Основными параметрами рынка являются цена, спрос и предложение. Их взаимодействие иллюстрируется, прежде всего, с помощью модели свободной конкуренции на рис. 4 (Р - цена товара, Q его количество на рынке).
Рыночное поведение потребителя подчиняется закону спроса 1. Графическая иллюстрация этого закона — кривая спроса Д-Д — в каждой своей точке показывает обратную зависимость между ценой спроса и его величиной. Цена спроса это предельная (максимальная) сумма денег, которую
Рис.4. Модель рыночного равновесия и установления монопольно высокой цены.
покупатели еще согласны отдать за приобретение товара (при данной величине предложения). Важно отметить, что выше цены спроса рыночная цена товара подняться не может, так как у покупателей не хватит денег, чтобы расплатиться с продавцом.
Поведение производителя (продавца) на рынке подчиняется закону предложения 2, который графически изображается кривой предложения S-S. Каждая точка кривой предложения иллюстрирует прямую зависимость между ценой предложения и количеством товара, предлагаемым производителями (продавцами) на рынке. Цена предложения это предельная (минимальная) цена, за которую производители (продавцы) еще согласны продавать свой товар (при данной величине спроса). Ниже этой минимальной цены рыночная цена снизиться уже не может, так как это сделает продажу товара экономически нецелесообразной.
Рыночная (равновесная) цена — это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей. Ситуация рыночного равновесия наступает тогда, когда:
1) величина предложения совпадает с величиной спроса;
2) цена спроса равняется цене предложения.
|
Графически рыночное равновесие определяется точкой пересечения кривых спроса Д-Д и предложения S-S. В условиях свободной конкуренции рыночная (равновесная) цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое (достаточно) большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены. Важно отметить, что кривые спроса Д-Д и предложения S-S складываются соответственно из кривых спроса и кривых предложения отдельных хозяйствующих субъектов. При монополизации рынка ситуация существенно изменяется.
В случае «чистой» монополии на рынке есть одна фирма-производитель (продавец), или все фирмы-производители (продавцы) слились в одну (образовали холдинг) под единым организационным или финансовым контролем, или между производителями (продавцами) существует ценовой сговор. В этой ситуации монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку (вполне возможно, чисто эмпирическим путем через ряд итераций), такую комбинацию параметров (цена Рм — объем продаж Qм), которая обеспечит ему максимальную реализацию его рыночной стратегии. Здесь возможны три ситуации:
1) Монополист, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке, устанавливает другую, более высокую (по сравнению с конкурентной) цену. При этом более высокой цене соответствует сократившийся объем производства и, как правило, возросший размер прибыли монополиста (на рис. 4 это точка М). Такие действия в юридических терминах ст. 5 Закона РФ «О конкуренции...» называются изъятием товаров из обращения с целью повышения цен. Цена, ущемляющая интересы потребителей, называется для краткости (ввиду отсутствия этого понятия в Законе) монопольно высокой ценой.[14]
|
2) Противоположная ситуация — предприятие, монопольно хозяйничающее на рынке, снижает цены с целью ограничения конкуренции. Юридически это трактуется как создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, а в Рекомендациях — как установление монопольно низких цен.[15]
Разновидностью монопольно низкой цены является монополистически низкая цена. Для монополизированных рынков в случае монополии потребитель, либо единственный, либо занимает доминирующее положение как потребитель, и другие потребители существенно не влияют на распределение продаж.
Монополистически низкой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая потребителем, занимающим как потребитель на этом рынке доминирующее положение, которая ниже равновесной цены РK (см. рис. 4). Монополистически низкая цена устанавливается в целях получения сверхприбыли путем снижения издержек за счет выгоды поставщика (п. 2.6). У Статьей 5 Закона «О конкуренции...» вышеописанные ситуации квалифицируются в качестве монополистической деятельности как злоупотребление доминирующим положением на рынке и поэтому такие действия хозяйствующего субъекта запрещаются.
3) Монополия, опасаясь потенциальной конкуренции и желая упрочить свои позиции на рынке, не злоупотребляет на нем своим доминированием на рынке: не повышает, а снижает цены, не уменьшает, а увеличивает объемы производства, повышает качество продукции, внедряет передовые технологии и т.д. Уровень цен на ее продукцию незначительно превышает конкурентный, а само это превышение достигается за счет активной политики стимулирования сбыта, рекламы, использования фирменных товарных знаков, гарантирующих первоклассное качество товара и т.п. Классическим примером в этом плане является американская корпорация ИБМ по производству компьютеров.
|
Две последних ситуации пока нетипичны (за исключением применения монополистически низких цен), а поэтому не злободневны для современных российских экономических условий.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкурентностью - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет "свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
При принятии решения о наличии монопольно высокой (низкой) цены необходимо учитывать возможность, что факты, формально свидетельствующие в пользу вывода о монополистической деятельности, реально вызваны изменением рыночной конъюнктуры, а не продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой проверяемого хозяйствующего субъекта.
Так, повышение цен может быть не следствием монопольного эффекта, а результатом изменения платежеспособного спроса, объективного роста издержек производства вследствие удорожания сырья, материалов, комплектующих изделий в условиях инфляции. К росту цен может привести сокращающийся объем производства, обусловленный разрывом хозяйственных связей, неплатежами и т.д. Снижение цен может быть вызвано не стремлением хозяйствующего субъекта к созданию препятствий для входа на рынок своего товара, а резким падением спроса, затовариванием и т.п.
Опыт применения Закона РФ «О конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках» показал, что в нем не предусмотрен контроль за многими проявлениями монополизма, в частности за установлением монопольно высоких цен при падении производства и качества выпускаемых товаров, за картельными соглашениями на посредническом и розничном рынках. Действия Антимонопольного комитета в сфере ценообразования явно недостаточны. В задачи государства должно входить прямое воздействие на уровень цен, особенно на энергоносители, продовольствие, транспортные услуги.
2.3.Меры по регулированию цен естественных монополий.
В современной экономической теории и практике сложились две основные группы методов регулирования естественных монополий: ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые, и воспринимались как более адекватные рынку. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают им.
Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам относятся следующие: установление цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирование нормы прибыли, блочные тарифы, ценовое регулирование при ограниченной мощности, «эффективное» ценообразование, «справедливое» ценообразование.
К неценовым методам регулирования естественных монополий следует отнести следующие: стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, выделение естественно-монопольного сегмента, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегментов в рамках одной компании, организация торгов за франшизу (франчайзинг), обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов, неформальные методы.[16]
Существуют две концепции — это две практики регулирования цен методом нормирования прибыли:
За рубежом в регулируемых отраслях широко используется метод нормирования рентабельности по отношению к использованному капиталу. Суть метода заключается в том, что прибыльность компании должна быть достаточной, чтобы обеспечивать ее инвесторам тот уровень отдачи на вложенный капитал, какого они могли бы достичь, инвестируя капитал в другие направления со сравнимым риском.
В России такой метод пока не применяется, прибыль планируется исходя из "потребности" регулируемых компаний в средствах и политически приемлемого повышения цен. Следовательно, норма прибыли устанавливается не из соображений удержания или привлечения инвесторов. Но на основе регулирования цен (ив результате отсутствия конкуренции в соответствующих отраслях) у компаний при необходимости создаются повышенные внутренние источники накопления. Например, в тарифы атомных электростанций включаются так называемые целевые инвестиционные средства, предназначенные на поддержание безопасности и развитие атомной электроэнергетики. Абонентская плата за электроэнергию, взимаемая РАО "ЕЭС России", в большей своей части предназначается для образования инвестиционных средств. На нефтепроводном транспорте появился дополнительный инвестиционный тариф, используемый на финансирование строительства Балтийской трубопроводной системы. Из высказываний высших менеджеров естественных монополий становится вполне ясным, что в каждой из них желательно расширение практики применения "инвестиционной составляющей" в регулируемых ценах и тарифах.
В газовой промышленности и на трубопроводном транспорте доля внешних рыночных источников финансирования капитальных вложений составляет 3-4%, а по более реалистичной оценке - 1-2%. На железнодорожном транспорте их доля еще меньше. В электроэнергетике и отрасли связи доля рыночных источников - 10 и 15% соответственно или, скорее всего, - 8 и 13%. Для сравнения заметим, что в США средства, привлеченные с рынков капитала, составляют в среднем около 1/3 всех источников финансирования капитальных вложений субъектов естественных монополий (остальные 2/3 - амортизация и нераспределенная прибыль).
Структура источников финансирования капиталовложений естественных монополий в России мало чем отличается от структуры, присущей нерегулируемому сектору экономики. Это можно объяснить особенностями российского капитализма. В 1999 г. все хозяйственные организации России направили на выплату дивидендов и процентов всего 2,4% по отношению к прибыли рентабельных организаций. В промышленности этот показатель составил 1,4%, на транспорте в целом - 1%, в отрасли связи - 4,3%.
Следует отметить, что политика регулирования цен на продукцию естественных монополий косвенно препятствует формированию рынка капитала в России. Такое воздействие нельзя упускать из виду, поскольку инвестиции естественных монополий составляют значительную часть (около 30%) всех инвестиций в экономику России.
Нужно ли доказывать, что применяемый ныне порядок финансирования капиталовложений не заинтересовывает в эффективном их использовании. "Целевые инвестиционные средства" (как и бюджетные ассигнования) ничего не стоят предприятию в отличие от других источников финансирования капиталовложений. Неудивительно, что история естественных монополий в России - это череда примеров неэффективности их капиталовложений.
Далеко нецелевое использование "целевых инвестиционных средств" долгое время демонстрировал Единый фонд стабилизации и развития ОАО "Газпром", просуществовавший до 1997 г. По данным Счетной палаты РФ, в 1995 г. расходы из этого фонда на финансирование капитальных вложений составили около 70% всех его расходов, а в 1996 г. - уже менее 30% (остальное - расходы на пополнение оборотных средств, подготовку кадров, выставки, командировочные расходы и т.п.). По ее оценке, нормативы образования фонда были явно завышены и не отвечали реальным потребностям "Газпрома". Неиспользованный остаток фонда на 1 января 1995 г. составил 3,6 трлн. руб., на 1 января 1996 г. - почти 19 трлн. руб.
Финансирование капиталовложений за счет "инвестиционной надбавки" угнетает и разрушает частную собственность как общественный институт. Активы, созданные за счет "целевых инвестиционных средств", оказываются в собственности акционеров, которые не были инвесторами (в данном случае вообще нет инвесторов - лиц, добровольно предоставляющих свои средства в расчете на заработок). С другой стороны, акционеры как инвесторы не получают должного вознаграждения (дивиденды не выплачиваются или их размер носит чисто символический характер).[17]
Тарифное регулирование естественных монополий:
Никакое, даже самое совершенное ценовое регулирование не приведет к успеху без восстановления государственного влияния в принадлежащих ему субъектах естественных монополий (РАО "ЕЭС России", МПС и РАО "Газпром"). Не дело, когда трастовый договор по управлению долей государства в Газпроме характеризуется президентом ни много, ни мало как "грабеж страны", а с момента образования РАО "ЕЭС России" ни одного обсуждения данной проблемы совместно с правительством не проводилось, в то время как оно "обросло" сотнями посреднических фирм, направляющих финансовые потоки в обход не только бюджета, но и самой компании.
В соответствии с указом президента от 28.02 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" для наведения порядка созданы коллегии представителей государства в естественных монополиях, которые должны содействовать росту курсовой стоимости акций этих компаний, контролировать своевременность внесения в госбюджет всех положенных платежей, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и созданием элементов конкурентной среды. Президентский указ носит концептуальный характер и не содержит конкретного плана реорганизации, хотя выделение внутри естественных монополистов структурных подразделений прописано достаточно четко.[18]
Не забыты естественные монополисты и в коммунальной сфере. Так, наведение порядка в локальных естественных монополиях (коммунальных предприятиях) предполагает внедрение энергосберегающих технологий начиная с установки счетчиков и водомеров в квартирах российских граждан, что, по словам Б. Немцова, может дать до 30 % экономии издержек.
Больше вопросов возникает с ценовым регулированием естественных монополий. Ценовое пространство России в настоящее время включает в себя две сферы. Первая - сфера свободных рыночных цен, которые устанавливаются самими хозяйствующими субъектами на основе баланса спроса и предложения. Причем цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, но не относящихся к естественным монополиям, также формируются свободно и входят в данную сферу, хотя и контролируются антимонопольными органами России. Вторая - сфера прямого государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий и так называемые социально значимые товары.
Периодически проводимые ГАК РФ проверки практики установления тарифов из года в год показывают одно и то же: систематические нарушения порядка формирования тарифов, свидетельствующие о несовершенстве самих нормативных документов по ценообразованию. Эти документы позволяют наращивать численность промышленно-производственного персонала при сокращении объемов производства, предоставлять многочисленные льготы.
Разработаны они лишь в интересах производителей и не учитывают экономические интересы и возможности потребителей. Такие тарифы обеспечивают: получение необоснованно высокой по сравнению с другими отраслями и регионами заработной платы; выплату дивидендов независимо от того, как работало предприятие; страхование его работников; нецелевое использование части средств, предназначенных на строительство жилья и объектов соцкультбыта.
Например, на железнодорожном транспорте широко практикуются: взимание дополнительной оплаты за невыполненные (недовыполненные) работы (услуги) по сопровождению военизированной охраной МП С России вагонов и грузов; завышение тарифов в пригородном пассажирском сообщении; навязывание контрагентам при заключении договоров на перевозку грузов условий, не относящихся к предмету договора; выделение железной дороге продовольственных и промышленных товаров, различных материалов; требование оплаты сверх тарифов за отгрузку экспортных грузов и т.д.
Многочисленные нарушения действующего порядка ценообразования и несовершенство последнего показали проверки и в других отраслях естественных монополий.
Речь идет о том, чтобы сам механизм регулирования цен на продукцию и тарифов на услуги естественных монополий был максимально открытым, понятным и "прозрачным", то есть каждый покупатель вправе знать, за что и сколько он платит. При этом он должен быть уверен, что назначенная цена или тариф являются разумными и справедливыми. Все сказанное в равной степени относится к грузовым и пассажирским тарифам на услуги железнодорожного транспорта, на электропередачу и на транспортировку газа.
Законом "О естественных монополиях" предусмотрено, что государственными органами в числе методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий может применяться ценовое регулирование посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня. Напомним, что в соответствии с правительственным постановлением, помимо использования предельных коэффициентов изменения цен, которые мы предлагаем применять с учетом индексов инфляции, регулирование цен может осуществляться и другими способами, например, путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.[19]
Использование для эффективного ценового регулирования в условиях инфляционной переходной экономики фиксированных цен, предельных цен или надбавок, очевидно, нецелесообразно в силу того, что их величины придется постоянно пересматривать. Желательно, чтобы регулирование цен на значительном временном отрезке, по крайней мере в течение года, происходило автоматически.[20]
В последнее время, в частности, в Концепции ценовой политики Российской Федерации на 1996-1997 гг., разработанной Минэкономики РФ, в качестве способа регулирования предлагалось "учитывать при установлении цен разумную норму прибыли на используемый капитал, обеспечивающую дивиденды на акционерный капитал". Однако для профессиональной переоценки основного капитала требуется немало времени, то есть процедура утверждения и пересмотра регулируемых цен и тарифов будет длиться годами. Об этом свидетельствует опыт регулирования в США. Кроме того, в мировой практике до сих пор не решен вопрос, по какой стоимости - первоначальной или восстановительной - должна производиться оценка капиталовложений.[21]
Сложна и другая крупная проблема - установление "разумной" или "справедлйвой" нормы прибыли, ведь наши специалисты по регулированию цен в силу неразвитости официальной статистики не имеют представления даже о величине средней нормы прибыли в России. Наконец, регулирование цен и тарифов на продукцию субъектов естественных монополий посредством установления фиксированной нормы прибыли на вложенный капитал корпорации послужит стимулятором для поиска незаконных путей получения "справедливой" прибыли, как было при применении норматива рентабельности в 1996-2000 гг. Только тогда монополистом накручивались текущие издержки, а теперь будут максимизироваться еще и инвестиции.[22]
Таким образом, из предложенных правительственным постановлением способов ценового регулирования остается метод коэффициентов изменения цен, который активно использовался (неудачно) за годы реформ и, скорее всего, будет применяться и впредь. С одной стороны, это естественно. А с другой - нужно срочно на базе отечественного и зарубежного опыта регулирования ликвидировать накопившиеся недостатки и ошибки. К сожалению, для российской экономики еще достаточно долго, несмотря на успехи в области финансовой стабилизации, будет характерна инфляция, если подходить к делу по западным меркам. А в развитых странах экономика с годовым ростом цен, превышающим 3-5% в год, считается инфляционной. Поэтому нам тем более необходимы специальные инструменты ценовой политики государства по отношению к естественным монополиям. Очевидно, в условиях переходной инфляционной экономики России регулирование цен на их продукцию должно осуществляться путем индексирования, например, с использованием индекса потребительских цен (или индекса оптовых цен промышленности). Подобные рекомендации базируются на современном зарубежном опыте.
Заключение
Подводя итог сказанному, следует отметить, что естественная монополия - это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли он изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле систем регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет.
Государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.
В результате написания данной работы мы пришли к следующим выводам:
· Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.
· Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса.
· Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли
· Монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек. Более того, выпуск монопольной отрасли меньше выпуска конкурентной отрасли, сталкивающейся с таким же спросом и теми же условиями формирования издержек, а монопольная цена выше конкурентной цены.
· Иногда эффект масштаба делает монополию желательной. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.
· Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого с целью снижения цен, и увеличение выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.
· Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену путем регулирования величины объема своего выпуска.
· Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, принуждающие производить с минимальными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, монополист выбирает такой объем выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам производства. При этом, сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину обратно пропорциональную эластичности спроса.
· Так как решение монополиста об объеме предложения зависит от изменений в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между ценой и объемом предложения, не существует.
Итак, поставленные в работе задачи выполнены, а цели достигнуты. Естественные монополии и механизм их регулирования представлены.