Книга Шестая, Глава 2. Финансы




Финансы являются нервами Республики. И если это так, если нервы Республики — это финансы, как говорил древний Оратор, то необходимо иметь о них четкое представление; это исследование можно рассматривать по трем направлениям: первое — это честность при создании денежных резервов; второе — это их использование во благо Республики; третье — создание из этих средств сбережений и использование этих резервных фондов по мере необходимости. Мы рассмотрим последовательно все три вышеизложенные посылки. Что касается первого положения, существует множество крупных ученых в области налогов, которые знают, как создавать резервные фонды, но эти знания никогда не были наукой, и они не обладали политической осторожностью.

по этой же причине, оставляя в стороне этих ученых мужей, я последую за теми, кто более глубоко изучает предмет финансов, тех, кто пытался найти честные способы создания денежных запасов для нужд Республики, без использования бесчестных или незаконных средств, оставляя Республику в нужде, как это делали те, кто, казалось, лучше разбирается в политических делах, среди них ставят жителей Лаконии, недовольных своей территорией, также их учителя Ликурга, отучившего их использовать золото и серебро в посуде и в монетах.

Они хотели новых завоеваний, и как только они пересекали свои границы, они должны были обращаться к заемным средствам, кто у царя Персии, такие как Лиссандр и Калистрат, кто к царям Египта, как Агелиус и Клеомен — цари Спарты. Все это явилось причиной, что Спарта, с помощью своих союзников, сначала завоевав, но в очень скором времени потеряв Грецию, издает указ, что золото и серебро, захваченное у врагов, хранилось бы в государственной казне в виде запасов-сбережений; чтобы ими можно было пользоваться для частных целей; но казна без фондов очень скоро истощается, и они были вынуждены вернуться к заемным средствам; чтобы воевать, сложно держать «на диете», как говорил один Полководец.

Таким образом, в любой Республике необходимо издать указ, чтобы денежные средства создавались и обеспечивались на надежной и долговременной основе. Однако имеется семь основных способов создания денежных резервов, в них включены все то, что можно себе представить. Домен является наиболее надежным средством создания денежных резервов. Первый — это область Республики, второй — это завоеванные территории, третий — дары и пожертвования друзей, четвертый — средства на содержание или дань союзников, пятый — это трафик, шестой — коммерсанты, которые ввозят или вывозят товары, седьмой — налоги на подданных. Что касается первого, это то, что является владением, он кажется самым честным и наиболее надежным из всех. /'.../

Государственное имущество по своей природе является неотчуждаемым. И сколько бы короли ни владели имуществом, на протяжении любого срока и задолго до Езешела, и города Зицелега, который был пе-t редан Давиду царем Ахисом, оставался всегда во владении королей и никогда не подпадал под отчуждение. И как правило у всех Юрисконсультов и Историков, нет ничего более частого, чем раздел имущества на государственное и частное.

И для того, чтобы Князьям не нужно было облагать налогом своих подданных или искать пути конфискации их имущества, все народы и Монархи считали основным и бесспорным закон о том, что государственная собственность должна быть священной, неприкосновенной и неотчуждаемой ни по договору, ни по предписанию.

Также Короли в этом Королевстве, выдав патентное письмо на объединение владения, объявили, что они принесли клятву, восходящую к временам Короны, ни при каких обстоятельствах не отчуждать домен; однако, если он будет отчуждаться надлежащим образом, в этом случае, хотя он находится в бессрочном пользовании, тем не менее, он всегда является предметом выкупа, таким образом, что владение в течение ста лет, право, полученное всеми, кто является владельцем, никаким образом не затрагивает саму собственность.

Эдикты, постановления и ордонансы этого Королевства были в достаточной мере известны как направленные не только против частных лиц, но также и против Принцев крови, которые не участвовали в разделе имущества, и были сроком на сто лет. Это то, что было общим для королей Испании, Польши и Англии, которые давали клятву ничего не отчуждать от владения, эта практика сохраняется как в народных республиках, так и в аристократических системах, то же самое и в Венеции, ордонанс не включает предписания (то, что многие хотели ограничить до шести раз по двадцать лет), ни феодалы лиги.

Действительно, король Генрих II потребовав у владения Люцерна взять на себя обязательство по выплате ему некоей суммы денег, Поверенный Хюг ответил Послу, что большой и малый совет и вся община Люцерна поклялись никогда не закладывать, не облагать какими то ни было обязательствами свою страну.

То же самое мы читаем, что подобные предписания свято сохранялись в двух прекрасных народных Республиках, которыми когда-то были Афины и Рим, в которых две великие личности — Фемистокл и Катон Цензор — конфисковали все государственное имущество, присвоенное частными лицами в течение многих лет, и ущерб, наносимый представителям властей, обращаясь с торжественными речами к народу, что никогда человек не выступал против Бога, а гражданин — против Республики.

Вот почему Суд Парламента по ходатайству о пересмотре его решения (вынесенного им ранее), полученный генеральным Прокурором Короля, против постановления, вынесенного в пользу правопреемников Ногаре святого Феликса, которому Филипп Прекрасный 260 лет назад подарил земли и владение Ку-висон в награду за его известные подвиги и заслуги перед Республикой, передал все это в совет, это следовало, чтобы показать, что предписание не имеет место, когда речь идет домене.

И также Парламент Руана своим постановлением от 14 февраля 1511 г. между Королевским прокурором и представителями Церкви святого Омера, присуждая право владения частью Королевского леса, позволил Церкви обжаловать другим путем и доказать его надлежащим образом, не используя путь расследования, и на этом основании не должны распространяться только на неимущих подданных страны, а главным образом это должно распространяться на всех субъектов. Очень часто договор, заключенный между Князьями, касается лишь споров по сохранению поместья, которое Князья не могут | переуступить или продать в ущерб общественной собственности.

Государственная собственность и имущество Князя не являются тождественными понятиями. Также, является ли законным суверенным Князьям злоупотреблять продуктами и доходами от владения, в то время как Республика находится в состоянии мира и рассчиталась со всеми, ожидая, что они не являются узуфруктуариями (пользователями чужого имущества), а только пользователем, обладающим правом пользования или извлечения прибыли; кто должен (Республика и поддержание домов) сохранять излишки для нужд государства, хотя Перикл говорил Послам союзников, что им совершенно неинтересно, на что будут использованы денежные средства, лишь бы они содержались в надлежащем порядке и были обеспечены, так как договором с союзниками было обусловлено, что денежные средства, которые были собраны в мирное время, будут помещены на хранение в храм Аполлона и будут использованы только с общего согласия.

Но, естественно, существует различие между казной сбережений Монархии и народными государствами, так как Князь может иметь свою казну отдельно от его имущества, как я сказал, и тем, что ему позволено взять из общественной казны, то что в древности называли кэрориумом, а гражданин назывался Фискус, один отделенный от другого старыми законами; то что не может иметь место ни в народном государстве, ни в аристократической системе управления.

Однако никогда не было недостатка в льстецах, которые часто толкали Князей на продажу общественной собственности, чтобы иметь, как они говорили, с одного мешка два помола, что является точкой jk зрения тирана, пагубной и ведущей к разорению. Так как известно, что владение, в большинстве случаев, находится лишь во владениях Маркиза, Графа, Барона, во владениях Сеньора, ленном владении, сопровождали выкуп, доли, продажи, вступления во владение наследственным имуществом, штрафами, удачными приобретениями, конфискацией и другими правами, которые не подпадают под налоги и обычные расходы, и чаще всего приобретены теми же, кто освобожден от обременений.

Большие комиссионные, полученные за отчуждение владения и быстрое получение денег, позволяют продажу владения из расчета десять динариев, хотя земли феодала по справедливости обычно оценивались и продавались за тридцать динариев, а титулы — по пятьдесят и больше.

Значительный ущерб, ведущий к продаже владения. Однако судебные органы, когда продается владение, оценивают лишь пять наделов земли с каждого двора, а иногда менее половины; и такой-то платит только две сотни фунтов в суд, эта сумма значительно выше суммы, вносимой за один год.

Другие, те, кто ничего не платил, получив оценку владения по извлечениям Счетной палаты, представленные им сборщиками налогов за десять лет, которые часто ничего из этого не получали, потому что прибыль от судов, рассматривающих малозначительные дела и средней степени значительности, осуществляют свою деятельность в главном суде, являющимся Королевским. Что касается лотов и продаж, покупатели имеют с этого прибыли больше, чем процент от общей суммы, которую они заплатили и которая не может увеличиваться.

Я добавлю также, что сборщики податей области не привыкли отчитываться в своих доходах, чаше всего отчет касался лишь небольшой их части. Более того, сдавая в аренду имущество, арендаторы облагаются податью и не продолжают платить расходы в соответствии с имеющимся у них имущест-вом. Существует масса других злоупотреблений, от которых страдает Республика при отчуждении ее владений.

Но самое важное, что те деньги, которые туда возвращаются, не попадают в рентный договор, как это делают те, кто считает себя хорошим управляющим, они чаще всего быстро растрачиваются и даются тем, кто в наименьшей степени их заслуживает; затем, за неимением денег для выкупа имущества, Республика, кидаясь то в жар, то в холод, продает также общины, которые являются жизненно необходимыми для бедных подданных, для которых эта подать и основана. /.../

Имущество, плохо управляемое в народном государстве. Следует отметить, что сохранение государственного имущества Республик, которое обычно намного лучше управляется в Монархии, чем в народной республике или в системе аристократического управления, в котором Магистрат и суперинтендант (министр финансов) переводят все, что они могут из общественной собственности в частную собственность; каждый пытается вознаградить своих друзей или купить благосклонность народа за счет государства, как это сделал Цезарь во времена своего первого Консулата, он распределил между согражданами территорию Капуи и снизил аукционную надбавку арендаторам на одну треть; предварительно этим попользовавшись.

Спустя десять лет после К. Метелуса Народный трибун, чтобы снискать народную любовь, опубликовал закон, отменяющий пошлину в портах Италии. В подобной ситуации Перикл, чтобы завоевать доверие жителей Афин, раздает им крупные суммы денег, которые были взяты из казны. В Монархии этого не происходило, так как Монархи, у которых нет дохо- ф дов более надежных, чем от своего владения, и которые не имеют права обложить налогом своего подданного без их согласия, или в случае крайней необходимости, но доходы от их владений не являются очень щедрыми. Здесь нет нужды углубляться в рассмотрение этой области, которая была достаточно полно изучена; было бы невозможно сделать это лучше, чем Эдиктом короля Карла IX, при условии, что он исполняется.

Второй способ создания резервных денежных фондов. Вторым способом создания денежных фондов является завоевание вражеских территорий для перераспределения денежных средств, истраченных на ведение войны, как это должен делать народ-воитель и народ-завоеватель: так поступали древние римляне. Разграблением захваченных городов занимались солдаты и полководцы, а городская казна отвозилась в Рим в государственную казну.

Что касается возвращенных или капитулирующих городов, армия имела только определенную плату, иногда она удваивалась, до того, как военная система стала коррумпированной, денежные средства побежденных отправлялись в Рим в казну, если не было других условий капитуляции. Все золото и серебро, говорит Тит Ливий, и вся медь, завоеванная у самнитов, была доставлена в казну и, говоря о галлах, территория которых находилась через горы, он рассказывает, что полководец Фуриус доставил на Капитолий 170 фунтов серебра, которые он у них захватил. Фла-минус доставил в государственную казну из разграбленной Греции ценностей на 3800 тысяч экю короны, помимо серебра и предметов дорогой мебели, оружия и морских кораблей. Поль Эмиль привез из Македонии в три раза больше. Цезарь приносит более 40 миллионов из Апин. Можно видеть от 23 фунтов Тита Ливия до 34 бесконечный поток ценностей, t поступающих в государственную казну Рима из побежденных городов. И хотя все это не было возвращено, полководцы опасаются получить выговор или быть лишенными плодов победы.

Так как даже Сипион Азиатский был обвинен и осужден на выплату крупных штрафов, хотя он отдал в государственную казну более двух миллионов золотом. Его брат Сипион Африканский также был обвинен, хотя он внес в казну более пяти миллионов золотом из своих завоевательных походов, помимо ценностей на 10 500 экю короны, на что был осужден царь Антиох в результате победы, одержанной над ним, они оба умерли в бедности.

И хотя полководец Лукулл был первым, как говорит Плутарх, кто разбогател от разгрома своих врагов, внес ли он в казну больше, чем все те, о которых я говорил, кроме Цезаря. То, что я хотел бы отметить: чем больше и охотнее используют финансы на военные нужды, тем не менее от всех этих побед и завоеваний не единого су не попадает в государственную казну, и очень часто разграбление происходит до момента взятия городов.

Результат поражения. Однако римляне не ограничивались казной и разграблением, побежденные должны были отдавать часть своей территории, которая в старину была равна седьмой части.

С тех пор появились побежденные, теряющие четверть или треть земель, как Италия, подчиненная королю герулов Одоакру. Спустя некоторое время после Ортариуса король Ломбардии обязал побежденных постоянно платить ему половину доходов с земель, как это сделали много раньше римляне. Но Вильгельм Завоеватель, завоевав всю Англию, объявил всю страну в целом и наследство каждого в частности своим имуществом, конфискованным по праву войны, а англичан считая данниками.

Имущество, идущее из колоний. Однако римляне показали себя обходительными и дальновидными, высылая колонов из города жить на завоеванных территориях, выплачивая каждому некоторую сумму. И таким образом они изгоняли из своей страны бедняков, бунтовщиков, бездельников и укрепляли позиции своими людьми среди побежденного населения, которые постепенно заключали браки, завязывали дружбу и охотно подчинялись римлянам, прославив земли своих колоний справедливостью и могуществом, тогда как большинство Князей-завоевателей внедряли жандармские гарнизоны, которые только грабили и подстрекали к мятежу. И если бы они это практиковали после завоевания Неаполя и Милана, колонии подчинялись бы нашим королям. Не нужно сомневаться, что они восстанут против испанцев так же, как и страны Фландрии, при первой же представившейся им возможности, чтобы иметь только гарнизоны без колоний.

третий способ увеличения резервного финансового фонда. Третий способ увеличения финансов состоит в дарах друзей или подданных, или же в завещанном имуществе, или дарении между живыми, которое мы резко оборвем, потому что это незастрахованное имущество. (Добавлю также), что существует немного Князей дарующих и еще меньше получающих и не компенсирующих подобным. Поскольку если какой-либо Князь дарует более богатому или более могущественному, то кажется, что делает он это из боязни или долга, а иногда тот, кто получает дар, считает его данью.

Четвертый способ увеличения финансов. Четвертый способ поддержания финансов включает в себя денежные пособия союзникам, которые выплачиваются в мирное и в военное время для поддержки и защиты от врагов, а также в зависимости от содержания договоров, чтобы воспользоваться советом, помощью в случае необходимости,

Пятый способ наличия финансов — незаконная торговля. Пятый способ наличия финансов — незаконная торговля, которую Князь, или его поместье осуществляет благодаря своим посредникам. Как же мало Князей, которые этим пользуются, и даже постановлениями королевства Англии и Германии, последнее теряет достоинство, которое торгует незаконно. И законом Клавдия, римским сенаторам запрещено иметь корабль, весящий более 40 мюи[1]. Как сказал Тит Ливий: Quaestus omnis, patribus indecorus visus est. С тех пор, в основном, всем благородным господам, а также служителям церкви запрещено спекулировать указами и канонами императоров. А персы, насмехаясь, называли Дария торговцем, чтобы менять бесплатные дары на необходимые пошлины (расходы). Однако лучше быть Князем-торговцем, чем тираном, а дворянину — спекулянтом, чем вором.

Шестой способ создания капитала. Шестой способ создания капитала основывается на торговцах, привозящих или увозящих товары. Один из самых старых и используемых способов во всей Республике основан на справедливости: поскольку это основание для того, кто хочет заработать на подданных другого государства платить налог Князю, или государству.

Седьмой способ создания капитала базируется на подданных (средство), к которому не надо приходить никогда, если все другие средства слабеют, а необходимость торопит принять меры в Республике. В этом случае, поскольку обучение и защита лиц зависит от сохранения общественности, довод, используемый каждым, и тогда налоги и повинности подданных справедливы, ибо нет ничего более справедливого, чем то, что необходимо, как говорил старый римский сенатор.

Тем не менее, чтобы чрезмерный налог, наложенный во время воины, не продолжался в мирное время, полезно им воспользоваться в форме займа. (Добавлю) также, что деньги находятся легче, когда тот, кто одалживает, надеется получить и деньги, и благодарность от бесплатного займа, как это происходило в Риме, когда Ганнибал был в Италии, финансы были практически исчерпаны, Сенат не признался, что воспользовался новыми вынужденными займами (опасно, когда противник сильнее всех), но с общего согласия всех сенаторов. И самые обеспеченные первыми принесли золото и серебро получателям, за ними шел народ, и потом спорили кто из них первый, и функции ростовщиков и сборщиков налогов не могли быть там достаточными

Ценз за выслугу лет. После победы над карфагенянами Сенат велел выплатить взятые в долг деньги. Ввиду того что денежных накоплений в казне было недостаточно, кредиторы предоставили ходатайство, согласно которому им отдали часть области, которая будет считаться Консулами пожизненным выкупом. А также выплачивать ценз получателям за каждый день, что будет свидетельствовать о том, что средства являются достоянием Республики.

И если Республике нечем возвращать: ни денье (динарами или деньгами), ни ценностями, а противник торопит, то нет более быстрого средства, чем призвать самых ловких к оружию, которые будут вооружены и подкуплены за счет других, как делали древние римляне. Возможно, это первый случай чрезвычайных сборов, которые затем продолжились как регулярные. Мы читаем, что Дионисий-тиран искал Л порой повод к войнам или фортификациям для того, ОВ? чтобы создавать новые налоги и продолжать их взимать после заключения договора с противником, или забросив строительство фортификационных сооружений.

Отвратительное изобретение тиранов. Если бы мои желания учитывались, я пожелал бы, чтобы настолько мерзкое изобретение было погребено со своим создателем.

Три вида налогообложения субъектов. Этим способом выделяется три вида денежных средств, взимаемых с субъектов: во-первых, чрезвычайные, во-вторых, регулярные, в-третьих, случайные или косвенные доходы (из судебных органов, печати, деньги, грузы, меры), те, которые параллельно взимаются с проданного товара, каким бы он ни был, пожертвований, завещанного имущества, срочного наследования или продажи офисов.

Либо с физических лиц, что называется подушной податью, либо с движимого и недвижимого имущества и плодов, которые приходят сверху или внутри земли, как любые ископаемые и сокровища, либо с портов и переправ или каким-либо другим налогообложением, которое возможно представить. Сколь это налогообложение ни было бы грязным, столь Князья-вымогатели будут считать его всегда вкусно пахнущим, как говорил Веспасиан.

Регулярные, чрезмерные, косвенные налоги. Из расходов и налогов самыми старыми считаются такие области, как ярмарочное (разъездное) налогообложение; регулярные, как размер; и чрезвычайные, которые латиняне называли temeraruim tributum, т.е. ссуды вольным городам и льготной категории граждан, десятины, благотворительные и бесплатные взносы, эквивалентные десятинам, взимаемые комиссионно. И собственно говоря, пошлина, пособия, ок-труа, табель были действительно ссудами и чрезмерными налогами перед Людовиком IX, который первым устранил пошлину, как заметил президент Лемэтр; но он не сказал, что это было в форме необходимой ссуды в военное время, и никогда регулярным доходом. /.../

Умерщвление создателей новых налогов. Также большинство создателей новых налогов потеряли жизнь, как некий Партениус или Проклерес, которого забросал камнями народ в городе Трэв, посоветовав королю Теодеберту дать подданным новые субсидии; как в наше время обманщик Жорж Пре-шон был жестоко казнен, а король Швеции Генрих, правителем которой он был, изгнан из своего государства; молодой Филистиус, остальные потеряли так свое состояние, а многие Князья потеряли свои жизни, и среди прочих король Лидийского государства был повешен своими подданными за ноги, а головой — в реку, за субсидии, которые он хотел потребовать; а Теодорик, король Франции, потерял корону. История полна подобным, поскольку перемены, мятежи и гибель Республик чаще всего связаны с непомерными налогами и пошлинами. И способ предотвратить эти нежелательные последствия состоит в том, чтобы устранить чрезмерные субсидии и пошлины, ликвидировав причину их создания. Но не нужно бросаться из одной крайности в другую и упразднять все налоги и пошлины, как многие силились сделать, не имея ни денег, ни домен, чтобы поддержать Республику.

Среди них был император Нерон, который захотел освободить от всех дорожных пошлин и налогов, за что опытный Сенат его поблагодарил за его добрые намерения по отношению к народу, и тем не менее отсоветовал это делать, так как приведет к гибели Республики. И действительно, самое опасное — это лишить основных средств, на которые она опирается, А как некоторые захотели однажды сделать ввиду того, что область полностью отчуждена и что лучшая часть материальной помощи и косвенных налогов и боль-шинство ленных владений в крепкой руке или же во власти привилегированных или освобожденных от налогов. Существует большая вероятность потребовать, чтобы чрезмерные дары были уменьшены, огромные дарения, связанные с наследством, отменены и чтобы приняли в расчет исчерпанные финансы. Однако желание ликвидировать пошлины прежде выкупа земли и уплаты долгов приведет не к восстановлению, а к гибели государства.

[1] Мюи — старинная мера объема. Для вина составляла 286 л, а для сыпучих тел — 1872 л. Бочонок был мерой емкости в один мюи (Примеч. перевод).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: