Интервальная оценка случайных составляющих погрешности




Лекция № 7

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ

 

Интервальная оценка случайных составляющих погрешности

 

Цель лекции – изучить методики определения границ случайных погрешности при наличии различной априорной информации

 

План лекции:

 

1. Применение неравенств Чебышева………..………...20 мин.

2. Применение распределения Лапласа………………..20 мин.

3. Применение распределения Стьюдента……………..20 мин.

4. Применение распределения Пирсона………………..20 мин.

 

Рекомендуемая литература

 

1. А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. Метрология, стандартизация и сертификация. Стр. 13-37.

2. А.С. Сигов, В.И. Нефедов. Метрология, стандартизация и технические измерения. Стр. 14-41

 

Вводная часть

 

В целях повышения психологического настроя студентов на восприятие данной дисциплины в начале каждой лекции целесообразно проводить короткий опрос по материалу предыдущей лекции.

Вопросы для контроля:

а) Что понимается под косвенным измерением?

б) Приведите примеры косвенных измерений.

Требовать от отвечающих студентов представления перед ответом по форме: «Студент Сергеев. Группа ЭП – 1 – 04». Оценки заносить в журнал преподавателя.

После опроса объявить тему и цель лекции.

 

Основная часть

 

1. Применение неравенств Чебышева

 

 

Более полным и надежным способом оценки случайных вели­чин является интервальная оценка, которая с заданной степенью достоверности включает в себя значение оцениваемого параметра.

При интервальной оценке определяется доверительный ин­тервал ∆1, ∆2, между границами которого с доверительной веро­ятностью Р находится истинное значение Р[(А - ∆1:) ^ А < (А +2)] = Р =1-q.

Доверительная вероятность определяет область допустимых значений, а уровень значимости — критическую область. Выби­раемое значение q должно быть достаточно малым, чтобы не была совершена ошибка первого рода, т. е. чтобы не была забракована правильная оценка. С другой стороны, слишком малое значение q может привести к ошибке второго рода, когда будет принята лож­ная оценка. Уровень значимости лежит в пределах 0,02 < q < 0,1.

В общем случае доверительные интервалы можно строить на основе неравенства Чебышева, при этом необходимо знать не вид распределения наблюдений, а среднее квадратическое отклонение σх.

С помощью среднеквадратического отклонения можно оце­нить вероятность того, что при однократном измерении случайная погрешность по абсолютному значению не превысит некото­рого наперед заданного значения ε, т. е. вероятность Р{|∆сл| < ε }. Для этого используется неравенство Чебышева

Р{|∆сл| < ε } > 1 - σх² / ε² или Р{|∆сл| < ε } > σх² / ε².

 

Однако получаемые с помощью неравенства Чебышева интер­валы оказываются слишком широкими, поэтому на практике вы­ясняют вид распределения выборочных характеристик, исполь­зуемых в качестве оценки выборочной величины, задаются дове­рительной вероятностью и определяют доверительный интервал. Рассмотрим доверительные интервалы некоторых выборочных распределений.

 

2. Применение распределения Лапласа

 

Определение доверительного интервала для выборочного среднего ариф­метического значения измеряемой величины А при известной дисперсий σх²:

случайная величина (результат измерения) х имеет нормаль­ное распределение с математическим ожиданием тх и дисперси­ей σх². В этом случае выборочное распределение оценки среднего значения А также нормально и имеет то же математическое ожи­дание и дисперсию.

 

Если доверительные границы ∆1 = ∆2 = А2 = z ∙ σх/√n, то доверительный интервал

Р{(А - z ∙ σх/√n) < А < (А + z ∙ σх/√n)},

 

где z — квантиль нормированного распределения Лапласа;

n – количество измерений.

 

Значения нормированной функции Лапласа Ф(z) = Р/2

 

z Ф(z) z Ф(z) z Ф(z) z Ф(z) z Ф(z)
0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0.5 0,6 0,7 0,8 0,00000 0,03983 0,07926 0,11791 0,15542 0,19146 0,22575 0,25804 0,28814 0,9 1,0 1,1 1,2 1,3 1.4 1,5 1,6 1,7 0,31594 0,34134 0,36433 0,38493 0,40320 0,41924 0,43319 0,44520 0,45543 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 0,46407 0,47128 0,47725 0,48214 0,48610 0.48928 0,49180 0,49379 0,49534 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 0,49653 0,49744 0,49813 0,49865 0,49903 0,49931 0,49952 0,49966 0,49977 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,5   0,49984 0,49989 0,49993 0,49995 0,49997 0,49999

 

 

Результат измерений записывается в форме А ± ∆.

 

Еслислучайная величина х распределена по закону, отличному от нормального, то и з следствий центральной предельной теоремы вы­текает, что при увеличении объема выборки n выборочное распре­деление среднего значения выборки А приближается к нормаль­ному распределению независимо от вида распределения исходной величины (данное утверждение справедливо, если измеряемая случайная величина обладает конечной дисперсией).

Нормальность выборочного распределения величины А при­емлема во многих случаях при п > 4 и вполне хорошо оправдыва­ется при п > 10.

 

3. Применение распределения Стьюдента

 

Определение доверительного интервала для выборочного среднего ариф­метического значения измеряемой величины при неизвестной дисперсии (реальный случай, когда число измерений неболь­шое). Результаты измерения х распределены по нормальному за­кону со средним значением тх и неизвестной дисперсией.

Выборочное распределение среднего значения А при неиз­вестной дисперсии имеет распределение Стьюдента:

 

Р{[А - tРn* S(А)] <mх<[А + tРn* S (А)]}.

 

Доверительный интервал определяется через квантиль Стью­дента (см. таблицу) от - tРn* S(А)до + tРn* S(А).

Коэффициенты Стьюдента

 

n -1 P = 0,95 P = 0,99 n - 1 P = 0,95 P = 0,99
  3,182 2,776 2,571 2,447 2,365 2,306 2,228 2,179 2,145 5,841 4,604 4,032 3,707 3,499 3,355 3,169 3,055 2,977 2,120 2,101 2,086 2,074 2,064 2,056 2,048 2,043 1,960 2,921 2,878 2,845 2,819 2,797 2,779 2,763 2,750 2,576

 

Этот интер­вал будет шире и при увеличении числа измерений п прибли­жается к интервалу, рассчитанному через квантиль Лапласа z. В этом случае доверительный интервал будет

А ± tРn* S(А)

 

где S(А) = √∑(xi – А)²/n(n – 1)

 

2.4. Применение распределения Пирсона

 

Определение доверительного интервала для выборочной дисперсии и среднеквадратического отклонения результатов измерений.

Случайная величина х имеет нормальное распределение со средним значением тх и дисперсией σх². Оценка дисперсии выборки объема п независимых значений случайной величины х:

 

S² = ∑(xi – А)²/(n – 1)

 

 

Отношение k* S²/ σх² = χ²

 

имеет χ² (хи-квадрат) распределе­ние Пирсона с к = п - 1 степенями свободы.

Пользуясь χ² (см. таблицу), можно найти границы довери­тельного интервала для оценки дисперсии результатов измерений при заданной доверительной вероятности Р =1 - q, где q— уро­вень значимости.

 

 

Квантиль χ² - распределения при различных k,q

 

K 1 – q/2 q/2
0,99 0,95 0,90 0,10 0,05 0,01
  0,0000157 0,0201 0,115 0,297 0,554 0,872 1,239 1,646 2,088 2,558 3,571 4,660 5,812 7.015 8,260 14,953 0,000393 0,103 0,352 0,711 1,145 1,635 2,167 2,733 3,325 3,940 5,226 6,571 7,962 9,390 10,851 18,493 0,0158 0,211 0,584 1,064 1,610 2,204 2,833 3,490 4,168 4,865 6,304 7,790 9,312 10,865 12,444 20,599 2,706 4,605 6,251 7,779 9,236 10,645 12,017 13,362 14,684 15,987 18,549 21,064 23,542 25,989 28,412 40,256 3,841 5,991 7.815 9,488 11,070 12,592 14,067 15,507 16,919 18,307 21,026 23,685 26,296 28,869 31,410 43,773 6,635 9,210 11,345 13,277 15,086 16,812 18,475 20,090 21,666 23,309 26,217 29,141 32,000 34,805 37,566 50,892

 

 

Этот интервал строится таким образом, чтобы вероятность выхода дисперсии за его границы не превышала не­которой малой величины q, причем вероятности выхода за обе границы интервала равны между собой и составляют q/ 2, Грани­цы χ²| доверительного интервала находятся как

 

Р{ χ²k;q/2 < χ² < χ²k;1 – q/2} = 1 - q

 

Зная границы доверительного интервала для верительный интервал для χ², построим доверительных интервал для дисперсии

Р{(n – 1)S²/ χ²k;q/2 < σх² < (n – 1)S²/ χ²k;1 – q/2} = 1 - q

 

Полученное выражение означает, что с вероятностью P = 1 - qистинное значение σх² дисперсии резуль­татов измерений лежит в интервале (S1; S2), границы которого

 

S1 = (n – 1)S²/ χ²k;q/2; S2 = (n – 1)S²/ χ²k;1 – q/2

 

 

При обработке результатов измерений случайной величины, заведомо подчиняющейся нормальному закону распределения, при принятии решения об исключении или сохранении резко отклоняющихся (грубых) результатов измерений необходимо внимательно проанализировать условия, в которых получился такой результат. Сомнительным может быть лишь наибольший хмах или наименьший хмш из результатов измерений. Вопрос о том, содержит ли данный результат грубую погрешность, решается общими методами статистических гипотез. Для проверки гипотезы, что результат не содержит грубой погрешности, вы­числяют

утах = тах - А)/S или ут!„ = (А - хт{п)/S. Результаты Ушах и Уш1п сравнивают с наибольшим значением уq, которое случайная величина V может принять по чисто слу­чайным причинам. Значения уq для n = 3... 25 протабулированы и представлены в таблице при заданной доверительной ве­роятности или уровне значимости q.

 

 

Значения уq при различных n,q

 

 

    n   q     n   q
0,10   0,05   0,10   0,05  
  1,406   1,412     2,326   2,493  
  1,645   1,689     2,354   2,523  
  1,731   1,869     2,380   2,551  
  1,894   1,996     2,404   2,557  
  1,974   2,093     2,426   2,600  
  2,041   2,172     2,447   2,623  
  2,097   2,237     2,467   2,644  
  2,146   2,294     2,486   2,664  
  2,190   2,383     2,504   2,683  
  2,229   2,387     2,520   2,701  
  2,264   2,426     2,537   2,717  
  2,297   2,461              

 

Пример расчета границ доверительного интервала. Приближенно определить границы доверительного интервала, в котором с заданной вероятности Р = 0,75 находится истинное значение измеряемой величины. Известно, что sср = 0,2.

Решение. Находим по табл. П5 Прилож. аргумент t функции Ф(t) = =0,75. Значение t = 1,15. Произведение t sср = ±0,23. Следовательно, с вероятностью 0,75 истинное значение находится в интервале ±23% от измеренной величины.

Пример расчета доверительной вероятности. В результате про­ведения многократных наблюдений напряжения получены следующие результаты в вольтах: 19,2; 18,9; 19,4; 19,1; 18,98; 19,3. Априорно известно, что закон распределения погрешностей нормальный. Определить вероятность, с которой в интервале ± 10 % находится истинное значение измеряемого напряжения.

Решение. За результат измерения примем

 

Найдем среднее квадратическое отклонение результата измерения

 

 

Воспользуемся формулой (6.12):

 

 

так как из табл. П6 Прилож. F (1) = 0,818 при количестве наблюдений, равном 6. Таким образом, доверительная вероятность равна 64 %.

Пример расчета границ доверительного интервала. При нор­маль­ном законе распределения погрешностей определить интервал, в котором с доверительной вероятностью 95 % находится истинное значение измеряемой физической величины. Среднее квадратическое отклонение результата измерения равно 0,05.

Решение. Преобразуем формулу (6.12) к виду

 

 

Из табл. П6 Прилож. определим значение аргумента t при значении фун­кции 0,975 и количестве наблюдений, равном 6: t = 2,57. Отсюда e= t sср = = 2,57×0,05 = ± 0,1285.

Заключительная часть

 

Общие замечания, контроль присутствия

 

1.

 

На первой лекции не будет лишним напомнить учащимся о правилах поведения, организационных моментах, связанных с контролем присутствия и периодическим контролем знаний.

Тема лекции дается под запись, цель проговаривается.

 

Вступительное слово

 

Ежесекундно при выработке, передаче и потреблении электрической энергии происходят миллионы измерений параметров различных физических объектов. Измерение - сложный процесс, включающий в себя взаимодействие ряда структурных элементов - измерительной задачи, объекта измерения, принципов, методов и средств измерения, его модели, условий измерения, наблюдателя, результата и погрешности измерения. Сам процесс измерения состоит из ряда последовательных этапов, включающих в себя постановку измерительной задачи, планирование измерительного эксперимента, непосредственно измерительный эксперимент, обработку экспериментальных данных, завершаемую анализом и интерпретацией полученных результатов, а также записью результата в соответствии с установленной формой представления. Грамотное и сознательное выполнение всех этапов измерения является залогом сведения к минимуму ошибочных выводов, сделанных по результатам измерений, и принятия решений, не приводящих к материальным и моральным потерям.

Особенно ответственные решения приходится принимать в ряде областей человеческой деятельности, связанных с повышенной опасностью, к которым смело можно отнести и энергетику. Поэтому умение правильно проводить разнообразные измерения для инженера-энергетика трудно переоценить.

 

 

Основная часть

1. Цели и задачи дисциплины.

1.1. Определения метрологии, стандартизации и сертификации

 

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании» - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Сертификация форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

 

1.2. Цели, задачи и план прохождения дисциплины.

 

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является одной из базовых общепрофессиональных дисциплин, служит общетехнической подготовке студентов и создает теоретическую базу для изучения последующих специальных дисциплин, связанных с контролем, управлением и автоматизацией технологических процессов, производством и передачей электроэнергии, электроснабжением и электрооборудованием соответствующих отраслей.

Цели дисциплины: изучение существующих видов и методов измерений, погрешностей измерений и способов их уменьшения, обработки результатов измерений; получение основных сведений об устройстве и принципе действия различных средств измерений; приобретение определенных навыков практического использования средств измерений и теоретического расчета погрешностей; ознакомление с основами обеспечения единства измерений, целями и задачами стандартизации и сертификации.

Задачи дисциплины:

- знать виды и методы измерений, основы обеспечения единства измерений, причины возникновения, классификацию и способы выражения погрешности измерения, характеристики средств измерений, методику и способы обработки результатов наблюдений, способы повышения точности измерений, методы исключения систематической погрешности;

- знать классификацию средств измерений, характеристики случайных сигналов, принцип действия и свойства средств измерения прямого и уравновешивающего преобразования, содержание терминов: цифровой измерительный прибор, аналоговый измерительный прибор, мера, измерительный преобразователь, квантование по уровню, дискретизация по времени, детерминированный, случайный, стационарный, эргодический сигнал, среднее, средневыпрямленное, действующее значение тока и напряжения, коэффициент формы, коэффициент амплитуды;

- знать цели, задачи и правовые основы стандартизации, виды стандартов, цели и объекты сертификации на международном, региональном и национальном уровнях, схемы и системы сертификации, правила и порядок проведения сертификации;

- иметь представление о государственной системе и международной организации стандартизации, органах по сертификации и испытательных лабораториях, структуре и функциях метрологической службы, обязательной и добровольной сертификации, сертификации услуг и системах качества;

- уметь проводить расчет предельной погрешности, определяемой классом точности средств измерений, погрешности косвенных измерений, методической погрешности, вызванной внутренним сопротивлением электроизмерительного прибора, доверительных интервалов и вероятностей при различных начальных условиях.

План прохождения дисциплины включает:

- лекции - 16 часов;

- практические занятия 16 часов;

-дифференцированный зачет.

 

2. Физические величины (ФВ) и их единицы

 

2.1. Общие понятия и определения.

 

Исходным элементом любого измерения является его цель. Целью измерений является нахождение значений физической величины - оценки ее в принятых единицах с заданной точностью в определенных условиях.

Физическая величина – одно из свойств физического объекта (физической системы, явления или процесса), общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном индивидуальное для каждого из них.

Единица величины - фиксированное значение величины, которое принято за единицу такой величины и применяется для количественного выражения однородных с ней величин;

Внесистемная единица величины - единица величины, не входящая в принятую систему единиц;

Когерентная единица величины - производная единица величины, которая представляет собой произведение основных единиц, возведенных в степень, с коэффициентом пропорциональности, равным 1;

Логарифмическая единица величины - логарифм безразмерного отношения величины к одноименной величине, принимаемой за исходную;

Международная система единиц (СИ) - система единиц, основанная на Международной системе величин.

 

2.2. Системы единиц ФВ (СИ).

 

 

Система единиц величин СИ - совокупность основных и производных единиц СИ, их десятичных кратных и дольных единиц, а также правил их использования;

Основная величина - величина, условно принятая в качестве независимой от других величин Международной системы величин;

Основная единица СИ - единица основной величины в Международной системе единиц (СИ);

Относительная величина - безразмерное отношение величины к одноименной величине, принимаемой за исходную;

Производная величина - величина, определенная через основные величины системы;

Производная единица СИ - единица производной величины Международной системы единиц (СИ);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: