Цели деятельности учителя | Создать условия для обучения учащихся решению задач на нахождение длины части отрезка или всего отрезка; способствовать развитию логического мышления | |
Термины и понятия | Отрезок, прямая, точка, середина отрезка | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления | Познавательные: имеют первоначальные сведения об идеях и о методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов. Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей. Коммуникативные: умеют слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Чертежи к задачам. • Задания для самостоятельной работы | |
I этап. Актуализация опорных знаний | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания | (Ф/И) 1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию. 2. Проверить правильность выполнения домашнего задания | |
II этап. Решение задач | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Совершенствовать навыки решения задач | (Ф/И) 1. Решить задачи по рисункам (устно; рисунки подготовлены на доске заранее). а) Дано: ВС = 2,5 см. б) Дано: AD = 42 см, ВС = 11 см. в) Дано: АВ: АС = 4: 5; АС = 12,5 дм. Найти: АС. Найти: АВ. Найти: АВ. Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Ответ: АС = 5 см. Ответ: АВ = 20 см. Ответ: АВ = 10 дм. 2. Решить задачи № 38, 40 (письменно). № 38. Дано: О, А, В лежат на одной прямой, ОА = 12 см, ОВ = 9 см. Найти: расстояние между серединами отрезков ОА и ОВ. Решение: Пусть М – середина отрезка ОА, N – середина отрезка ОВ. Возможны два случая: а) Рис. 4 б) а) Если точка О лежит на отрезке АВ, то МО = АО: 2 = 6 см, NО = ВО: 2 = 4,5 см. Расстояние между серединами отрезков ОА и ОВ равно длине отрезка MN, a MN = МО + ON = 6 см + 4,5 см = 10,5 см. б) Если точка О не лежит на отрезке АВ, то МО = АО: 2 = 6 см, NО = ВО: 2 = 4,5 см, MN = МО – ON = = 6 см – 4,5 см = 1,5 см. Ответ: а) 10,5 см; б) 1,5 см. № 40 (предложить учащимся решить самостоятельно, а затем проверить решение задачи). Дано: АВ = 28 см; С, D Î АВ; М – середина AC; N – середина DB; MN = 16 см. Найти: CD. Рис. 5 Решение: АВ = AM + MN + NB; АМ + NB = AB – MN = 28 см – 16 см = 12 см. М – середина АС, значит, АМ = MС; N – середина BD, значит, BN = ND. Так как АМ + NB = 12 см, АМ = МС, BN = ND, то MC + DN = 12 см. MN = МС + CD + DN = 16 см, МС + DN = 12 см, значит, CD = MN – (MC + DN) = 16 см – 12 см = 4 см. Ответ: 4 см | |
III этап. Самостоятельная работа | ||
Цель деятельности | Задания для самостоятельной работы | |
Проверить уровень сформированности знаний учащихся | (И) Работа выполняется на листочках и сдается на проверку учителю. Вариант I 1. На отрезке АВ взяты точки С и D. Найдите длину отрезка CD, если АВ = 12 см, АС = 3 см, BD = 4 см. 2. На отрезке АВ длиной 36 см взята точка K. Найдите длину отрезков АK и ВK, если АK больше ВK на 4 см. 3. На прямой отмечены точки А, В, С так, что АВ = 27 м, АС = 11 м, ВС = 16 м. Какая из этих точек лежит между двумя другими? Вариант II 1. На отрезке АВ взята точка С, а на отрезке СВ – точка D. Найдите длину отрезка BD, если АВ = 15 см, CD = 7 см, АС = 6 см. 2. На отрезке АВ длиной 36 см взята точка K. Найдите длину отрезков АK и ВK, если АK больше ВK в 3 раза. 3. На прямой отмечены точки А, В, С так, что АВ = 7 м, АС = 21 м, ВС = 28 м. Какая из этих точек лежит между двумя другими? | |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Оцените свою работу на уроке. – Какие задания вызвали у вас наибольшие затруднения? | (И) Домашнее задание: решить задачи № 35, 37, 39 | |