Стороны, заинтересованные в результатах деятельности компании (organizational stakeholders), — это физические лица и другие компании, которые находятся в непосредственной зависимости от методов ведения бизнеса, принятых в компании, а также имеют свою долю в результатах ее деятельности.13 Большинство компаний, стремящихся выполнять свои обязательства перед заинтересованными сторонами, в первую очередь сосредоточивают свои усилия на удовлетворении нужд трех основных групп заинтересованных лиц: потребителей, работников и инвесторов. Кроме того, эти компании пытаются удовлетворить также нужды и ожидания других заинтересованных сторон, имеющих определенное отношение и важных в той или иной степени для деятельности компании.
Компании, которые несут ответственность перед потребителями своей продукции, стремятся обходиться с ними честно и справедливо: назначать умеренные цены, выполнять гарантийные обязательства, обеспечивать своевременную доставку товаров, а также поддерживать высокое качество выпускаемой продукции. Среди компаний, заработавших себе прекрасную репутацию в этой сфере, можно назвать такие компании, как British Petroleum и Volkswagen.
Компании, которые демонстрируют социальную ответственность по отношению к персоналу, обращаются со своими работниками справедливо, способствуют формированию здоровых отношений в коллективе, а также уважают достоинство работников и удовлетворяют их основные потребности. Такие компании, как ЗМ Company, Hoescht AGw Honda, имеют хорошую репутацию в этой сфере. Кроме того, эти компании прилагают максимум усилий к тому, чтобы находить, нанимать, обучать и продвигать квалифицированных работников из числа национальных меньшинств.
|
Обеспечение социальной ответственности компании перед инвесторами предполагает правильное ведение финансовой отчетности, предоставление акционерам требуемой информации о финансовых результатах деятельности фирмы, а также управление компанией с учетом защиты прав и инвестиций акционеров.
Кроме того, руководство должно проявлять особую тщательность и объективность в оценке будущего экономического роста и рентабельности компании, а также не допускать даже видимости некорректных действий в таких чувствительных сферах, как незаконные операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации, манипуляции с курсами акций, а также утаивание финансовой информации.
Окружающая среда
Вторая важная сфера социальной ответственности относится к окружающей среде. Совсем недавно многие компании сбрасывали все без исключения сточные воды, отходы производства и мусор в ручьи и реки, в воздух и на свободные земли. Когда в конце 80-х компания Royal Dutch/Shell впервые исследовала бассейн Амазонки в поисках потенциальных мест для закладки нефтяных скважин, ее рабочие бригады оставляли после себя поваленные деревья и много мусора. Однако в настоящее время действует ряд законов, регулирующих переработку и удаление отходов. Существует много примеров того, как компании сами повысили уровень своей социальной ответственности в вопросах выброса загрязняющих веществ, а также в других вопросах охраны окружающей среды. Например, когда компания Shell отправила свою последнюю нефтеразведочную экспедицию еще в один регион бассейна Амазонки, в состав этой экспедиции вошли некоторые специалисты особого профиля. В частности, в этой экспедиции принимал участие биолог, в задачи которого входил контроль за защитой окружающей среды, а также антрополог, который должен был помогать другим членам экспедиции более эффективно взаимодействовать с местными племенами. Аналогичным образом некоторые компании, занимающиеся розничной торговлей лесоматериалами (такие как Ноте Depot и Wickes), соглашаются продавать только те лесоматериалы, которые имеют специальный сертификат, подтверждающий, что данная продукция произведена с использованием экологически благоприятных технологий. Тем не менее еще многое в данной сфере предстоит сделать. Многим компаниям необходимо разработать методы производства, осуществимые с экономической точки зрения и исключающие загрязнение окружающей среды из-за выпадения кислотных дождей, глобального потепления и разрушения озонового слоя. Кроме того, многие компании нуждаются во внедрении альтернативных методов очистки сточных вод, обработки и захоронения опасных отходов, а также переработки обычных отходов. Например, компания Procter & Gamble является лидером отрасли в вопросах использования вторичного сырья при изготовлении упаковки для своей продукции; многие немецкие компании используют рециклированные материалы там, где только это возможно. Корпорация Hyatt открыла новую компанию, задача которой состоит в переработке отходов, поступающих из отелей корпорации. Африканская компания Conservation Corporation, которая базируется в Йоханнесбурге и специализируется на строительстве роскошных охотничьих домиков, стремится к тому, чтобы сделать свои лоджи максимально дружественными к окружающей среде. И еще один пример: компания Starbucks недавно объявила о своих планах выплачивать дополнительно по 10 центов за каждый фунт кофейных зерен тем поставщикам кофе, которые продемонстрируют свою приверженность защите окружающей среды. Интернет также рассматривается как важный потенциальный источник экономии природных ресурсов. Такая роль Интернета обусловлена тем, что электронная коммерция и осуществление сделок в режиме online позволяют сократить затраты энергии и уменьшить загрязнение окружающей среды.
|