Народный костюм центрального региона России




Доклад к презентации «Русский традиционный народный костюм»

Слайд 1

Тема: «Русский традиционный народный костюм»

Слайд 2

Формирование национальных особенностей русского народного костюма происходило в XIV—XVI вв. одновременно с выявлением русского (великорусского) этнического самосознания и распространением этнонима «русские». К XVII в. полностью сложились основные костюмные комплексы.

Слайд 3

Народный костюм севера России

Северорусский костюм - явление Вологодской, Архангельской, Пермской, Вятской, Тверской, Новгородской, Псковской губернии.

В гардеробе зажиточной северной крестьянки были парчовые сарафаны, отделанные мехом душегреи, головные уборы, украшенные жемчугом. В бедных семьях преобладала домотканина, в качестве отделки использовались тканье, мелкий речной жемчуг, стеклярус, бисер, птичий пух и крашеные перья.

Слайд 4

Основой женского костюма, как и в южных регионах России, была рубаха, преимущественно белого цвета. На севере носили рубахи из дорогих шелковых тканей, из кисеи с блестками. Вышивка выполнялась хлопчатобумажными, шелковыми и золотыми прядеными нитями. Широко использовались в северной орнаментике изображения древа жизни с предстоящими фигурами. В узорах рубах некоторых уездов Вологодской, Архангельской и Тверской губерний встречались солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы.

Слайд 5

Ярким цветовым пятном в художественном решении костюма северянок часто являлся сарафан из домотканой клетчатой пестряди. Застежку на таком сарафане заменяла небольшая кулиска на шнуре, проходящая в верхней части переднего полотнища. Узкие лямки сарафана были соединены на середине спины небольшой прямоугольной планкой и обшиты ситцевой бейкой. Сарафан обязательно подпоясывался узорным поясом.

Слайд 6

Поверх сарафана северянки надевали душегрею – короткую нагрудную одежду на лямках, в холодное время года – шугай в талию с рукавами и воротником. С таким костюмом девушки носили повязку или венец, а замужние женщины – цельный жесткий головной убор кокошник. В каждом городе и даже селе была своя мода на покрой и ношение одежды. Например, в Вологде костюм включал рубаху «рукава», сарафан, головной убор. Рубаха шилась из белой кисеи, а сарафан из орнаментированного штофа. Вдоль застежки проходили полоски желтой парчи, застежки были выполнены на воздушные петли и металлические пуговицы. Сарафан изготавливали на подкладке из ситца и холста.

Слайд 7

Народный костюм юга России

Наиболее древний и наиболее разнообразный был южнорусский костюм, бытовавший в Рязанской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей. Большое разнообразие народной одежды в южных районах объясняется частым перемещением населения: то под натиском кочевников, то после образования Московского государства. В результате тесно переплелись между собой и древние обычаи, и умения многочисленных славянских и кочевых племен.

Слайд 8

Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне, которые сохраняли верность традиционному костюму вплоть до конца XIX века.

Слайд 9

В южнорусский поневный комплекс входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник («запан»), «навершник» — наплечная одежда типа укороченной рубахи, другие детали и украшения, головной убор «сорока», обувь.

Типичной женской обувью для южных районов России были «коты» с чулками. «Коты» – твердые туфли, на высоком каблуке с округлыми носами. Они богато орнаментировались: на каблуки набивались медные гвоздики, сзади прикреплялись кисточки либо бубенчики, создаваемые при ходьбе своеобразный шум. В холодное время женщины носили вязаные толстые шерстяные и нитяные чулки: однотонные, полосатые или узорные.

С многоцветностью южнорусского костюма гармонировали снизанные из бисера мониста и гайтаны. Они представляли собой широкие полихромные полосы около полутора метров длиной с четким узором из сеток, ромбов и розеток. Дополнением служили подвешенные к ним медные кресты и застекленные образки.

Слайд 10

Большое внимание уделялось украшению спинной части – длинные бисерные нити, являвшиеся продолжением гайтанов – «грибатки» и «заметки» из шелкового шнура, черной тесьмы с бисером, пышными разноцветными шерстяными кисточками, вышитыми золотой нитью, блестками, бусинами. Украшения имели магический смысл и защищали от порчи и сглаза со спины.

Принято было не только носить украшения на шее, но и нашивать монеты на одежду, головные уборы и даже на обувь. Костюм украшался широким поясом из конского волоса или нитей – с нанизанными на них стеклярусом, бисером, пайетками, монетами. Все это шумело, звенело и пело при ходьбе.

Слайд 11

Народный костюм центрального региона России

У жителей центральных областей России (Московская, Владимирская, Ярославская, Тверская, Курская губернии) к XVIII столетию в женской одежде прочно утвердился комплекс с сарафаном. Его надевали поверх прямой рубахи, присборенной у ворота – стойки с прямыми вставками – поликами в верхней части длинных рукавов. Именно такой костюм получил распространение на обширных пространствах центральных областей России.

Слайд 12

Преобладание глухих туникообразных и широких прямых одежд показывало стремление к созданию массивной, мало расчлененной формы, цельного и чрезвычайно простого по рисунку женского силуэта. Массивность, как правило, нарастала к низу, что подчеркивалось и обувью – плетеными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжелыми котами – туфлями, которые иногда надевались на семь – восемь пар толстых чулок. Талия в традиционном женском костюме центральных областей России не подчеркивалась, а наоборот скрывалась всевозможными нагрудниками.

Слайд 13

Женщины Московской, Владимирской, Ярославской губерний чаще всего носили косоклинный распашной сарафан. Он назывался распашным, потому что его передняя часть состояла из двух, а не одного, как в глухом, полотнищ ткани, соединенных застежками на медных, оловянных или серебряных пуговицах или сшитых и имеющих чисто декоративную застежку. Бока были расширены дополнительными клиньями, придающими силуэту трапецивидную форму.

Немного позднее появился круглый или прямой сарафан на лямках, встречающийся преимущественно в центральной части России. Впоследствии он вытеснил тяжелый косоклинный сарафан, поскольку был проще в изготовлении и шили его из недорогих тканей: пестряди и ситца.

Слайд 14



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: