Система целей обучения содержит кодировку. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 7.2.1.2 «7» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «2» – нумерация учебной цели.
20. Система целей обучения расписана по разделам для каждого класса:
1) развитие социальных отношений:
Обучающиеся должны: | |||||
Подраз дел | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
2,5 млн.лет назад- V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Египет, Месопота мия, Персия, Бактрия, Кушанское царство, государст во эфталитов | V век - середина XVII века. Франция, Германия, Англия, Китай, Индия, Киевская Русь, Московское государство, Османская империя, Арабский халифат, Византий ская империя | Середина XVII века - XIX век. Франция, Германия, Великобрита ния, США, Китай, Япония, Индия, Российская империя, Османская империя | I половина XX века. Франция, Германия, Великобри тания, США, Китай, Индия, Российская империя и СССР, Турция, Саудовская Аравия, Япония | II половина XX века - XXI век. Франция, Германия, Великобри тания, США, Китай, Индия, СССР, Россия, Корея, Япония, арабские страны | |
1.1 Социальные структуры | 5.1.1.1 объяснять происхож дение человека на основе различных теорий | 6.1.1.1 описывать социальную структуру феодального общества | 7.1.1.1 использовать понятия «капитал», «буржуазия», «рабочий класс»/ пролетариат для объяснения социальной структуры общества | 8.1.1.1 характеризовать влияние Октябрьского переворота на изменение социальной структуры, анализируя итоги исторического события | 9.1.1.1 выявлять изменения социальной структуры в связи с отказом от социалистического пути развития |
5.1.1.2 объяснять первичные формы объединения человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия | 7.1.1.2 устанавливать связь между возникновением мануфактур, фабрик и формированием класса наемных рабочих | 8.1.1.2 анализировать изменение статуса соци альных слоев (рабочего клас са, крестьян ства, интелли генции) в свя зи с развитием социалистического общества | |||
7.1.1.3 определять особенности социальной структуры стран Азии (Китай, Индия, Япония) в период колониальной экспансии европейских держав | |||||
1.2 Социальное взаимодействие | 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества | 6.1.2.1 характеризовать взаимоотношения господствующих и зависимых сословий (феодалы и крестьяне) | 7.1.2.1 определять влияние буржуазии на изменение экономической и политической системы; | 8.1.2.1 анализировать влияние распространения реакцион ных идеоло гий на измене ние социаль ной жизни общества (фа шизм, расизм, шовинизм, нацизм) | 9.1.2.1 определять сходства и различия соци альной струк туры в запад ных и восточ ных странах, приводя при меры вертика льной и гориз онтальной мобильности |
5.1.2.2 определять особенности рабства в древнем мире | 7.1.2.2 выявлять особенности трансатлантического рабства | 9.1.2.2 определять факторы, влия ющие на уро вень жизни людей в веду щих и развива ющихся странах мира | |||
5.1.2.3 использовать понятие «кастовая система» в Индии для объяснения социальной структуры общества | 9.1.2.3 прослеживать социальные изменения в связи с процес сом глобали зации в совре менном мире (трудовая миг рация, соци альная интег рация), моде лируя возмож ный сценарий исторического развития общества | ||||
9.1.2.4 определять роль средств массовой информации в формировании общественно го сознания |
2) Развитие и взаимодействие культур:
Обучающиеся должны: | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Подраздел | 2,5 млн. лет назад - V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Персия, Египет, Месопота мия, Бактрия, Кушанское царстов, го сударство эфталитов | V век - середина XVII века. Франция, Германия, Англия, Италия, Испания, Китай, Индия, Киевская Русь, Московское государство, Османская империя, Иран, Арабский халифат, Византийская империя | Середина XVII- XIX век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Индия, Россйская империя, Османская империя, Иран | I половина XX века. Франция, Германия, Англия, США, Япония, Китай, Индия, Российская империя, СССР, Турция, Саудовская Аравия | II половина XX века- XXI век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Италия, Индия, Россия, СССР, арабские страны |
2.1 Религии | 5.2.1.1 объяснять основные религиозные понятия (Бог, храм, жрец, Священное писание, идол) | 6.2.1.1 определять причины изменения роли религии в мировоззрении человека и в общественной жизни | 7.2.1.1 выявлять изменения в жизни людей в связи с ограничением роли религии в обществе | 8.2.1.1 описывать взаимоотношения государства и религии, выявляя и сравнивая особенности исторических периодов | 9.2.1.1 давать оценку деятельности традиционных и деструктивных религиозных организаций в жизни общества |
5.2.1.2 знать древние религиоз ные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия | 6.2.1.2 объяснять понятия «гуманизм», «реформация», «протестан тизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформа ция», «иезуитский орден» в контексте исторических процессов | 7.2.1.2 определять задачи миссионерства | 8.2.1.2 объяснять понятия «секуляриза-ция», «свобода совести», «светское государство», «государственная религия» | 9.2.1.2 использовать знания о религии для понимания и интерпретации современных общественно-политических проблем | |
5.2.1.3 описывать влияние религии на развитие древнего общества | 9.2.1.3 определять роль мировых религий в формировании цивилизационных путей развития человечества, прослеживая непрерыв ность исторического процесса | ||||
2.2 Искусство | 5.2.2.1 знать понятие «первобыт ное искусство» для описания образа жизни древней ших людей | 6.2.2.1 определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями | 7.2.2.1 использовать произведения искусства для интерпретации исторических событий | 8.2.2.1 описывать основные течения в искусстве XIX-в начале XX веков (модернизм, символизм, реализм, авангардизм) | 9.2.2.1 анализировать влияние известных деятелей искусства на развитие общества, самостоятельно оценивая их деятельность в контексте мировой истории |
5.2.2.2 описывать храмы и пирамиды древнего Египта | 6.2.2.2 определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись) | 7.2.2.2 определять признаки основных стилей и течений в искусстве (неоклассицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) | 8.2.2.2 анализировать влияние массовой культуры (кинематограф, радио) на духовное развитие общества в первой половине ХХ века | 9.2.2.2 оценивать влияние массовой культуры на духовное развитие общества во второй половине ХХ- начале ХХI веков | |
5.2.2.3 описывать искусство древнего мира | 6.2.2.3 характеризовать культуру эпохи Возрождения, устанавливая взаимосвязь с культурой античности (изобразитель ное искусство, скульптура) | 9.2.2.3 анализировать становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества | |||
6.2.2.4 характеризовать особенности средневековой культуры Востока | |||||
2.3 Философ ские системы | 5.2.3.1 давать простое объяснение взглядов философов древности | 6.2.3.1 объяснять значение научных достижений восточных мыслителей | 7.2.3.1 выявлять причины зарождения новых обществен но-полити ческих тече ний в Рос сии (народ ничество, либерали зм) | 8.2.3.1 использовать понятия «позитивизм», «прагматизм», «экзистенциализм» для характеристики исторической эпохи | 9.2.3.1 оценивать влияние различных философских взглядов на современную общественную жизнь |
6.2.3.2 описывать влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры | 7.2.3.2 определять влияние идей Эпохи Просвеще ния на общественное развитие | 9.2.3.2 оценивать влияние идей защиты прав человека на деятельность современных международ ных правоза щитных организаций | |||
7.2.3.3 объяснять взгляды К. Маркса и влияние марксизма на обществен ную жизнь | 9.2.3.3 аргументиро вать важность сохранения национальных культурных ценностей в условиях глобализации | ||||
2.4 Наука | 5.2.4.1 описывать роль письменно сти в развитии древнего общества | 6.2.4.1 объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека | 7.2.4.1 анализиро вать значе ние науч ных откры тий в жизни человека и общества, отмечая изменения и преемст венность | 8.2.4.1 характеризо вать роль теории кейнсианства в социально-экономическом развитии стран мира | 9.2.4.1 оценивать и интерпрети ровать социальные и экологические последствия научно-технической революции |
5.2.4.2 описывать влияние хо зяйственной деятель ности и социальных изменений на появле ние и разви тие наук (арифмети ка, геомет рия, астрон омия, медицина) | 6.2.4.2 определять значение научных открытий о строении Вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук | 8.2.4.2 оценивать роль науки в социально-экономическом развитии стран мира, обобщая причины, результаты, значение исторических событий | 9.2.4.2 делать выводы о значении науки и образования для решения глобальных проблем современнос ти, моделируя возможный сценарий развития человеческой цивилизации | ||
6.2.4.3 определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественни ков в XV-XVI веках | 8.2.4.3 оценивать роль военной науки и техники, военной стратегии, объясняя исторические события | 9.2.4.3 анализировать влияние новых научных открытий на развитие об щества (гене тика, микро биология, информационные техноло гии, нанотехно логии, ядерная физика) |
3) Развитие и взаимодействие политических систем:
Обучающиеся должны: | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Подраз дел | 2,5 млн. лет назад - V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Персия, Египет, Месопо тамия, Бактрия, Кушанское царство, государство эфталитов | V век- середина XVII века. Франция, Германия, Италия, Англия, Китай, Индия, Япония, Киевская Русь, Московское государство, Османская империя, Иран, Арабский халифат, Византийская империя, Тюркский каганат | Середина XVII века - XIX век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Индия, Российская империя, Италия, Дания, Венгрия, Османская империя, Иран | I половина XX века. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Япония, Индия, Российская империя, СССР, Саудовская Аравия, Турция, Австро- Венгрия | II половина XX века - XXI век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Италия, Индия, СССР, Россия, арабские страны, Корея, Сингапур, Швеция, Малайзия, Япония |
3.1 Государство: признаки, структура и формы правле ния | 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств | 6.3.1.1 знать хронологические рамки раннего, среднего и позднего средневековья и отмечать их на ленте времени | 7.3.1.1 выявлять особенности республиканского строя | 8.3.1.1 анализиро вать влияние общественно-политических течений (соци альный либе рализм и кон серватизм, марксизм и социал-демок ратия), на жизнь бщества | 9.3.1.1 использовать понятие «государство благосостояния» для характеристики изменений в социальной сфере в 1970 - 1980 годы |
5.3.1.2 объяснять возникнове ние демократии в Афинском государстве | 6.3.1.2 различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представительная и абсолютная) | 7.3.1.2 характеризовать процесс расширения территории США в XIX веке | 8.3.1.2 объяснять предпосылки формирования и развития тоталитаризма (командно-административной системы) | 9.3.1.2 анализировать пути становления конституцион но-правовой идеологии (Всеобщая Декларация прав человека, ОБСЕ, ЕС, Международный суд в Гааге) в ведущих странах Европы и Азии | |
6.3.1.3 описывать этапы развития феодального государства | 7.3.1.3 использовать понятия «крепостное право», «декабристы», «народники», «индивидуальный террор», «диктатура пролетариата» для объясне ния историчес кого события | 8.3.1.3 объяснять различные пути выхода из мирового экономического кризиса (США, Франция, Германия), сопоставляя факты, процессы, события | 9.3.1.3 выявлять закономернос ти исторического развития государств | ||
6.3.1.4 устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств | 7.3.1.4 определять значение становления национальных государств (Италия, Германия), сравнивая исторические события разных стран в один и тот же период времени | 9.3.1.4 оценивать роль личности в истории | |||
6.3.1.5 сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти | |||||
6.3.1.6 объяснять понятия «парламент», «Генеральные штаты», «сейм», «кортес», «Боярская Дума» для характеристики формы правления | |||||
3.2 Империи, войны, восста ния и револю ции | 5.3.2.1 знать и использовать понятие «империя» для объясне ния взаимо отношений государств в древности | 6.3.2.1 выявлять и классифициро вать причины распада Римской империи | 7.3.2.1 характеризовать причины буржуазных революций в Западной Европе | 8.3.2.1 устанавливать предпосылки и причины начала Первой мировой войны | 9.3.2.1 анализировать причины и последствия распада колониальной системы |
5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств | 6.3.2.2 определять причины и последствия антифеодальных восстаний в позднем средневековье | 7.3.2.2 описывать изменение характера международных отношений в XVIII- середине XIX веков | 8.3.2.2 обобщать при чины распада империй (Австро - Венгрия, Россия, Османская империя), описывая изменения на политической карте мира | 9.3.2.2 анализировать исторические события для объяснения понятия «холодная война» | |
5.3.2.3 описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины | 6.3.2.3 описывать внутреннюю политику Византии, выявляя и классифицируя причины ее долговечности | 7.3.2.3 определять основные изменения на политической карте мира в XIX веке, анализируя последствия колониальной экспансии | 8.3.2.3 анализиро вать причины, характер и последствия Второй мировой войны | 9.3.2.3 характеризо вать противостоя ние военно - политических блоков НАТО и ОВД, опираясь на знания исторических фактов и карты | |
6.3.2.4 описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотношений с соседними государствами | 7.3.2.4 оценивать влияние захватниче ских войн на изменение мировой политики (на примере походов Наполеона I) | 8.3.2.4 анализиро вать и оценивать деятельность Лиги Наций и Версальско-Вашингтон-ской системы | 9.3.2.4 выделять интеграцион ные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны | ||
6.3.2.5 выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний | 7.3.2.5 использовать понятия «либерализм», «консерва тизм», «социа лизм», «марк сизм», «нацио нализм» для объяснения исторических событий | 8.3.2.5 характеризо вать территориаль ный раздел мира и политическое устройство стран к началу ХХ века | 9.3.2.5 обобщать причины и последствия локальных конфликтов | ||
6.3.2.6 определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике | 7.3.2.6 характеризо вать влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока | 9.3.2.6 оценивать деятельность ООН в урегулирова нии международ ных конфликтов | |||
6.3.2.7 объяснять понятие «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) | 7.3.2.7 характеризовать влияние европейских революций на развитие североамериканского общества | 9.3.2.7 анализировать проблему международного терроризма и экстремизма на современном этапе | |||
9.3.2.8 обобщать и оценивать изменения на политической карте мира во второй половине ХХ века |
4) Развитие экономических отношений:
Обучающиеся должны: | |||||
Подраздел | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
2,5 млн. лет назад- V век. Древняя Греция, Древний Рим, Древний Китай, Древняя Индия, Персия, Египет, Месопота мия, Бактрия, Кушанское царство, государство эфталитов | V век - середина XVII века. Франция, Германия, Италия, Англия, Китай, Индия, Османская империя, Персия, Арабский халифат, Византий-ская империя | Середина XVII века - XIX век. Франция, Германия, Италия, Англия, Китай, Япония, Индия, Российская империя, США, Персия, Османская империя | I половина XX века. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Италия, Индия, Российская империя, СССР, Турция, Египет | II половина XX века - XXI век. Франция, Германия, Англия, США, Китай, Италия, Индия, СССР, Россия, Арабские страны, Корея, Сингапур, Швеция, Малайзия, Япония | |
4.1 Хозяйствен ные системы: эволюция и взаимодействие | 5.4.1.1 описывать виды хозяй ственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотовод ство, осво ение метал лов, меновая торговля) | 6.4.1.1 характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли | 7.4.1.1 объяснять процесс перехода от феодального к капиталистическому хозяйству в Европе (мануфактура, фабрика), выявляя причины и следствия | 8.4.1.1 оценивать влияние достижений технической революции в начале XX века (конвейерное производство, стандартизация) на развитие хозяйственной системы разных стран | 9.4.1.1 анализировать причины и последствия безработицы в 70-е годы XX века |
5.4.1.2 объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение | 6.4.1.2 объяснять роль международной торговли и путешествий в средние века | 7.4.1.2 характеризо вать роль промышленного переворота в становлении Англии как ведущей мировой державы | 8.4.1.2 использовать понятие «модернизация» для объяснения процесса развития индустриального общества | 9.4.1.2 интерпретировать экономическое развитие стран во второй половине XX века, использ уя понятия «инфляция», «кризис», «стагнация» | |
5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций | 7.4.1.3 определять особенности развития капиталистических монополий в США | 8.4.1.3 использовать понятия «рынок ценных бумаг», «ак ция», «спеку ляция», «фон довая биржа», «кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа исторических событий | 9.4.1.3 оценивать значение экономической интеграции в условиях глобализации | ||
7.4.1.4 объяснять развитие товарно-денежных отношений, используя понятия «экспорт», «импорт», «экспансия», «колонизация», «фактория» | 8.4.1.4 определять причины обострения противоречий индустриального общества (дисбаланс между производст вом и потреблени ем), сопоставляя факты, процессы, события | 9.4.1.4 выявлять противоречия в развитии социалистиче ской хозяйственной системы, анализируя причинно- следственные связи | |||
8.4.1.5 выявлять изменения в экономике в результате структурного экономического кризиса 1930-х годов; | 9.4.1.5 анализировать основные факторы, способствовавшие быстрому экономическому росту стран Юго-Восточной Азии | ||||
4.2 Исторические модели экономиче-ских систем | 5.4.2.1 сравнивать присваива ющий и производя щий типы хозяйства для понимания экономиче-ского прогресса | 6.4.2.1 характеризовать особенности феодального типа хозяйства, объясняя формы экономиических отношений | 7.4.2.1 определять особенности процесса перехода к промышленной стадии развития общества в разных странах | 8.4.2.1 сравнивать экономические системы капитализма и социализма в первой половине XX века, исполь зуя понятия «плановая экономика», «рыночная экономика» | 9.4.2.1 интерпретировать и обосновывать эффективность экономических систем |
7.4.2.2 определять различия между доиндустриальным и индустр иальным эта пами развития общества | 9.4.2.2 оценивать роль информации как главного экономическо го ресурса постиндустриального общества | ||||
7.4.2.3 использовать понятие «новое время» для характеристики нового этапа всемирной истории |
21. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
22. Темы в долгосрочных планах организованы в виде проблемных вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся уже в самом начале урока и способствует развитию критического мышления, навыков постановки проблемных вопросов и самостоятельного анализа.
23. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету
«Всемирная история» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы
по учебному предмету «Всемирная история»
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
1) 5 класс:
Раздел | Темы, содержание | Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть | ||
От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов | Как появился первый человек? | 5.1.1.1 объяснять происхождение человека на основе различных теорий; 5.1.1.2 объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия |
Почему стены пещеры Ласко были разрисованы древними людьми? | 5.2.2.1 использовать понятие «первобытное искусство» для описания образа жизни древнейших людей; 5.2.1.2 знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия | |
Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством? | 5.4.1.1 описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля); 5.4.1.2 объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение; 5.4.2.1 сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса | |
Цивилизации речных долин | Почему древние цивилизации развивались в долинах рек? | 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций |
Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин? | 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций; 5.2.2.3 описывать искусство древнего мира | |
Древний Египет | Почему Египет называли «Черная земля»? | 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций |
Как были построены пирамиды Древнего Египта? | 5.2.1.2 знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия; 5.2.2.2 описывать храмы и пирамиды древнего Египта; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества | |
Зачем фараон Хатшепсут оправляла корабли на землю Пунт? | 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества; 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций | |
Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница Тутанхамона? | 5.2.1.2 знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия; 5.2.2.2 описывать храмы и пирамиды древнего Египта; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества | |
2-я четверть | ||
Колесницы и империи | Как появление колесницы изменило мир? | 5.3.2.1 знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств |
Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю? | 5.3.2.1 знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств | |
Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущест-венными? | 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества; 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций | |
Насколько были могущественными древние империи Средней Азии? | 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества; 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций | |
Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма | Как исчез древний город Мохенджо-Даро? | 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций; 5.2.2.3 описывать культуру древнего мира |
Почему в Древней Индии индуизм доминировал над буддизмом? | 5.1.2.3 использовать понятие «кастовая система» для объяснения социальной структуры общества; 5.2.1.3 описывать влияние религии на развитие древнего общества | |
Насколько была важна роль Индии как центра торговли в древности? | 5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций; 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) | |
Насколько были развиты научные знания в Древней Индии? | 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) | |
3-я четверть | ||
Древний Китай | Чему учили мыслители Древнего Китая? | 5.2.3.1 давать простое объяснение взглядов философов древности |
Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия? | 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств | |
Какие научные открытия Древнего Китая дошли до наших дней? | 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) | |
Древняя Греция | С чего начинается древнегреческая цивилизация? | 5.2.2.3 описывать искусство древнего мира |
Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии? | 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.3.1.2 объяснять возникновение демократии в Афинском государстве; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества | |
Чем Древняя Спарта отличалась от Афин? | 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества | |
Почему Александр Македонский не смог покорить скифов? | 5.3.2.1 знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств | |
Культура Древней Греции | Как философы Древней Греции представляли идеальное общест- во? | 5.2.3.1 давать простое объяснение взглядов философов древности |
Каким было искусство Древней Греции? | 5.2.2.3 описывать искусство древнего мира | |
Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции? | 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); 5.2.4.1 описывать роль письменности в развитии древнего общества | |
4-я четверть | ||
Расцвет Римской империи | Как Рим стал самой могущественной империей древности? | 5.3.2.1 знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности; 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств |
Как культура отражает развитие древнеримского общества? | 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества; 5.2.2.3 описывать искусство древнего мира; | |
Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме? | 5.1.2.2 определять особенности рабства в Древнем мире; 5.3.2.3 описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины | |
Рим на рубеже эпох
| Как развивалась Римская империя в І-ІІІ веках? | 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.2.1.3 описывать влияние религии на развитие древнего общества; 5.2.1.1 объяснять основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол) |
Как изменилась Римская империя в IV-V веках? | 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.2.1.3 описывать влияние религии на развитие древнего общества | |
Каково культурное наследие древнего мира? | 5.2.4.1 описывать роль письменности в развитии древнего общества; 5.2.2.3 описывать искусство древнего мира; 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) |
2) 6 класс:
Раздел | Темы, содержание | Цели обучения. Обучающиеся должны: |
1-я четверть | ||
Падение Римской империи | Введение. Почему Римская империя пала на Западе? | 6.3.1.1 знать хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья и отмечать их на ленте времени; 6.3.2.1 выявлять и классифицировать причины распада Римской империи; |
Почему Римская империя сохранилась на Востоке? | 6.3.2.3 описывать внутреннюю политику Византии, выявляя и классифицируя причины ее прочности | |
Почему в 568 году Византия направила посла к тюркскому кагану Истеми? | 6.3.2.4 описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотношений с соседними государствами | |
Как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь? | 6.3.2.4 описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотношений с соседними государствами | |
Феодализм | Что представляла собой феодальная экономика? | 6.4.2.1 характеризовать особенности феодального типа хозяйства, объясняя формы экономических отношений; 6.4.1.1 характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли; 6.1.1.1 описывать социальную структуру феодального общества |
Как было построено феодальное общество? | 6.1.1.1 описывать социальную структуру феодального общества; 6.1.2.1 характеризовать взаимоотношения господствующего и зависимого сословий (феодалы и крестьяне) | |
Как архитектура и искусство городов отображают средневековое общество? | 6.4.1.1 характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли; 6.2.2.2 определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись) | |
История ислама | Какие ключевые события в истории ислама произошли в 610-1258 годы? | 6.3.2.5 выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний |
Почему VIII-XII века называют «золотым веком» исламской культуры? | 6.2.2.1 определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями; 6.2.2.4 характеризовать особенности средневековой культуры Востока; 6.2.3.1 объяснять значение достижений восточных мыслителей | |
2-я четверть | ||
Крестовые походы | Почему произошли крестовые походы? | 6.3.2.6 определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике |
Как крестовые походы изменили христианскую Европу и мусульманский мир? | 6.3.2.6 определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике; 6.2.2.1 определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями | |
Монголы | Как монголам удалось создать мировую империю? | 6.3.2.5 выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний |
Как монгольские завоевания изменили политическую карту Евразии? | 6.3.2.5 выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний | |
Средневековое европейское общество в XIV веке - в первой половине XVI века |