Мы снова встретились на следующий день и начали с того, на чем остановились в прошлый раз, — стали говорить о причинах, вызывающих неудовлетворенность работой. Как мы уже отмечали, конфликтная и недоброжелательная атмосфера в коллективе может превратить работу в кошмар. Тем не менее, согласно опросу, проведенному институтом Гэллапа, американцы, как правило, довольны атмосферой в коллективе. Чаще они страдают от недостатка признания, от того, что их не ценят. И для многих показателем собственной значимости является зарплата, то, сколько денег они получают. В современном обществе уровень зарплаты часто отражает не только оценку нашего труда работодателем, но и нашу самооценку. Уровень зарплаты напрямую связан с самооценкой.
Бывший вице-президент крупной биржи рассказал мне следующее: «Тридцать лет я был азартным брокером. Бывали дни, когда я мог заработать миллионы долларов для моих клиентов и десятки и даже сотни долларов для себя. За год я мог сделать денег в три, в четыре, в пять раз больше, чем имелось у инвестора. Но проблема заключалась в том, что были и другие дни, когда я ровно столько же проигрывал. И вот тридцать лет меня швыряло то вверх, то вниз, как баскетбольный мяч. В счастливые периоды, когда я выигрывал, у меня было прекрасное настроение. Я чувствовал себя королем, и клиенты, разбогатевшие благодаря мне, засыпали меня похвалами и говорили, что я гений. Разумеется, я соглашался с ними и считал свою славу заслуженной. Я считал себя самым умным человеком на земле. В такие периоды я становился нетерпелив, заносчив и нетерпим к окружающим. Но бывали и другие времена, когда я проигрывал деньги — свои и своих клиентов, — а иногда разорялся полностью. В такие периоды я впадал в жесточайшую депрессию, стыдился себя, оставался дома и напивался, что, конечно же, не помогало. Я чувствовал себя абсолютным неудачником, идиотом, я стыдился смотреть в глаза людям. Пару раз я был на грани самоубийства».
|
Для большинства из нас связь между нашими заработками и самооценкой не так очевидна, как у этого брокера. Но из его истории следует важный вывод: если в качестве мерила своей внутренней значимости мы выберем некий внешний источник — количество заработанных денег, чужое мнение о нас, успех проекта, в котором мы участвуем, — то рано или поздно такой подход под влиянием жизненных обстоятельств потерпит крах. Ведь деньги приходят и уходят, это очень нестабильный критерий самоуважения, и на этом фундаменте нельзя выстраивать нашу самооценку.
И тем не менее, по данным опросов, проведенных социологами, примерно треть работающих американцев считают, что работают они в первую очередь ради денег. Такие люди, как правило, наиболее остро реагируют на низкую оплату своего труда.
Я решил узнать, что думает Далай Лама по этому поводу.
— Денежный вопрос, — начал я, — неисчерпаемая тема, к которой можно подходить с разных сторон. Поскольку мы говорим о работе, скажите, пожалуйста, до какой степени, по вашему мнению, деньги могут служить стимулом к труду?
Я думаю, что большинство людей работает ради денег, — подтвердил Далай Лама. — В этом нет ничего плохого. Поскольку в современном индустриальном обществе для того, чтобы выжить, необходимо иметь работу, обеспечивающую средства к существованию, такой подход является трезвым и реалистичным. Особенно это касается тех, у кого есть семья, маленькие дети. Их желание заработать выглядит благородно. Проблемы начинаются, когда погоня за деньгами становится смыслом человеческого существования. Когда это происходит, мы начинаем забывать, что деньги — лишь средство для достижения чего-то большего. Деньги сами по себе — лишь кусочки бумаги. Ценностью их награждает общество, в котором они имеют хождение. Сама бумага, из которой они сделаны, стоит гроши — вот истинная цена денег. Может быть, это звучит банально, но я считаю, что иногда нужно напоминать людям о таком простом факте.
|
Работая только ради денег, мы подчиняемся ненасытной жадности. Нам всегда мало того, что мы зарабатываем. Мы становимся рабами денег. У меня есть несколько знакомых, которые рыщут по всему миру, стремясь заработать все больше. Я иногда подшучиваю над ними, называю их рабами денег. Они, конечно, задумываются иногда над своим образом жизни. Если бы эта погоня за деньгами делала их счастливее, то можно было бы найти ей какое-то оправдание. Но все обстоит совсем по-другому. Настоящая проблема заключается в том, что они вечно чем-то недовольны.
В мире всегда найдется человек, который будет богаче нас. Чем больше мы получаем, тем больше нам хочется. Зарабатывая миллион, мы стремимся заработать в следующий раз десять миллионов, а получив десять, нацеливаемся на сто. Таким образом, пока мы не скажем себе: «Довольно, остановись!» — мы всегда будем испытывать чувство неудовлетворенности. Это похоже на игру в футбол, где ворота постоянно отодвигаются, так что попасть в них невозможно.
|
— Наверное, так и есть, — заметил я, — но некоторым людям нужны не деньги сами по себе, а власть, которую они дают. Такие люди стремятся к власти.
Далай Лама покачал головой:
— Я думаю, что настоящая власть основана на уважении. Настоящая власть — это власть над сердцами и умами людей. Настоящей властью, к примеру, обладал Махатма Ганди, и власть его основывалась вовсе не на деньгах. Такая власть искусственна, поверхностна, недолговечна. Люди уважают твои деньги, а не тебя самого. Как только ты потеряешь деньги, вместе с ними кончаются и твоя власть, и
уважение к тебе. Это все равно что заставить кого-нибудь слушаться под дулом пистолета — как только ты опустишь пистолет, люди перестанут тебе подчиняться.
— Есть и другие мотивы, — продолжил я. — Вспомним, что многие люди стремятся иметь больше денег, поскольку считают, что деньги дают свободу — свободу путешествовать по всему миру, свободу делать то, что они хотят. У них создается ощущение, что если они станут миллионерами, то обретут полную свободу действий.
— Свобода — широкое понятие, — ответил Далай Лама, — а эти люди сужают его до своего узкого понимания. Благодаря деньгам они действительно обретают свободу в узком смысле этого слова — свободу от ежедневных забот о пропитании, одежде и крыше над головой, свободу от необходимости зарабатывать себе на жизнь. Человек или семья, которые трудятся ради куска хлеба, разумеется, считают, что деньги решат все их проблемы, поскольку именно денег им больше всего не хватает. Таким образом, некий минимальный достаток необходим. Деньги нужны для того, чтобы покупать еду, лекарства, иметь возможность купить дом или поехать отдыхать.
А если у вас денег чуть побольше, то вы сможете помочь другим людям. И это прекрасно.
Есть еще одна причина, по которой деньги необходимы. Применять на деле основные человеческие качества означает проявлять заботу о других людях. А если человек беден, живет в нищете, едва сводит концы с концами, ему трудно думать о других людях. Например, охрана окружающей среды — важное дело, но, если человек голодает, он готов рубить деревья и работать в шахте только для того, чтобы заработать на хлеб. Прежде чем задуматься об экологии, ему необходимо удовлетворить насущные потребности своего желудка.
В данном случае, как я понимаю, речь идет уже не о насущных потребностях, а о достижении определенной степени свободы. В результате многие люди начинают верить, что с помощью денег смогут решить все свои проблемы. И даже мои земляки-тибетцы, преданные идее духовности и Буддадхармы, думают, что, если поехать в Штаты и заработать там много денег, жизнь наладится. В современном тибетском языке для слова «деньги» есть выражение «кунга дхондуп » которое буквально означает «то, что делает всех счастливыми и выполняет все желания». Такая трактовка таит в себе определенную опасность.
В некоторых странах подобное отношение к деньгам развилось исторически — как правило, это были бедные страны. Все усилия населения этих стран сосредоточились на экономическом развитии. Люди считали, что таким образом решат многие проблемы. Но, когда экономические условия улучшились, отношение к деньгам осталось прежним. Отчасти это явилось следствием небрежения к духовным ценностям: состраданию, терпимости, любви к людям.
Поскольку ты родом из Америки, Говард, ты лучше меня знаешь настроения в своей стране. Те богатые американцы, которых ты знаешь, — они довольны жизнью или же чувствуют, что им чего-то не хватает, что одних денег недостаточно и нужно что-то еще? Как думает большинство?
— Когда им удается разбогатеть? Да.
— Я был знаком с людьми, чье состояние исчисляется сотнями миллионов долларов, и даже с одним миллиардером. У меня создалось впечатление, что богатство не сделало их счастливыми. С другой стороны, я знаю людей, которые умеют пользоваться своим богатством: некоторые из них приобретают произведения искусства и получают от этого большое удовольствие. Но в целом, как мне кажется, счастливые люди — и богатые, и бедные — похожи друг на друга. Если они занимаются благотворительностью, имеют хороших друзей, хорошие отношения в семье — они счастливы. Если нет — то они несчастливы. Так что, по-моему, все обстоит очень просто. Может быть, научные исследования и опросы смогут что-то добавить к моим весьма ограниченным впечатлениям, основанным на общении с узким кругом людей.
В процессе работы над первой книгой мы, если мне не изменяет память, коснулись темы денег. Там я привел результаты исследований, которые показывают, что повышение доходов выше прожиточного минимума не делает человека намного счастливее. С тех пор прошло несколько лет, и новые исследования только подтвердили прежний вывод: богатство не делает человека счастливее. Например, в прошлом году в «Нью-Йорк тайме» приводились данные о том, что реальные доходы американцев за последние тридцать лет выросли более чем на шестнадцать процентов, тогда как число людей, считающих себя «очень счастливыми», уменьшилось за тот же период с тридцати шести до двадцати девяти процентов.
Далай Лама задумчиво кивнул, а я продолжал:
— Помните, не так давно я приводил данные исследования «Конференс борд», согласно которому за последние несколько лет людей, удовлетворенных своей работой, стало заметно меньше? В том же исследовании говорится, что больше всего своей работой не удовлетворены люди с наиболее высоким уровнем дохода. К сожалению, такие исследования и даже народная мудрость, гласящая, что «не в деньгах счастье», не изменили отношение к деньгам в обществе. Большинство по-прежнему думает, что, став богаче, они станут счастливее. Возникает естественный вопрос: как убедить человека, которого не интересует ничего, кроме денег, что деньги не приносят счастья, что настоящим источником счастья являются духовные ценности, о которых вы говорите?
— Тех, кто не ценит духовность и не желает даже думать на эту тему, будет очень трудно убедить, — тихо ответил Далай Лама, как будто разговаривая сам с собой.
— И тем не менее, что бы вы сказали такому человеку?
— Во-первых, я привел бы результаты исследований, о которых ты говорил. Конечно, каждый сам определяет, сколько денег ему нужно, но если бы такой человек спросил у меня совета, я бы рассказал ему, насколько счастливее становится тот, кто делится своим богатством, — у него больше друзей, лучше репутация, и даже расставаясь с жизнью, он испытывает меньше сожалений. Такой человек имеет право сказать: «По крайней мере, я употребил свое богатство на то, чтобы помочь другим людям».
Далай Лама еще немного подумал и продолжил:
— И еще я бы посоветовал такому человеку остановиться и поразмыслить над тем, как создается богатство. Думая, что счастье — в деньгах, такие люди продолжают увеличивать свое состояние. Они пускаются в погоню за призрачной мечтой. Но чем богаче они становятся, тем больше возникает у них проблем. Это неизбежно. Не счастья и свободы они достигают, а прямо противоположного — становятся еще большими рабами денег, чем раньше. Сколько бы денег они ни зарабатывали, их постоянно снедает мысль, что они зарабатывают недостаточно. Это происходит оттого, что чем больше они получают, тем более роскошный образ жизни ведут и тем больше тратят.
Есть два способа избавиться от этих сомнений: Первый — зарабатывать еще больше денег, но, как я уже сказал, вряд ли этот способ эффективен. Второй Способ — уменьшить расходы, сделать свои запросы
более скромными. И это, мне кажется, наиболее верный путь. Сделайте передышку и спросите себя: что я делаю? зачем я это делаю? нужны ли мне все эти деньги, чтобы ради них так надрываться? Эта небольшая пауза для размышления может решительным образом повлиять на вашу судьбу.
Таким образом, главное, как я считаю, вовремя спросить самого себя: каковы мои взгляды на жизнь? Если они подчинены влиянию извне и ориентированы на внешние цели, например на приобретение богатства, то человек всю жизнь будет двигаться по замкнутому кругу. Если же он считает, что кроме денег есть множество других, не менее важных вещей, то у него есть все шансы прожить действительно счастливую жизнь.
— Думаете, таким образом можно заставить человека изменить свои взгляды? — спросил я.
— Трудно сказать, — засмеялся Далай Лама, — даже Будда не мог изменить взгляды всех людей.
***
Подходило время нашего традиционного послеобеденного чаепития. Когда мы пили чай, вошел один им помощников Далай Ламы с сообщением. Пока Далай Лама говорил с ним, у меня была возможность обдумать то, что он сказал только что. Как и многие люди, выросшие в обществе потребления, я редко задумывался над тем, какую роль играют в нашей жизни деньги. Не требовалось быть семи пядей во лбу, чтобы понять здравость высказанных Далай Ламой соображений. Я знал множество примеров того, как бесконечная погоня за деньгами все больше усложняла жизнь людей. Чем богаче становились некоторые из моих друзей, тем больше проблем появлялось в их жизни.
Особенно запомнилась мне история одной пары. Оба — и муж, и жена — высокооплачиваемые профессионалы. В конце концов, к своей великой радости, они стали зарабатывать достаточно денег, чтобы купить летний домик на берегу океана. Они уже предвкушали, как будут сидеть на террасе и смотреть на закат, потягивая коктейли. Однако вскоре их пыл начал угасать: им пришлось заниматься бесконечными переговорами, оформлением бумаг, заполнением Документов. После того как покупка состоялась, пришлось заняться переустройством дома, вступать в неизбежные споры с подрядчиком из-за цены и сроков выполнения. Затем дом необходимо было отделать и обставить — и все это обошлось им дороже, чем они предполагали. К этому времени они окончательно растеряли энтузиазм. Когда все было закончено, на какой-то короткий период им удалось насладиться домом — они летали туда пару раз на выходные. Но после первых же дождей в фундаменте дома обнаружился серьезный дефект, который нужно было исправлять.
Не так давно я случайно встретил своих друзей и, конечно же, спросил их про дом. «Дом замечательный, — ответили они, — мы получаем большое удовольствие, когда выбираемся туда. Только, к сожалению, выбираться удается не часто. А ведь мы еще не выплатили за него кредит. Кредит и расходы на содержание пробили такую брешь в нашем бюджете, что приходится работать по вечерам, чтобы все это оплачивать. Поэтому и времени нет туда ездить, все на работе пропадаем».
Наш перерыв подошел к концу, и Далай Лама продолжал свою речь:
— Даже те, кто делает деньги ради денег, в глубине души надеются, что станут таким образом счастливее. Они тоже стремятся к счастью. Значит, становясь рабами денег и жадности, они отклоняются от своей цели. Вместо счастья они получают несчастье, бесконечные неудовлетворенные желания. И наоборот, те, кто не теряют из виду главную цель, для кого деньги лишь средство, будут чувствовать себя гораздо лучше. Пусть денег у них меньше — в действительности они богаче, поскольку знают истинную цену деньгам и свободны от иллюзий относительно их могущества.
Вспоминая дорогие автомобили и дома моих американских знакомых, я поразился, насколько контрастирует с ними простой стиль жизни обитателей Дхарамсалы, особенно буддийских монахов и монахинь. В связи с этим я спросил Далай Ламу:
— Когда-то вы говорили о буддийской концепции «правильной жизни» — концепции, о которой я хотел бы поговорить попозже. Сейчас меня интересует другое: существует ли особое буддийское отношение к деньгам?
— Буддийская концепция правильной жизни не осуждает богатый образ жизни и не ограничивает размеры заработка. Конечно, если вы монах или монахиня, монашеские обеты налагают определенные ограничения на роскошь и комфорт. Монаху, к примеру, нежелательно иметь больше одной смены одежды в своем гардеробе. Но если вы не монах и при этом обладаете большим состоянием, то с буддийской
точки зрения это — плоды позитивной кармы, наработанной в прошлом. Поэтому концепция правильной жизни не содержит прямого противопоставления простоты и роскоши.
Среди последователей Будды были представители королевских семей разных стран. Как я понимаю, для буддизма очень важно само отношение человека к деньгам. Упор делается на то, чтобы выработать равнодушие к деньгам, чтобы человек преодолел свою зависимость от них. В священных книгах прямо говорится: пока бодхисаттва чувствует малейшую привязанность к деньгам, ему не следует иметь ни одной монеты. Но если бодхисаттва свободен от денег, то он может иметь их сколько угодно. Таким образом, для буддизма более важным является отношение человека к деньгам и то, как они приобретены.
Нельзя сказать, что буддийские тексты совсем не придают значения материальным благам. В одном из текстов Нагарджуны обсуждаются четыре законных человеческих стремления, две цели и средства для их достижения. Одна из целей — материальное удовлетворение. Средство для ее достижения — создание богатства, включая накопление наиболее сильной валюты — американских долларов. Вторая цель — достижение свободы, а средство — духовная практика. Такова буддийская точка зрения.
***
Позиция Далай Ламы была ясна: отношение человека к деньгам важнее их количества. Как обычно, для достижения счастья полезнее опираться на свои духовные ресурсы, чем на ресурсы материальные, — разумеется, при условии, что мы не живем в нищете и не умираем от голода.
Мы говорили о тех, кто является рабами денег, о тех, для кого важнее всего деньги, получаемые за работу. Хотя таких людей немало, в настоящее время мы наблюдаем обратную тенденцию. Доктор философских наук Мартин Зелигман, один из авторитетных исследователей в области человеческого счастья и позитивной психологии, в своей книге «Настоящее счастье» пишет: «Наша экономика стремительно меняется — вместо денег главным стимулом для людей становится удовлетворенность своим трудом. Именно этим стимулом все чаще руководствуются люди при выборе работы». В частности, Зелигман приводит Данные о том, что юристы — наиболее высокооплачиваемая профессия в Америке — уходят с работы, несмотря на высокие заработки, поскольку она их не удовлетворяет. Крупнейшие юридические фирмы Нью-Йорка тратят сейчас больше средств на то, чтобы удержать старых сотрудников, чем на прием новых, поскольку многие молодые юристы уходят из фирм, меняя свою работу на более интересную, хотя и менее оплачиваемую.
Недавно я имел возможность убедиться в справедливости этого наблюдения. Месяц назад мне понадобился новый личный помощник, и я поместил небольшое объявление в местной газете. Я был шокирован тем, что за первые два дня пришло 165 откликов. Причем многие кандидаты имели высокую квалификацию, занимали раньше ответственные посты, получали много денег и были немолодыми людьми с большим опытом работы. Я предлагал не очень высокую оплату их труда. Я решил, что, может быть, такой наплыв кандидатов есть следствие безработицы или плохой экономической ситуации. Я стал спрашивать кандидатов, почему они, имея столь высокую квалификацию, выбрали именно эту работу: ведь, судя по их резюме, они явно могли рассчитывать на большую зарплату. Их ответы меня удивили. Общее мнение выразил один из кандидатов: «Деньги теперь не имеют для меня решающего значения. Мне хочется иметь интересную работу, с гибким графиком, которая позволила бы параллельно заниматься другими вещами. Я не хочу сидеть изо дня в день за столом, выполняя одно и то же задание. А ваша работа оставляет время для писательского труда и занятий искусством. Кроме того, мне нравится помогать людям. На предыдущей работе я был занят с утра до ночи и зарабатывал кучу денег, но при этом понимал, что являюсь лишь орудием для получения еще большей прибыли в руках директора и абстрактных, неведомых мне акционеров. А я хотел бы иметь такую работу, как предлагаете вы: быть чьей-то «правой рукой». Я хочу видеть, что реально помогаю живому человеку.
Да, ситуация действительно меняется. Все больше людей следуют примеру моего друга. Вот его история: «Я закончил Барнард-колледж Колумбийского университета в 1986 году, в самый разгар бума вокруг Уолл-стрит и моды на яппи. У меня уже был опыт работы в картинных галереях и арт-центрах, и я понял, что такая работа мне по душе: в университете Я специализировался на истории искусства и музыке. Я любил искусство, театр. Что же может быть лучше? На последнем курсе мы с ребятами обсуждали возможные варианты работы. Я рассказал о своих. Первый вариант был — пойти работать в один из самых престижных арт-центров, но на самую низкую должность с маленькой зарплатой. Второй вариант: пойти специалистом по связям с общественностью в одну из фирм, располагающихся на Уолл-стрит. Там предлагали зарплату в три раза больше и каждый год обещали увеличивать ее в два раза. Когда я спросил совета у своих товарищей, они хором сказали: «Конечно, выбирай деньги!» Но на примере своего брата я хорошо видел, что значит такая работа: он работал по сто часов в неделю, без отпуска, без личной жизни, порою ночевал в офисе и временами походил на зомби. Я все-таки выбрал скромную должность в арт-центре. И хотя мне частенько приходилось искать мелочь, завалившуюся в обшивку дивана, чтобы наскрести на поездку в метро в дождливый день (обычно я вообще ходил на работу пешком), в конце концов я достиг успеха, и теперь зарабатываю столько, что могу ездить на такси. И у меня даже бывает отпуск.