На сегодняшний день опыт юридической жизни показывает, что правоведение выросло в целое движение и сформировалось как самостоятельное научное направление юридических исследований. Существуют три различных представления о природе данной дисциплины:
- это научный метод познания, лишенный самостоятельного предмета;
- это чистая наука, т.е. самостоятельная дисциплина со своим определенным предметом;
- вспомогательная дисциплина в рамках теории государства и права (часть теории государства и права).
Правоведение (Юриспруде́нция) (лат. jūris prūdentia — «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris — «право» и лат. prūdentia — «предвидение», «знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Таким образом, под правоведением (юриспруденцией) понимают несколько взаимосвязанных понятий:
1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
4. Правовые науки, юридические науки — общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.
Вопрос. Правоведение как наука и учебная дисциплина
Правоведение изучает в комплексе систему юридических наук объединенных под названием «юриспруденция». Эта система включает в себя четыре основных вида наук:
|
1. Теоретико-исторические науки – закладывают основу для всей системы юриспруденции: а) теория государства и права, б) история государства и права России, в) история государства и права зарубежных стран, г) история политических и правовых учений;
2. Отраслевые науки – занимаются проблематикой конкретной отрасли: наука гражданского права, наука уголовного права, наука административного права и т.д.;
3. Прикладные науки – не являются юридическими по содержанию, но используются в практической юридической деятельности: криминалистика, юридическая психология, судебная психиатрия, судебная медицина, судебная статистика и т.д.;
4. Международно-правовые науки – наука международного публичного права и наука международного частного права. Их принципиальным отличием от других отраслевых наук является отсутствие в международном праве строго определенного центра, создающего законодательную базу и контролирующего соблюдение ее норм суверенными субъектами (специфика: договорная основа международного права и коллизионный характер большинства его норм).
Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части. По этой причине, в литературе предлагается называть их частными или структурными юридическими науками. Их задача – вычленение из всей системы государственно-правовой действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им специфическими закономерностями развития и изучение их в относительной самостоятельности по отношению к государству и праву в целом.
|
Правоведение интегрирует наиболее значимые достижения юридических научных дисциплин и формирует систему знаний о праве, которая излагается в рамках нашего с вами учебного курса.
Вопрос. Современная юриспруденция (правоведение)
Юридическое образование
В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х гг. в США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (то есть квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.
|
Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.
Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).
Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.
Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:
- общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
- применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;
- отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.
- а также криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право, нотариат и др.
На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.
Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.
В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; вузы МВД России, готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т.п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.
В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московская государственная юридическая академия, факультет права Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Уральская государственная юридическая академия, Российская академия правосудия.
После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.
Задание на практику
1. Раскройте понятие Правоведения (устно).
2. Раскройте систему юридических наук, которую изучает Правоведение (устно).