1. Актуальность темы – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.
Можно назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с неразработанностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не полностью. Второе направление связано с возможностью решения определённой практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Выбирается одно из них или оба. Следует кратко изложить главное, для курсовой работы достаточно полстраницы печатного текста.
2. Цель работы – это то, что мы хотим достичь в результате её выполнения. Как правило, цель отражена в названии работы, например, «Разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ», цель – дать рекомендации по разработке этой стратегии или дать предложения по совершенствованию системы управления предприятием на основе внедрения соответствующей стратегии.
3. Задачи – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Основные задачи сформулированы в названии глав и заглавии курсовой работы.
4. Объект и предмет исследования Объектом исследования может быть конкретное предприятие или его структурные подразделения, а также процессы, явления, виды деятельности. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное, как целое и часть. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Например, если тема работы «Стратегия управления инновационной деятельностью предприятия», то в этом случае объект – предприятие, предмет – управление инновационной деятельностью.
|
5. Методы исследования – экономические, социологические, статистические, математические и др.
6. Практическая значимость курсовой работы состоит в совершенствовании деятельности объекта в целом или отдельных процессов, получении экономического или другого эффекта.
Далее во введении даётся краткое содержание работы и перечень источников информации. Введение целесообразно писать после завершения работы над первой и второй главой. В целом объём введения – от 1.5 до 3 страниц.
Основная часть курсовой работы содержит три главы. Первая глава является теоретической, вторая – аналитической, третья – практической. Если работа носит сугубо научный характер, допускается две главы. Все главы должны быть логически связаны.
В первой главе студент рассматривает теоретические основы стратегического менеджмента, его актуальность, сущность, основные понятия, характеристику стратегий, а также тех видов деятельности или процессов, которые являются предметом исследования. Одним из разделов первой главы является обзор опыта стратегического управления в отечественной и зарубежной практике. При написании этой главы необходимо использовать специальную литературу и материалы периодической печати. Примерный объём первой главы 10 - 12 страниц.
Во второй главе даётся краткая характеристика объекта исследования, анализируются основные экономические показатели его деятельности за трёхлетний период, оценивается существующий потенциал.
Особое внимание во второй главе следует обратить на диагностику внешней и внутренней среды. Стратегическое управление предприятием. Разработка стратегии, стратегических планов и прогнозов основывается на интеграционном анализе внешней и внутренней среды и определяет границы функционирования предприятия на рынке. Выделяют следующие сферы макросреды: международную, экономическую, политическую, социально-демографическую, правовую, экологическую, научно-техническую, культурную и др.
|
Анализ внешней среды преследует главную цель - получение максимума значимой информации об угрозах и возможностях внешней среды, которые необходимо учитывать при принятии ключевых решений по стратегическому развитию предприятия. Анализ рекомендуется выполнить по основным факторам: политическому (Р), экономическому (Е), социальному (S) и технико-технологическому (Т). По первым буквам в названиях главных факторов этот вид разбора внешней среды получил название PEST-анализа.
Анализ внутренней среды предприятия позволяет оценить, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.
Стратегический анализ внутренней среды должен быть многофакторным и системным; собственный потенциал предприятия должен рассматриваться как единый внутренний стратегический ресурс. Диагностика внутренних проблем предполагает управленческое обследование микросреды предприятия. В ходе диагностики анализируются следующие области деятельности: финансовая, маркетинговая, производственная, инновационная деятельность, управление персоналом, ресурсное обеспечение.
Классический метод совместного анализа организации и внешней среды давно и широко применяется в стратегическом управлении в виде методики SWOT-анализа.
Разработка стратегии, стратегических планов и прогнозов основывается на интеграционном анализе внешней и внутренней среды, а также выявлении конкурентных преимуществ предприятия
По итогам анализа необходимо сделать выводы, которые послужат основой написания третьей главы. Общий объём второй главы около 20 страниц.
В третьей главе необходимо дать предложения по совершенствованию управления предприятием, разработке стратегических планов и стратегий, обосновать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий. Предложенные мероприятия должны быть аргументированы, логически взаимосвязаны с выводами первой и второй глав. Общий объём главы не более 10-12 страниц.
В заключении излагаются краткие выводы по теме, определяется, насколько раскрыта тема курсовой работы, и какие проблемы решить не удалось. Объём 2-3 страницы.