Вид занятия: практическое




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по специальной технике и базовым машинам со студентами.

АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫМЧС ДНР

 

Тема: Одноковшовые экскаваторы..

Вид занятия: практическое

Цель занятия: Изучить назначение, техническую характеристику, общее устройство и правила эксплуатации экскаватора.

Время: 4 часов.

Место проведения: Республиканский спасательный центр МЧС ДНР.

Материальное обеспечение: экскаватор ЭОВ-4421.

Литература, используемая при подготовке занятия: Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЭОВ-4421, интернет.

 

  Вопросы, что отрабатываются     Краткое содержание   Методические указания
1. Организация занятия Построение. Проверка внешнего вида. Доведение темы и цели занятия. Инструктаж по мерам безопасности.   Время: 5 мин.  
2. Отработка учебных вопросов   1. Предназначение Экскаватор одноковшовый войсковой ЭОВ-4421 предназначен погрузочно-разгрузочных работ, а также для отрывки котлованов и траншей при выполнении земляных работ по фортификационному оборудованию позиций, районов сосредоточения войск, командных пунктов. 2. Краткая техническая характеристика · Эксплуатационная масса – 20000 кг. · Габаритные ширина/высота/длина – 2770 мм/4200 мм/9400 мм. · Двигатель рабочего оборудования: o - тип - дизельный; o - модель СМД-14; o - мощность 55,16 кВт или 75 л.с.; o - запас хода по дизтопливу 10-12 ч. · Характеристики базовой машины: o - тип двигателя - дизельный; o - модель двигателя ЯМЗ-238; o - мощность двигателя 176,52 кВт или 240 л.с.; o - транспортная скорость хода 70 км/ч; o - угол подъем/крена в транспортном положении – o 30 градусов/15 градусов; o - емкость бака дизтоплива 330 л; o - преодолеваемый брод 1000 мм; o - запас хода по дизтопливу 500 км. · Колея 2160 мм. · Клиренс 335 мм. · Радиус разворота 13500 мм. · Угол подъема/крена в рабочем положении - 10 градусов/6 градусов. · Время перехода из рабочего в транспортное положение и наоборот 2 мин. · Производительность: o - отрывка котлованов 60-70 м3/ч; o - отрывка траншей 50-60 м3/ч. Технические характеристики рабочего оборудования: · - вместительность ковша 0,65 м3; · - глубина копания 3250 мм при ширине дна 2500 мм и 2000 - мм при ширине дна 4000 мм; · - радиус копания 7340 мм; · - высота выгрузки 4500 мм; · - вес поднимаемого груза, используя оборудование в качестве автокрана 3000 кг с вылетом стрелы 3000 мм; · - высота подъема крюка 4500 мм; · - вылет крюка 3000 мм-5160 мм. 3. Устройство экскаватора · Экскаватор состоит из базовой машины – автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-255Б, экскаваторного оборудования, размещенного на поворотной платформе, и обвязочной рамы с четырьмя выносными гидравлическими опорами. · Основными частями экскаваторного оборудования являются: силовая установка, гидравлический привод, рабочее оборудование. · 4. Правило и порядок проверки готовности экскаватора к эксплуатации При подготовке экскаватора для отрывки котлованов и траншей: - провести контрольный осмотр экскаватора; - запустить двигатель СМД-14; - снять предохранительные цепи с башмаков выносных опор; - установить экскаватор на площадку для отрывки котлована или траншеи в соответствии с выбранной схемой; - опустить выносные опоры в крайнее нижнее положение; - поднять ковш над опорной стойкой на 1-1,5м; - расстопорить поворотную платформу экскаватора; - развернуть поворотную платформу с рабочим оборудованием на определенный угол в соответствии с выбранной схемой производства работ. Отрывка котлованов и траншей производится обратной лопатой в грунтах до IV категории включительно. Для отрывки котлованов и траншей в мерзлых грунтах требуется их предварительное рыхление. При копании обратной лопатой наиболее эффективными режимами являются: - в грунтах I-II категории (слабые грунты) копание при помощи гидроцилиндра ковша; - в грунтах III-IV категории (прочие грунты) копание при помощи гидроцилиндра рукояти. 5. Работа гидравлической системы Основным рабочим оборудованием экскаватора является обратная лопата. Обратная лопата предназначена для разработки грунта ниже уровня стоянки экскаватора и состоит из унифицированной стрелы 1, рукояти 6, ковша 7, гидравлических цилиндров 2,4,5, трубопроводов и рукавов высокого давления 3 для подвода рабочей жидкости к гидроцилиндрам. В качестве дополнительного оборудования для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на рукояти ковша установлена крюковая подвеска. Стрела рукоять и ковш соединены между собой шарнирно при помощи пальцев и бронзовых втулок, представляющих собой подшипники скольжения. Подъем и опускание стрелы осуществляются двумя гидроцилиндрами 2. Поворот рукояти в вертикальной плоскости осуществляется гидроцилиндром 4, а ковша – гидроцилиндром 5. Для смазки трущихся поверхностей шарнирных соединений во всех пальцах и втулках рабочего оборудования экскаватора имеются масленки, через которые смазка подается к трущимся поверхностям. 6. Стрела, рукоять, ковш и крюковая подвеска Стрела Стрела предназначена для установки на ней рукояти с ковшом и гидроцилиндров. Она представляет собой неразъемную сварную конструкцию коробчатого сечения Г-образной формы. Места сварки составных частей стрелы усилены приваренными пластинами и накладками. Своим основанием стрела при помощи пальца, установленного во втулку 1, шарнирно соединяется с кронштейнами поворотной платформы экскаватора. В средней части стрелы имеются два отверстия 2 и 3, второе из которых служит для соединения при помощи пальца с проушинами штоков гидроцилиндров стрелы, а второе (поз. 3) в экскаваторе ЭОВ-4421 не используется: его наличие обусловлено унификацией металлоконструкции стрелы со стрелой экскаватора. В верхней части стрелы в месте ее перегиба приварены проушины 4 для закрепления в них гидроцилиндра привода рукояти. В конце стрелы имеются две проушины 6, в отверстия которых впрессованы втулки 5 для шарнирного соединения при помощи пальца с рукоятью. Рукоять Рукоять представляет собой удлиненную сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную из листового проката. В средней части рукояти имеется отверстие с впрессованной в него втулкой 7, которая совместно с пальцем обеспечивает шарнирное соединение рукояти со стрелой экскаватора. К проушинам верхнего конца рукояти при помощи пальца 1 шарнирно крепится шток гидроцилиндра привода рукояти. На лобовой стороне рукояти приварены кронштейны 2 для шарнирного крепления в них гидроцилиндра ковша. На другом конце рукояти шарнирно крепятся тяги 3. При помощи пальцев и втулок 4 к рукояти шарнирно присоединен ковш. Снизу к рукояти приварены кронштейны 5 крюковой подвески и кронштейны 6 для закрепления крюка в нерабочем положении. Ковш Ковш представляет собой сварную объемную конструкцию из листового проката. Для шарнирного соединения ковша с рукоятью к верхнему листу 6 ковша приварены две проушины 2, имеющие по два отверстия с запрессованными в них втулками 3 и 5; при помощи пальца и втулки 3 ковш шарнирно крепится к рукояти, а при помощи пальца и втулки 5 – к тяге. Для предотвращения от выпадения и проворачивания пальцы имеют фиксаторы 4. Боковые стенки 7, 8 и днище 9 ковша, образующие его емкость, сварены между собой и приварены к верхнему листу. В передней части ковша имеется режущий контур, состоящий из боковых ножей 1 и козырька 10, к которому приварены скобы 12 для установки в них четырех сменных зубьев 13. От выпадения зубья удерживаются шплинтами 11. Крюковая подвеска Крюковая подвеска экскаватора является дополнительным оборудованием и предназначена для выполнения грузоподъемных работ с грузами массой не более 3 тонн. Она состоит из крюка 8 с предохранительным замком 9, оси крюка 6, проушины 4 и кронштейна 2, приваренного к рукояти 3. Кронштейн 2 в нижней части имеет отверстия под палец 1, который шарнирно соединяет кронштейн с проушиной 4. К нижней части проушины при помощи оси 6 крепится крюк. Проушина состоит из двух разъемных пластин, верхние части которых изогнуты и образуют втулки половинной длины, соединяемые между собой пальцем 1. Конструкция проушины позволяет разводить между собой нижние части платин относительно оси пальца до упора за счет зазоров между верхними частями платин проушины, что обеспечивает установку в ней оси крюка 6. Осю крюка в своей средней уширенной части имеет выточку для установки в ней нижнего кольца упорного шарикоподшипника и отверстие для хвостовика крюка, а концы ее имеют резьбу для навинчивания гаек 7, удерживающих ось крюка от продольного смещения. Крюк своим хвостовиком установлен в отверстие оси. На цилиндрическую часть хвостовика крюка напрессован упорный шариковый подшипник с поджимным стаканом, а на резьбовую – навинчена поджимная гайка 5. От проворачивания гайка закреплена штифтом. Затяжка гаек должна обеспечивать свободное вращение упорного подшипника и поворот оси крюка. Фиксация крюковой подвески в нерабочем положении осуществляется при помощи пальца 10, устанавливаемого в отверстие кронштейна 11. Палец имеет встроенную шарнирную чеку, предохраняющую его от выпадения. 7. Уход за рабочим оборудованием Уход за рабочим оборудованием экскаватора заключается в контроле за состоянием шарнирных и сварных соединений элементов стрелы, рукояти, ковша. В процессе эксплуатации: - произведить смазку всех шарнирных соединений; - ежедневно после работы очищать ковш от грунта; - перед началом работы проверить надежность закрепления зубьев на ковше; - своевременно заменить изношенные зубья на новые; - перед выполнением грузоподъемных работ проверить исправность крюковой подвески и строп. 8. Меры безопасности при работе с экскаватором 1. К работе на экскаваторном оборудовании допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, имеющие удостоверение на право управления экскаваторным оборудованием и прошедшие инструктаж по правилам безопасности. К управлению базовым автомобилем допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления автомобилем и прошедшие инструктаж по правилам безопасности. 2. Запрещается работать на экскаваторе при наличии неисправностей в рулевом управлении, тормозной системе, электрооборудовании, сигнализации и экскаваторном оборудовании. 3. Во время работы экскаватора запрещаетсянахождение посторонних лиц на экскаваторе и в радиусе действия рабочего оборудования. 4. Водителю базового автомобиля запрещаетсянаходиться в кабине во время работы экскаваторного оборудования. 5. Выполнение земляных и погрузочно-разгрузочных работ разрешается производить только при опущенных выносных опорах, когда ходовая часть базового автомобиля полностью разгружена. 6. Перед началом работы экскаваторным оборудованием экскаваторщик должен подать сигнал предупреждения. При выполнении земляных работ 7. Место производства земляных работ должно быть проверено на наличие взрывоопасных предметов и не должно иметь подземных коммуникаций. 8. Запрещаетсяразрабатывать грунт непосредственно в охранной зоне линий электропередач любого напряжения. Охранная зона линий электропередач определяется тридцатью метрами, считая от крайнего провода по горизонтали. 9. В случае обнаружения в забое кабелей или трубопроводов экскаваторщик должен немедленно приостановить работу и доложить своему непосредственному начальнику или руководителю (старшему) работ. 10. При отрывке котлованов удаление экскаватора от кромки выемки должно быть таким, чтобы исключалась возможность сползания экскаватора в котлован. Расстояние от выносных опор до кромки котлована определяется по углу естественного откоса для данного вида грунта. 11. Запрещаетсянаходиться под поднятой стрелой, ковшом и в районе действия экскаватора во время работы. 12. Погрузку грунта в автотранспорт следует производить только через задний борт или сбоку. При этом запрещаетсядвижение ковша над кабиной и нахождение водителя транспортного средства в кабине. 13. Во время перерывов в работе, а также при очистке от налипшего грунта ковш должен быть опущен на землю. 14. При перемещении задним ходом следует убедиться в отсутствии пней, ям, валунов позади экскаватора на участке перемещения. При погрузочно-разгрузочных работах 15. Экскаваторщик должен знать правила работы на грузоподъемных средствах, сигналы, подаваемые стропальщиком при выполнении грузоподъемных работ, и иметь удостоверение на право допуска к работе с крюковой подвеской. 16. Подъем и опускание грузов разрешается производить только после установки экскаватора на выносные опоры на ровной горизонтальной площадке. 17. Запрещаетсяподнимать (опускать) элементы убежищ или остовы фортификационных сооружений, если их вес превышает 3 т. 18. Выполнение грузоподъемных работ с разрядными грузами крюковой подвеской экскаватора запрещается. 19. Запрещаетсяотрывать примерзшие или защемленные грузы, а также подтягивать груз со стороны. 20. Груз во время подъема (опускания), перемещения в горизонтальной плоскости должен надежно придерживаться веревочными растяжками, как правило, с двух противоположных сторон. 21. Подъем и опускание грузов осуществляются по сигналу стропальщика и после его надежного закрепления на крюковой подвеске. 22. При повороте экскаваторного оборудования с грузом на крюке избегать подъема груза на высоту более чем 0,5 м от поверхности земли. 23. Категорически запрещаетсянахождение личного состава под грузом или стрелой, а также в котловане в момент опускания остова сооружения или его элементов в котлован. 24. Извлечение из котлована остовов сооружений типа «Пакет» разрешается производить только после снятия защитного слоя грунта. При движении экскаватора 25. Перед началом движения экскаватора рабочее оборудование его должно быть уложено без зазора на переднюю стойку, поворотная платформа застопорена, выносные опоры зафиксированы цепями. 26. Во время движения строго соблюдайте правила дорожного движения и правила движения в колонне. 27. Запрещаетсяпроезд экскаватора под проводами электропередач высокого напряжения, если расстояние между проводами и верхней частью экскаватора менее 2 м. Время:.  
3. Подведение итогов   Опросом студентов закрепить усвоенный материал. Напомнить тему, цель, учебные вопросы занятия Дать задание на самоподготовку. Ответы на возникшие вопросы Время: 5 мин.

 

Методическую разработку составил:

Старший преподаватель В.В.БАРАНЕЦКИЙ

 

 

„__”______________2018 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: