленных генетически детермини­рованными факторами2. При фонематическом анализе плача новорожденного выделяются гласные [а] и [;э], со­гласные [х] и [к] или их сочетания - [кх]. Эти же звуки при-

Осипенко Т.Н. Ук. соч.

Андреева Н.Г., Павликова М.И., Куликов Г.А. Начальные эта­пы формирования речевой деятельности детей первого года жизни/Ананьевские чтения-97//Тезисы научно-практической конференции 28-30 октября 1997г. СПб, 1997.-С. 55-56. \Ляк-со Е. Е. Речевое развитие детей на раннних этапах онтогенеза/ Там же. С. 85-86.


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца

сутствуют в коротких сигналах новорожденного типа [эхе], [кхе], [ах], сопровождающие его рефлекторные реакции -хныканье, покашливание и др.

В периодгуленш? - 2-3 месяца возрастает число глас-ноподобных звуков [у], [и], [ы], [э], которые к 4-5 месяцам становятся типичными. В это время младенец начинает экспериментировать с гласными звуками нередко растя­гивая их «э-э-э», «а-а-а», что может свидетельствовать о спокойном и комфортном его состоянии. Следует заметить, что не все психологи согласны с тем, что гуление - это один из «прародителей» будущей речи ребенка. Гуле­ние, по мнению А.Р.Лурия, это «выражение состояния ребенка, а вовсе не обозначение предмета»1. Но ведь речь и не идет о том, что произносимые во время гуления раз­личные звуки - это поименованные ребенком предме­ты. Речь идет о развитии просодических функций, раз­витии фонетической системы, необходимой для станов­ления фонематической системы, с помощью которой возможно осмысление тех или иных звуков.

Лепет младенца берет начало с 6-ти месяцев и с это­го времени регулярно появляются звуки [я], [е] и [о]. Мла­денец начинает комбинировать гласные и согласные зву­ки (сочетания могут включать до 20 компонентов), произ­нося что-то вроде «ба-ба-ба» или «да-да-да», а к 7-8 месячному возрасту появляются уже новые сочетания типа «дя-дя-^дя» или «ти-ти-ти». Все эти сочетания характери­зуются устойчивостью в их произнесении. Появляется спо­собность к группировке нескольких слогов в отдельные «квазифразы», произносимые с разными интонациями. Наряду с этим появляется так начинаемый двухслоговой лепет, что может напоминать настоящую речь2.

1 ЛурияА.Р. Языкисознапис/Подред Е.Д.Хомской. М.: МГУ,
1979.-С. 34.

2 АндрееваН.Г. и др. Ук.соч.


106 Аверин В. А. Психология детей и подростков________

О значении генетической детерминации становления речи в этот период говорят следующие факты. Во-первых,' приведенные выше результаты исследования Андреевой и др. о качественном составе звуков полностью соответству­ют результатам исследований акустических сигналов де­тей первых месяцев жизни, развивающихся в нерусскоя­зычной среде. Таким образом, плачущие, воркующие и лепечущие малыши издают одни и те же звуки независимо от языкового окружения, что позволяет говорить о врож­денной основе общности генерируемых звуков. Во-вторых, и гуление, и лепет можно слышать из уст глухих детей, хотя впоследствии многие из них перестают произносить какие-либо звуки, а некоторые издают ограниченное число.

Возраст 8 месяцев - это тот порог, когда языковое окружение начинает оказывать воздействие на дальнейшее развитие речи ребенка. Поэтому русские дети начинают понимать и гонорить по-русски, а немецкие- по-немецки. О возросшей роли внешнего речевого окружения на раз­витие речи младенца говорит факт неожиданного замол-кания младенца в возрасте 9-10 месяцев1. Дело в том, что к 9-ти месяцам малыш начинает понимать, что произноси­мые им звуки вызывают определенные действия со сторо­ны взрослых. Чтобы «убедиться» получит ли он внимание, которого желал, 9-ти месячный младенец может нарочно приостановить лепет. Поэтому родители и воспитатели должны быть готовы к этому.

Однако не только речь взрослых оказывает влия­ние на развитие речи младенца. Дети, вплотную прибли­зившиеся к стадии освоения речи, могут вызывать изме­нение материнской речи. Как отмечают К.Флэйк-Хобсон, Б.Е.Робинсон и П.Скин матери 4-х месячных детей стре­мятся комментировать главным образом их самочувствие,


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца

8-месячных - действия, а по достижении детьми 9-10 ме­сяцев родители, как правило, стараются говорить очень отчетливо, употребляя больше вспомогательных глаголов. Из речи родителей исчезают типичные грамматические ошибки. Поэтому авторы советуют родителям улучшить свое произношение и знание грамматики, если они хотят передать своему ребенку навыки правильной речи1.

Доречевой этап завершается к концу первого года жизни младенца и характеризуется, во-первых, пассивным пониманием речи ребенком и, ио-нторых, способностью передать смысл одного предложения с помощью одного слова. Именно появление этой способности открывает сле­дующий этап в речевом развитии ребенка - этап активной речи, который приходится на раннее детство.

Завершая анализ доречевого развития младенца, еще раз отметим роль правого полушария, которое в основном обеспечивает этот этап, и значение которого ослабевает по мере латерализации левого полушария. Не случайно, по­этому первый критический период в развитии речи прихо­дится на возраст 10 месяцев - 1,5 года, когда осуществляет­ся переход от доречевого этапа к этапу активной речи, в развитии которой все большую роль играет левое полуша­рие, обеспечивая деятельность вербальных функций ребен­ка. Критический период означает, что процесс развития речи оказывается весьма чувствительным к различным стрессо­вым и иным неблагоприятным ситуациям, которые могут стать причиной задержки речевого развития. Поэтому ро­дителям важно выбрать адекватный способ реагирования, который оказывается решающим в плане формирования у ребенка соответствующих установок.

Кроме того, следует знать и о некоторых негатив­ных психологических факторах предречевого развития


 


1 Рашиберг Й., Поппер П. Секреты личности. М.: Педагогика, 1983.


1 Флейк-Хобсон К., Робинсое Б.Е., Скип П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.


108 Аверин В. А. Психология детей и подростков__________

младенца. Одним из них является материнская деприва-ция. Б.Е.Микиртумовым и С.В.Гречаным показано, что-при отсутствии матери у младенцев отмечаются выражен­ные нарушения в предречевом развитии в виде задержки вокализаций (т.е. гуления, лепета, слогоподражания), вплоть до снижения или полного отсутствия голосовых проявле­ний, в том числе и на находящегося рядом взрослого. У мла­денца отсутствуют положительные эмоции и зрительно-слу­ховое сосредоточение. Наблюдается общая двигательная за­торможенность и вялый мышечный тонус конечностей1. Таким образом, видно, что нормальный ход психического развития младенца обусловливается не только врожденны­ми генетически обусловленными программами, но и ха­рактером взаимоотношений, в которые он вступает с мате­рью, взрослыми, в целом с окружающей социальной сре­дой. Скачанное позволяет выделить ведущие факторы речевого развития ребенка - врожденные, т.е. генотипичес-ки обусловленные, потребность ребенка в общении с роди­телями и речевую деятельность взрослого. Этапы речевого развития младенца приведены в Приложении 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: