Ценообразование на рынке чистой монополии




ценообразование монополия товар обращение

В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «одни продающий». В экономической теории есть два толкования этого термина - широкое и узкое.

Широкое толкование звучит так:

Монополия - исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

Если фирма является единственным продавцом товара, который не имеет близких заменителей, то потребитель сталкивается с чистой монополией.

Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Рынок чистой монополии представлен одним производителем-продавцом.

Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента. Цена может устанавливаться ниже себестоимости, если продукция является общественно значимой, или наоборот, значительно завышаться в соответствии с государственной программой сокращения потребления.

Рынок чистой монополии характеризуется следующими особенностями:

§ монополисты, как правило, производят уникальный тип продукта;

§ максимальный контроль над ценой на рынке ограничен антимонопольным законодательством;

§ выход на рынок предприятий, производящих аналогичную продукцию, невозможен;

§ рекламная деятельность ведется в основном в области связей предприятия с общественностью;

§ маркетинговые мероприятия ведутся в направлении анализа эластичности спроса на производимую продукцию.

Основным принципом ценообразования на рынке чистой монополии становится захват потребительского излишка у различных групп потребителей.

Устанавливая цену на максимальном уровне, чистая монополия рискует потерять потребителя, поэтому она придерживается правила равенства предельного дохода предельным издержкам (MR=МС). Таким образом, предприятие устанавливает оптимальную цену и захватывает потребительский излишек.

Для монополии это не предел и, проводя политику диверсификации цен, она может захватить дополнительный потребительский излишек.

Диверсифика́ция (новолат. diversificatio - изменение, разнообразие; от лат. diversus - разный и facere - делать) - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Существуют различные виды диверсификации цен монополии:

• по доходам потребителя (для низкодоходных групп цены ниже, для высокодоходных - выше);

• в зависимости от объема потребления (товары оптом продаются по более низким ценам, в розницу - по более высоким);

• по категориям товаров (в зависимости от качества или фирменной маркировки товара);

• по территориальному признаку (в одном регионе цены на товар выше, например, на севере России, в другом - ниже, например, в Центральном районе);

• по степени новизны товара (новейшие товары продаются по высокой цене, более старые - по низкой цене);

• в зависимости от социальной группы потребителя (ценовые скидки для студентов, пенсионеров, инвалидов);

• при максимальном спросе (повышение цен на транспорт в курортных зонах во время отпусков).


Список используемой литературы

1. Салижманов И.К., учебник: «Ценообразование» (КНОРУС, 2007)

2. «Современный экономический словарь», Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. (ИНФРА-М, 2006)

. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 марта 2004 г. №15/1 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказа Минрегиона России от 01.06.2012 №220)

. Постановление Росстата от 30.12.2005 №110 «Об утверждении «Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен»

5. «МЕЖДУ НАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» Учебник (Москва. 1997) Под общей редакцией профессора В.Е. Рыбалкина

. https://economy-bases.ru/

7. https://ru.wikipedia.org



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: