Методика на выявление умения различать эмоциональные состояния.




Отчет по педагогической практике

Выполнил:

Студент 3 курса

Факультета психологии

Васильев Иван Андреевич

 

Научный руководитель:

Бураева Екатерина Юрьевна

Г.Псков

 

 

Диагностическое занятие по дисциплине «Психофизиология»

Тема занятия: Методики на выявление эмоционально - потребностной сферы.

1) Обоснование выбора темы.

Данная тема актуальна для студентов обучающихся по направлению «Психология», так как данные методики способствуют выработки навыков определения и различия основных потребностей и эмоциональных состояний у себя и у других людей.

2) Цель занятия: сбор и интерпретация результатов, полученных при выполнении студентами методик.

3) Задачи:

  1. Активизировать у студентов интерес к проведению подобных исследований.
  2. Выработка навыков определения и различия основных потребностей и эмоциональных состояний у себя и у других людей.
  3. Сопоставление результатов в индивидуальной и групповой форме.

 

4) Методики:

Методика диагностики степени удовлетворённости основных потребностей.

 

 

 

 

Вывод: В методике приняло участие 12 студентов 1 курса факультета Психологии.

Интерпретация результатов каждого студента выявила общую удовлетворённость по 5-ти основным потребностям.

 

 

Методика на выявление умения различать эмоциональные состояния.

Данная методика состоит из двух частей:

1) Из группы был выбран доброволец, который показывал эмоциональные состояния:

  1. Робость
  2. Гнев
  3. Интерес
  4. Страх
  5. Смущение
  6. Грусть
  7. Отвращение
  8. Удивление
  9. Уныние
  10. Симпатия

Группа характеризовала добровольца как эмоционального человека!

Остальные студенты угадывали показываемые эмоции.

Вывод: Большинство студентов абсолютно точно отгадали 10 эмоций.

2) На группу были розданы карточки с изображениями девушки разделённые на 10 секций, показывающая 10 различных эмоции.

  1. Отвращение
  2. Смущение
  3. Счастье
  4. Решимость
  5. Страх
  6. Гнев
  7. Удивление
  8. Интерес
  9. Презрение
  10. Грусть

Вывод: Различать эмоции по фотографиям труднее, нежели по живому представлению.

Литература:

Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). «Практическая психодиагностика».

Методики и тест. Учебное пособие. – Самара. Издательский дом «БАХРАХ – М», 2001. – 672 с.

 

 

Семинар-практикум по дисциплине «Педагогика»

Тема занятия: Введение в педагогическую деятельность.

1) Обоснование выбора темы.

Данная тема актуальна для студентов обучающихся по направлению «Психология», так как обучение педагогическими навыками и получение педагогических знаний, неотъемлемая часть психологического образования.

2) Цель занятия: Создать общее представление у студентов о педагогической деятельности.

3) Задачи:

1. Ознакомление с особенностями педагогической профессии.

2. Проявление заинтересованности по в данной области.

3. Закрепление знаний по теме.

4) Форма организации семинара.

Семинар проводился в форме лекции.

Теоретический материал:

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

1 См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" [2].

2 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.

Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Литература:

«Педагогика» под ред. Сластенина А.Н.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: