Тональности с тремя диезами при ключе.




Кл. Вокальное отделение,

Четверть 3, урок 4

Преподаватель: Плюснина Т. В.

Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com

до 13.02.2021

 

Сольфеджио

Тональности с тремя диезами при ключе.

В тональностях Ля мажор и фа-диез минор три ключевых знака - фа-диез, до-диез и соль-диез.

Обратите внимание: в Ля мажоре и фа-диез миноре повторились диезы, которые были в тональностях Ре мажор и си минор и добавился новый – соль-диез.

Знаки при ключе пишутся так:

 

Задания:

Напишите гамму Ля мажор.

Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени.

Сделайте опевание устойчивых ступеней.

Постройте главные трезвучия лада.

 

Поставьте ключевые знаки тональности Ля мажор, а затем напишите мелодию по данным ступеням и ритму в этой тональности.

 

 

 

 


Беседы по музыке

А.Г. Рубинштейн «Демон»

 

А.Г. Рубинштейн (1829 – 1894)

 

 

А.Г. Рубинштейн написал 13 опер, часть – на немецком языке. Его частой практикой был перевод опер на немецкий и продажа их в театры Германии. Так же он планировал поступить и с «Демоном», если его не примут к постановке в России. Сегодня «Демон» является самой популярной оперой композитора, остальные практически не исполняются.

 

Захваченный сюжетом поэмы Лермонтова, композитор писал оперу с огромным увлечением, закончив её в течении нескольких (3) месяцев 1871 г. Однако впервые она была поставлена 3 года спустя, в январе 1875 г. (13.01/25.01).

Основанное на поэме Лермонтова либретто оперы было составлено литературоведом, исследователем творчества поэта, П. А. Висковатовым. Опера «Демон» - первый образец русской лирической (лирико-драматической) оперы.

Вступление к опере – инструментальный образ Демона. Музыкальная характеристика главного персонажа представлена впервые в оркестровом вступлении к опере. Общая сумрачная окраска инструментальной темы, волнообразно парящий рисунок мелодической линии при равномерном ритмическом движении, скорбно стонущие задержания – все это в памяти вызывает строки поэмы Лермонтова:

Печальный демон, дух изгнанья

Летал нал грешною землей…

https://yadi.sk/d/Kn5K2FQnZBCUUQ

Являясь оркестровой характеристикой образа Демона, эта тема вместе с тем ассоциируется с суровым кавказским пейзажем, переходя далее в изобразительный эпизод поднимающейся бури (фигурации на гармонии уменьшенного септаккорда, хроматические гаммы)

Образ Демона в опере теряет сурово-фантастический облик своего литературного прообраза. Композитор придает ему черты одинокого, страдающего, ищущего сочувствия человека. Центр тяжести падает на лирические переживания героев – Демона и Тамары.

 

Форма оперного ариозо позволяет гибко отражать последовательное развитие чувств и переживаний главного героя. Центральным разделом сцены Тамары и Демона (3 действие, 2 картина) является выразительнейшее ариозо Демона «Я тот кому, внимала ты».

https://www.youtube.com/watch?v=_gvUNcisZQ0

 

Тема является ярчайшим примером мелодических линий начинающихся с вершины – источника. Данная с самого начала мелодическая вершина – верхнее до-диез – так и остается наивысшей звуковой точкой, превысить которую у мелодии как бы не хватает сил. Вторичное проведение темы ариозо дается с более насыщенным оркестровым сопровождением, хроматизируется мелодическая линия. Композитор обращает наше внимание на истинную суть образа: «я бич рабов твоих земных… я враг небес, я зло природы», но раскрывает её не как проявление демонического, фантастического в образе, а как черты волевые и мужественные его персонажа.

Интересно, партия поручена баритону, а не тенору как это обычно бывает с партиями лирических оперных героев: Фауст, Ромео в операх Гуно, Вертер в одноименной опере Массне, Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского. Это ещё одно свидетельство противоречивости образа: лирическое начало связано с мужественно-волевым, активным элементом в характеристике главного персонажа оперы Рубинштейна.

 

Демон как дух зла должен быть исключительно отрицательным персонажем. Но что мы видим в произведениях этих авторов? Они стремятся подчеркнуть в персонаже человеческие черты. Их герой «мрачный и немой», «печальный», трагически одинокий стремящийся к любви. Каждому человеку знакомы эти чувства и состояния. Этим Демон нам близок и понятен, вызывает сострадание и понимание. Но образ не отождествляется с человеком и это намеренно акцентируют авторы? Настоящая любовь заключает в себе готовность жертвовать собой. Так любит Тамара (и в поэме и в опере), но на это не способен Демон.

Картины Врубеля, опера Рубинштейна и поэма Лермонтова не только равновелики сами по себе. В совокупности они представляют собой новое художественное произведение, синтез поэзии, музыки и живописи, содружество поэта, художника и музыканта.

Врубель. https://www.youtube.com/watch?v=AXNZRMNP5GM

 

Краткое содержание «Демона»

Во время бури в горах Кавказа хор злых духов призывает Демона уничтожить красоту божьего мира. Демон говорит о своей ненависти к вселенной и отвергает просьбу Ангела примириться с небесами.

Тамара гуляет на берегу реки. Там её видит Демон и влюбляется. Он обещает девушке, что весь мир будет у её ног, если она разделит его любовь. Тем временем на свадьбу с Тамарой едет князь Синодал, но его путь преграждает оползень. Пока он спит является Демон, предрекая беду. Караван Синодала атакуют татары, поединок завершается смертельным ранением князя. Он просит слугу доставить свое тело невесте.

В замке Гудала уже начались приготовления к свадебному торжеству, но приходит известие о задержке каравана жениха. Тамара чувствует, что Демон где-то рядом. Когда в замок привозят тело Синодала, она продолжает слышать ужасный и одновременно притягивающий голос и хочет найти спасение в монастыре. Демон отправляется за ней и туда, надеясь, что любовь, которая в нем горит, открыла его душу для добра. Ангел пытается ему помешать, но Демон настолько полон решимости, что тот отступает.

Тамара молится в своей келье, но все время обращается мыслями к Демону, которого видит во снах. Внезапно Демон появляется перед ней наяву, умоляя о любви. Она не в силах сопротивляться его чарам. Видя это, Демон целует девушку, но она вырывается из его объятий и падает замертво. Ангел уносит её душу на небеса, а Демон обречен на вечное одиночество.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: