А знаете ли вы, что Петр I некоторое время жил учился в Кёнигсберге?




Тест для проверки домашнего задания

1. В каком веке были открыты первые школы на Руси?

А) в 9 веке Б) в 10 веке В) в 11 веке

 

2. С именем какого князя связано открытие первых школ?

А) Игорь Б) Святослав В) Владимир

 

3. Кто были учителями в школах на Руси?

А) Священники Б) ремесленники В) купцы

 

4. Кто имел право учиться в первых школах?

А) крестьянские дети Б) боярские дети В) дети ремесленников

5. Самый популярный материал для письма на Руси?

А) пергамент Б) береста В) на глиняная табличка

 

6. Как назывался первый школьный учебник?

А) Арифметика Б) Кириллица В) Азбука

 

7. Сколько букв было в древнерусском алфавите?

А) 33 Б) 36 В) 45

 

8. Кого называют первопечатником на Руси?

А) Иван Федоров Б) Андрей Рублев В) Нестор

 

2. Итак, мы с вами узнали, каким было образование в России в 10 веке.

Давайте вспомним каким был Петр I и попробуем предположить, как изменилось образование во времена его правления. Изменилось ли образование или осталось на прежнем уровне?

Не зря Петра I (1672–1725) называют Великим. Он хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной. Поэтому царь издал указ, по которому дворяне были обязаны учиться. Вышел даже специальный указ «О дураках». Дворянин, который не получил образования, слыл «дураком», и таким дворянам запрещалось жениться. Многих молодых людей царь посылал учиться за границу. Когда они возвращались, Петр лично их экзаменовал. Дворяне, побывавшие за границей, перенимали некоторые европейские обычаи, моду. Петр всячески это поощрял. Дворянам предписывалось одеваться на европейский манер, по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе. Именно при Петре I на столах у богатых людей появился картофель, ранее неизвестный русским людям.

В конце жизни Петр сказал: «Оградя Отечество безопастностию от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через науки и искусства».

А. С. Пушкин писал о Петре I: «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье. Не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

Надо было многому учиться и учить других. Недаром царь носил перстень с надписью: «Я в чину учимых и учащих меня требую».

В первой четверти XVIII века создается государственная сеть общеобразовательных и специальных училищ. Открылись так называемые цифирные школы, где давались элементарные знания грамоты и счета. Их было примерно 40 в разных городах. В гарнизонных школах обучали детей солдат. Свои училища имело морское ведомство.

К 1701 году относится открытие в Москве школы математических и навигационных наук с более сложной программой, включающей помимо математики черчение, астрономию и другие предметы. Занятия продолжались весь день, дисциплина была жесткой. За непосещение уроков штрафовали или наказывали палками. Выпускников школы нередко отправляли в качестве преподавателей в другие училища.

В 1715 году часть классов перевели в Петербург, на их основе возникла Морская академия. Навигацкие школы открыли в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани. Одно медицинское училище стало действовать в Москве в 1707 году, другое – В Петербурге. Возникают артиллерийские и инженерные школы. Горные училища появились на Урале. Больше стали уделять внимания изучению западноевропейских и восточных языков.

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. «Я ученик и нуждаюсь в учителях», – вырезал он на своей личной печати. А учиться в самом деле нужно было многому.

Более трехсот лет тому назад, в 1672 году, когда родился царевич Петр, в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки латинского и греческого языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти не было инженеров и ученых. Невежественные бояре, многие из которых едва умели подписать свое имя, правили страной по старинке: дела решали медленно, новшеств боялись. Армия была плохо вооружена и плохо обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей. Необходимо было вернуть России исконные русские земли у берегов Балтийского моря, которые шведские короли захватили несколько десятков лет назад. Для этого нужны были хорошо обученная армия и флот. А прежде всего – образованные люди.

И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Многие молодые бояре и дворяне не хотели менять свои привычки и садиться на школьную скамью. Но царь был неумолим. Один за другим уезжали русские люди за границу – за наукой. А по возвращении царь частенько сам их экзаменовал. И горе было тому, кто вдали от родины бил баклуши да бегал по балам вместо того, чтобы учиться.

И все же при Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр. Был создан могучий военный флот.

Дворяне предпочитали воспитывать своих детей в пансионах или приглашать домашних учителей. В Москве построили большое здание Воспитательного дома. Сюда принимали сирот и детей бедных родителей. Помимо образования воспитанники овладевали разными ремеслами. Самыми распространенными были солдатские школы. Всего в конце восемнадцатого века в 116 таких школах обучалось 12 тысяч учеников.

В январе 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета – первого в России. Идея создания этого высшего учебного заведения России принадлежала М. В. Ломоносову. Университет имел три факультета: медицинский, юридический, философский. Университет сыграл выдающуюся роль для развития просвещения, науки и культуры России. Здесь работали лаборатории, учебные общества, библиотека «для всех любителей чтения». Успешно действовала университетская типография, где печаталась разнообразная учебная и научная литература, а с 1756 года стала выходить первая общественная газета – «Московские ведомости».

А знаете ли вы, что Петр I некоторое время жил учился в Кёнигсберге?

3. Работа по учебнику (с. 81–85). Внимательно прочитайте параграфы.

4. Работа в тетради. Начерти в тетради таблицу. Сравним современную школу и школу при Петре I

  Школа при Петре I Современная школа
1. Возраст обучаемых    
2. Кто обучался (обучается)    
3. Кто учил (учит)    
4. Продолжительность обучения    
5. Учебные предметы    

 

5. Самостоятельно выполните задания 41, 42 на с. 27 в рабочей тетради.

6. Выполни задания на сайте учи.ру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: