Кругооборот ресурсов, благ и доходов.




Поня

2. Понятие и основные типы экономических систем. Кривая производственных возможностей.
Экономические системы
— это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Основой традиционной э.с. является натуральное хозяйство. Главные черты – замкнутость, ручной труд, низкая производительность труда, отсутствие предпосылок для экономического роста. Изолированные хозяйственные единицы – община, патриархальное семейное хозяйство, рабовладельческие и феодальные поместья. Основные экономические проблемы – что, как и для кого производить – решаются в натуральном хозяйстве производителем, который выступает одновременно и как потребитель. Пр: развивающиеся страны Азии и Африки (например, Индии). Рыночная экономика – это разнообразие форм собственности при доминировании частной формы собственности, господство товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства, конкурентный механизм хозяйствования, материальное стимулирования, свободное ценообразование, регулирующая экономическая роль государства, личная свобода, доминирование индивидуального интереса т.д. Административно-командная система о снована на господстве государственной собственности, огосударствлении народного хозяйства, отсутствии конкуренции, директивном планировании, нерыночных хозяйственных связях, уравнительном характере распределения, игнорировании законов товарно-денежного обращения и т.д. Смешанная экономическая система – это разнообразие форм собственности и хозяйствования, качественные сдвиги в отношениях частной собственности, конкурентный механизм, значительная экономическая роль государства, прогнозирование социально-экономических процессов. Обязательными особенностями смешанной экономики является ее высокое экономическое развитие и социальная направленность. Переходная экономическая система характерна для стран, которые освободились от недостатков административно-командной системы. В таких условиях трансформационные процессы происходят противоречиво, бурно, с острыми социально-экономическими потрясениями, кризисными явлениями.
Крива́я произво́дственных возмо́жностей это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности

или альтернативные затраты. Кривая производственных

возможностей показывает: 1. Тенденции роста

альтернативных издержек производства в условиях

увеличения производства одного из товаров.2. Уровень

эффективности производства.

4.Рынок, его структура и механизм функционирования.
Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. Включает: 1.)рынок товаров и услуг (необходимы тов.биржи, оптовая и розничная торговля, маркетинговые службы); 2.)рынок факторов производства(земля,труд,капитал); 3.)финансовый рынок(акции, облигации, необх-мо наличие фондовых,валютных бирж). Классификация по степени несовершенства: совершенно конкурентный рынок, монополистический конкурентный, олигополистический, монополистический. Координацию участников рынка совершает рыночный механизм через систему цен и конкуренции. Плюсы: эффект. распределение ресурсов, стимулирование НТП, гибкость, адаптивность, свобода выбора действий, способность удовлетворять разл. потребности. Минусы: не сохраняет невозобновимые ресурсы, не создает товары коллективного пользования (дороги, мед.), неравенство, не финансирует фундаментальные исследования, ориентирован только на тех кто имеет деньги. Функции: информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем; ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции; регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение; координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Кругооборот ресурсов, благ и доходов.

В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей экономики.Модель макроэкономического кругооборота показывает, что между субъектами экономики существуют различные хозяйственные взаимосвязи. Например, фирмы производят и продают товары и услуги, домашние хозяйства потребляют и накапливают, государство взимает налоги и создает общественные блага. В макроэкономическом кругообороте представлены агрегированные сектора и рынки. Аналогичные хозяйственные операции объединены в величины потока (поток товаров и услуг или товарное обращение) и денежный (монетарный) поток или денежное обращение. Основным созидающим звеном экономического оборота являются фирмы, производящие необходимые обществу товары и услуги. Фирмы находятся в тесной взаимосвязи как с покупателями товаров и услуг, так и с движением ресурсов. Эти взаимосвязи реализуются на рынке товаров и услуг и рынке факторов производства (ресурсов).Отправным моментом экономического оборота являются домашние хозяйства, которые для реализации своих потребностей предлагают в качестве ресурсов производства труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Вместе с тем домашние хозяйства представляют и конечный продукт экономического оборота, его конечную цель. Домашние хозяйства платят государству налоги, а от него получают заработную плату и трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, пособия и т. д.).
Фирмы также платят государству налоги (налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.) и получают от него платежи в виде субсидий, дотаций, кредитов, оплаты государственных заказов и др.

8. Рыночное равновесие и его изменение. Вмешательство государства в рыночное изменение.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (P) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (P). Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Если реальная рыночная цена выше опт, то объем спроса будет меньше объема предложения, т.е. возникает избыток товара. Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит товара. Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым. Государство устанавливает потолковые цены и цены поддержки
5. Экономические функции государства в смешанной экономике.
Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида деятельности государства:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции. Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

6. Рыночный спрос и его факторы.
Спрос —
это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Величина спроса Q — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Спрос зависит от: использования рекламы; моды и вкусов; ожидания потребителей; изменений предпочтений окружающей среды; доступности товаров; величины доходов; полезности вещи; цены установленной на взаимозаменяемые товары; количества населения. Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будетсуммарным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Величина рыночного спроса не обяз-но совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен) может вызвать существенный рост вел.спр. При этом объем продаж может оказаться низким в рез-те незаинтересованности произ-ля продавать по установленным ценам

 

 

 

7. Рыночное предложение и его факторы.
Предложение
- это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене. Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке. Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. К неценовым факторам предложения относят:изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.Выход на рынок новых фирм.Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
Природные катастрофы,Политические действия и войны,Перспективные экономические ожидания На кривую предложения огромную роль оказывает тех. прогресс.

9. Эластичность спроса (прямая,перекрестная,по доходу) и предложения.

Прямая эластичность спроса хар-т относительное изменение спроса на готовый товар при изменении его цены. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены: . Если 0<Ei<1, то спрос неэластичен, увеличение (снижение) цены на 1% сопровождается снижением (повышением) объема спроса менее чем на 1%. Если 1<Ei<беск-ть, то спрос эластичен, повышение (снижение) цены на 1% сопровождается снижением (повышением) объема спроса более чем на 1%.
Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий. Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой. Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.
Э ластичность спроса по доходу - степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей. Если показатель эластичности спроса по доходу принимает значения меньше нуля (Edi < 0), это значит, что увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо. Потребитель, став богаче, посчитает возможным и необходимым заменить это благо (или товар) другим. Если показатель эластичности спроса относительно дохода принимает положительные значения (Edi > 0), то увеличение дохода приведет к увеличению сп роса на товар. Если 0 < Е < 1, то спрос на благо растет медленнее, чем доход, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При Edi > 1 спрос на благо растет быстрее, чем доходы потребителя. Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше. I – величина дохода.
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%. Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены харак-т эластичность пре-я по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения
к росту цен.

10. Кардинализм: общая и предельная полезность, правило максимизации общей полезности
Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою "потребительскую корзину", т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Общая полезность (TU) - совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезнсть начнет убывать. По горизонтали откладываем количество блага, по вертикали — общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения потребности. График показывает, что если сначала TU блага растет, то после точки max она убывает. Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности.
Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени. Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие. Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

 

11. Кривые безразличия и их свойства. Бюджетное ограничение и потребительский выбор.
Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия ------------------------------------à
Свойства: не пересекаются, каждая кривая располж. левее имеет меньшую общую полезность, отрицат.наклон, выпукла к началу координат.
Способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары. Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область. Уравнение бюджетной линии имеет вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2. Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность).

12. Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Эффекты дохода и замещения
По мере увеличения дохода потребитель в состоянии покупать больше товаров => это приведет к парал сдвигу бюджетной линии вправо (1). Если цена на товары выросли, а доход неизменен, то бюдж линия переместится влево. Если цена на один из товаров вырастет, а доход прежний, то прямая двигается по оси (2).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: