Особенности бестранспортной системы разработки




Бестранспортная система разработки — способ ведения откры- тых горных работ, при котором вскрышные породы перемещаются во внутренний отвал экскаваторами. Применяется, как правило, при разработке горизонтальных и пологих (до 12°) пластовых (мощно- стью до 30 м) залежей полезных ископаемых.

Выделяют две разновидности бестранспортной системы разра- ботки: классическая, при которой вскрышные и добычные работы технологически, технически и организационно обособлены, и "экс- каватор-карьер", где они объединены. В классической бестранс- портной системе разработки схемы вскрышных работ делятся на простые и усложнённые. Простые схемы – без перевалки вскрыш- ных пород применяются на участках и месторождениях с мощно- стью пустых пород не более 15-30 м, усложнённые – с одной или несколько перевалками части или всего объёма первичного отвала при мощности пустых пород не более 30-40 м.

Схемы вскрышных работ бестранспортной системы разработки различаются также по виду применяемых экскаваторов и их распо- ложению по высоте рабочей зоны (рис. 1 и рис. 2).

В простых и усложнённых с обычным вторичным отвалом схе- мах используются мехлопаты и шагающие драглайны, в усложнён- ных схемах с предотвалом - только драглайны. Мехлопаты в схемах вскрышных работ бестранспортной системы разработки всегда устанавливаются на кровле пласта полезных ископаемых, драглай ны – на нижней площадке, промежуточном горизонте и верхней площадке разрабатываемого ими уступа -

 


 


Рис. 1. Бестранспортная система раз- работки с простой схемой вскрышных работ


Рис. 2. Бестранспортная система разра- ботки с вторичным отвалом и услож- ненной схемой вскрышных работ.


 

Разработка полезных ископаемых при классической бестранс- портной системе разработки производится преимущественно одним уступом карьерными экскаваторами в сочетании с железнодорож- ным, автомобильным и конвейерным транспортом, роторными экс- каваторами в сочетании с железнодорожным и конвейерным транс- портом, драглайнами в сочетании с конвейерным транспортом и одноковшовыми погрузчиками. В бестранспортной системе разра- ботки "экскаватор-карьер" добычные и вскрышные работы произ- водятся попеременно одним драглайном. Вскрышные породы раз- рабатывают одним уступом без разделения и с разделением его на подуступы.

При бестранспортной системе разработки капитальные траншеи на рабочие вскрышные горизонты не проводятся. Спуск на них экс- каваторов и буровых станков, выход экскаваторов и буровых стан- ков на поверхность, доставка материалов и запасных частей, про- пуск вспомогательного оборудования осуществляются по времен- ным съездам, сооружаемым по рабочему борту карьера. Добычные горизонты при классической бестранспортной системе разработки вскрываются внешними траншеями центрального и флангового за- ложения с нерабочего борта или в комбинации с передовой разрез- ной траншеей с рабочего борта, скользящими съездами со стороны нерабочего или рабочего бортов, внешней траншеей совместно со

 

 


скользящими съездами. При бестранспортной системе разработки "экскаватор-карьер" не требуется проведения капитальных вырабо- ток на добычный горизонт.

Разрабатываемое по бестранспортной системе разработки карь- ерное поле делится на участки, для каждого из которых предусмат- ривается наиболее эффективное горное и транспортное оборудова- ние. Фронт работ участка по классической бестранспортной систе- ме разработки состоит из одного или двух блоков. В первом случае вскрышные и добычные работы в блоке ведутся одновременно, во втором - попеременно. В каждом блоке или крыле блока рабочий ход экскаватора может производиться в одном или обоих направле- ниях (соответственно односторонняя и челноковая организация ра- бот), а вскрышная заходка выниматься за один или два прохода экс- каваторов.

Бестранспортная система разработки - наиболее экономичная си- стема при открытом способе разработки полезных ископаемых.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: