Спрос и предложения.
В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения.
Закон стоимости – формирует уровень средних цен.
Закон спроса и предложения – определяет соотношение денег и товаров на рынке. Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка, — спрос, предложение и цена.
Спрос — это желание и возможность покупателя приобретать товары и услуги в определённых количествах и за определённый период времени.
Закон спроса: при прочих равных условиях покупатель приобретает большее количество товаров при снижении цен и меньшее — при их повышении.
Величина спроса — это максимальное количество товаров и услуг, которое покупатель готов приобрести за определённую цену.
Спрос может зависеть не только от цены, но и от неценовых факторов.
Неценовые факторы спроса:
- вкусы и предпочтения потребителей;
- количество покупателей данного товара;
- денежные доходы населения;
- цены на взаимозаменяемые товары;
- ожидание изменения цены;
- изменение системы налогообложения и дотаций;
- внешние условия, такие как сезонные покупки, традиции, религиозные предпочтения.
Предложение — это желание и возможность продавцов продать те или иные товары и услуги.
Закон предложения: если прочие условия остаются неизменными, то производитель создаёт и реализует большее количество товаров при повышении цен и меньшее — при их снижении.
Колебания цен влияет на деятельность товаропроизводителя. Через цены, рынок регулирует производство: что производить и в каких количествах. Рынок пробуждает его участников к снижению производственных затрат,
совершенствованию техники, технологии, повышению производительности труда.
Современная рыночная экономика – механизм координации деятельности товаров производителей и потребителей на основе экономических законов.
Условия становления рыночных отношений: организационно-экономические, правовые, социальные.
Организационно-экономические условия:
-многообразие форм собственности;
-демократизация производства;
-создание рыночной инфраструктуры;
-рост конкуренции производителей;
-создание механизма свободного ценообразования.
Правовые условия:
-правовое регулирование рынка.
Социальные условия:
-обеспечение социальных гарантий гражданам;
-предоставление всем гражданам равных возможностей в получении доходов;
-поддержка нетрудоспособных и социально-уязвимых категорий населения;
-поддержка безработных.
Наличие учреждений: биржи – учреждения, созданные для продажи товаров, ценных бумаг, валюты или рабочей силы большими партиями; банки –финансовые предприятия, которые предоставляют населению и организациям кредиты под определенный процент.
Экономическая жизнь включает в себя элементы конкуренции и монополии.
Конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия купли и продажи товаров.Борьба за выживание и экономическое процветание – это важнейшее свойство рыночного хозяйства. Монополия – право производства или торговли принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.Монополия – сила подрывающая конкуренцию и свободный рынок.Конкуренция (от лат. сопсиггеге — «состязаться») — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и сбыта продукции, это соперничество между предпринимателями за возможность получения прибыли. Монополия – господствующее положение одного лица или группы лиц в какой – либо сфере экономической деятельности.