Цели и задачи стандартизации




Лекция № 15

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ

Цели и задачи стандартизации

 

Цель лекции – изучить цели и принципы стандартизации в РФ, получить представление об организационных основах стандартизации и видах стандартов

 

 

План лекции:

 

1 Роль стандартизации в народном хозяйстве

2 Краткая историческая справка

3. Органы и службы стандартизации

4. Виды стандартов

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. Метрология, стандартизация и сертификация. Стр. 13-37.

2. А.С. Сигов, В.И. Нефедов. Метрология, стандартизация и технические измерения. Стр. 14-41

 

Вводная часть

 

В целях повышения психологического настроя студентов на восприятие данной дисциплины в начале каждой лекции целесообразно проводить короткий опрос по материалу предыдущей лекции.

Вопросы для контроля:

а) Перечислите методы измерения силы тока.

б) Перечислите методы измерения напряжения.

в) Перечислите методы измерения частоты.

Требовать от отвечающих студентов представления перед ответом по форме: «Студент Сергеев. Группа ЭП – 1 – 04». Оценки заносить в журнал преподавателя.

После опроса объявить тему и цель лекции.

 

Основная часть

 

1. Роль стандартизации в народном хозяйстве

 

Стандартизация является одним из инструментов управления народным хозяйством. Стандарт и качество неотделимы друг от друга. Государственный стандарт предназначен концентрировать передовой промышлен­ный опыт и новейшие достижения науки и техники, связывая их с перспектива­ми развития народного хозяйства. Тем самым стандарт превращается в норму общественно необходимых требований к качеству продукции. Стандартизацию следует рассматривать как практическую деятельность, как систему управления и как науку.

Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нор­мативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требова­ний, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах об­щественного производства и социальной жизни. Эта деятельность направлена на:

● комплексное нормативно-техническое обеспечение всестороннего совершен­ствования управления народным хозяйством;

● интенсификацию общественного производства и повышение его эффективно­сти;

● ускорение научно-технического прогресса и улучшение качества продукции;

● рациональное и экономное использование ресурсов.

Стандартизация как система управления практической деятельностью осуществля­ется в Российской Федерации на основе Государственной системы стандартизации (ГСС), являющейся системой планового управления практической деятельностью по стандартизации. Она опирается на комплекс нормативно-технических доку­ментов, устанавливающих взаимоувязанные требования по организации и мето­дике выполнения практических работ по стандартизации.

Стандартизация как паука о методах и средствах стандартизации выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в це­лом и по ее отдельным направлениям. Развитие стандартизации как науки помо­гает улучшать систему организации этой деятельности и способствует совершен­ствованию практических работ в этой области.

Объектом стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуга, подле­жащие или подвергшиеся стандартизации, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности, При этом услуга как объект стандартизации охватывает как услуги для населения, так и производст­венные услуги для предприятий и организаций.

Продукция производственно-технического назначения и товары народного по­требления являются наиболее традиционными объектами стандартизации, на которые разработано наибольшее количество стандартов. Объектами стандарти­зации являются также типовые технологические процессы, формы и методы ор­ганизации труда и производства, правила выполнения производственных и кон­трольных операций, правила транспортировки и хранения продукции и т. п.

В социальной жизни объектами стандартизации являются охрана труда и здоро­вья населения, охрана и улучшение природной среды обитания человека, рацио­нальное использование природных ресурсов, средства информации и взаимопо­нимания людей и т. п.

 

2. Краткая историческая справка

 

Стандартизацией человек занимается с древнейших времен, Например, письмен­ность насчитывает по меньшей мере 6 тысяч лет и возникла согласно последним находкам в Шумере или Египте, Знаки, пиктограммы и другие формы письма можно рассматривать как ранние примеры стандартизации. Цифры появились, по крайней мере, у вавилонян около 4 тыс. лет назад. Нотная запись также явля­ется, можно сказать, древним нормализованным языком, она появилась в Гре­ции, вероятнее всего, около 200 г. до н. э.

Карты, содержащие символические обозначения городов и деревень, известны в Китае с 206 г. до н. э.

Печатание отмечено в 1700-1600 гг. до н. э. на глиняных табличках из дворца в Фесте.

Император Китая Цинь Шихуанди (около 2200 лет назад) для упрощения сбора налогов сделал все гири, меры и монеты одинаковыми. Он унифицировал напи­сание иероглифов и даже установил одинаковыми длины осей у телег для обес­печения единой колеи на дорогах.

Искусство измерения было известно в Древнем Египте примерно 7 тысяч лет на­зад. В египетских гробницах были найдены эталоны длины, на строительстве пи­рамид применялся «царский локоть» длиной около 52,6 см. В XVIII веке до н. а, царь Хаммурапи издал закон, в котором были установлены и стандартизованы веса и меры.

Со временем развитие мер и весов сильно расширилось. Чем сложнее станови­лись сделки и чем больше появлялось поддельных мер и гирь, тем всестороннее становились законы. Об этом говорилось и в Библии: «Да не преступишь ты за­кона с помощью неверного локтя, неверной гири, неверной меры. Верные весы, верные гири, верные сосуды, верные меры да будут с тобой». Упоминание о ран­них системах весов мы находим и в скандинавской истории.

Множество примеров показывают, что меры объема также были нормализованы рано. Например, римляне пользовались стандартной мерой копгиус, равняющей­ся шести секстариям (один секстарий приблизительно равен пинте). Восемь конгиусов составляли одну амфору.

Измерение времени дает очень ранние примеры стандартизации и восходит по меньшей мере к вавилонянам. В Китае уже в V веке до н.э. был принят кален­дарь, насчитывающий 365,25 дня. Наш календарь прослеживается до эпохи Це­заря (45 г. до н, э.), уточнен и исправлен в 1581 г. при правлении римского папы Григория XIII.

В строительстве города Чатал-Гуют (6500-5700 гг. до н, э.) были использованы кирпичи со стандартными размерами (8 х 16 * 32 см).

В эпоху Возрождения в результате развития экономических связей между госу­дарствами начинают широко использоваться различные методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции галеры начинают собирать из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляю щие достижения стандартизации, как создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб; тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учре­ждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандарт­ные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные тре­бования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организо­вал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность этих комиссий входила тщательная проверка качества экспорти­руемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Развитие государственной стандартизации началось только при Советской власти. В 1918 г. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов». В 1923 г. со­здано Бюро по стандартизации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ) для подготовки предложений по созданию руководящего органа по стандартизации. В 1925 г. был организован Комитет по стандарти­зации при Совете Труда и Обороны СССР и введена государственная стан­дартизация в СССР. Первым председателем комитета был назначен В. В. Куй­бышев.

В 1926 г. утвержден первый общесоюзный стандарт «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура». В последующие три года Комитет по стандартиза­ции при СТО утвердил более 300 стандартов. В 1930 г, решением XVI съезда ВКП(б) была установлена ответственность за качество продукции. За период 1929-1932 гг. было утверждено более 4500 стандартов, главным обра­зом на продукцию тяжелой промышленности. В 1940 г. постановлением СНК СССР введена категория государственных стандартов (ГОСТ). С начала второй пятилетки и до 1941 г. было разработано и утверждено 8600 ГОСТов, что подго­товило промышленность страны к работе в военных условиях. Стандарты перио­да войны и послевоенных пятилеток (1945-1965 гг.) предусматривали сокраще­ние типов, марок, видов, размеров изделий, что обусловило ускорение выпуска продукции для фронта и процесс восстановления народного хозяйства. Только за один год войны было утверждено 2200 новых стандартов, которые позволили мобилизовать ресурсы страны.

В 1954 г. создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. С этого момента руководство стандартизацией и метрологи­ей в стране стало единым.

В 1970 г. Комитет стандартов мер и измерительных приборов Совета Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по стандартам (Госстандарт).

В 1968 г. был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Го­сударственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт СССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт пред­приятия (СТП).

Значительный вклад в развитие стандартизации был внесен Советом Экономи­ческой Взаимопомощи. В 1962 г. были созданы Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации (ПКС СЭВ) и Институт СЭВ по стандартизации. Создание ПКС явилось поворотным моментом в проведении работ по стандар­тизации в странах-членах СЭВ, который был вызван углублением экономиче­ских и научно-технических связей в рамках СЭВ. Была создана постоянная ор­ганизационная основа для многостороннего сотрудничества по стандартизации и метрологии как важнейшего элемента программы социалистической интегра­ции стран — членов СЭВ.

21 июня 1974 г. сессия СЭВ на своем заседании утвердила положение о стандар­те Совета Экономической Взаимопомощи. В первые годы после утверждения Положения о СТ СЭВ основное внимание было уделено созданию систем обще­технических базовых СТ СЭВ. Так были созданы и внедрены Единая система проектно-конструкторской документации СЭВ (ЕСКД СЭВ), Единая система допусков и посадок (ЕСДП СЭВ) и др.

Создание систем общетехнических СТ СЭВ явилось необходимой основой для разработки предметных СТ СЭВ. К ним относятся объекты судостроения и сель­скохозяйственного машиностроения, контейнерно-транспортные системы, сред­ства механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, сосуды высокого давления, топливные насосы, кованые трубы и др.

На 1 января 1985 г. было утверждено более 5000 СТ СЭВ, в том числе около 800 стандартов общетехнического характера, более 1100 стандартов на изделия машиностроения, 450 стандартов на продукцию химической и нефтеперерабаты­вающей промышленности, около 400 стандартов на изделия электротехники, около 200 стандартов на продукцию легкой и пищевой промышленности и др. :

В 1974 г. заинтересованными странами - членами СЭВ была принята Конвен­ция об обязательности применении СТ СЭВ.

При стандартизации в рамках СЭВ большое значение придавалось комплексной стандартизации, под которой понималось целенаправленное и планомерное установление в стандартах СЭВ взаимосвязанных требований как к самому объек­ту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам.

Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость прове­дения в области стандартизации согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о политике в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударствен­ный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, е задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертифи­кации) на межгосударственном уровне. Для Российской Федерации это послу­жило началом формирования российской системы стандартизации.

В 1993 г. Был принят Закон РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и при­менения нормативных документов по стандартизации.

 

3. Органы и службы стандартизации

 

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуще­ствляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строи­тельства организует Государственный комитет по жилищной и строительной по­литике (Госстрой России).

По закону «О техническом регулировании» Госстандарт России в области стан­дартизации решает следующие вопросы:

● утверждает национальные стандарты;

● принимает программу разработки национальных стандартов;

● организует экспертизу проектов национальных стандартов;

● обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы инаучно-техническому прогрессу;

● осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

● создает технические комитеты по стандартизации и координирует их дея­тельность;

● организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

● участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Феде­рации при их принятии;

● утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

● представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой России.. Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных ви­дов продукции н технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представите­ли заинтересованных предприятий и организаций. К работе в технических коми­тетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты. ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной облас­ти наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе ор­ганизаций Госстандарта России или Госстроя России.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандарти­зации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске и в других центрах эко­номических районов).

К российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты Госстандарта России (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследователъским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области Государствен­ной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — го­ловной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управле­ния качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ уни­фикации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ ком­плексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными ор­ганами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), то есть создавать технические регламенты. В частности, роль тех­нических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вво­димые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образова­ния Российской Федерации и др.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают при необходимости подразделения (службы) стандарти­зации и (или) назначают головные организации по стандартизации.

Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологические и научно-исследовательские отделы, лаборатории, бюро) вы­полняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводи­мых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартиза­ции на предприятии.

Руководители предприятий несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях.

 

4. Виды и порядок разработки стандартов

 

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавли­ваемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: осново­полагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-техниче­ские положения для определенной области деятельности, а также общетехниче­ские требования, нормы и правила, обеспечивающие:

● общие требования в процессах создания и использования продукции, охране окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества;

● взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности (нау­ке, технике, производстве);

● информационную совместимость и однозначность понимания объекта стан­дартизации;

● установление общих методов проектирования, подготовки производства, хра­нения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Основополагающие стандарты, как правило, образуют определенные системы (комплексы), которые состоят из государственных (межгосударственных, меж­дународных) стандартов и отраслевых, дополняющих государственные с учетом специфики отраслей, К таким стандартам относятся: основные (общие) положе­ния, порядок (правила), термины к определения, общие требования или нормы, методы, допуски, типовые технологические методы.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам одно­родной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге). В этих стандартах устанавливаются:

● всесторонние требования к разработке и производству продукции;

● типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и взаимозаменяемость продукции;

● условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортирова­нии и обращении.

Стандарты и технические условия на продукцию образуют совокупность взаимо­увязанных стандартов и технических условий, регламентирующих информаци­онную, конструктивную, метрологическую, эргономическую, технологическую, эксплуатационную и надежностную совместимость и обеспечивающих высокий научно-технический уровень продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Технические условия на конкретную продукцию должны, как правило, разрабаты­ваться на основе и в строгом соответствии (взаимодействии) со стандартами, разработанными на группу однородной продукции, в которую входит эта кон­кретная продукция.

К таким стандартам относятся: основные параметры и (или) размеры, типы, мар­ки, сортамент, конструкция и размеры, общие технические требования, мар­кировка, упаковка, транспортирование, хранение, эксплуатация, ремонт, общие технические условия, технические условия.

Стандарты па работы (процессы) устанавливают основные требования к мето­дам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспорти­рования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты сис­темы автоматического проектирования (САПР), модульного конструирования и по принципиальным схемам технологического процесса изготовления изде­лий. Типичным объектом стандартов на работы являются типовые технологиче­ские процессы.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. Эти воздействия могут иметь химиче­ский (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), био­логический (заражение микроорганизмами) и механический характер.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленче­ские процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг).

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавлива­ют методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству продукции (услуги). Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Несмотря на многообразие методик, приемов и способов контроля, можно выде­лить и общие положения, подлежащие стандартизации. К ним относятся; средст­ва контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; допустимая погреш­ность испытания.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, в стандартах даются реко­мендации относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, прави­лами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов.

Возможны и смешанные стандарты, например, в стандартах па продукцию (услу­ги) оговариваются и методы контроля.

По ГОСТ Р 1.2-92 разработку государственных стандартов Российской Федера­ции осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государст­венной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проект­ных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных до­стижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

● 1-я стадия — организация разработки стандарта;

● 2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция);

● 3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и пред­ставление его для принятия;

● 4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;

● 5-я стадия — издание стандарта.

Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов — по ГОСТ Р 1.5-92,

Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет'(ТК), которую могут по­давать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели.

На разработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в ка­честве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание.

Технический комитет (ТК) определяет подкомитет (ПК), в котором будет разра­батываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет пред­приятие для разработки стандарта.

Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а так­же прогрессивными национальными стандартами других стран. Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-ис­следовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России). Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.

Разработку проекта (окончательной редакции) и представление его для приня­тия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов. Заключение по это­му проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта России (Госстроя Рос­сии).

Согласование и принятие решения по проекту стандарта проводится по проце­дуре, изложенной в ГОСТ Р 1.2-92.

Принятие и государственная регистрация стандарта, а также введение в действие производится Госстандартом России (Госстроем России) после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяе­мой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов. Издание стандарта и распространение его осуществляет Госстандарт России (Госстрой России) в установленном им порядке.

Обновление (изменение, пересмотр) стандарта производится по инициативе чле­нов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных объединений, государственных органов управления.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него но­вых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготов­ляемой по действующему стандарту.

Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (до­бавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандар­тов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных нацио­нальных стандартов других стран.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, бо­лее прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяе­мости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стан­дарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Отмена стандарта производится Госстандартом России (Госстроем России):

● в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

● при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

● в других обоснованных случаях,

Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандар­тов публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации»

 

5. Заключительная часть

 

Общие замечания, контроль присутствия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: