Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.
Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Работу по социализации младших школьников можно начинать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
При работе с детьми по социализации ставится цель - создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие обучающимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у обучающихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
|
Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах проводятся классные часы: “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”. Для стимулирования внутригруппового общения: тренинг общения.Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час “Мы дружные ребята”; обсуждение мультфильмов “Приключение кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”.
Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): упражнения “Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”. Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра “Самореклама”, составление автопортрета “Это – я”.
Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца: классный час “Мои “хочу” и мои “надо”, игра “Да и нет, не говори”, групповое чтение К.Ушинский “Кончил дело – гуляй смело”.
Чтобы отследить развитие этих умений, используется метод социометрии, а также наблюдение с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице, в которой родители, сами дети и педагог оценивали внешнюю культуру личности (культура общения, культура поведения, культура внешнего вида) и внутреннюю (отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность).
Работа ведётся по таким направлениям:
1.“Волевая регуляция поведения и деятельности” - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.
|
2.“Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников” - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития мотивационно-личностного компонента – самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Работа по социальному развитию проходит и в учебной деятельности.
На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.
Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.
Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Как же сформировать это сознательное отношение?
Основные мотивации стиля здоровой жизни ребенка 7 – 10 лет, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:
Самосохранение.
· Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.
· Через ознакомление с правилами дорожного движения – воспитание в них навыков безопасного поведения на улице.