Задание.
1.Прочитать материал по теме. Составить краткий конспект, выполните задания
Тематический материал
Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость.
Одноклеточный организм — это организм, тело которого состоит из одной клетки. В этом случае клеточный и организменный уровни организации живой материи совпадают. Примеры одноклеточных организмов:
· все прокариоты — бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии);
· грибы — одноклеточные дрожжи;
· растения — одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла);
· животные — простейшие (амебы, инфузории, споровики).
Кроме органоидов, характерных для всякой клетки, у одноклеточных организмов существуют также органоиды специального назначения, помогающие им осуществлять функции организменного уровня:
· движение и захват пищи — ложноножки (амеба), жгутики (эвглена), реснички (инфузория);
· выделение — сократительные вакуоли;
· раздражимость — светочувствительный глазок (эвглена, хламидомонада).
Если одноклеточный организм устроен просто, то у многоклеточного не только клетки различаются по форме и размерам, но и есть разнообразные ткани, строго выполняющие свою функцию.
Какие у вас возникают ассоциации при слове многоклеточный организм?
Одним из механизмов обеспечивающих сохранность, целостность организмов является постоянное приспособление к окружающей среде.
Появление многоклеточности сделало возможным формирование специализированных клеток, развитие разнообразных, выполняющих определенные функции тканей и органов. Специализация,.в свою очередь, повышает эффективность работы организма в целом, усложняет его структуру, обеспечивает более сложные и адаптивные формы поведения. Таким образом, появление многоклеточности стало важнейшим этапом в эволюции жизни на Земле.
Существует два уровня приспособления организмов к окружающей среде:
1. Клеточный – происходит на уровне клеток, характерен и для одноклеточных и для многоклеточных организмов. Например: В весенний период происходит активный рост организма и не просто синтез белка в рибосомах клетки, как строительного материала, но и образование полисом.
2. Тканевый – происходит на уровне тканей, характерен многоклеточных организмов. Например: при тренировках у атлетов развивается мышечная система, а у стрелков или охотников – особая острота зрения.
3. Каким образом еще поддерживается сохранность и целостность организма?
Ответ на этот вопрос найдете самостоятельно, согласно инструкционной карточке
Инструкционная карточка № 1
- Прочитать текст саморегуляция, устно дать определение. Из текста выявить способы поддержания стабильности организации живого; перечислить в тетради.
- Вспомните, какие системы органов у животных являются регулирующими обмен веществ. Приведите примеры устно.
- Прочитайте текст анабиоз, запишите определение в тетради. Подумайте, является ли анабиоз примером саморегуляции? Как можно использовать знания о анабиозе в практической деятельности?
Инструкционная карточка № 2
- Прочитать текст биологические часы, дайте определение в тетради. Устно приведите примеры.
- Многие утверждают, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте ответ.
- Найдите, когда колебания внутренней среды организма можно рассматривать, как один из факторов поддерживающих ее постоянство.
Прочитать текст саморегуляция, устно дать определение. Из текста выявить способы поддержания стабильности организации живого; перечислить в тетради.
Вспомните, какие системы органов у животных являются регулирующими обмен веществ. Приведите примеры устно.
¨ Прочитайте текст анабиоз, запишите определение в тетради. Подумайте, является ли анабиоз примером саморегуляции? Как можно использовать знания об анабиозе в практической деятельности?
Инструкционная карточка № 2:
Прочитать текст биологические часы, дайте определение в тетради. Устно приведите примеры.
Многие утверждают, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте ответ.
¨ Найдите, когда колебания внутренней среды организма можно рассматривать, как один из факторов поддерживающих ее постоянство.
. Проблемные вопросы согласно новой темы:
– Маки и тюльпаны – влаголюбивые растения. Почему они могут расти в пустынях? Какой уровень приспособленности: клеточный или тканевый?
– Интересный факт: осенью деревья, растущие вдоль освещенных аллей, дольше не сбрасывают листву. Объясните это явление.
- Благодаря чему организм является единым целым?
Литература
1. Беляев Д.К. «Общая биология».- М.: Просвещение, 2017.
2. https://vk.com/club206899923
3. https://www.infobraz.ru/library/biology/id00645