Поворотный пункте психическом развитии младенца приходится на середину между вторым и третьим месяцами. Следует отметить, что развитие ребенка идет столь
Выготский Л. С. Ук. соч.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
94 Аверин В. А. Психология детей и подростков_________
быстрыми темпами, что внутри первого года принято выделять несколько микропериодов, качественно отличающихся друг от друга. Первый из них был только что описан - это период новорожденное™. Следующий за ним длится начиная с первого месяца до 3-х месяцев.
Ведущим симптомом начала этого микропериода по мнению И.Л.Фигурина и М.П.Денисовой1 является появление улыбки в ответ на человеческий голос, т.е. впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка. Другие авторы также отличают этот период появлением первых социальных реакций ребенка, что свидетельствует об общем изменении характера его психической жизни. Что же для него характерно?
Заканчивается формирование слухового и зрительного анализаторов. Вполне готовы зрительное и слуховое сосредоточение. Вырабатываются условные рефлексы на:шукопыс и зрительные стимулы, исчезает ригидность мышц.
Наряду с этим появляется принципиально новая психическая способность младенца, так называемыйк<шяле/<г оживления. Он рассматривается в качестве основного психологического новообразования периода новорожденно-сти и его появление знаменует окончание этого периода и начало младенчества. Поэтому он представляет собой психологический критерий окончания новорожденное™. Физиологическим критерием окончания новорожденное™ считается появление зрительного и слухового сосредоточения, а медицинским - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился. Биологический смысл комплекса оживления состоит в том, что он включает все те элементы, из которых в дальней-
|
1 Фигурна Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения ребенка от рождения до 1-го года./Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества//Под ред. Н.М.Щело-ванова, М.-Л. 1929.-С. 19-80.
Глава 2. Психическое развитие младенца
шем будут формироваться дифференциальные двигательные механизмы - хватание, другие движения, наконец, речь. Но все это будет уже в следующих микропериодах. Поскольку комплекс оживления считается центральным приобретением психической жизни младенца в этот микропериод, остановимся более подробно на его характеристике Психологический смысл комплекса состоит в том, что это не просто совокупность реакций ребенка, а попытка воздействия на взрослого. Как уже отмечалось, начинается он с появления улыбки при виде говорящего взрослого. Социальная улыбка ~ главный признак начала второго микропериода в жизни младенца. Как правило, она появляется па черной неделе второго месяца. Иногда это происходит на 3-4 неделе, еще реже это бывает на 6-7 неделе. (Более подробно о генезисе улыбки будет сказано ниже). Отметим, что в первые два месяца жизни дети, выделяя взрослых, не могут при этом дифференцировать их между собой. Эта способность появляется только на 3-м месяце. В комплекс оживления входит и смех ребенка, появляющийся между 8-12 неделями (в виде периодических взвизгиваний). Вместе со смехом можно наблюдать оживленную мимику, глубокие вздохи, гуление (в конце 2-го месяца), что имеет исключительное значение для становления речи, вскидывание рук, перебираиие ногами. Все это - выражение положительных эмоциональных реакций. Таким образом, мы видим, что комплекс оживления - это действительно качественно иное психическое образование данного периода. Его своевременное появление и хорошая выраженность - свидетельство нормального психического развития младенца. Отсутствие комплекса оживления, или его парадоксальность, например, появление страха, крика и других отрицательных эмоций, равно как и недоразвитие его отдельных компонентов - все это может свидетельствовать об отклонениях в психическом развитии младенца в этом периоде.
|
I
96 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________
Следующий микропериод в жизни младенца, выявляемый Н.Л.Фигуриным и М.П.Денисовой, приходится на возраст от 3 мес. до 6 мес. '
Дифференцирующим симптомом этого микропериода они считают появление у младенца реакции ощупывания своих рук, реакции постоянной и очень четкой (10-14 недель). Новым при этом является удерживание ребенком отдельных мышечных групп в известной степени сокращения. Поэтому становится возможным хватание, отведение плеч, делание моста, поднимание головы лежа на спине, поворачивание на бок, ощупывание груди матери во время сосания, произнесение слогов.
Короче говоря, появляются дифференцированные реакции, а следовательно, устанавливаются более точные и совершенные отношения с окружающей средой. С психологической точки зрения наиболее важным моментом является появление и развитие акта хватания, - главного приобретения этого микропериода. Это важно потому, что хватание - предтеча предметно-манипулятивной деятельности ребенка. Коль скоро значение этой реакции так велико в последующем психическом развитии ребенка, покажем динамику ее формирования:
|
— 10 — 14 неделя -ощупывание своих рук;
— 13— 16 неделя-ощупывание других предметов;
— 11 — 17 неделя -реакция рассматривания своих рук;
— 15— 18 неделя-реакция удержания схваченного
предмета;
— 17 — 20 неделя - собственно хватание;
— 17 — 23 неделя -хватание ног;
— 18 — 21 неделя -хватание предметов при их прибли-
жении;
Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Ук. соч.
Глава 2. Психическое развитие младенца
пропуск этапов
— 20 — 24 неделя -размахивание погремушкой из стороны в сторону (см. Приложение 1).
Из других моторных реакций отметим, что в этот период появляются реакции, подготавливающие сидение ребенка (на 22-30 неделе ребенок сидит без поддержки) и стояния (на 19-25 неделе ребенок стоит, держась за руки взрослого).
Примерно в три месяца ребенок может различать цвета, а в 6 месяцев - узнавать отдельные свойства предметов. Например, если ребенок наблюдает за движущейся фигурой зайца, то после того как она скрывается за ширмой и появляется уже в виде уменьшенной модели того же самого зайца, это вызывает у младенца реакцию удивления.
Вследствие развитой тонкой дифференцировки тактильного анализатора на 18-23 неделе ребенок отказывается от чужой груди, а на 16-20 неделе- от рожка.
Эмоциональные реакции младенца
На 12-17 неделе появляется крик младенца при уходе взрослого. При этом изменяется характер самого крика (появляется хныканье), что происходит, как правило, перед сном или кормлением. В связи с тем, что первое выделение «Я» младенца по мнению З.Фрейда происходит примерно в шесть месяцев это несколько изменяет его жизненную ситуацию. До этого времени эмоциональные реакции младенца в основном выполняли побудительные функции, с помощью которых ребенок взывал к помощи взрослых. Поэтому невозможно избаловать ребенка до этого возраста, оперативно реагируя па его зов. Со второй половины года, в связи с выделением «Я» младенца, взрослым нужно дифференцированно реагировать на плач ребенка, поскольку здесь мы можем сталкиваться с попытками манипулирования со стороны младенца.
4 Зак. 195
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() |
Аверин В. А. Психология детей и подростков
Социальные реакции
К концу этого микропериода ребенок начинает узнавать мать, что свидетельствует о хорошем психическом развитии. Правда эта реакция очень непостоянна и поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Для оценки развития можно использовать реакции ребенка на игрушку. По данным Е.М.Мастюко-вой в этом возрасте он начинает активно манипулировать с нею: подолгу фиксирует ее взглядом, следит за ее перемещением, протягивает к ней руки, схватывает и тянет ее в рот. Все это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями'.
Младенца удается научить ходить на горшок, как правило, не ранее чем в 5 месяцев, хотя есть данные что иногда удастся ниучить и в 4 месяца. Начинать эту работу нужно с 3-х месяцев. На 16-25 педеле младенец начинает узнавать мать (см. Приложение 4).
Четвертый микропериод — 6 мес. - 12 мес.
Отличительным признаком этого периода является похлопывание ручкой по предмету. Для этого периода характерны три вида принципиально новых реакций ребенка - повторные, цепные реакции и реакция подражания.
Повторные реакции - это похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов (см. Приложение 1).
Цепные реакции - это ползание, сажание, вставание, ходьба.
Подражание - это движение рук ребенка, как подражание действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели на головушку»), движения головы (покачивание), движения ног (топанье), речь и модуляция голоса
1 Цит. по Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996.
Глава 2. Психическое развитие младенца
(см. Приложение 4). Напомним психологический смысл реакции подражания. Речь идет о ее значении при определении зоны ближайшего развития, т. с. о способности ребенка подражать деятельности взрослого, а, следовательно, о его способности к обучению.
Если повторные и цепные реакции появляются одновременно, то реакция подражания несколько позже. Новым в этих реакциях является то, что одно дифференцированное движение следует за другим в известном порядке. Одно движение связывается с другим. Все это составляет основу для развитии более сложных движений -ползания, сидения и, главное, для развития предметно-манипулятивной деятельности.
В возрасте 6-9 месяцев при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, нередко переходящая в познавательный интерес. Особенностями психического развития в этом возрасте являются готовность ребенка к совместному со взрослым манипулированию игрушкой, а также появление начальных элементов общения со взрослым с помощью жестов.
Важное диагностическое значение имеет оценка речевого развития младенца, в частности понимание ребенком речи взрослого. Начиная с 9-ти месяцев дети адекватно реагирует на обращенную к ним речь взрослого, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действиями на некоторые словосочетания: «открой рот», «дай ручку» и т.п. Характерный для этого периода лепет ребенка состоит из 5-6 слогов. При этом дети хорошо копируют интонацию, с удовольствием произносят различные звукосочетания с губными звуками, восклицания и междометия. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний. При отставании психического развития ребенок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам.
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
А верны В. А. Психология детей и подростков
2.4. Начало развития языка и речи
Хотя в младенческом возрасте дети не владеют речью, именно в этот период закладываются се основы. Трудно переоценить значение речевого развития ребенка. Язык -это важнейшее средство связи между ребенком и окружающими его людьми. Язык - это ведущий фактор умственного развития ребенка. Язык - это эффективный инструмент социализации ребенка, становления личности, выражения его индивидуальности. Вопрос о становлении языка и речи ребенка один из интереснейших вопросов его психического развития.
Становление речи ребенка обусловлено действием врожденных биологических детерминант \\ сложным влиянием r/w)w, причем на ранних этапах онтогенеза ведущая роль принадлежит нрожденным детерминантам. В свою очередь влияния среды обусловлены наличием у ребенка потребности в общении и активной деятельностью взрослого.
О наличии врожденных механизмов говорят факты сходства физических характеристик акустических сигналов новорожденных разных национальностей, а также наличие общей для разных языков закономерности смены стадий в развитии вокализаций. Обнаружено и раннее специфическое влияние языковой среды еще на доречевой стадии развития.
Доречевой или «безъязычный» по Л.С.Выготскому этап развития приходится на первый год жизни ребенка и характеризуется взаимодействием образного и эмоционального компонентов, обусловленные действием право-полушарных и подкорковых механизмов головного мозга'. Это - период восприятия ребенком голосовых и эмоционально-чувственных реакций окружающих, этап
Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996.
Глава 2. Психическое развитие младенца |
дифференцированного восприятия разговорной речи взрослых, пассивного «понимания» ребенком речи взрослых. В этой связи необходимо остановится на «нейроана-томиии речи ребенка».
Хорошо известны факты функциональной асимметрии мозга. Концепция доминантности полушарий впервые была сформулирована англичанином Х.Джексоном в 1861 году на основании клинических наблюдений о том, что поражение левого полушария принодит к нарушениям речи, а нарушение правого полушария не имеет аналогичных последствий. Долгое время правое полушарие считалось «немым» пока, начиная с 50-х годов нынешнего столетия, не стали накапливаться факты о его специфическом вкладе в осуществление некоторых высших психических функций. Именно с этого момента и возникло понятие -«функциональная асимметрия мозга». Интересны и факты морфологической, сосудистой и биоэлектрической асимметрии полушарий головного мозга. Однако не они станут предметом последующего изложения, поскольку не имеют прямого отношения к обсуждаемой проблеме становления речи в младенческом возрасте.
В результате многочисленных нейроанатомических, нейрофизиологических и нейропсихологических исследований было установлено, что в левом полушарии в большей степени представлены, сенсорные и моторные области, а в правом - ассоциативные, внутри левого полушария преобладают интрарегиональные связи, а правого - интеррегиональные. Поэтому правое полушарие обладает большими возможностями для обработки сложной информации. Эта особенность правого полушария ярко проявляется при повреждении левого полушария в раннем онтогенезе, в результате чего не возникает расстройства речи и она развивается благодаря сохранности правого полушария. При поражении правого полушария нарушаются невербальные формы поведения, которые не восполняются
J
102 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________
за счет активности левого. Резюмируя эти и подобные факты Э.Гольдберг и Л.Д.Коста заключают, что правое полушарие обладает большей способностью к активизации всей коры в целом, чем левое: правое полушарие выполняет функцию «глобального возбуждения», а левое - обеспечивает «локальные» процессы обработки стимула и двигательной реакции1. Все эти выводы имеют самое непосредственное отношение к механизму речевого развития в раннем онтогенезе, еще и потому, что правое полушарие считается филогенетически более старым в сравнении с левым, и, следовательно, его роль в первые годы жизни ребенка более существенна в сравнении с левым полушарием. Конечно, сказанное не означает, что стрелка маятника качнулась в противоположную сторону - в сторону преувеличения роли правого полушария. Очевидно, что все психические процессы протекают при участии обоих полушарий, каждое из которых обеспечивает различные стороны единого психического процесса. В этой связи резюмируем результаты многочисленных исследований о роли полушарий головного мозга в реализации различных психических явлений2.
1. Познавательная деятельность.
А) Стратегии переработки информации Левое полушарие преимущественно обеспечивает сознательный, последовательный анализ вербально-логи-ческой и абстрактно-схематической информации.
Правое полушарие обеспечивает преимущественно синтез одновременно воспринимаемой наглядно-образной,
1 Голддберг Э., Коста Л.Д. Нейроанатомическая асимметрия
полушарий мозга и способы переработки информации/Ней
ропсихология сегодня//Под ред. Е.Д.Хомской. М.: МГУ, 1995.
2 Xомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В.
Нейропсихология индивидуальных различий:Учебное посо
бие. М. 1997.
Глава 2. Психическое развитие младенца
конкретной, непосредственной информации в основном на бессознательном уровне.
Б) Стратегии регуляции психических процессов и способы решения задач
Левому полушарию в основном принадлежит функция вербальной и произвольной регуляции поведения и познавательной деятельности, а правому полушарию -невербальной и непроизвольной.
Левое полушарие отвечает за решение задач с помощью уже известных способов, хранящихся в памяти, а правое обеспечивает комбинаторную деятельность, когда для решения задач не подходит ни один из известных способов.
2. Эмоциональные процессы и состояния.
Левое полушарие преимущественно связано с положительными эмоциями, с оценкой приятного и смешного, определяет прием и переработку положительной эмоциональной информации.
Правое полушарие преимущественно связано с отрицательными эмоциями, с оценкой неприятного и ужасного и определяет прием и переработку отрицательной эмоциональной информации.
Установлено, что правое полушарие доминирует по основным зрительно-перцептивным процессам: восприятие ориентации линий, глубины и пространственной локализации стимулов. В этой связи становится понятным врожденный характер многих перцептивных способностей младенца.
Наконец, важное для обсуждаемой темы обстоятельство, касается роли левого и правого полушария в становлении речи в раннем онтогенезе. Показано, что в раннем детском возрасте левое полушарие не играет ведущую роль в становлении и развитии речи, как это имеет место у взрослых и что нарушения речи в детском возрасте чаще возникают при поражении не левого, а правого полушария мозга. С
104 Аверин В. А. Психология детей и подростков________
учетом вышесказанного можно заключить, что в раннем онтогенезе именно правое полушарие обеспечивает становление доречевого этапа в речевой деятельности ребенка, прежде всего ее просодических характеристики (интонация, теми ритм), а также образных (невербальных) и эмоциональных компонентов связанных с развитием вокализации. Что касается левого полушария, то его роль в речевом развитии резко возрастает между 2 и 3-я годами в период становления символической, активной речи ребенка, что соответствует процессу формирования левосторонней полушарной лате-рализации и мануального правостороннего доминирования1. А теперь обратимся к этапам речевого развития в рамках становления так называемой безъязычной речи.
Первыми проявлениями доречевой стадии развития ребенка (0 1 год) являются пчач. гуление (поркоптне),лепет и понимание ребенком речи взрослых (см. I (рмложение 3).
Плач новорожденного это пока единственный доступный ему инструмент общения с миром. Примерно в месяц и более ребенок плачет с определенной целью: чтобы сообщить о голоде, о неприятных ощущениях, о боли, с целью привлечения к себе внимания. Порою бывает весьма трудно понять значение плача, но заботливые матери быстро научаются определять его функции.
Уже плач новорожденного - это проявление им ранних вокализаций, обусловленных генетически детерминированными факторами2. При фонематическом анализе плача новорожденного выделяются гласные [а] и [;э], согласные [х] и [к] или их сочетания - [кх]. Эти же звуки при-
Осипенко Т.Н. Ук. соч.
Андреева Н.Г., Павликова М.И., Куликов Г.А. Начальные этапы формирования речевой деятельности детей первого года жизни/Ананьевские чтения-97//Тезисы научно-практической конференции 28-30 октября 1997г. СПб, 1997.-С. 55-56. \Ляк-со Е. Е. Речевое развитие детей на раннних этапах онтогенеза/ Там же. С. 85-86.
Глава 2. Психическое развитие младенца
сутствуют в коротких сигналах новорожденного типа [эхе], [кхе], [ах], сопровождающие его рефлекторные реакции -хныканье, покашливание и др.
В периодгуленш? - 2-3 месяца возрастает число глас-ноподобных звуков [у], [и], [ы], [э], которые к 4-5 месяцам становятся типичными. В это время младенец начинает экспериментировать с гласными звуками нередко растягивая их «э-э-э», «а-а-а», что может свидетельствовать о спокойном и комфортном его состоянии. Следует заметить, что не все психологи согласны с тем, что гуление - это один из «прародителей» будущей речи ребенка. Гуление, по мнению А.Р.Лурия, это «выражение состояния ребенка, а вовсе не обозначение предмета»1. Но ведь речь и не идет о том, что произносимые во время гуления различные звуки - это поименованные ребенком предметы. Речь идет о развитии просодических функций, развитии фонетической системы, необходимой для становления фонематической системы, с помощью которой возможно осмысление тех или иных звуков.
Лепет младенца берет начало с 6-ти месяцев и с этого времени регулярно появляются звуки [я], [е] и [о]. Младенец начинает комбинировать гласные и согласные звуки (сочетания могут включать до 20 компонентов), произнося что-то вроде «ба-ба-ба» или «да-да-да», а к 7-8 месячному возрасту появляются уже новые сочетания типа «дя-дя-^дя» или «ти-ти-ти». Все эти сочетания характеризуются устойчивостью в их произнесении. Появляется способность к группировке нескольких слогов в отдельные «квазифразы», произносимые с разными интонациями. Наряду с этим появляется так начинаемый двухслоговой лепет, что может напоминать настоящую речь2.
1 ЛурияА.Р. Языкисознапис/Подред Е.Д.Хомской. М.: МГУ,
1979.-С. 34.
2 АндрееваН.Г. и др. Ук.соч.
106 Аверин В. А. Психология детей и подростков________
О значении генетической детерминации становления речи в этот период говорят следующие факты. Во-первых,' приведенные выше результаты исследования Андреевой и др. о качественном составе звуков полностью соответствуют результатам исследований акустических сигналов детей первых месяцев жизни, развивающихся в нерусскоязычной среде. Таким образом, плачущие, воркующие и лепечущие малыши издают одни и те же звуки независимо от языкового окружения, что позволяет говорить о врожденной основе общности генерируемых звуков. Во-вторых, и гуление, и лепет можно слышать из уст глухих детей, хотя впоследствии многие из них перестают произносить какие-либо звуки, а некоторые издают ограниченное число.
Возраст 8 месяцев - это тот порог, когда языковое окружение начинает оказывать воздействие на дальнейшее развитие речи ребенка. Поэтому русские дети начинают понимать и гонорить по-русски, а немецкие- по-немецки. О возросшей роли внешнего речевого окружения на развитие речи младенца говорит факт неожиданного замол-кания младенца в возрасте 9-10 месяцев1. Дело в том, что к 9-ти месяцам малыш начинает понимать, что произносимые им звуки вызывают определенные действия со стороны взрослых. Чтобы «убедиться» получит ли он внимание, которого желал, 9-ти месячный младенец может нарочно приостановить лепет. Поэтому родители и воспитатели должны быть готовы к этому.
Однако не только речь взрослых оказывает влияние на развитие речи младенца. Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут вызывать изменение материнской речи. Как отмечают К.Флэйк-Хобсон, Б.Е.Робинсон и П.Скин матери 4-х месячных детей стремятся комментировать главным образом их самочувствие,
Глава 2. Психическое развитие младенца
8-месячных - действия, а по достижении детьми 9-10 месяцев родители, как правило, стараются говорить очень отчетливо, употребляя больше вспомогательных глаголов. Из речи родителей исчезают типичные грамматические ошибки. Поэтому авторы советуют родителям улучшить свое произношение и знание грамматики, если они хотят передать своему ребенку навыки правильной речи1.
Доречевой этап завершается к концу первого года жизни младенца и характеризуется, во-первых, пассивным пониманием речи ребенком и, ио-нторых, способностью передать смысл одного предложения с помощью одного слова. Именно появление этой способности открывает следующий этап в речевом развитии ребенка - этап активной речи, который приходится на раннее детство.
Завершая анализ доречевого развития младенца, еще раз отметим роль правого полушария, которое в основном обеспечивает этот этап, и значение которого ослабевает по мере латерализации левого полушария. Не случайно, поэтому первый критический период в развитии речи приходится на возраст 10 месяцев - 1,5 года, когда осуществляется переход от доречевого этапа к этапу активной речи, в развитии которой все большую роль играет левое полушарие, обеспечивая деятельность вербальных функций ребенка. Критический период означает, что процесс развития речи оказывается весьма чувствительным к различным стрессовым и иным неблагоприятным ситуациям, которые могут стать причиной задержки речевого развития. Поэтому родителям важно выбрать адекватный способ реагирования, который оказывается решающим в плане формирования у ребенка соответствующих установок.
Кроме того, следует знать и о некоторых негативных психологических факторах предречевого развития
1 Рашиберг Й., Поппер П. Секреты личности. М.: Педагогика, 1983.
1 Флейк-Хобсон К., Робинсое Б.Е., Скип П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.
108 Аверин В. А. Психология детей и подростков__________
младенца. Одним из них является материнская деприва-ция. Б.Е.Микиртумовым и С.В.Гречаным показано, что-при отсутствии матери у младенцев отмечаются выраженные нарушения в предречевом развитии в виде задержки вокализаций (т.е. гуления, лепета, слогоподражания), вплоть до снижения или полного отсутствия голосовых проявлений, в том числе и на находящегося рядом взрослого. У младенца отсутствуют положительные эмоции и зрительно-слуховое сосредоточение. Наблюдается общая двигательная заторможенность и вялый мышечный тонус конечностей1. Таким образом, видно, что нормальный ход психического развития младенца обусловливается не только врожденными генетически обусловленными программами, но и характером взаимоотношений, в которые он вступает с матерью, взрослыми, в целом с окружающей социальной средой. Скачанное позволяет выделить ведущие факторы речевого развития ребенка - врожденные, т.е. генотипичес-ки обусловленные, потребность ребенка в общении с родителями и речевую деятельность взрослого. Этапы речевого развития младенца приведены в Приложении 3.