Отчет по педагогической практике
Выполнил:
Студент 3 курса
Факультета психологии
Васильев Иван Андреевич
Научный руководитель:
Бураева Екатерина Юрьевна
Г.Псков
Диагностическое занятие по дисциплине «Психофизиология»
Тема занятия: Методики на выявление эмоционально - потребностной сферы.
1) Обоснование выбора темы.
Данная тема актуальна для студентов обучающихся по направлению «Психология», так как данные методики способствуют выработки навыков определения и различия основных потребностей и эмоциональных состояний у себя и у других людей.
2) Цель занятия: сбор и интерпретация результатов, полученных при выполнении студентами методик.
3) Задачи:
- Активизировать у студентов интерес к проведению подобных исследований.
- Выработка навыков определения и различия основных потребностей и эмоциональных состояний у себя и у других людей.
- Сопоставление результатов в индивидуальной и групповой форме.
4) Методики:
Методика диагностики степени удовлетворённости основных потребностей.
Вывод: В методике приняло участие 12 студентов 1 курса факультета Психологии.
Интерпретация результатов каждого студента выявила общую удовлетворённость по 5-ти основным потребностям.
Методика на выявление умения различать эмоциональные состояния.
Данная методика состоит из двух частей:
1) Из группы был выбран доброволец, который показывал эмоциональные состояния:
- Робость
- Гнев
- Интерес
- Страх
- Смущение
- Грусть
- Отвращение
- Удивление
- Уныние
- Симпатия
Группа характеризовала добровольца как эмоционального человека!
Остальные студенты угадывали показываемые эмоции.
|
Вывод: Большинство студентов абсолютно точно отгадали 10 эмоций.
2) На группу были розданы карточки с изображениями девушки разделённые на 10 секций, показывающая 10 различных эмоции.
- Отвращение
- Смущение
- Счастье
- Решимость
- Страх
- Гнев
- Удивление
- Интерес
- Презрение
- Грусть
Вывод: Различать эмоции по фотографиям труднее, нежели по живому представлению.
Литература:
Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). «Практическая психодиагностика».
Методики и тест. Учебное пособие. – Самара. Издательский дом «БАХРАХ – М», 2001. – 672 с.
Семинар-практикум по дисциплине «Педагогика»
Тема занятия: Введение в педагогическую деятельность.
1) Обоснование выбора темы.
Данная тема актуальна для студентов обучающихся по направлению «Психология», так как обучение педагогическими навыками и получение педагогических знаний, неотъемлемая часть психологического образования.
2) Цель занятия: Создать общее представление у студентов о педагогической деятельности.
3) Задачи:
1. Ознакомление с особенностями педагогической профессии.
2. Проявление заинтересованности по в данной области.
3. Закрепление знаний по теме.
4) Форма организации семинара.
Семинар проводился в форме лекции.
Теоретический материал:
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
|
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
|
1 См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" [2].
2 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.
Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.
Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.
Литература:
«Педагогика» под ред. Сластенина А.Н.