Методическая разработка урока по теме «Культурные традиции буддизма»




«Будьте светом для самих себя»

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры России» для начального и основного общего образования, утверждена Министерством образования РФ.

Тема урока «Будьте светом для самих себя» (Будда Шакьямуни)

Класс 5 класс

Тип урока: Урок открытия нового знания

1. Цели и задачи урока:

Урок спроектирован как метапредметный, реализует деятельностный подход. Выстроен в технологии критического мышления, способствующей развитию интеллектуальных способностей ученика. Выбор содержания, а также формы его представления позволяют также затронуть чувственную сферу, вызвать эмоциональный отклик учащихся.

Использованные на уроке приёмы технологии критического мышления:

· базовая структура технологии (вызов, осмысление, рефлексия)

· смысловое чтение;

· таблица понятий и их значений;

· рефлексивный диалог

Цели урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об учении Будды, способствовать развитию у обучающихся мировоззренческих позиций и идеалов.

Планируемые результаты

Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
Получение представлений о буддийском учении, основных морально-этических нормах и культурных традициях буддизма; развитие интереса к изучению предмета.   Познавательные:совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, обогащение лексического запаса и формирование эрудиции; Регулятивные:формулирование проблемы и темы урока; Коммуникативные: совершенствования умений в построении связного высказывания, ответов на вопросы разных типов. Проявление интереса к изучению нового материала; развитие представлений о нравственном выборе и нравственных ценностях;  
Методы и формы обучения Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск
Образовательные ресурсы Википедия. Свободная энциклопедия.− Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki Буддийские притчи. ─ Режим доступа: https://pritchi.ru/part_2
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация о культуре буддизма
Основные понятия и термины Религия,учение Будды Шакьямуни, деяния, карма, восьмиричный путь, ступа, дацан, медитация

2. Этапы урока с описанием деятельности учителя и учеников.

Этапы урока Обучающие и развива-ющие компонеты, задания и упражнения Содержание педагогического взаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Деятельность учителя Деятельность учащихся предметные метапредметные
1. Организа-ционный момент.   Приветствует учеников, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу. Говорит, что тема урока связана с буддийской культурой. Слушают учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Включаются в деловой режим урока      
2. Стадия вызова   Беседа с постановкой проблемы Учитель начинает разговор со звука традиционного колокольчика и спрашивает учеников, почему он так сделал. Тему урока предлагает сформулировать в конце урока, написать её на листках с заданиями. Отвечают на вопрос, делают предположения. Получают листы с заданиями, знакомятся с вопросами, думают и пишут, что хотели бы узнать на уроке (зад.1,2) Находят и выделяют проблему урока (особенности буддийского учения) Регулятивные: определяют цель и проблему учебной деятельности. Личностные:проявляют интерес к изучению нового материала; развивают свои представления о мире
3. Мотивация познавательной деятельности   Объяснительно-иллюстративный В истории развития культуры важное место имеет религия. Религия – это особая форма понимания того, как устроен мир. Религия возникла потому, что человека издавна интересовали вопросы: откуда я появился, как я живу, для чего я живу. Религий много, и они разные, потому что люди по-разному отвечали на эти вопросы. Существуют три мировые религии, которые оказали большое влияние на духовное развитие человечества: христианство, ислам, буддизм. Все мировые религии учат добру, милосердию, человеколюбию. Отвечают на вопросы учителя. Что вам известно о буддизме? Кто такой Будда? Где распространена эта религия? Знакомятся с понятиями в таблице «Буддийская картина мира» Анализируют и обобщают; определяют понятия Коммукативные: излагают своё мнение в диалоге, соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.  
4. Изучение нового материала.   Будда – это не имя определённого человека или бога. На древнем языку санскрите «будда» означает «просветлённый». «пробудившийся». В буддизме это тот, кто избавился от всех недостатков и приобрёл все достоинства. Основатель буддийского учения Будда Шакьямуни. Слушают учителя, смотрят фильм об основателе учения Судхартхе Гаутаме. Отвечают на вопросы учителя: Какая истина открылась. Принцу Судхартхе Гаутаме, когда он встретил больного человека? Как вы думаете, почему принц Сидхартха заметил старика и больного среди людей? Почему царевич покинул дворец? Получают представления о Будде и его учении Личностные: проявляют познавательную активность. Коммукативные: излагают своё мнение в диалоге, строят понятные для собеседника высказывания.
Организация познавательной деятельности Практиче-ский Продуктив-ное чтение Под деревом бодхи (деревом пробуждения) принц погрузился в глубокое раздумье (медитацию) и увидел страдания всех живых существ. Движимый огромным желанием помочь им, он пробудился от незнания и стал Буддой, т.е. просветлённым. Ему открылись четыре истины. Выполняют задания на листе №1 (зад.3) Читают «Учение Будды о четырёх благородных истинах». Разбирают символику изображений петуха, свиньи и змеи.   Получают представление о буддийском учении Регулятивные:планируют деятельность Личностные:проникаются сознанием глубины учения Коммуникативные: излагают свое мнения в диалоге, строят понятные для собеседника высказывания.
  Объяснительно-иллюстративный Продуктивное чтение Карма – закон причины и следствия в буддизме. Все наши поступки чем-то вызваны и имеют определённые следствия. Задаёт вопрос: Какие русские пословицы говорят о законах причины и следствия. Представления буддистов о добре и зле оформлены в виде законов восьмиричного пути, его символом служит колесо колесницы. Поступки в буддизме назывют деяниями. Ученики читают притчу о женщине и её карме, о бабочке. Вспоминают пословицы. Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется.   Читают правила восьмиричного пути, написанными на доске: - правильный взгляд: не в силах изменить мир, измени отношение; - правильная речь: освободись от сквернословия, лжи, грубых выражений; -правильные действия: поступай так, чтобы не нанести вреда никому. Любое проявление жизни бесценно. Получают представление о буддийском учении Регулятивные:планируют деятельность Личностные:проникаются сознанием глубины учения Коммуникативные: излагают свое мнения в диалоге, строят понятные для собеседника высказывания.
5. Стадия рефлексии   Учитель задаёт вопрос: какие правила вам больше всего понравились? Поступки в буддизме называют деяниями. Они делятся на благие и неблагие. Перечислите благие и неблагие поступки. Какие слова Буды вы включили бы в название нашего урока? Ученики делятся своими впечатлениями. Перечисляют благие поступки: забота о других, доброта, сострадание Перечисляют неблагие поступки: ложь, особенно убийство, лень, жадность. Ищут цитаты, предлагают, могут согласится с предложением учителя назвать урок словами Будды: «Будьте светом для самих себя!». Повторяют и усваивают морально-этические нормы буддизма. Личностные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции. Коммуникативные: излагают свое мнения в диалоге, строят понятные для собеседника высказывания.
6. Подведение итогов   Учитель просит вписать в раздаточные листы название урока. Спрашивает учеников, узнали ли они то, что написали в задании 2. Почему урок начался со звона обычного колокольчика? Ученики отвечают на вопросы. Пытаются отгадать символику звона колокольчика в буддизме. Дают правильный ответ: звук этого инструмента у буддистов означает призыв к познанию мира. Анализируют информацию урока, учатся делать выводы и подводить итоги. Личностные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции. Коммуникативные:излагают свое мнения в диалоге, строят понятные для собеседника высказывания.
7. Домашнее задание Прочитать буддийскую притчу о милосердии, в которой говорится о том, что все люди по степени проявления этого качества делятся на три группы: одни подобны засухе, другие – небольшому дождику, третьи – дождю, захватывающему все кругом. Нарисовать своё ощущение от людей, «подобных засухе», «небольшому дождику», «дождю, захватывающему все кругом». Сравнить эти рисунки, сделать выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: