Печать партии социалистов-революционеров.




ДЕПОРТИРОВАННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ

Историческая справка.

В начале XX в. в русском зарубежье сложилась ситуация, которая характеризовалась концентрацией политических сил, ставшей результатом усиленного гонения инакомыслия в России. Когда после февраля 1917 г. представилась возможность вернуться на родину, 6 тысяч политэмигрантов только части европейских стран, по свидетельству посланника России в Великобритании К.Д. Набокова, выразили такое желание.

В исторической литературе сложилась тенденция видеть преобладание в это время социалистической мысли, что хорошо укладывалось в рамки официальной идеи о росте роли в революционизировании России такого течения, как большевизм. Тенденция эта по-прежнему жива.

Деятельность русской эмиграции была одним из важных факторов революционизирования России, но, возможно, не самым важным. Не следует забывать о влиянии общецивилизационных процессов (миграции, урбанизации, капитализации, развитии научно-технического прогресса и др.); воздействии бурно развивающихся в стране политических партий и их печати; работе революционного подполья; просветительской деятельности литераторов, публицистов, церковников, ученых; неумелой внутренней политике самодержавия и др.

Другое течение социалистической мысли – социалисты-революционеры (эсеры) – освещались в научной литературе только критически, хотя их деятельность имела больший размах и не меньший успех, чем социал-демократическая пропаганда и агитация.

Наряду с социалистами в оппозиции к царскому правительству, самодержавию оказались те, кто ратовал за их ограничение, за конституцию, кто осуждал непримиримость Русской православной церкви к инаковерию, оттенкам православной веры и др. В последнее время сделаны первые шаги в исследовании этих пластов журналистики русского зарубежья, например, изданий последователей Л.Н. Толстого.

Печать партии социалистов-революционеров.

Распространение социалистических идей в России восходит ко второй половине XIX в. Наиболее влиятельным течением в многообразной палитре освободительного движения того времени было революционное народничество. После периода активных действий 70–80-х годов и ответных репрессий со стороны правительства революционное народничество переживает организационный и идейный кризис.

Руководящее ядро составляла в основном партийная интеллигенция, обладавшая более высоким образовательным уровнем и происходившая из более высоких социальных слоев общества: выходцами из семей крупных помещиков были старейшая деятельница эсеровской партии, «бабушка русской революции» Е.К. Брешко-Брешковская и А.М. Устинов, дворянами были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, эсеровская «богородица» М.А. Спиридонова, Р.В. Иванов-Разумник и многие другие.

В 1901 г. возникла единая централизованная партия социалистов-революционеров. Централизованность была понятием достаточно условным, в партии всегда сохранялась широта взглядов, шли постоянные дискуссии, в ходе которых выяснялись оттенки мнений по основным вопросам теории и практики революционного движения, партийного строительства.

В годы первой мировой войны партия разделилась на три основных течения: оборонцев, пацифистов и интернационалистов. В 1917 г. и во время гражданской войны раскол в партии усилился – правые эсеры объединились вокруг газеты «Воля народа», издаваемой А.А. Аргуновым, П.А. Сорокиным, Е.К. Брешко-Брешковской и др., а левое крыло выделилось в самостоятельную партию во главе с Б.Д. Камковым, М.А. Спиридоновой, А.М. Устиновым. Центральным органом левых эсеров становится столичная эсеровская газета «Дело народа».

«Революционная Россия». Первый номер вышел в 1901 г. и печатался в течение месяца, вручную, отпечатать удалось только 500 экземпляров, что было явно недостаточно. Третий был захвачен полицией при разгроме подпольной типографии в Томске. Убедившись в невозможности выпускать газету в России, редакция принимает решение напечатать третий номер за границей. Издатели наивно полагали, что эта мера носит временный характер и в дальнейшем газета снова будет выходить в России. Местом для издания газеты был выбран Париж. Активную роль, как в издании «Революционной России» внутри страны, в арестах редакции и разгроме типографии, так и в переводе газеты за границу, ее транспортировке в Россию играл известный провокатор ЕвноАзеф.

Газета выходила примерно один раз в месяц. Все статьи публиковались по условиям конспирации без подписи, место издания, тираж, адрес типографии также не указывались. Объем издания составлял, как правило, 16 страниц журнального формата, и дальнейшем он увеличился до 20–24 страниц. В 1902 г. «Революционная Россия» была объявлена официальным органом объединившихся «Союза социалистов-революционеров» и «Партии социалистов-революционеров». Девизом газеты служил народнический призыв «В борьбе обретешь ты право свое».

Первоначально редактированием газеты, написанием большинства статей занимался А.А. Аргунов, затем он привлек к этому двух известных литераторов А.В. Пешехонова и В.А. Мякотина, сотрудников, а затем и редакторов журнала либеральных народников «Русское богатство». После ареста А.А. Аргунова редакцию возглавляют М.Р. Гоц и В.М. Чернов, признанный теоретик и лидер партии в течение всей истории ее существования, министр земледелия во Временном правительстве. Всего до 1906 г. вышло 77 номеров газеты и 4 номера приложения «Летучие листки». Как уже говорилось, первым из вышедших за границей стал третий номер «Революционной России», составленный из статей, подготовленных еще в России. Он начинался с извещения о создании партии социалистов-революционеров.

Главной задачей газеты являлась выработка политического курса партии, обсуждение программных документов.

В 1905 г. «Революционная Россия» прекращает существование в связи с появившимися возможностями после опубликования Октябрьского манифеста начать издание партийной печати в стране.

«Воля». В 1906–1907 гг. в Нагасаки (Япония) выходила газета «Воля». Главное ее отличие состояло в том, что она стала первой бесцензурной газетой, предназначенной для массового читателя русской колонии в Японии и Китае, на нее была объявлена подписка в Токио и Шанхае. Наряду с информацией политического характера в ней публиковались и корреспонденции на бытовые темы, значительное место занимали объявления и коммерческая реклама, в том числе на японском языке. По оформлению «Воля» была очень похожа на легальные издания, выпускавшиеся под эгидой эсеров в России.

Главным направлением газеты была дискредитация правящей династии в глазах читателей, чего другие эсеровские издания ни в России, ни даже в эмиграции не могли себе позволить. Следует отметить, что при подобном подходе к изложению материалов «Воля» выходила без белых полос, и это позволяет предположить, что японская цензура не докучала редакции. В «Воле» регулярно помещались злые карикатуры на Николая II. В газете была опубликована серия фельетонов «Чухонская династия», вобравшая в себя весь негатив из истории правящего дома Романовых и подводящая читателя к выводу о том, что «царь не настоящий». В них повествовалось о подмене мертворожденного ребенка Екатерины II чужим ребенком (1906. 7 мая), убийстве Петра III, который якобы был отцом Павла I, живописались тиранство, самодурство и, наконец, убийство самого Павла I (1906. 17 мая).

«Знамя труда». Первый номер «Знамени труда», центрального органа партии, вышел 1 июня 1907 г. в Париже. Подобно «Революционной России», газета не указывала места издания, состава редколлегии, тираж. Ее объем составлял от 24 до 32 страниц журнального формата, в среднем выходил один номер в месяц. Как и все эсеровские издания этого типа, газета была рассчитана на партийную интеллигенцию. По существу, она была дискуссионным клубом, где высказывались мнения, подчас весьма неоднозначные. Ее основное содержание составляли теоретические статьи, посвященные анализу причин поражения революции: «Государственный переворот» – о событиях, повлекших роспуск II Государственной думы (1907. 1 июля); «Дворянская Дума» – об избирательном законе от 3 июня 1907 г., дающем огромные преимущества помещикам при избрании в Думу; «Революция и третья Дума» – о причинах падения революционного настроя в массах и перспективах левых сил в Думе (1907. 30 авг.).

Газета призывала уделять больше внимания рабочим, справедливо считая, что прежде эсеры мало занимались пропагандой среди пролетариата. Средством, позволяющим оказывать серьезное влияние на рабочих, они считали профсоюзное движение.

Значительное место в «Знамени труда» занимала полемика с другими партиями по основным проблемам революционной борьбы. Газета критиковала кадетов, которые, по мнению эсеров, после поражения революции отказались от революционного радикализма и скатились на позиции либерализма.

Много внимания газета уделяла и кризису среди социал-демократов, наиболее жестким нападкам подвергались большевики, которых эсеры упрекали в сектантстве и нежелании сотрудничать с другими течениями социал-демократии.

Как и все эсеровские газеты, «Знамя труда» постоянно прославляло героев-террористов.

С 1910 г. в газете начинают появляться авторские статьи, подписанные главным теоретиком партии В.М. Черновым, опубликовавшим здесь большую статью «Принципы кооперативного движения на Копенгагенском Конгрессе».

Из всех эмигрантских изданий эсеров тех лет «Знамя труда» имела самый большой тираж: за год с июня 1909 по июнь 1910 г. было отпечатано 35.700 экземпляров, 24.000 экземпляров газеты было распространено в России, 11.000 за границей.

«Земля и Воля». Несколько другие цели преследовало ЦК партии, издавая газету «Земля иВоля», выходившую в Париже в 1909–1910 гг. Она имела подзаголовок «крестьянская газета», и, по мысли издателей, должна была быть ориентирована на пропаганду среди сельского населения.С июня 1909 по июнь 1910 г. было отпечатано лишь 5800 экземпляров, следовательно, тираж одного номера в среднем составлял менее 500 экземпляров, что сравнимо с тиражом кустарно отпечатанного первого номера «Революционной России».

Главными темами газеты были: готовящаяся аграрная реформа, переселенческая политика правительства, деятельность Государственной думы и т.д. Многие статьи призывали крестьян на борьбу с самодержавием.

«За народ». В апреле 1907 г. в Париже появляется новое издание «За народ», объявленное газетой Всероссийского союза солдат и матросов. Она выходила с перерывами с 1907 по 1914 г., в среднем выпускалось около 12 номеров за год, кроме 1908 г., когда не было издано ни одного номера. Выходные данные не указывались, статьи, корреспонденции публиковались анонимно или под ничего не говорящими и неповторяющимися псевдонимами. Этот орган явился продолжением ранее издававшейся газеты «Солдатская правда» (вышло 7 номеров) и принял на себя обязательства по ее распространению, что было довольно обычным явлением в условиях частой смены названий изданий для сохранения подписчиков. В первых номерах газеты помещалось характерное для того времени объявление о том, что «Солдатскую правду» можно получить через тех лиц, которые распространяют газету «За народ».

Газета публиковала многочисленные корреспонденции, посвященные армии. Ядовитой сатирой на нравы высшего командного состава стали фельетоны из постоянной рубрики «Наши полководцы». В них описывались бездарность, казнокрадство, трусость и беспомощность командующих, получивших посты не по заслугам, а в результате придворных интриг.

Газета «За народ» после «Знамени труда» была второй по величине тиража среди органов ЦК партии эсеров. В 1909–1910 гг. номер издавался тиражом около 2000 экземпляров (Знамя труда. 1910.Ноябрь). О популярности издания судить сложно, так как распространение и транспортировка газеты находились в руках транспортной комиссии ЦК.

«Бюллетень ЦК партии социалистов-революционеров». В 1905 г. он задумывался как орган, анализирующий события прошлого и настоящего. Кроме того, «Бюллетень...» в какой-то мере должен был заменить «Революционную Россию», поскольку партия осталась без центрального органа. В первом номере давалась оценка событий 1905 г., объяснялись причины, вынуждавшие так, а не иначе проводить тактическую линию партии в бурные дни начала революции. Просуществовало это издание до 1906 г. В его прекращении свою роль сыграло появление легальных газет в России.

Следует отметить, что издания ЦК при всех недостатках и трудностях, связанных с их транспортировкой и распространением в России, оказали определенное влияние на становление местной печати. В условиях нехватки журналистских сил в провинции многие эсеровские газеты перепечатывали руководящие статьи из заграничных изданий партии.

Издания В.Л. Бурцева. Заметный след в истории эсеровской журналистики оставил В.Л. Бурцев. Участник народнических кружков 80-х годов, редактор газеты «Свободная Россия» в Швейцарии (именно так хотели назвать свою первую газету эсеры), он поддерживал тесные контакты с их партией, финансировавшей его издания. Формально в состав партии В.Л. Бурцев не входил, расходясь с эсерами во взглядах на террор. После эмиграции из России он издавал в Париже в 1909–1910 гг. газету «Общее дело», а с 1911 по 1914 г. – газету «Будущее».

В 1911 г. Бурцев приступает к изданию новой газеты – «Будущее». Всего было выпущено 10 номеров на русском и французском языках. Оценивая состояние российского общества, он пришел к выводу, что революцию нужно начинать сначала, и первым шагом в этом направлении должно стать, по его мнению, изменение порядка выборов в Государственную думу – отмена избирательного закона от 3 июня 1907 г.

Так же, как и в «Общем деле», редактор призывал к объединению революционных сил и созданию общественного мнения в стране.

«Известия областного заграничного комитета». Параллельно с органами ЦК партии эсеров в Париже в 1909 г. начинают выходить «Известия областного заграничного комитета» – заграничной организации партии социалистов-революционеров, которая критиковала ЦК за крупные, с ее точки зрения, просчеты в партийном строительстве, слабую работу в массах, отрыв от низовых организаций и т.д. В анонсе о своем издании редакция отметила, что оно создано для выяснения оттенков партийной мысли.

В передовой статье газеты говорилось, что поскольку «дело Азефа заключает в себе так много неясных пунктов», а ЦК не сможет досконально разобраться в нем ввиду занятости и недостатка времени, следовательно, нужно создавать авторитетную комиссию. Фактически это предложение было выражением недоверия ЦК (1909.Февраль).

Больным местом эсеров после разоблачения Азефа стала проблема террора. Газета прямо писала, что «гордость партии» Боевая организация эсеров явилась по сути дела исполнителем тайных планов полиции. Получалось, что «Каин-царь» руками террористов расправлялся с неугодными ему министрами и даже собственным дядей, получая при этом повод обрушить новые репрессии на революционное движение. В статье «Террор и дело» подчеркивалось, что даже являясь агентом охранки Азеф вынужден был исполнить решения ЦК, в результате чего была произведена серия терактов против деятелей самодержавия. Следовательно, из-за провокаций полиции от террора нельзя отказываться. В 1911 г. «Известия областного заграничного комитета» прекратили свое существование.

«Почин». Стремление найти выход из кризиса, возродить партию привели к появлению очень специфического издания, вышедшего в Париже 1 июня 1912 г. Газета называлась «Почин» и издавалась от имени группы социалистов-революционеров. Интересен состав редакции: в него вошли Н. Авксентьев и И. Бунаков, близкие к ЦК и «Знамени труда», Борис Воронов из заграничного комитета, много публиковавшийся в «Известиях...». В передовой статье первого номера после анализа положения в партии газета призывает сделать поворот в политическом курсе – больше внимания уделять рабочему и крестьянскому движению, деятельности крестьянской фракции в Государственной думе, главное – отказаться от террора, который, по мнению редакции, на данном этапе не своевременен.

Главной задачей социалистов в рабочем движении он считал организацию легальных профсоюзов, настаивая на том, что «основная задача партии – политическое воспитание масс – остается в полной неприкосновенности».

Несмотря на интересный состав редакции, «революционные» задумки в формулировании тактики политической борьбы, газета «Почин» прекратила выход на первом номере.

«Призыв». Мировая война, начавшаяся в 1914 г., привела к расколу социалистического движения. Произошел раскол и внутри самих социалистических партий России: большая часть их членов, кроме большевиков, выступила за поддержку правительства в войне против Германии и прекращение революционной борьбы до одержания победы, меньшая осталась на позициях интернационализма. Степень межпартийного раскола была столь велика, что происходило объединение оборонцев и интернационалистов разных партий для борьбы друг с другом. Ярким примером подобного объединения является создание в Париже объединенного органа социал-демократов и социалистов-революционеров «Призыв», выходящего в 1915–1916 гг. В состав редакции вошли такие известные социалистические деятели и публицисты, как Г.В. Плеханов, Н.Д. Авксентьев, Г.А. Алексинский, А.В. Аргунов, И. Бунаков, Б. Воронов.

После возникновения сложностей в работе военно-промышленных комитетов в 1916 г. «Призыв» подверг нападкам требования рабочих обуздать рост дороговизны, соотнести размер заработной платы с ростом доходов предпринимателей и ценами на товары первой необходимости. Газета пыталась объяснить рабочим необходимость жертв во имя победы и заключение классового мира в такой тяжелый для родины момент.

Несмотря на патриотизм и призывы к войне до победы, «Призыв» подвергался цензурному преследованию военных властей Франции. Многие номера газеты выходили с белыми полосами. Так, цензурой была снята большая статья о визите военного министра Франции Альбера Тома в Царское Село. Впоследствии «Призыв», привыкший к постоянному появлению белых пятен на своих полосах, начал занимать их патриотическими лозунгами, печатая их даже вдоль полос, чтобы заполнить свободное место.

«Отклики жизни». Многие эсеры в эмиграции оказались в состоянии растерянности в связи с началом мировой войны и новых реалий в социалистическом движении. Так, газета пацифистского направления «Отклики жизни», издававшаяся в Париже в 1916 г. от имени группы социалистов-революционеров, сетовала на то, что многие социалистические догмы рухнули. И среди них самый главный постулат марксизма о солидарности пролетариата. Автор редакционной статьи ставил вопрос: а существовала ли эта солидарность прежде и была ли она всеобъемлющей? В заключение он пришел к выводу, что ему одинаково далеки и противны и позиция шовинистов и позиция интернационалистов, а вопрос состоит лишь в том, «чья из них лживее и вреднее». «Отклики жизни» пытались полемизировать с «Призывом», осуждая его крайне шовинистические взгляды, но особого веса газета не имела ни по составу авторов, ни по финансовым возможностям. Так же, как и «Призыв», «Отклики жизни» контролировались военной цензурой Франции и регулярно выходили с белыми полосами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: