Вопрос 11
Приведите примеры упражнений из различных учебников, при выполнении которых учащиеся отрабатывают операции, входящие в состав алгоритмов письменного деления.
После изучения всех приёмов письменного деления самое время обратить внимание на упражнения, которые выполняют учащиеся для закрепления изученных приёмов.
Рассмотрим несколько программ и рассмотрим упражнения, которые там вводятся:
М. И. Моро.
Первый приём, который изучают по этой программе- это приём деления на однозначное число. Этот приём дети начинают изучать уже в 3 классе, а в 4 классе продолжают его изучение. Рассмотрим упражнения, которые вводятся на отработку этого приёма:
М3М2ч, с.92.
М3М2ч, с.93.
М3М2ч, с.95.
М3М2ч, с.
М4М1ч, с.84.
М3М2ч, с.93.
М4М1ч, с.87.
М4М1ч, с.86.
М4М1ч, с.89.
Следующий приём, с которым знакомятся дети- это приём письменного деления на круглое число. С этим приёмом дети знакомятся уже в 4 классе.
Рассмотрим упражнения по данному приёму:
Упражнения на отработку письменного деления на круглое число:
М4М2ч, с.26.
М4М2ч, с.29.
М4М2ч, с.31.
М4М2ч, с.32.
Следующий изучаемый приём- деление на двух- и трёхзначные числа. Этот приём дети также изучают в 4 классе.
Упражнения на отработку приёма – Деление на двух- и трёхзначные числа.
М4М2ч, с.58.
М4М2ч, с.59.
М4М2ч, с.72.
М4М2ч, с.73.
М4М2ч, с.74.
ВЫВОД: В ходе изучения программы Моро, можно сделать вывод, что в этих учебниках достаточно много заданий, но они все однотипные. Больше всего заданий типа: Вычисли, реши с объяснением и объясни решение. Иногда на полях учебника можно встретить интересные задания: ребусы, «цепочки» и выражения, где нужно вставить пропущенные числа, такие задания могут решаться на уроке в качестве разминки или физкультминутки для ума.
Л.Г. Петерсон.
По программе Петерсон все эти приёмы изучаются уже в 3 классе, исключением является приём Деления на двух- и трёхзначные числа, этот приём изучается в 4 классе.
Для начала рассмотрим приём- Деление на однозначное число.
Упражнения на отработку навыка письменного деления на однозначное число:
М3П2ч, с.12.
М3П2ч, с.13.
М3п2ч, с.17.
М3п2ч, с. 22.
Следующий приём- деление на круглое число.
Упражнения, направленные на отработку навыка письменного деления на круглое число:
М3П2ч, с.25.
М3П2ч, с.47.
М3П2ч, с.46.
Упражнения, направленные на отработку письменного навыка деления на двух- и трёхзначные числа:
М4П1ч, с.38.
М4П1ч, с.40.
М4П1ч, с.41.
М4П1ч, с.46.
М4П1ч, с.43.
М4П1ч, с.47.
ВЫВОД:
По программе Петерсон можно заметить, что заданий очень много, и они все разные и интересные. Очень хорошие задания с самопроверкой, т. е. после решения упражнений у ребят должно получиться какое-то слово или предложение, что о говорит о том, что задание выполнено верно. Изучать данные приёмы и выполнять упражнения в учебниках Петерсон детям было бы максимально интересно.
Н. Б. Истомина.
По программе Истоминой письменные приёмы деления рассматривают в 4 классе.
Рассмотрим, какие упражнения вводятся при изучении письменного приёма деления на однозначное число.
Упражнения, направленные на отработку навыка письменного деления на однозначное число:
М4И1ч, с.76.
Упражнения, направленные на отработку навыка письменного деления на круглое число:
М4И1ч, с.11.
М4И1ч, с.16.
Упражнения, направленные на отработку навыка письменного деления на двух- и трёхзначные числа:
М4И1ч, с.11.
М4И1ч, с.76. (№211, 214)
М4И1ч, с.106.
ВЫВОД: После рассмотрения программы Истоминой, можно сделать вывод, что упражнений по данным темам в учебниках этого автора не так-то много.
Так же эти упражнения не такие интересные, как по программе Петерсон. Чаще всего в учебниках Истоминой можно встретить задания с такой формулировкой: «Найди значения выражений», «Вычисли «уголком»».
И. И. Аргинская.
По программе Аргинской письменный приём деления на однозначное число изучается уже в 3 классе, а приёмы деления на круглое число и на двух- и трёхзначные числа изучают в 4 классе.
Начнём с приёма деления на однозначное число:
Упражнения, направленные на отработку навыка письменного деления на однозначное число:
М3А2ч, с.21.
М3А2ч, с.24.
М3А2ч, с.25.
Упражнения, направленные на отработку навыка письменного деления на круглое число:
М4А1ч, 124.
М4А1ч, с.122.
Упражнения, направленные на отработку навыка деления на двух- и трёхзначные числа.
М4А1ч, с.132.
М4А1ч, с.137.
М4А1ч, с.107.
М4А1ч, с.137.
ВЫВОД: После изучения программы Аргинской можно сказать следующее: заданий много, но они однотипные и не очень интересные, понятно, что дети в школу пришли не для развлечений, но решение однообразных заданий им быстро надоест. Если учитель будет работать по программе Аргинской, ему обязательно нужно включать какие-то свои задания, более интересные, чем в учебнике.
Больше всего преобладает заданий с такой формулировкой: «Выполни деление, используя запись «уголком»», «Выполни деление», «Найди значение частных».
![]() |
Общий вывод:
После изучения всех вышеперечисленных программ, я бы отдала своё предпочтение программе Петерсон. Учебник отличается от других учебников обилием заданий, которые все по-своему интересны, а мне, как будущему учителю важно, чтобы каждый ребёнок был заинтересован в учебном процессе.