Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




Дисциплина «Этика образования» академического бакалавриата направлена на формирование у студентовпредставлений о содержании, структуре и особенностях этики образования как части прикладной этики. Данные представления основываются на формировании у студентов знаний основных разделов изучаемой дисциплины, понимания их базовых понятий и категорий,знания фундаментальных проблем этики образования и методов их исследования. Студенты должны понимать специфику дисциплины «Этика образования», понимать проблемы, дилеммы и ценности функционирования этического знания в образовательной практике и особенности их изучения, связанные с областью профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины должны быть выработаны навыки работы со специальной литературой, направленные на формирование полученного в процессе изучения дисциплины знания. Изучение дисциплины способствует развитию навыков критического восприятия и оценки источников информации, аналитических способностей, умения логично и аргументировано формулировать и отстаивать собственное видение проблем и их решения; овладение приемами ведения дискуссий, полемики, диалога и их реализации в процессе коммуникации, профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Дисциплина направлена на развитие и организацию научно-исследовательской деятельности, раскрытие творческих способностей студента на основе знаний полученных в результате аудиторной и внеаудиторной деятельности. Преподавателям, работающим с бакалаврами, необходимо ориентироваться на первоочередную задачу – формирование у студентов компетенции: ОПК-5- «Владением основы профессиональной этики и речевой культуры».Формированию этой компетенции способствуют полученные студентами знания, умения, навыки при изучении дисциплины «Этика образования». Процесс изучения дисциплины «Этика образования» строиться таким образом, чтобы студенты выступали субъектами учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности. Взаимодействие студентов и преподавателя происходит на субъект-субъектном уровне; целенаправленно формируется гуманитарный стиль мышления бакалавров; стимулируется ответственность, инициатива, креативность и исследовательская активность в выборе содержания и способов ответа на семинарских (практических) занятиях, участия в учебном процессе (на лекционных занятиях, семинарских (практических) занятиях, их интерактивных форм). В процессе лекций студенты будут знакомиться с основными понятиями, проблемами и методами усвоения социогуманитарного знания в рамках дисциплины. Студенты познакомятся с основными проблемами, персоналиями в контексте исторического развития знания, общества, культуры. Бакалавры познакомятся с категориальным аппаратом дисциплины, понимание которого способствует их профессиональной ориентации. Лекционный материал направлен на развитие профессиональной направленности мышления, аналитических и экспертных навыков и способностей, креативного подхода к поиску информации, аналитике и раскрытию проблем историко-культурного, духовно-нравственного развития общества. Реализация лекционного материала позволит преподавателю учить студентов размышлять и фиксировать основные идеи, понятия, наиболее значимые факты, важнейшие характеристики социального знания в контексте проблем современности. Лекции должны послужить основой их общекультурного, социогуманитарного знания, приобщения к ценностям мировой культуры. Семинар (практическое занятие), в отличие от лекции, является диалогичной формой организации занятий. Обучение бакалавра по данной дисциплине предполагает индивидуализацию процесса обучения, активизации креативных способностей обучающегося. Поэтому при изучении дисциплины должны широко использоваться формы сопровождающихся постановкой проблемных вопросов, которые активизируют познавательную деятельность студентов и вовлекают их в учебный процесс, формируя навыки доказательного обоснования своей позиции проведения семинаров (практических занятий), такие как:

ü Беседа (вступительная, организующая, беседа-сообщение, синтезирующая, систематизирующая, закрепляющая беседа). Данная форма занятия представляет собой диалогический метод обучения с постановкой тщательно продуманной системы вопросов, благодаря чему происходит усвоение, понимание изучаемого материала, а также производится проверка изученного. Данная форма проведения занятия помогает сконцентрировать внимание студентов, развивает интеллектуальные возможности учащихся для активного включения их в учебно-познавательную деятельность по решению поставленных проблем. В рамках данной формы занятия у студентов выявляется степень понимания и готовности к усвоению материала, к поиску новой информации по проблемам изучаемой дисциплины и ее презентации в рамках ответа на заданные вопросы. Данная форма проведения занятия дает возможность студентам систематизировать теоретические знания по дисциплине, развивает познавательную, творческую активность студентов;

ü Учебная дискуссия. При организации и проведении учебной дискуссии преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся проблем этики образования и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций студентов по обсуждаемым в рамках дискуссии вопросам, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы. Метод дилемм, альтернатив в дискуссиях способствует наиболее глубокому освоению получаемых студентами знаний на занятиях, развивает понятийное мышление, необходимое для решения основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты при решении социальных и профессиональных задач в своей деятельности. Участие в дискуссиях, организованных преподавателем на семинарских занятиях способствует развитию навыков искусства речи, построения беседы, диалога и умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление;

ü «Мозговой штурм» (индивидуальные или коллективные мозговые атаки). Данная форма проведения занятия представляет собой оперативный метод решения и экспертного, профессионального оценивания поставленной преподавателем проблемы направленный на стимулирование творческой активности студентов. Участникам обсуждения дается возможность высказать наибольшее количество вариантов решения поставленной проблемы. Выделение верных решений с учетом используемого критерия отбора и оценивания идей, которые помогут наиболее точно и глубоко усвоить изучаемый материал. Данная форма занятия помогает выработать умение находить не шаблонные, креативные решения поставленной проблемы, стимулирует познавательную, творческую активность студента. Дает возможность участвовать всему коллективу в решении проблемы, помогает выработать навыки коммуникации, аналитики. С помощью данной формы занятия в практической форме усваивается методологический и категориальный аппарат дисциплины. На основе данной формы занятия у студентов вырабатывается критический подход к решению поставленных задач, проблем;

ü Мини-конференции. Использование данной формы проведения занятия может сочетать в себе выступления с докладами и презентациями студентов. Выступление с тезисами статей по ключевым проблемам преподаваемой дисциплины с последующим опубликованием их в сборниках научных трудов студентов. Данная форма занятия служит подготовительным этапом для последующего выступления студента на конференциях международного, всероссийского и университетского уровня.

Таким образом, на семинарских (практических) занятиях используются в первую очередь следующие методы и формы обучения:

· Беседа, учебная дискуссия, сократический диалог;

· Разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки») и метод «контекстного обучения»;

· Мини-конференции;

· Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры, организационно-деятельностные);

· Творческие задания, работа с видео- и аудиоматериалами, презентациями.

Помимо указанных методов при изучении курса рекомендуется применять мультимедийные технологии. На семинарских (практических) занятиях отрабатывается применение теоретических положений, полученных в ходе лекций, проведенной самостоятельной внеаудиторной работы. Важное место при изучении дисциплины отводится использованию интерактивных форм обучения, которые побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизируют их познавательную деятельность, развивают мышление, формируют практические умения и навыки, креативные способности, коммуникационные навыки. При организации самостоятельной работы студентов планируется внедрение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов; внедрение технологий дистанционного обучения (система MOODLE) и индивидуально-ориентированных учебных проектов. Самостоятельная работа направлена на выработку навыков восприятия и анализа текстов, изучаемых в рамках реализуемой дисциплины. Данный вид деятельности направлен на формирование навыков правильного составления текста презентаций, создаваемых студентами для визуализации своих ответов, выделение главного системообразующего материала по заданным в рамках семинарских (практических) занятий вопросам. Самостоятельная работа направлена на формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности фиксации и понимания значимых проблем в рамках изучаемой дисциплины. Самостоятельная, внеаудиторная работа студентов направлена на развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем этики образования.

Внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям предполагает такие виды деятельности студентов, как подготовка рефератов, докладов, сообщений, написание эссе, творческих заданий, работа с оригинальными источниками в научной библиотеке, с использованием информационных справочных систем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: