ОШНД лекция №1. Система органов государственной власти в РФ




Цель лекции: выявление полномочий, характеристика деятельности основных органов государственной власти в РФ.

План лекции

  1. Правовое положение Президента РФ.
  2. Правовой статус Правительства РФ.
  3. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
  4. Судебная власть в РФ согласно Конституции РФ.
  5. Основы местного самоуправления в РФ согласно Конституции РФ.

1. Правовое положение Президента РФ. Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации сроком шесть лет, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.[1]

 

2. Правовой статус Правительства РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Положение Правительства как высшего исполнительного орга­на государственной власти России обеспечивается его полномочия­ми, закрепленными в Конституции РФ и в федеральном конститу­ционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Россий­ской Федерации»[2].

Как высший орган федеральной исполнительной власти. Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий.

Правительство РФ в пределах своей компетенции:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики государства;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, на­правляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует фе­деральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • ре­ализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключи­тельным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переда­вать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

В сфере экономики Правительство осуществляет регулирова­ние экономических процессов; обеспечивает единство экономичес­кого пространства и свободу экономической деятельности, свобод­ное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разра­батывает и осуществляет программы развития приоритетных от­раслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью и т.д.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает про­ведение в России единой финансовой, кредитной и денежной поли­тики; разрабатывает и представляет Государственной Думе феде­ральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Го­сударственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает со­вершенствование бюджетной системы; принимает меры по регули­рованию рынка ценных бумаг; управляет государственным внут­ренним и внешним долгом Российской Федерации и т.д.

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию кон­ституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граж­дан; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; содействует решению проблем семьи, материнства, отцов­ства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики и т.д.

В сфере науки, культуры, образования Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает проведе­ние в Российской Федерации единой государственной политики в области образования; обеспечивает государст­венную поддержку культуры и т.д.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и т.д.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реали­зации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охра­не собственности и общественного порядка, по борьбе с преступнос­тью и другими общественно опасными явлениями; осу­ществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти и т.д.

В сфере обороны и государственной безопасности Правитель­ство осуществляет меры по обеспечению обороны и государствен­ной безопасности страны; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и вооруженных формирований Российской Федерации; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с фе­деральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской федерации и т.д.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обес­печивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками этих договоров их обязательств и т.д.

Правительству РФ принадлежит право законодательной ини­циативы. Законодательную инициативу Правительство осущест­вляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Правительство РФ в пределах своей компетенции разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устране­ния разногласий создаются согласительные комиссии из предста­вителей заинтересованных сторон.

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Кон­ституции РФ, федеральным законам, международным обязатель­ствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод чело­века и гражданина.[3]

 

3. Правовой статус Федерального Собрания РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание — представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической власти народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состо­ит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений:

  • доклад,
  • содоклад,
  • заключительное слово,
  • выступление кандидата на выборную должность,
  • выступления в прениях по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания,
  • предложе­ние,
  • справка,
  • информация,
  • заявления,
  • обращения.

Решения Совета Федерации принимаются на его заседании открытым или тайным голосованием.

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18.05.2005 г. №51-ФЗ[4] в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Согласно ст. 103 Конституции, к ведению Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думы принимаются федеральные законы.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило, весеннюю — с 12 января по 20 июня и осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.[5]

 

4. Судебная власть в РФ согласно Конституции РФ. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направлен­ной на рассмотрение и разрешение различных социальных кон­фликтов, связанных с действительным или предполагаемым нару­шением норм права.

Правосудие имеет ряд специфических при­знаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами — судами, посредством рассмотре­ния в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового госу­дарства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе «О судебной систе­ме Российской федерации»[6].

Один из важнейших принципов — осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Россий­ской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, госу­дарственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установ­лении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судеб­ной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводст­ва, а также рамок судебной системы Российской Федерации, кото­рая определяется Конституцией Российской Федерации и Феде­ральным конституционным законом «О судебной системе Россий­ской Федерации».

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Рос­сийской Федерации. Судебная система Российской Федерации включает федераль­ные суды; Верховный Суд Российской Федерации, вер­ховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, со­ставляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Выс­ший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные ар­битражные суды округов, арбитражные суды субъектов Россий­ской Федерации, составляющие систему федеральных арбитраж­ных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти­туционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являют­ся прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе,

Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юри­дическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Феде­рации.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской федерации «О статусе судей в Российской Федерации»[7], согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получив­ший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Согласно Конституции (ст. 128), судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном фе­деральным законом.

В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей — важнейшее условие само­стоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять пра­восудие, защищать права и законные интересы граждан.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает ста­бильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из су­щественных гарантий независимости судьи.

В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкос­новенны. Неприкосновенность судей — одна из наиболее сущест­венных гарантий их независимости. Неприкосновенность распро­страняется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и докумен­ты, используемые им транспорт и средства связи.

Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связан­ных непосредственно с реализацией судебной власти, иначе гово­ря, с отправлением правосудия.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство — один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны госу­дарственной или коммерческой тайны.

Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осу­ществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеет­ся определенный процессуальный интерес и которым закон предо­ставил равные права для обоснования своих утверждений и выво­дов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства. Решение всех воз­никающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), кото­рый не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу­ционного Суда Российской Федерации определяются Конститу­цией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституци­онным законом «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации»[8].

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по пред­ставлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномо­чия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В делах за­щиты основ конституционного строя, основных прав и свобод че­ловека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Рос­сийской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка вы­движения обвинения Президента Российской Федерации в госу­дарственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам свое­го ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназна­чению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осущест­влении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.[9]

 

5. Основы местного самоуправления в РФ согласно Конституции РФ. Местное самоуправление в Российской Федерации это такой способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муни­ципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятель­ность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправ­ления «не входят в систему органов государственной власти».

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации населения для реше­ния своих задач. Это также форма осуществления публичной влас­ти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного само­управления характеризуется такими свойственными органам го­сударственной власти чертами, как наличие властных полномо­чий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на терри­тории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способст­вует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конеч­ном счете, развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской федерации. Территории муниципальных образова­ний — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских ок­ругов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образова­ний — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом историчес­ких и иных местных традиций.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Россий­ской Федерации. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Муниципальные образования вправе иметь собственную симво­лику (гербы, эмблемы и т.д.), отражающую исторические, куль­турные, социальные, экономические, национальные и иные мест­ные традиции.

Федеральные органы государственной власти, органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации создают необхо­димые правовые, организационные, материально-финансовые ус­ловия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на мест­ное самоуправление.

Важную роль в этом деле играет Совет по местному самоуправ­лению в Российской Федерации, являющийся координационным центром при Президенте Российской Федерации. Совет обеспечи­вает рассмотрение важнейших вопросов развития местного само­управления и подготовку соответствующих предложений Прези­денту Российской Федерации.

Можно выделить несколько групп полномочий органов местно­го самоуправления, относящихся к различным областям деятель­ности — экономической, социально-культурной и др.

В области бюджета и финансов органы местного самоуправле­ния формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, уста­навливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды.

В области земельных отношений и охраны окружающей при­родной среды органы местного самоуправления определяют в соот­ветствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков; ус­танавливают в соответствии с законодательством правила пользо­вания природными ресурсами, выносят решения о приостановле­нии строительства или эксплуатации объектов в случае наруше­ния экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной соответствующему органу местного самоуправ­ления территории.

В области строительства и жилищного хозяйства органы местного самоуправления утверждают планы и правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают в соответствии с действующим законо­дательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду, выдают разреше­ния на строительство на подведомственной территории всех объек­тов производственного назначения, приостанавливают строитель­ство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов пла­нов и правил застройки.

В области социально-культурного обслуживания населения ор­ганы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образова­ния, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями.

В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий.

Органы местного самоуправления предоставляют установлен­ные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Они принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на вос­питание в семьи граждан, назначают опекунов и попечителей, кон­тролируют выполнение ими своих обязанностей.

В области охраны общественного порядка, прав и свобод граж­дан органы местного самоуправления обеспечивают на подведом­ственной им территории соблюдение законов и других норматив­ных правовых актов органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением своих решений предприятиями, учреждениями, организациями и граж­данами.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государст­венными полномочиями.[10]

 

Схемы:

(ВНИМАНИЕ!: В первой схеме указаны неверные сроки, на которые избираются президент и Государственная дума. Президент избирается на 6 лет. Государственная дума на 5 лет)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: