Постоянства скорости света




Магистерские диссертации (70-90 стр.)

Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.

Ключевые слова в теме: особенности, характеристики…

Структура

Введение

· Актуальность (3-4 абзаца)

· Цель исследования (доказать гипотезу)

· Задачи (изучить; рассмотреть; проанализировать; сравнить; описать; охарактеризовать… 4-5 задач)

· Объект и предмет

· Гипотеза

· Положение, выносимое на защиту

· Теоретическая база (4-5 блоков, исследования ученых.)

· Эмпирическая база (методы, используемые в работе)

· Новизна

· Практическая значимость

· Теоретическая значимость

· Апробация

 

Глава 1 Объект (проблема исследования, мнения авторов, фундаментальные исследования – теор. часть)

1.1

1.2

1.3

Глава 2 Предмет (раскрытие гипотезы). Описание ситуации в стране.

2.1

2.2

Глава 3 Описание исследования

3.1

3.2 Рекомендации

Заключение (зеркальное отражение введения)

 

Медиакомпетентность преподавателей как основа мотивации студентов

Ноябрь 2018

Декабрь 2018 – разработка темы

Март – Сентябрь 2019 – изучение объекта

Сентябрь 2019 – изучение предмета

Декабрь 2019 – разработка программы

Январь – Май 2020 – проведение исследования

Июнь – Ноябрь 2020 правки

Ноябрь 2020 предзащита (за 2 недели отправить работу рецензенту)

Декабрь 2020 защита

 

 

Иностранный язык

Зачет и экзамен – собеседование (три вопроса о себе; два вопроса по теме; беседа о диссертации)

Презента 8-9 слайдов

1. General information about yourself \ features of character

2. Family life

3. Education – main information (professional education)

4. Work experience

5. Challenges and future plans

6. Why am I here? Why have I chosen this program?

Задание на след сессию

Выбрать статью (соответствовать специальности) – 2 стр.

· Источник, название

· Перевод

· Подчеркнуть 20 терминов (выписать отдельно с переводом)

· Аннотация статьи (мин 12 предложений) – устно

Д\з список вопросов + Презентация о себе

 

Философия познания

Валерия Сергеевна Флорова

До дня зачета пройти тест, до 23:00 20.11.

vsflorova@mpgu.edu

Лекция 1

Гносеология – проблема познания

Философия не ищет однозначного ответа.

Основной вопрос философии (Энгельс): Как соотносится теория и материя?

1. Что первично? Что произошло первым? – Онтологический аспект. Онтология – учение о сущем.

Философы монисты:

материалисты

идеалисты (возник в 4 в до н.э. - Платон). Объективный и субъективный идеализм.

Философы дуалисты.

2. Возможно ли познать бытие? Что есть истина? Как определить ложь? – Гносеологический аспект.

Гносеологические концепции:

1. Можно ли познать? ДА.

· Сенсуалисты (познание происходит через органы чувств) - Джон Локк, Фрэнсис Бэкон.

· Рационалисты (разум) – Рене Декарт.

2. Можно ли познать? НЕТ. (нет доказательств. Сознание - лжепереводчик). Представители – Агностики (основой познания считают чувства). Философы: основоположник Дэвид Юм, самый популярный Иммануил Кант.

Агностицизм – учение о непознаваемости.

 

3. Можно ли познать? НЕ ЗНАЮ.

Представители – Скептики (чувства являются основой познания, но это ненадежно). Направление зародилось в античности. Философ: первый Пиррон, самый известный Мишель Монтень.

Философия и наука

Раздел гносеологии был создан философами позитивистами в 19 веке.

Стадии Позитивизма:

1 стадия (30-е) – Первый позитивизм;

Основоположник Огюст Конт (возвращается к теории номиналистов – общих понятий нет), (философия исчерпала себя, не может дать ничего нового.). Создает стадии:

· Теологическая (человек не может объяснить мир, поэтому выдумывает Богов)

· Метафизическая (уровень идей, чистых сущностей, которое постулирует философия. Нельзя постичь на опыте, можно понять только разумом.)

· Позитивная (наука не должна заниматься поиском сущностей, ее главная задача описание наблюдаемого явления. Вопрос не «Что это?», а «Как это представляется?»)

Еще один сторонник Джон Стюарт Милль – Индуктивная логика (в основе познания лежит опыт, наблюдение. Ученый должен идти от факта к выводу, а не наоборот). Он создал Научную индукцию.

Герберт Спенсер – считает, что научное познание должно стать доминирующим, НО в отличии от Конта и Милля не считает, что научное познание должно вытеснить религию и философию. Потому что он считает, что есть область непознаваемого.

Первые позитивисты забыли, что наука часто ошибаются, об ее истории, упустили из виду, что наука не содержит никаких нравственных критериев, которые необходимы для развития человечества.

2 стадия (конец 19 века) – Эмпириокритицизм (махизм);

Основоположники Эрнст Мах и Рихард Авенаус. Рассматривают философию как метанауку.

Эрнст Мах считает, что основа познания - чувства и задача науки описывать комплексы ощущений. Все комплексы единичны и происходят здесь и сейчас, никаких общих сущностей за ними не стоит. Комплексы ощущений являются и идеальными, и материальными. Не видит разницы между идеей и материей и называет их нейтральными. Выводы: стирает реальный мир и повторяет идеи номиналистов.

3 стадия (20-е годы 20 века) – Неопозитивизм (философия венского кружка);

Главная задача - создание особого языка науки, очищенного от старых теорий и наилучшим образом подходящего для описания явлений.

Два ответвления:

· Логический позитивизм

· Лингвистическая философия

Результатом деятельности неопозитивистов стало признание теоретической нагруженности любого языка описания.

4 стадия (60-е годы 20 века) – Постпозитивизм.

Началось с Томаса Куна. Рассмотрел древние теории, изучал историю. Обращает внимание на то, что древние научные концепции были построены логически правильно, что они соответствуют научным методам, однако они ошибочны. Следовательно, ни логика, ни научный метод не гарантируют нам истины. В истории науки происходит не прогресс знания, а всего лишь смена или замена одних научных представлений другими (возможно настолько же ошибочными).

Вводит понятие Научной парадигмы. – это комплекс представления теорий и предпосылок, которые считаются истинами в определенную эпоху.

Структура научной революции. Научная революция – механизм, с помощью которого одна парадигма сменяется другой.

Имре Лакатос – продолжатель Куна.

Карл Поппер – создатель принципа фальсификации (один из методов проверки истинности научных теорий).

Пол Карл Фейерабенд - методологический анархист. Методы обеспечивают науке её научность.

Терминология:

Наука – 1) сфера исследовательской деятельности, которая направлена на создание знания. Цель науки- обнаружение истины; 2) сама совокупность знаний, полученных в результате исследовательской деятельности; 3) социальный институт, состоящий из множества образовательных и научных учреждений или научных сообществ.

Знания – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Познание – процесс получения знания, обусловленный общественно-исторической практикой. Научное познание включает в себя объект или предмет, субъект познания (люди), методы, знания в качестве конечного результата.

Все науки классифицируются либо по предмету, либо по методу. Существуют науки, употребляющие специальные методы.

По предметам делятся на: точные, естественно-научные (предмет - природа), гуманитарные (предмет - человек) и технические.

Философия науки – 1) раздел гносеологии; 2) самостоятельная дисциплина, которая называется науковедения. Философия науки, как раздел гносеологии, пытается создать модель развития науки (как происходить прогресс? И т.д.). Науковедение связано с пониманием науки как социального института (Чем занимается научное сообщество?); занимается осмыслением функций науки в условиях научно-технической революции. Предлагает способы государственного регулирования науки, вырабатывает рекомендации по повышению эффективности научной деятельности, а также рекомендации для планирования и управления научного исследования.

Отличия

Признаки Естественные науки Гуманитарные науки
Предмет Природа (всеобщие объективные законы). Духовный мир человека (уникальный, неповторимый).
Главные принципы Объективность, всеобщность, системность, непротиворечивость. Историзм (духовный мир всегда меняется; изучение явления в постоянной динамике).
Отношение к знанию Знание должно быть строго доказательным, достоверным и проверяемым на опыте. Знание дает ценностное осмысление (чтобы люди были людьми и развивались духовно).
Природа знания Знание монологично, оно осуществляется как монолог (природу нельзя о чем-то спросить). Знание имеет текстовую природу, поэтому осуществляется как диалог.

 

 

Лекция 2

Научная картина мира

Термин появился в 19 веке (после научных революций). Это особая форма систематизации знаний, которая представляет собой качественное обобщение, мировоззренческий методологический синтез разных научных теорий. Картина мира определяется научной или мировоззренческой революцией.

На данный момент в истории выделяются 4 картины мира:

1. Философская (Натурфилософия) – античные времена, наука еще не отделена от мифологии. Натурфилософия основывается на методе философской спекуляции (нейтр. термин). Натурфилософия пытается свести все доступные ей немногочисленные наблюдения в целостную систему, способную объяснить всю природу. Спекуляция – форма умозрения, которая представляет собой дедуктивным образом построенную систему.

Главное достижение натурфилософии – евклидовая геометрия. Также птолемеевская астрономия (обобщил все астрономические наблюдения и расчеты, сделанные до него)

[Появление Христианства – Теоцентрическая картина мира – не научн. В средние века особое развитие приобретает гуманитарные знания, в частности изучение языков и логики. Это связано с тем, что мир понимается как текст, созданный Богом. Чтобы понять текст, его надо прочитать, следовательно, настоящий физик должен быть лингвистом. Естественно-научное знание в ср. века считается ниже гуманитарного и долгое время находится в небрежении.]

2. Механистическая картина мира, возникает после эпохи Возрождения в Новое время. Складывается в результате «Первой научной революции» (длится 100 лет, начиная с Галилея (1564-1642) и заканчивая Ньютоном (1642-1727). Главное научное открытие – механистическая система физики. Галилей вводит принцип инерции – инерциальная система (всякое тело продолжает движение, пока это не нарушит что-то извне). Также вводит понятие относительности.

В физике Ньютона заложены следующие основные параметры: атомистическая теория (мир состоит из атомов и пустоты). Атомы везде одинаковые, материя повсюду гомогенна (однородна), а пустота абсолютна. Ньютон считал, что если удалить всё вещество из Вселенной, вплоть до последнего атома, то останется пустота, имеющая пространственно-временные координаты. То есть пространство и время — это субстанции. Идея, атом, пустота (пространство и время).

 

Метафизика и диалектика – два конкурирующих метода философии и науки. Метафизика – первоначально понималось как учение о бытие (онтология). Но самое актуально определение – это метод рассмотрения мира в целом, согласно которому в основе мира лежат сверхчувственные, вечные и неизменные сущности. Метафизика (по-простому) – рассмотрения мира в статике (застывшие мгновения, как на фото). Мир Ньютона всегда имеет причину и её можно рассчитать, а время обратимо. Действие - это совокупность состояний покоя.

Диалектика – метод поиска истины в диалоге. Это философский метод рассмотрения мира, согласно которому в основе бытия лежит противоречие. Метафизика противоречия запрещает, а диалектика требует, благодаря этому происходит движение и развитие. В итоге диалектикой называют всю теорию развития. Аристотель основоположник формальной логики. А основоположник диалектики Гераклит (закон единства и противоположности. Остальные законы создал Гегель в 19 веке)

 

 

Законы формальной логики Законы диалектической логики
Закон тождества Закон единства и борьбы противоположности
Закон непротиворечия Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон исключенного третьего Закон отрицания отрицания

 

3. Термодинамическая и электромагнитная (революции). Открыты два явления: природа тепла, теплообмен и электромагнитное поле, электромагнитные волны (с конца 18 века – середина 19).

Создается новая термодинамическая картина мира, которая открывает, что законы механики не являются абсолютными. Тепло возникает и распространяется по другим законам. Существовало 2 теории тепла. 1 вещественная (первое время доминирующая), 2 молекулярная.

 

 

Законы термодинамики:

1. Закон сохранения энергии (всякая термодинамическая система обладает внутренней энергией). Изменение внутренней энергии = сумме работы внешних сил и количества тепла, переданного системе.

2. Закон неубывания энтропии. Энтропия – необратимое рассеивание энергии (как с чайником), беспорядка.

3. Предел величины энтропии (вызвана хаотическим движением частиц) равновесной системы при стремлении температуры к абсолютному нулю считают равным нулю.

Изучение электромагнитных явлений открыло понятие поле.

Электромагнитное поле – не вещество, а возмущение некоего вещества, среды; соответственно материя имеет более сложную природу, чем представлял себе Ньютон. Это не атомы в пустом пространстве, это волны.

Открытие поля показало, что материя не только дискретна (прерывна), но и континуальна (продолжительна). Как дискретная, она имеет атомную природу, а как континуальная – волновую. Однако безразлично в каких терминах описывать материю, поэтому их объединили в одну теорию.

 

4. Квантово-механическая картина мира (релятивистская).

Принцип относительности

Постоянства скорости света

Концепция истины

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: