Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание представление, воображение, мышление и интеллект, творчество




 

ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯИЕ ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ
Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств и признаков этих предметов. Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего- либо. Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь закономерность развития.

 

Структура приема информации включает следующие этапы:

 

Р→ОЧ→НИ→ГМ→ОЩ→ЦВ→(ЭП) →ОП→(М) →ОС→ВН

 

Раздражитель (слуховой, зрительный) (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируют отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонным

ОЩУЩЕНИЕ.

Определение ощущения – простейшим познавательным психическим процессом являются ощущения. Простейшим его можно назвать только по сравнению с более сложными процессами. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединённых в целостные системы.

Анатомо- физиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителе из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называется анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей: 1) рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. 2) проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг. 3) мозгового центра в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук) т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и психическим агентам.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Наиболее используемой является систематизация, преложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли, и т.п.)

3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

ВОСПРИЯТИЕ.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – отражение комплексного отражения раздражителя.

Выделяют четыре уровня перцептитного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – опознавательным действиям.

Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитеко-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного обзора.

Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Свойства восприятия:

1. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета.

2. Константность восприятия – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное.

3. Структурность восприятия восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например: слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?»

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

ВНИМАНИЕ.

Сфокусированность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.

Внимание – это направленность психики (сознание) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующей данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора та же важна функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознание образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Но одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объём внимания измеряется тем количеством объектов, воспринимаются одновременно.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания --под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которое представляет собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Переключение внимания – состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание- непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действиями сильного, контрастного или нового, неожиданного, или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определённой ин формации; требует волевых усилий, утомляет через 20мин.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длится часами.

ПАМЯТЬ.

основа психической деятельности.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении опыта, делающая возможным его повторенное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта сего настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс, активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание – процесс восстановления прежде воспринятого.

ВИДЫПАМЯТИ:

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией)

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

I. от целей запоминания (насколько прочно, надолго человек хочет запомнить).

II. от приемов заучивания

А.механическое дословное многократное повторение.

Б. логический пересказ.

В.образные приемы.

Г. мнемотехнические приемы.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии одно-двух кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объёму, при однократном предъявлении в (КП) помещается в среднем

7+/- объекта. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5до 9 слов, цифр, чисел, кусков информации.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации; бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по свей воле извлечь, вспомнить нужную информацию). 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении определенных участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации (поступающей как из КП, так и из ДП), необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течении нескольких часов, накапливает информацию в течении дня, а время ночного сна отводится организму для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошлый день, перевода её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации.

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЕКТ.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – это расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

В своем становление мышление проходит две стадии – допоняитйную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления ребенка, когда его мышление организованно не так, как у взрослых: суждения детей единичны, касаются конкретных предметов. При объяснении чего – либо все сводится ими частному знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образу, мышлениям понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и принимаются формальные операции.

Понятийное мышление - приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Формирующееся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно- конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического опыта и наглядно чувственного опыта у них развивается – сначала в простейших формах – словесно-логическое мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

В среднем и старшем школьном возрасте школьникам становится доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Формируется система взаимосвязанных, обобщенных и обратимых операций. Развивается способность рассуждать, обосновывать его общими методами, переходить от его развернутых форм к свернутым формам. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно- понятийному мышлению.

ВИДЫМЫШЛЕНИЯ:

Наглядно-действительное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действия с пред метами.

Наглядно образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которое человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличии от наглядно-действенного мышления, при наглядно - -образном мышлении стация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно – логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций. Таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким – либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирования суждения и т.п.)

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

· подготовка

· созревание решения

· вдохновение

· проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение того, «что требуется найти», недостающих или избыточных данных и т.д)

3. Поиск решения.

3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление)

3.4.1. на основе глубоких логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.)

3.4.2. на основе использования аналогий;

3.4.3. на основе использования эвристических приёмов.

3.4.4. на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы способствующие озарению: высокая увлеченность проблемой; вера в успех, в возможность решения проблемы; высока информированность в проблеме, накопленный опыт; высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения,

7. Коррекция (в случае необходимости – возврат к этапу 2)

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается: результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, являющейся по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны сточки действия.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляется в следующих качествах мышления: широта, гибкость мысли, глубина и самостоятельность мышления, быстрота и критичность ума.

Хотелось бы подчеркнуть индивидуальные стили мышления:

Синтетический стиль мышления – проявляется в том, чтобы создать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположенные идеи, взгляды осуществлять мысленные эксперименты.

Идеалистический стиль мышления - проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам баз осуществления детального анализа проблемы.

Прагматический стиль мышления – опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремится как можно быстрее получить конкретный результат.

Аналитический стиль мышления – ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной манере решения проблем.

Реалистический стиль мышления - ориентирован только на признание фактов, «реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть лил услышать, прикоснуться».

ВООБРАЖЕНИЕ.

В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: