Рынок и его характеристика.




Рынок – экономические отношения, которые складываются между покупателем и продавцом по поводу движения товаров и денег; объединение сделок купли и продажи товаров и услуг. Сделка – обмен товара на деньги. Виды рынков: а) по территориальному критерию -местный (в пределах села, города, района), национальный (внутренний),мировой (внешний).б) по критерию законности – легальный (законный) и нелегальный рынок, имеет два направления: теневая торговля, ведётся с нарушениями правил купли продажи; чёрный рынок, подпольная торговля вещами, которые запрещено производить и продавать;в) по критерию регулируемости – свободный и регулируемый и т.д. Признаки свободного рынка: 1) нерегулируемым предложением, производитель самостоятельно решает какие товары и в каком количестве произвести.2) нерегулируемым спросом, закреплённым вправовых нормах и поддерживаемых государством.По объектам купли - продажи выделяют рынки:а) рынок труда (рабочей силы)б) фондовый рынок или рынок ценных бумаг(акции, облигации)в) рынок капитала г) рынок товаров и услугд) валютный рынок (система обмена валюты разных стран в различных пропорциях).е) рынок информации.

Спрос и предложения.

В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения.

Закон стоимости – формирует уровень средних цен.

Закон спроса и предложения – определяет соотношение денег и товаров на рынке. Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка, — спрос, предложение и цена.

Спрос — это желание и возможность покупателя приобретать товары и услуги в определённых количествах и за определённый период времени.

Закон спроса: при прочих равных условиях покупатель при­обретает большее количество товаров при снижении цен и мень­шее — при их повышении.

Величина спроса — это максимальное количество товаров и услуг, которое покупатель готов приобрести за определённую цену.

Спрос может зависеть не только от цены, но и от неценовых факторов.

Неценовые факторы спроса:

- вкусы и предпочтения потребителей;

- количество покупателей данного товара;

- денежные доходы населения;

- цены на взаимозаменяемые товары;

- ожидание изменения цены;

- изменение системы налогообложения и дотаций;

- внешние условия, такие как сезонные покупки, традиции, религиозные предпочтения.

Предложение — это желание и возможность продавцов продать те или иные товары и услуги.

Закон предложения: если прочие условия остаются неизмен­ными, то производитель создаёт и реализует большее количество товаров при повышении цен и меньшее — при их снижении.

Колебания цен влияет на деятельность товаропроизводителя. Через цены, рынок регулирует производство: что производить и в каких количествах. Рынок пробуждает его участников к снижению производственных затрат,

совершенствованию техники, технологии, повышению производительности труда.

Современная рыночная экономика – механизм координации деятельности товаров производителей и потребителей на основе экономических законов.

Условия становления рыночных от­ношений: организационно-экономические, правовые, социаль­ные.

Организационно-экономические условия:

-многообразие форм собственности;

-демократизация производства;

-создание рыночной инфраструктуры;

-рост конкуренции производителей;

-создание механизма свободного ценообразования.

Правовые условия:

-правовое регулирование рынка.

Социальные условия:

-обеспечение социальных гарантий гражданам;

-предоставление всем гражданам равных возможностей в получении доходов;

-поддержка нетрудоспособных и социально-уязвимых ка­тегорий населения;

-поддержка безработных.

Наличие учреждений: биржи – учреждения, созданные для продажи товаров, ценных бумаг, валюты или рабочей силы большими партиями; банки –финансовые предприятия, которые предоставляют населению и организациям кредиты под определенный процент.

Экономическая жизнь включает в себя элементы конкуренции и монополии.

Конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия купли и продажи товаров.Борьба за выживание и экономическое процветание – это важнейшее свойство рыночного хозяйства. Монополия – право производства или торговли принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.Монополия – сила подрывающая конкуренцию и свободный рынок.

Конкуренция (от лат. сопсиггеге — «состязаться») — сопер­ничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и сбыта продукции, это соперничество между предпринимателями за возможность получения прибыли. Монополия – господствующее положение одного лица или группы лиц в какой – либо сфере экономической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: