Формы работы депутата в Совете и избирательном округе.




Императивный и свободный мандат депутата.

В соответствии с законодательством мандат депутата может быть двух видов: императивный и свободный. Сущность императивного мандата заключа­ется в том, что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный же мандат предоставляет возможность депутату действовать по своему усмотрению. В современной трактовке императивного мандата выделяют три его главных элемента: наказы избирателей, отчеты депутатов перед избирателями и право избирателей на досрочный отзыв депутатов, не оправ­давших их доверия¹.

В настоящее время депутаты полу­чают свободный мандат и в своих действиях ничем, кроме со­вести и Закона, не связаны. Думается, что на местном уровне целесообразно введение некоторых элементов императивного мандата, например института отзыва. В целом вводить импе­ративный мандат представляется нецелесообразным, так как он обладает рядом недостатков;

 

• императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей, но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которых участвует их депутат;

• выражая свою волю, давая наказ, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения (например, о наличии денежных или материальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомо невыпол­нимыми;

¹См.: Коток В.Ф. Наказы избирателей в социалистическом государстве. М., 1967.135 с.; Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74.

 

• такой мандат сковывает творческую деятельность депу­тата, препятствует быстрому разрешению вопросов, не терпя­щих отлогательства.

• воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других: в таком случае чьи интересы депутат должен представлять?¹

Свободный мандат тоже далек от совершенства. В част­ности, он повышает требования к избирателям, которые за непродолжительный период избирательной кампании долж­ны выявить и выбрать самого достойного кандидата в пред­ставители своих интересов.

 

 

¹ Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74.

Формы работы депутата в Совете и избирательном округе.

Закон исходит из того, что депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рас­сматриваемым на сессии Совета. Депутат имеет пра­во предлагать вопросы для рассмотрения Советом. В этом отношении у органов Совета — президиумов, постоянных комиссий и комитетов и у дру­гих государственных органов нет каких-либо преиму­ществ. При обсуждении проекта повестки дня депу­тат может вносить свои предложения и замечания как по ее сути, так и по порядку обсуждения и существу обсуждаемых вопросов.

Если вопрос, который предлагает обсудить депу­тат на сессии, требует принятия нормативного акта, депутат может подготовить либо проект этого доку­мента и внести его на рассмотрение Совета, либо предложение о принятии акта или внесении измене­ний в действующие нормативы. Для депутата высше­го органа власти, это право именуется правом законодатель­ной инициативы, в местных Советах ему соответ­ствует правотворческая инициатива депутата, если речь идет о принятии решения нормативного харак­тера.

Вместе с тем у депутата есть общее право вносить проекты решений по любым вопросам, рассматривае­мым Советом. Это означает, что депутат может под­готовить свой проект и по тем вопросам, которые вне­сены на обсуждение органа власти другими государ­ственными органами, органами данного Совета и де­путатами. Кроме того, у депутата есть право вносить поправки в проекты решений, которые должен при­нять Совет.

В своей деятельности депутат является активной фи­гурой процесса работы Совета на сессии. Он имеет право участвовать в прениях, обращаться с запроса­ми, задавать вопросы. Депутат вправе выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голо­сования, давать справки. По обсуждаемому на сессии вопросу депутат может передать председательствую­щему текст своего выступления, предложения и за­мечания для включения в протокол сессии.

Депутат вправе избирать и быть избранным в ор­ганы Совета. Он является активным участником про­цесса формирования на сессии как органов Совета, так и состава других государственных органов. В этих целях депутат вправе высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, наз­начаемых или утверждаемых Советом.

В отдельной статье Закона о стату­се установлено, что депутат имеет право на постановку в Совете вопроса о доверии составу обра­зованных или избранных Советом органов или избранным, назначенным или утвержденным им долж­ностным лицам.

Какими бы широкими правами ни обладал депутат на сессии Совета, ее результативность зависит от умения осуществлять эти права, от «искусства» пове­дения депутата на сессионных заседаниях, от той ат­мосферы, которую они сами создают в период сессии.

 

В законе о статусе депутата (статья 12) в РБ чётко разграничиваются права: депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом и его органами, в состав которых он избран или входит по должности.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в органы Совета;

участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа;

предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами;

вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить проекты решений и поправки к ним;

выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в состав образуемых Советом органов;

вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету;

вносить предложения об освобождении от обязанностей должностных лиц, о других кадровых перестановках в подчиненных или подконтрольных Совету органах; предлагать к рассмотрению Советом вопросы о проведении проверок исполнения законов Республики Беларусь, решений соответствующего Совета подотчетными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета;

обращаться с запросами, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, давать оценку полученным ответам;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать справки;

знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Совета и его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию;

оглашать на сессиях Совета обращения граждан, имеющие общественное значение.

Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему текст своего выступления, предложений и замечаний, которые подлежат включению в протокол сессии и учитываются при принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный ответ.

Депутат, не согласный с решением Совета или его органа, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на их заседаниях.¹

 

¹Закон «О статусе депутата местного Совета Депутатов Республики Беларусь».

 

 

Необходимо отметить и саму работу депутатов на сессии. О предстоящей сессии депутату необходимо сообщать индивидуально, независимо от публикации в печати. В извещении следовало бы указать дату не только от­крытия сессии, но и явки депутата (возможно, ему на­до приехать раньше из-за каких-то дел по подготовке сессии и документов Совета); перечень предполагае­мых для обсуждения вопросов; возможную просьбу к депутату собрать ту или иную информацию.

Устанавливается минимальные сроки рассылки (раздачи) сессионных материалов и их ви­ды. Ведь это полностью зависит от аппарата: ранее — исполнительных органов, теперь — самого Совета.

Полученное депутатом извещение о сессии явля­ется основанием, чтобы администрация отпустила его с работы. Не имея возможности по уважительным причинам прибыть на сессию, депутат должен сооб­щить

об этом президиуму Совета. Уважительными считаются личные обстоятельства — болезнь, смерть близкого родственника и т. п., а также определенные производственные — например, авария.

Сессии обычно проводятся в зале заседаний Сове­та либо в здании какой-то школы, конференц-зале предприятия. Выездные сессионные заседания про­водятся непосредственно на предприятиях, в учреж­дениях, организациях—в тех помещениях, которыми они располагают.

По прибытии на сессию и перед каждым заседанием проводится регистрация депутатов. Пер­вое заседание первой сессии вновь избранного Совета открывает и ведет председатель соответствующей (центральной или территориальной) избирательной комиссии, последующие —председатель Совета. Сес­сии правомочны при наличии не менее двух третей общего числа депутатов соответствующего Совета. Начинается работа сессии с обсуждения и утвержде­ния повестки дня. С сообщением (докладом) по это­му поводу выступает один из руководителей Совета (часто — заместитель председателя), он отвечает на вопросы депутатов. Возможна дискуссия по проекту повестки дня, затем — голосование о ее утвержде­нии. Одновременно определяется и порядок работы, т.е. последовательность обсуждения вопросов, вре­мя, отводимое на обсуждение, доклады, выступле­ния и т. п.

 

Польза для депутата должна быть не только от самих сессионных заседаний. Но и до начала, в перерывах депутат встречается с должностными лицами, решает многие вопросы, по­лучает консультации и т. д. Соответствующие орга­низационные меры принимает аппарат Совета. Ис­полнительные и распорядительные органы Совета, другие государственные органы учитывают, что приб­лижается время сессии или что она в данный момент проводится. Ответственные работники готовы к встре­чам с депутатами, находятся на рабочих местах, не­замедлительно принимают депутатов.

Прибыв на сессию, депутат дол­жен активно в ней участвовать. Как известно, сессия — основная форма деятельности Совета. Она состоит из заседа­ний Совета (порой их называют пленарными), а так­же проводимых в период между ними заседаний по­стоянных комиссий (комитетов) Совета. Сессия от­крывается и закрывается на заседаниях Совета.

Такой порядок проведения сессии отражен в рег­ламентах Советов. Таким образом, если исходить из него, частью сессии считаются не все заседания по­стоянных комиссий (комитетов), а лишь те, которые проводятся после ее официального открытия. Заседа­ния, состоявшиеся до первого и после последнего за­седаний сессии, ее частью не считаются.

Процедура сессий во многом едина для Верхов­ных и местных Советов, хотя, конечно, имеет свои осо­бенности на соответствующих уровнях. Эти особенно­сти могут быть обусловлены структурой Совета (на­пример, у Верхней Палаты, РФ — две палаты, и это влияет на порядок работы), его полно­мочиями (так, для законодательного процесса в Вер­хней Палате характерна своеобразная процедура).

Депутат в избирательном округе

На избирательный округ прихо­дится большой объем депутат­ской деятельности. В Совете, как правило, решают­ся наиболее важные дела, принимаются принци­пиальные документы. В округе много повседневной, оперативной, так называемой рутинной работы. Но именно здесь депутату часто приходится действовать в интересах конкретных людей, встречаться с ними, по­лучать от них заявления. Поэтому и результаты дея­тельности здесь тоже зачастую нагляднее — избиратель получил квартиру, место в детском саду, оборудована спортивная площадка и т. д. И во всем этом депутат видит и результат собственных усилий.

Работа в округе это часть усилий депутата, как представителя народа в Со­вете, осуществляющего функции государственной вла­сти. Причем важная часть. И оценивать ее надо не столько по количеству обращений избирателей к де­путату, хотя само по себе это существенно, сколько по тому, как в принципе депутат понимает свою миссию и что делает для своих избирателей — чтобы им лучше жилось, чтобы они имели хорошее обслуживание и т. п.

У работы депутата в округе есть и еще ряд целей. Одна из них — проводить в жизнь решения Совета. Депутат призван сделать все от него завися­щее, чтобы с этими решениями познакомилось как можно большее число жителей избирательного округа, работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных на его территории. Он добивается то­го, чтобы решения Совета были взяты к руководству всеми должностными лицами, при необходимости со­ставлены планы мероприятий по реализации решений, а затем проведены и сами эти мероприятия.

От имени и по поручению Совета и его органов де­путат осуществляет в округе контроль за выполнением решений, за состоянием дел на предприятиях, в учреж­дениях и организациях, в том числе по части создания нормальных условий труда и отдыха для работников, разрешению поступающих от них в адрес администра­ции предложений, заявлений и жалоб.

Следует иметь в виду, что задачей депутата явля­ется и обеспечение так называемой «обратной связи», т. е. постоянное укрепление контактов Совета в целом, его органов с населением. В этих целях депутат при­зван информировать Совет и его органы о насущных нуждах населения своего избирательного округа, о проблемах, недостатках, нарушениях закона, которые здесь имеют место. Зачастую депутат должен быть ру­пором населения, трудовых коллективов, находящих­ся в округе, — доводить до сведения Совета, исполни­тельного комитета их мнение по определенному поводу, добиваться его учета при принятии решения.

Вместе с тем депутат, если требуется, должен ста­вить вопрос о заслушивании в Совете, на заседаниях его органов докладов и сообщений руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположен­ных в его избирательном округе, особенно если он об­наруживает неблагоприятные обстоятельства и собственными силами не может добиться желаемого резуль­тата. В определенных случаях, например, по поводу работы с предложениями, заявлениями и жалоба­ми граждан — Совет вправе слушать отчеты руково­дителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, и депутат мо­жет быть инициатором таких отчетов.

Округ должен стать для депутата конкретным мес­том, где можно и нужно воплотить в жизнь установ­ки относительно углубления демократии и самоуправ­ления народа. Задачей депутата является содействие развитию самоуправленческих начал в управлении про­изводством на предприятиях, в строительных управле­ниях, трестах, в других трудовых коллективах на тер­ритории округа. Кроме того, в округе немало различ­ных органов общественной самодеятельности насе­ления — советов микрорайонов, домкомов, селькомов и др. Они обеспечивают развитие территориального самоуправления, вовлекают в него население по месту жительства, т. е. проводят собрания, сходы граждан, обсуждение и решение на них многих проблем, вол­нующих жителей.

Наконец, избирательный округ—та территориаль­ная единица, где выявляется мнение населения о рабо­те Совета и депутата. Поэтому важной частью дея­тельности депутата является информирование населе­ния о мероприятиях, проводимых органом власти, его президиумом, исполкомом, постоянными комиссиями. Здесь же проводятся отчеты депутатов.

Задачи у депутатов в округе довольно ответственные, они подкрепляются широким кругом прав и обязанностей депутата в округе.

Депутат имеет право участвовать, если сочтет не­обходимым, в рассмотрении в органах государственного управления и органах соответствующих общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интере­сы граждан в округах. Эти органы обязаны заблаго­временно извещать депутатов о рассмотрении таких вопросов.

Одна из важнейших функций депутата — проводить проверки по собст­венной инициативе. Закон исходит из активной пози­ции депутата, в том числе и в округе, необходимости его борьбы с любыми нарушениями законности.

Активная роль депутата нашла отражение еще в одном новом положении закона. Он получил право проводить собрания, конференции избирателей окру­га, встречи с трудовыми коллективами и органами об­щественных организаций. Конечно, здесь тоже под­разумевается его инициатива. Депутат может органи­зовать мероприятие сам.

У депутата есть право участвовать в заседаниях нижестоящих Советов и их органов с совещательным голосом, в заседаниях органов общественного самоуп­равления, е собраниях советского и хозяйственного актива, трудовых коллективов, граждан по месту жи­тельства. Ему обеспечивается возможность выступлений, внесе­ния предложений и замечаний по любому обсуждае­мому вопросу наравне с депутатами указанных Советов.

Депу­тат «вправе участвовать в работе других местных Советов народных депутатов и их органов, в компетен­цию которых входит принятие решений, затрагиваю­щих интересы населения, проживающего на террито­рии того Совета, в который избран депутат». Более того, народный депутат имеет право обратиться с «вопросами и обращениями», а депутат местного Совета — с «запросами» на сессиях указанных Советов соответственно к президиуму Со­вета, председателю Совета, руководителям органа соответствующего Совета, а также к другим государ­ственным органам, руководителям и должностным ли­цам предприятий, учреждений и организаций, распо­ложенных на территории Совета, по вопросам, отне­сенным к ведению этого Совета. Депутат вносит свои предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц—других народных депутатов (а также помощни­ков народного депутата).

Важным является и положение закона о том, что де­путат имеет преимущественное право выступать по во­просам своей депутатской деятельности по местному радио и телевидению, в местной печати. Редактирова­ние материалов, представленных депутатами для опу­бликования, без согласования с ними не допускается. Опубликование или передача материала, уточняют, на­пример, российские законы о статусе, производится в срок, согласованный с народным депутатом, но не по­зднее семи дней после обращения.

Закон возлагает на депутатов ряд существенных обязанностей, которые они выполняют в округах. Де­путат должен регулярно информировать население о работе Советов, выполнении их решений, планов и программ экономического и социального развития, на­казов избирателей, а также своих предвыборных про­грамм. Депутат обязан участвовать в организации и контроле исполнения законов, решений Совета и его органов. Он изучает общественное мнение, нужды и запросы населения, сообщает о них Совету и его ор­ганам, вносит предложения и принимает иные меры для их удовлетворения. Депутат обязан принимать из­бирателей, рассматривать их предложения, заявления и жалобы. Он также должен способствовать развертыванию различных форм самоуправления, социальной активности граждан, вовлечению их в управление го­сударственными и общественными делами.

Для работы депутата в округе, фактически важнейшей ролью его успешной деятельности является информированность депутата о своём округе. Целостная информация об избирательном округе (его своеобразный «паспорт») должна включать:

— социальный состав населения округа (рабочие, колхозники, служащие, мужчины, женщины, возраст и т. д.);

— основные виды занятости (включая промыслы, кооперативную и индивидуальную трудовую деятель­ность); места работы (включая данные о том, сколько ездит на работу в другие населенные пункты, из сель­ской местности—в города и т. п.);

— длительность проживания в округе, перспекти­вы увеличения или сокращения численности населе­ния (миграция, организованный набор, переселение в связи со сломом домов и улучшением жилищных ус­ловий);

— места проживания, состояние жилищного фонда (государственные дома, кооперативный, индивидуаль­ный сектор, общежития, удобства, их отсутствие), ко­личество очередников;

— обеспеченность коммунальными, бытовыми, тор­говыми и иными услугами (водопровод, газ, тепло­снабжение, мастерские и пункты приема бытового об­служивания, магазины и др.);

— наличие в округе культурных учреждений (ки­нотеатры, дома, дворцы культуры, летние площадки. дискотеки, видеотеки и др.), а также спортивных со­оружений;

 

Вывод

Заканчивая эту работу, надо отметить: в практике Советов имеются не решен­ные вопросы. И пока мы не вправе считать, что Закон о статусе депутатов, все его положения и требования здесь неукоснительно выполняются. Процесс формирова­ния практики депутатов на основе этого Закона отнюдь не закончен. Конституция, как и Закон о статусе, устанавливая правовые основы деятельности народных избран­ников, обязательные требования к этой деятельности, в то же время открывает новые широкие возможности для улучшения всей организационно-массовой работы депутатов. Процесс совершенствования этой деятельности раз­вивается вместе с общественно-политической практикой нашего народа и его представителей в органах государ­ственной власти. При этом существует настоятельная необходимость направлять и организовывать процесс «кристаллизации» новых форм организационно-массовой работы, их внедрения и распространения.

Таким образом, следует прийти к выводу, что осуще­ствление Закона о статусе депутатов — сложное дело. Оно требует к себе постоянного внимания и заботы со стороны государственных органов и общественных ор­ганизаций. Только систематические, целенаправленные усилия приносят здесь, как впрочем, и в любой другой области, позитивные результаты.

Очевидно, к решению вопросов, связанных с после­довательным претворением в жизнь Закона, нужно под­ходить с разных сторон. Трудно рассчитывать на успех, если решать их в каком-либо одном аспекте, искать однозначную причину затруднений в осуществлении требо­ваний этого нормативного акта. Последовательное, глу­бокое и полное претворение в жизнь всех его норм тре­бует комплекса мер. Это особенно относится к тем ста­тьям Закона, которые устанавливают новые полномочия, новые права депутатов и соответствующие им обязанно­сти должностных лиц и государственных органов. Имен­но такой подход в наибольшей степени помогает после­довательному применению их на практике и тем самым еще выше поднимает уровень работы депутатов. Этого требуют условия развития нашего общества, интересы совершенствования демократии, ук­репления принципов народовластия. Этого требует Конституция Республики Беларусь.

 

Список литературы:

1. Закон «О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь»

2. Авакьян С.А. Депутата: статус и деятельность: - М.:1991.

3. Безуглов А.А., Лейзеров А.Т. Право депутатского запроса. – М.:1977.

4. Карабут В.М Депутатские группы. – М.: 1976

5. Муниципальное право. Учебник/Под ред. А.И. Ковалёва. – М.: Новый юрист, 1997.

6. Местное самоуправление. Основы системного подхода. – СПб, 1997.

7. Четвериков В.С. Муниципальное право. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2001.

8. Берг О. Субъекты муниципального и гражданского права. //Законность – 2001, №2, стр.38-41.

9. Конституционное (государственное) право: Справочник. – М.: 1995.

10. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компитенция местного Совета: - М.: 1982.

11. Безуглов А.А. Депутат в Совете и избирательном округе.- М.: Юридич. Литература. – 1978.

12. Васильев В.И. Закон о статусе депутата в действии.- М.: Норма. 2000

13. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: 1999/2000.

14. Барабашев Г.В. Местное самоуправление.- М.: МГУ, 1996.

15. Фадеев В.И. Муниципальное право России.- М.: 1994.

16. Ковежников Е.М. Муниципальное право. Краткий учебный курс.- М.: Норма. – 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: